Роль гостиниц и предприятий питания в индустрии туризма
Курсовая
работа
по
теме: Роль гостиниц и предприятий питания
в
индустрии туризма.
Выполнил: студент
3 курса 4 группы
Удалов И.И.
Проверил: доцент
Шаврова И.К.
Содержание
Стр.
Введение
3
I.
Современное
состояние российского рынка туристических
услуг 6
II. Гостиницы и предприятия питания в
индустрии туризма 10
III.
Тенденции
развития предприятий питания и гостиниц в
индустрии туризма
20
Заключение
23
Список
литературы 24
Введение
В второй половине
XX века туризм стал стремительно превращаться в крупнейший сектор мировой экономики.
К концу века по своим оборотам и доходности он уже конкурировал с добычей и
переработкой нефти, с автомобилестроением.
По данным
Всемирной туристической организации (ВТО), число путешествующих в 2004 г.
увеличилось на 10% и составило 760 млн чел. К 2010 г. их число достигнет одного
миллиарда. Поскольку население Земли составляет около 6 млрд чел., с учётом
внутреннего туризма можно говорить, что почти половина людей на планете
ежегодно оказываются непосредственно вовлечёнными в туристский бизнес.
Глобализация, информатизация, развитие транспортных средств в мире за
последние два десятилетия придали туризму такую стремительную динамику
развития, что он в ближайшие десятилетия может стать ведущей мировой отраслью.
Значимость туризма в современном мире постоянно растёт, и, по оценкам
специалистов, XXI век станет веком туризма.
В 1950-1999 гг.
среднегодовые темпы роста объемов туризма составили 7%, что намного выше
средних темпов роста мировой экономики. По прогнозам Всемирной туристической
организации, в ближайшие десятилетия темпы роста объемов туризма сохранятся, и
к 2020 г. число международных туристских прибытий достигнет 1,561 млрд (в 2000
г. их было 698 млн). Ещё более значительно - в 4,2 раза, - должны увеличиться
доходы от туризма: с 476 млрд до 2 трлн дол.1
В чём причины
столь феноменального роста? Оказывается, существует прямая связь туризма с
ростом доходов и повышением уровня жизни населения. Как правило, чем более
благополучна страна, чем стабильнее её социально-экономическое положение в
мире, тем выше в ней доля населения, формирующего мировые туристические потоки.
И наоборот: чем хуже социально-экономическое положение в стране и в мире, тем
меньшая доля населения отправляется в путешествия. Эта закономерность весьма
характерна, и её, по-видимому, можно и нужно рассматривать как определённый
показатель развития страны в мировом сообществе.
В то же время
туризм является мощным катализатором социально-экономического развития как
развитых, так и депрессивных стран и регионов: он обеспечивает приток
иностранной валюты, инвестиций, способствует бурному росту смежных отраслей,
помогает решать проблемы занятости населения, повышает репутацию страны в
мировом сообществе. При существенно меньших затратах, чем в других отраслях
экономики, туризм может обеспечить значительные валютные поступления.
В настоящее
время, по статистике Всемирной туристической организации, в мире насчитывается
80% стран, в которых въездной туризм входит в первую пятерку ведущих статей
экспорта, а в 40% - является основной экспортной статьей. Еще 40% - это
государства, где доходы от туризма превышают 1 млрд дол.2
Туризм как сфера
бизнеса превратился сегодня в огромный многоканальный способ получения
гигантских и всё нарастающих финансовых потоков, обеспечивающих уже миллиардные
мировые туристические потоки (таблица).
Важно отметить,
что в современном глобализирующемся и информационизирующемся обществе туризм
становится всё более благоприятной средой, в которой общество с нарастающей
интенсивностью и масштабностью потребляет, использует в целях своего развития
все накопленные человеком культурно-исторические ценности и рекреационные
ресурсы. В этом, возможно, одна из основных причин вливания в последние
десятилетия в туризм гигантских ресурсов под контролем взращиваемых ведущими
мировыми державами транснациональных компаний, которые всё более плотно
окутывают планету гостиничными и ресторанными «цепями», бронировочными и
информационными системами, транспортными альянсами, индустриальными
технологиями информирования, развлечения, досуга, обучения и т. д.
Туризм в его
нынешнем виде становится своеобразным мостом, по которому люди начинают всё
успешнее преодолевать пространство и время.
I. Современное состояние
российского рынка туристических услуг
Туристский рынок
— это институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей
спроса) и продавцов (поставщиков) туристских услуг. В отличие от обычных
товарных рынков туристский рынок не несет в себе движения товаров от продавцов
к покупателям. Напротив, сами покупатели перемещаются к месту назначения,
чтобы получить зарезервированные услуги.
Рынок — это сфера
обмена. Предметом обмена на туристском рынке являются туристские услуги,
которые представляют собой деятельность различных предприятий туристской
индустрии (гостиниц, ресторанов, перевозчиков, предприятий досуга,
организаторов путешествий и др.) по удовлетворению путешественников в
различного рода услугах. Анализируя рынок туристских услуг, мы сознательно
ограничиваем сферу нашего исследования системой экономических отношений лишь в
одном, но очень важном сегменте туристской индустрии — деятельности
туристических фирм. По определению туристические фирмы как организаторы
путешествий и обслуживания туристов представляют собой стержневое звено в
системе рыночных экономических отношений в туристской индустрии. Следует также
отметить, что, несмотря на свою очевидную значимость, именно эта сфера рыночных
отношений в индустрии туризма до настоящего времени остается недостаточно
освещенной.
Исследование
туристского рынка целесообразно проводить по следующим направлениям:
представить
текущее состояние туристского рынка по основным экономи
ческим показателям;
раскрыть основные
эволюционные процессы и тенденции развития рынка предложения туристских услуг;
определить
состояние спроса на туристские услуги и тенденции в его динамике.
В период перехода
от административного управления экономикой к рыночному хозяйству в последнее
десятилетие XX века российский туристский рынок пережил кардинальные изменения.
Переход российского туристского сектора на рыночные условия хозяйствования
совершался на основе преемственности туристских традиций и связей. В советский
период туризм строился на плановой основе. Активно развивался внутренний
туризм, поддерживались прочные международные туристские связи.
Изменения в
туристской индустрии коснулись прежде всего внутреннего туризма
в России, который ранее был прерогативой профсоюзной системы, построенной на
плановой основе и не похожей на современный коммерческий туризм. Однако к
настоящему времени мы почти приблизились к уровню 90-х гг. В 2003 г. Россию
посетило 22,5 млн иностранных граждан, российские граждане совершили 20,5 млн
поездок за рубеж . К 2010 г. Всемирная туристская организация (ВТО)
прогнозирует вхождение России в десятку наиболее посещаемых стран мира.
Первые частные туристические
фирмы появились в России в 1989 г., среди них «Роза ветров», «Содис», «Турбюро
Москва» и др. Государственные туристические компании — Госкоминтурист СССР,
ЦСТЭ ВЦСПС, Бюро международного молодежного туризма «Спутник» — провели
акционирование в начале 90-х гг.
Указ Президента
«О либерализации внешнеэкономической деятельности» позволил российским
предприятиям самостоятельно выходить на внешний рынок. Начиная с 1991 г.
российские туристические фирмы устанавливают прямые деловые отношения с зарубежными
партнерами и осуществляют деятельность по организации как внутреннего, так и
международного туризма.
В 1993 г.
образована Национальная туристская ассоциация, учредителями которой стали
ЦСТЭ-Интур и др. В этом же году стала издаваться профессиональная туристская
газета «Туринфо», вокруг которой объединились туристические фирмы, создавшие
Российскую ассоциацию туристических агентств — РАТА. В настоящее время РАТА
преобразована в Российский союз туриндустрии, куда вошли предприятия транспортного,
гостиничного, страхового, юридического, банковского, образовательного и других
секторов туристской индустрии, представители СМИ, региональных туристических
администраций.
Начиная с 1994 г.
осуществление международной туристской деятельности разрешается только по
лицензии, выдаваемой уполномоченными государственными органами по
лицензированию.
В 1996 г. «Натали
Туре» объявила об открытии собственного сайта в Интернете г начала бронирование
в режиме реального времени. Через год свои сайты открыли «Спутник», «Интурист»,
«Большое путешествие», «Бегемот». В настоящее время в Интернете действует около
600 ресурсов российских турфирм.
Также в 1996 г. в
Государственной Думе РФ образован Комитет по туризму и спорту. В 1996 г.
Госдума РФ приняла Закон «Об основах туристской деятельности», действующий до
настоящего времени.
В 1998 г.
финансово-экономический кризис 18 августа поставил под угрозу существование не
только отдельных компаний, но и всей туриндустрии в целом. Уже в первые дни
сентября четверть специалистов в области организации туристских путешествий
остались без работы, в дальнейшем практически прекратили свое существование
около 40% туристических фирм.
В 2000 г.
появляются первые российские сетевые объединения туристических фирм.
Основные этапы
развития российского туристического бизнеса демонстрируют путь, пройденный за
короткий исторический период, измеряемый десятилетием. За этот период
сформировался рынок предложения туристских услуг, основанный на частной
собственности. Российский туристический бизнес выстоял в напряженной конкурентной
борьбе с иностранными компаниями и занял прочные позиции на туристском рынке,
сумел консолидироваться с отечественными авиакомпаниями, создал успешные
чартерные программы, учредил и поддержал свою профессиональную ассоциацию, объединившую
предприятия ключевых секторов туристской индустрии.
II. Гостиницы и предприятия
питания в индустрии туризма.
Одним из
важнейших видов услуг в технологии туристской деятельности является размещение
туристов. Как уже указывалось ранее, к таким средствам относятся: гостиница,
мотель, кемпинг, туристская база, пансионат, туристское общежитие, родтель,
ботель, флотель и др. Средства размещения туристов по международным рекомендациям
подразделяются на четыре группы:
гостиницы и
аналогичные предприятия;
коммерческие и
социальные предприятия размещения;
специализированные
средства размещения;
частные
туристские средства размещения.
Типовая
классификация средств размещения рекомендована ВТО. Она не является единой во
всех странах, как и классификация гостиниц.
Туристская
гостиница — это особый тип гостиницы, предназначенный для предоставления
туристам комплекса услуг, связанных с путешествием, которые не предусмотрены в
обычной (коммунальной) гостинице.
Во всех туристских
гостиницах предусмотрены четыре основные группы услуг: размещение; питание;
досуг; бытовое обслуживание.
По статистике
ВТО, почти половина гостиничного фонда в мире (49,1%) размещена в Европе.
Гостиничный фонд России составляет 3% от европейского.
Индустрия
гостеприимства, являющаяся одной из крупнейших отраслей мировой экономики, в
настоящее время бурно развивается. Благодаря социальному, политическому и
экономическому прогрессу за последние двадцать лет туризм стал доступен широким
слоям населения. Одновременно с ростом общего числа туристов заметное развитие
получила инфраструктура туризма и основной ее компонент — гостиничный сектор,
стремящийся получить свою долю бизнеса. В современных условиях гостиницы
вынуждены бороться за «место под солнцем», а при наличии возможности —
стремиться к расширению своего бизнеса. В последнее время в связи с недавним
экономическим спадом в развитых странах мира резко обострилась конкурентная
борьба в индустрии гостеприимства.
Выживание и рост
деловой активности — важнейшие направления в деятельности гостиничных
предприятий во всех странах мира. Некоторые из них уже осознали этот факт и
принимают необходимые меры, чтобы обеспечить себе стабильное будущее путем
удовлетворения меняющихся потребностей клиентов и стимулирования повторных
обращений за предоставлением гостиничных услуг. Бурные изменения, происходящие
в области телекоммуникаций, средств массовой информации и связанных с ними
технологий, способствовали росту ожиданий со стороны клиентов в отношении качества
обслуживания, профессионализма работников и разнообразия предлагаемых
гостиничных услуг. Поэтому уже нельзя рассчитывать на то, что клиентура будет
мириться с заведомо плохим обслуживанием. В рамках своей политики в области маркетинга
гостиницы должны информировать потенциального клиента об уровне и качестве
услуг, на которые он может рассчитывать, а затем обеспечить соответствие предлагаемых
ими услуг по крайней мере заявленному уровню. Многие преуспевающие гостиничные
компании на своем собственном опыте осознали, что не могут позволить себе
игнорировать развивающиеся рынки, не использовать новые подходы к менеджменту
и не внедрять передовые технологии Рассмотрим функционирование на примере отеля
«Хендэ».
Отель «Хендэ»
(ООО «Владивостокский Бизнес-центр») функционирует уже 8 лет и является
совместным предприятием «Хендэ Групп» (Южная Корея) и администрации
Владивостока.
Философия
менеджмента отеля: «Самый доброжелательный и самый чистый отель».
Основными
направлениями деятельности отеля «Хендэ» являются:
предоставление
гостям отеля уютных и комфортабельных номеров;
обслуживание
гостей в ресторанах и барах отеля;
предоставление
услуг фитнес-центра: сауна, спортивный зал, массажный кабинет, бассейн,
тренажерный зал;
услуги
бизнес-центра: копировальные и множительные работы, все виды
связи, Интернет, электронная почта;
организация
семинаров, презентаций и выставок для производителей и потребителей.
Для любой
компании жизненно важным является завоевание новых клиентов и удержание старых.
Так как на завоевание новых клиентов в среднем требуется примерно в 6 раз
больше средств, чем на удержание одного старого, вывод очевиден: работа с уже
существующими клиентами (улучшение сервиса, предложение новых услуг, разработка
гибкой ценовой политики) должна стать приорететным направлением деятельности
для любой компании, ориентированной на потребителя .
Страницы: 1, 2
|