·
Государственная
публичная историческая библиотека;
·
Государственная
общественно-политическая библиотека;
·
Российская
государственная библиотека по искусству;
·
Российская
государственная юношеская библиотека;
·
Российская
государственная детская библиотека;
·
Российская
государственная библиотека для слепых.
Частью этой сети
являются 282 центральные библиотеки всех 89 субъектов Российской Федерации.
В системе высшего
и среднего специального образования имеются примерно три тысячи библиотек
университетов, академий, институтов, школ, колледжей.
В системе общего
образования действуют более 63 тысяч школьных библиотек.
Крупная сеть
исследовательских библиотек создана Российской академией наук. Она включает 375
библиотек.
В советский
период каждое отраслевое министерство (здравоохранения, сельского хозяйства и
т.д.) создало свою сеть специализированных библиотек, которую возглавляла
центральная отраслевая библиотека. Научно-методическим центром для всех
библиотек являлась Государственная публичная научно-техническая библиотека
СССР, с универсальными фондами по науке и технике.
Одной из
крупнейших библиотек мира в своей сфере является Всероссийская
патентно-техническая библиотека
Для обслуживания
высших органов государственной власти созданы Библиотека Президента Российской
Федерации и Парламентская библиотека Российской Федерации.
Разветвлённой
сетью библиотек располагают Министерство обороны РФ и другие силовые ведомства.
Библиотеки
России, по сути, представляют собой целостный единый организм и традиционно
взаимодействуют друг с другом, а также с зарубежными библиотеками, при
необходимости обмениваясь документами и информацией о них.
Практически
каждая отрасль народного хозяйства имеет центральное книгохранилище на
федеральном уровне.
В отличие от
других стран государственный библиографический учет российской печатной
продукции ведут не национальные библиотеки, а специализированное
библиографическое учреждение - Российская книжная палата (РКП). Она издает
текущие указатели и ежегодники выходящих книг, журнальных и газетных
публикаций, нотных изданий, географических карт. С 1994 года российская
национальная библиография выпускается на CD-ROM.
Из-за того, что
наука в СССР развивалась в основном не в университетах, а в специальных
научно-исследовательских институтах, вузовские библиотеки России гораздо беднее
и несопоставимы по своему значению с западными, поскольку они изначально были
ориентированы в основном на учебный процесс и никогда не были открыты для
широкой публики.
В силу этого и
некоторых других обстоятельств каждая из территорий, составляющих ныне
Российскую Федерацию, имеет одну открытую для всех центральную региональную
библиотеку с универсальным фондом, включающим и основной репертуар научной литературы.
По типу и по составу коллекций такие библиотеки представляют собой сочетание
публичной и академической библиотеки в западном понимании, что-то вроде
общенациональной
мини – библиотеки.
Многие
административные центры краев, областей и районов открывали специальные
библиотеки отдельно для детей и отдельно для юношества. Основной упор делался
на специфику работы с этими категориями читателей.
Экономические
реформы вызвали уменьшение общей численности библиотек.
Больше всего
пострадали партийные, профсоюзные и научно-технические библиотеки. Во многих
случаях эти библиотеки были полностью приняты на бюджетное финансирование
органами культуры, либо их книжные фонды были переданы в публичные библиотеки.
Глава 3
Новые технологии в
библиотечном деле.
Важнейшие задачи
библиотек в современном мире все чаще формируются как обеспечение свободного и
неограниченного доступа к информации и сохранение её источников, поскольку эти
обе задачи вбирают в себя почти все остальные. Библиотекаря же всё чаще
называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом,
навигатором в океане информации, удваивающейся количественно каждые восемь лет.
Входящая в третье
тысячелетие современная библиотека- это уже не только книгохранилище, но и
своеобразный электронный архив. Это единственное место на земле, где
предоставляется доступ к информации и на традиционных носителях, и в
электронном виде. Онлайновое обслуживание удаленных пользователей библиотек
так же, как и предоставление информации из удаленных источников, в библиотеках
западных стран стало нормой.
Что произойдет с
библиотеками в условиях интеграционных процессов? Будут ли наши учреждения
включены в единую международную систему? На этот вопрос трудно дать точный
ответ и тем более вряд ли возможно указать какие-то, хотя бы приблизительные
сроки.
Начнем с того,
что технологические предпосылки для этого уже существуют, и подобный процесс
идет – особенно в развитых странах. Наша страна переживает тот же процесс.
Библиотеки все
больше и больше будут насыщаться техникой. Здесь ещё произойдут резкие повороты
и скачки. В России ныне совершается переход от стадии, когда многие библиотеки,
особенно сельские, не имеют даже телефона, не говоря уже о множительной
технике, к стадии включения этих учреждений в информационные системы, в том
числе – глобальные.
Чем только,
технически и технологически, не обеспечивается в библиотеках серьёзный
читатель! Находясь в стенах одной из них, он может обращаться к богатствам
других и пользоваться электронной доставкой нужных ему источников; к его
услугам - машиночитаемые базы данных. Он может работать с компьютером и
получать копии материалов - как в печатной, так и в электронной версиях. Крупная
библиотека способна обеспечить переводами читателя с одного языка на другой.
Особые условия все чаще создаются для специфических категорий пользователей – возрастных,
с физическими недостатками и т.д.
Каковы же
социальные последствия новшеств? Уже сегодня они позволяют сделать для
посетителей то, что находится в так называемом виртуальном мире. Из учреждения,
которое обеспечивало доступ к знаниям, закрепленном на материальных носителях и
хранящихся на полках, библиотека превращается в полноправного совладельца
информационных богатств других учреждений, а ее сотрудники – в собственников
знаний, подлинных крезов.
Это привело к
изменению состава библиотекарей по специальностям. Появляется много новых
профессий, меняется структура учреждений, формы и методы управления им. Во всем
этом большую роль играют как электроника и автоматикой, так и педагогические и психологические
подходы.
Успешно шествует
по планете Интернет. Интернет – продукт человеческого гения, являясь
глобальной системой, создает новый информационный климат на планете,
олицетворяет свободу слова, плюрализм, дает возможность широкого обмена
мнениями между отдельными людьми и между народами. Отмечается и большое
значение Интернета как средство образования, научно - технического и
экономического прогресса, а в политическом отношении – как символа демократии.
Интернет – этап в развитии самого человека.
Для библиотек
Интернет создал и продолжает создавать, расширять условия для использования их
справочного и энциклопедического потенциала. То, что до сих пор требовало
огромных усилий по поиску источников информации и баз данных в почти дух
сотнях существующих стран и тысячах мест – библиотеках, архивах, музеях и т.п.,
ныне входит в повседневную жизнь наших учреждений, усиливая их социальную роль.
Вместе с тем на
основании практики специалисты заметили, что Интернет не может заменить
библиотек. Более того, заметили его негативные стороны. Он таит в себе угрозу
пресыщения неупорядоченной информацией, в которой немало хаотического;
отсутствуют ограничения ее состава, в том числе морального и политического
характера.
Многих людей в
мире волнуют и проблема информационной безопасности связанной с
общедоступностью Интернета.
Но вернемся к
библиотекам, которые обязаны использовать то, что им необходимо, исходя из
запросов и потребностей человека, обратившегося к ним. Переход читателя под
власть Интернета часто меняет его потребности, воздействует на психику,
отвлекает его от тех побудительных мотивов, которые привели его к нам.
«Хотя библиотека
и является по своей природе одним из носителей консервативных ценностей, она не
имеет права отказаться от Интернета. Но в тоже время она и не может принимать
все его ресурсы и все его «правила игры» без разбора. Библиотека должна осторожно
менять традиции классификации поиска, хранения и потребления информации.
Поэтому она не вправе довериться Интернету в том виде, каков он есть. Скорее ей
следует воспользоваться теми его возможностями, которые не столько отменяют
привычные формы его работы, сколько совершенствуют и упрощают их».[3]
«Интернет- это
стремительный, бурно несущийся поток. Надо найти вначале свой брод, потом свой
островок, чтобы закрепиться, устоять, а затем поплыть со всеми вместе, не
утонув и не будучи выброшенным на берег».[4]
«Всё равно самым
доступным и самым качественным передатчиком информации остаётся на долгие
времена великое изобретение Гуттенберга – книга… Если люди отказываются от книги,
виноват отнюдь не Интернет… Только безумец будет читать «Божественную комедию»
с экрана или множить её на принтере… Никакой Интернет не заменит альбом с
литографиями Доре. Не следует предаваться очередной маниловской грёзе. Нет
царского пути в царство мировой информации. Дорога туда идет через школу, вуз,
аспирантуру. Единственное, чем Интернет опасен,- это иллюзорной причастностью к
науке или культуре всякого электронного зеваки, умеющего открывать файл.
Нынешние электронные «Митрофанушки» и « кислотники» часами пялятся в экран,
думая, что вот так, не учась, легко и свободно, они станут равными
собеседниками богов. Они забывают, что «боги»- всего лишь виртуальные миражи, а
потому доступны всем и каждому. Побеседовать с виртуальным Эйнштейном может и пятиклассник.
Только надо помнить, что такой Эйнштейн ничем не отличается от Микки Мауса.»[5]
Каковы же
социальные последствия новшества? Уже сегодня они позволяют сделать доступными
для посетителей то, что находится в так называемом виртуальном мире.
Библиотека уже в
течение многих веков шла дорогой глобализации, постепенно ускоряя ее и
приближаясь к тому, что, по мнению тех же ученых, должно привести к
возникновению единой универсальной культуры. Библиотеки еще во времена глубокой
древности предоставляли друг другу свои сокровища для переписывания.
Начиная с эпохи
Возрождения, особенно в Новое время, получили развитие регулярный импорт и
экспорт книг, количество которых в наши дни исчисляется десятками миллионов
экземпляров. Возникли международный книгообмен, международный межбиблиотечный
абонемент – как постоянные и регулируемые специальными соглашениями и
инструкциями процессы. В течение веков развивается переводческая деятельность,
играющая, особенно в наши дни, огромную роль в обмене духовными ценностями. Благодаря
переводам до нас дошли многие памятники античной науки, философии, литературы.
Фонды на
протяжении истории библиотек становились все более интернациональными, в том
числе многоязычными. Но дело этим не ограничивалось: в течении многих веков
взыскательный читатель стремился попасть в библиотеку, обладающую максимумом
духовных сокровищ. Так что не только источники знания доставлялись к человеку,
но и сам человек «доставлялся» к подобным источникам.[6]
В наши дни для пользования любой библиотекой любым человеком, создаётся всё
больше условий, в том числе, и потому, что количество людей, владеющих другими
языками помимо родного, исчисляется уже миллионами.
Всемирная система
библиотек как звено глобализма технически и технологически подготовлена.
Важно, чтобы политические и особенно экономические условия нового века, всё
мировоустройство способствовали её созданию в соответствии с общечеловеческими
интересами.
Библиографический список.
1.
Кузьмин
Е.И.
Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и
управление библиотечным делом. – М.: Либерия, 1999.-
2.
Фонотов
Г.П.
Библиотеки – общество – Россия. Исследование социокультурной среды.- М.:
Либерия, 2002.-
3.
Андреева
И.А.
На пороге радикальных перемен.- // Библиотека.- 2004.-№1.-с.49-52.
4.
Еляпов
Б., Соболева Е., Кожевникова Л. На пути к непрерывному образованию.-
// Библиотека.-1999.-№5.-с.6-9.
5.
Г.Фонотов И явится всемирная
библиотечная система. - // Библиотека.-2003.-№2.-с.9-11.
[1] Деже Косталани- венгерский писатель ХХ века.
[2] «Это моя страна – права она или нет».
[3] В.Агаджанян- специалист в области библиографии.
[4] Я.Шрайберг- российский специалист в области
информатизации библиотек.
[5] К.Кедров- отечественный академик, гуманитарий,
философ.
[6] Многие приезжали в ту же Александрийскую
библиотеку, особенно в пору её наивысшего расцвета (2 в. до н. э.- 1 в. до
н.э.), со всех концов античного мира В библиотеках Арабского халифата –
Багдада, Дамаска, Триполи, Кордовы и др. – также было много «иногородних»
читателей. В крупнейших библиотеках Европы – Сорбонны, Оксфорда, Кембриджа,
Французской национальной, особенно – Британского музея, - занимались и
занимаются тысячи читателей – представителей разных стран, в том числе не
только европейских, но также Азии, Африки, Австралии. В недавнем прошлом ,
вплоть до начала 1990-х гг., только за год для занятий в Государственную
библиотеку СССР имени В.И.Ленина приезжало со всех концов Советского Союза,
включая Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию и Закавказье, до 90 тыс.
читателей.
Страницы: 1, 2
|