Роль малого бизнеса в развитии сферы услуг
Роль
малого бизнеса в развитии сферы услуг
Содержание
Введение. 3
1.
Понятие и сущность сервисной деятельности. 5
2.
Инновационные формы организации малого бизнеса в сфере услуг. 9
2.1 Франчайзинг. 9
2.2 Мерчандайзинг как современная форма розничной
торговой услуги. 14
3.
Роль и место малого бизнеса в развитии сферы услуг. 17
Заключение. 23
Список
используемой литературы.. 26
Введение
Колоссальный эффект от использования малого бизнеса как рыночного
инструмента за рубежом отмечен уже давно. Феномену его влияния на политическое,
экономическое, социальное и технологическое развитие страны и способности
стабилизировать процессы, происходящие в этих областях, уделяется пристальное внимание.
Малый бизнес смягчает последствия структурных изменений в экономике, быстро
адаптируется к изменяющимся требованиям рынка, вносит существенный вклад в
региональное развитие, имеет способность к генерации и использованию
технических и организационных нововведений. Органично связанный с крупным
бизнесом, он является основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособности
ее экономики. Особая роль малому бизнесу отводится в развитии сферы услуг,
которая служит своего рода индикатором оценки уровня развития экономики любой
страны.
Актуальность выбранной темы не вызывает
сомнения, так как на современном этапе одной из основных тенденций развития
экономики выдвигается опережающее развитие сферы услуг, что предопределяет
постоянный поиск ее количественного роста и качественного совершенствования.
Важная роль в решении этих проблем отводится малому бизнесу, способному по
своей сущности гибко реагировать на потребности и спрос рынка услуг, лучше и
скорее насыщать его услугами высокого качества. В этой связи становится все
более значимым создание системы управления малым бизнесом в данной сфере, как
объективной необходимости дальнейшего движения страны по пути экономического и
социального прогресса.
При выполнении
данной работы автором была поставлена следующая цель: определить роль малого
бизнеса в развитии сферы услуг.
Представляется
целесообразным постановка следующих задач:
– раскрыть основные понятия и сущность
сервисной деятельности;
– рассмотреть инновационные формы организации
малого бизнеса в сфере услуг;
– проанализировать роль и место малого бизнеса
в развитии сферы услуг.
Теоретической основой контрольной работы
явились труды ведущих отечественных ученых и экономистов: Ж.А. Романович, В.В.
Кулибановой, Е.И. Балаловой, В.К. Карнауховой, М.Г. Лапуста и другие.
Цели и задачи определили структуру работы,
которая состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка
использованной литературы.
Решение такой многоаспектной и сложной задачи,
как определение роли малого бизнеса в сфере услуг, требует укрепления научного
обеспечения формирования эффективной системы управления, как основополагающего
условия функционирования и успешного развития не только сферы услуг, но и
экономики регионов на современном этапе экономических и социальных
преобразований. Она должна охватывать не сферу услуг в целом, но и ее
подсистемы и элементы, устранять возникающие негативные моменты развития на
всех уровнях и способствовать постоянному поиску внутренних и внешних резервов
экономического роста, как на отдельных предприятиях, так и всей рассматриваемой
области народного хозяйства региона.
1. Понятие и
сущность сервисной деятельности
Сервисная деятельность – это вид деятельности, направленный
на удовлетворение потребностей людей путем оказания индивидуальных услуг.
Сервисной деятельностью занимаются индивидуальные предприниматели и сервисные
организации. Результатом их труда является услуга. Услуга представляет собой
продукт труда, назначением которого является удовлетворение конкретных
потребностей людей.
Услуга – это результат непосредственного взаимодействия
исполнителя и потребителя (заказчика), а также собственной деятельности
исполнителя по удовлетворению потребности человека. Услуга – это деятельность
по удовлетворению нужд и потребностей людей.
Эта деятельность может воплощаться в изделиях
(материальные услуги) или существовать как полезный эффект труда, потребляемый
в самом процессе труда (нематериальные услуги). Например, услуга портного
состоит в том, что он шьет костюм. Превращение материала в костюм и является
услугой портного. Деятельность портного воплощается в костюме (материальная
услуга).
Важной особенностью услуги является полезное
действие для потребителя, причем это действие может оказывать как живой труд
(нематериальная услуга), так и труд, овеществленный в осязаемом продукте. В
этом и состоит принципиальное назначение услуг, их общественная функция –
непосредственное обслуживание населения, создание комфортных условий
жизнедеятельности: в транспорте, в общественных местах, во время отдыха.
Полезный эффект от услуги – это совокупность полезных
свойств услуги, непосредственно направленных на удовлетворение той или иной
потребности человека.
Потребитель услуги – это гражданин,
получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги
для личных нужд.
Исполнитель услуги – предприятие, организация
или предприниматель, оказывающие услугу потребителю.
Результатом услуги является восстановление
(изменение, сохранение) потребительских свойств товара, создание по заказу
нового изделия, перемещение, создание условий потребления, обеспечение или
поддержание здоровья, духовное или физическое развитие личности, повышение профессионального
мастерства.
В сервисологии существуют понятия идеальной и
реальной услуги.
Идеальная услуга – это абстрактная,
теоретическая модель того или иного вида сервисной деятельности. Она включает
правила обслуживания населения, стандарты качества, технологию оказания услуги.
Реальная услуга – это конкретные
материальные действия, направленные на удовлетворение потребностей потребителя.
Эти услуги индивидуализированы по исполнителям, потребителям, конкретным
условиям их оказания.
Сервисные организации оказывают материальные и социально-культурные
услуги.
Материальные услуги – это услуги,
удовлетворяющие материальные потребности людей. Материальные услуги обеспечивают
восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или
изготовление новых изделий по заказам потребителей, а также перемещение грузов
и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам
относятся бытовые услуги (услуги по ремонту и техническому обслуживанию
изделий, зданий и сооружений, фотоуслуги, парикмахерские услуги), жилищно-коммунальные
услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта, сельскохозяйственные
услуги и так далее.
Социально-культурные услуги – это услуги,
удовлетворяющие духовные, интеллектуальные потребности людей и поддерживающие
их нормальную жизнедеятельность. Социально-культурные услуги обеспечивают
поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности,
повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам
относятся медицинские услуги, услуги культуры, туризма и образования.
Результатом материальных услуг является
выполненная работа или изделие. Результат социально-культурных услуг
(собственно услуг) не имеет материальной формы (результат туристического или
экскурсионного обслуживания).
Материальные и социально-культурные услуги являются
взаимодополняющими. Часто приобретению товаров сопутствует потребление услуг
(например, услуг по послепродажному обслуживанию), а потребление услуг
сопровождается приобретением сопутствующих товаров. Например, при потреблении
услуг общественного питания потребитель получает товар – продукты питания,
место потребления продуктов питания, услугу по подаче блюд и напитков, психологическую
разгрузку.
Услуги оказываются потребителям в процессе
обслуживания.
Предоставление услуги – это деятельность
исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги.
Предоставление услуги делится на отдельные этапы: обеспечение необходимыми
ресурсами, технологический процесс исполнения, контроль и оценка, процесс
обслуживания. Услуги неотделимы от потребителей и исполнителей.
Жизненный цикл услуги подразделяется на
несколько этапов:[1]
1) предоставление информации по услугам,
предлагаемым потребителям;
2) принятие заказа на услугу;
3) исполнение услуги;
4) контроль качества исполнения услуги;
5) выдача заказа потребителю.
Взаимодействие потребителя и исполнителя услуги
происходит в процессе обслуживания. Характер взаимодействия зависит от формы
предоставления услуги и бывает непосредственным (очным) и опосредованным
(заочным). При непосредственном взаимодействии происходит прямой контакт исполнителя
и потребителя, а при опосредованном – контакт может осуществляться через
посредников или вспомогательный персонал исполнителя услуги.
Обслуживание – это деятельность
исполнителя услуги, проходящая при непосредственном контакте с потребителем.
Процесс обслуживания обеспечивается средствами производства и персоналом
сервисной организации. Обслуживание включает анализ заказа потребителя,
разработку проектов оказания услуг (технических заданий и процесса оказания услуги),
поиск компромиссных решений в условиях многовариантности способов оказания
услуг, установление и обеспечение необходимого качества услуги, согласование,
оформление и доведение услуги до потребителя.
Эффективность работы сервисного предприятия
зависит от правильной организационно-управленческой деятельности руководителей.
Организационно-управленческая работа включает:[2]
– планирование сервисной деятельности
организации, прогнозирование развития организации при изменении рынка или
ассортимента услуг;
– оценку производственных и непроизводственных
затрат;
– оптимизацию состава технологического
оборудования и технических средств с учетом ассортимента и уровня качества
услуг;
– организацию контактной зоны для общения с
потребителем услуги;
– подбор сотрудников, обладающих психологическими
способностями для работы с потребителями.
Таким
образом, сервисная деятельность является сложным многогранным процессом,
который обеспечивается грамотным управлением персоналом и ресурсами
предприятия, соблюдением требований стандартов обслуживания, соответствием оказываемых
услуг запросам потребителей.
2. Инновационные формы организации малого бизнеса в сфере
услуг
2.1 Франчайзинг
Во второй половине XX столетия произошла очередная революция в
методах организации бизнеса. Зародившись в США в ходе послевоенного
экономического бума 1950-х, франчайзинг стал новым инструментом роста компаний
в сфере услуг, показав наибольшую эффективность в индустрии гостеприимства.
Франчайзинг был с готовностью принят на вооружение
многими предприятиями гостиничного и ресторанного бизнеса, став доминирующим
способом организации деловой активности.
Одним из первых примеров франчайзинговой
деятельности следует считать законодательное предоставление в США прав частному
бизнесу в таких сферах, как железные дороги и банки. Исключительное право,
полученное от правительства, давало частному бизнесу возможность вкладывать
значительные капиталы в развитие этих предприятий, хотя определенный
государственный контроль над работой железных дорог и банков сохранялся. Определенные
привилегии предоставлялись тем, кто мог обеспечить требуемые услуги. Такие
условия позволили достаточно быстро и качественно развивать предприятия
различных сфер услуг без предоставления государственных средств.
Не менее показательна история автодилеров
компании «Дженерал моторе». В 1898 г. молодая компания, не имевшая достаточного
наличного капитала, необходимого для открытия магазинов, начала продажу
двигателей через систему дилеров. Эта система и по настоящее время остается
основным способом продажи автомобилей.
В 20–30-е годы двадцатого столетия
нефтеперерабатывающие компании приступили к организации фирменных бензоколонок.
С 50-х годов во многих странах особенно быстрыми темпами начала развиваться
франчайзинговая система создания отелей и ресторанов. Этому явлению
способствовало принятие в США закона о товарных знаках, который регламентировал
положение о том, что предприятие-производитель товаров или услуг, имеющее
достаточно высокую репутацию, приобретало на определенных условиях торговый
знак (торговую марку). Владелец торгового знака может выдавать лицензии другим
фирмам на определенный период времени, в течение которого владелец контролирует
качество товаров и услуг, продаваемых под его товарным знаком.
Практика продажи предприятиям права на
использование своего товарного знака под контролем и под защитой закона дает
возможность владельцу существенно расширить масштабы своего бизнеса без
значительных единовременных и текущих затрат. На этой основе начали
складываться определенные правила ведения дел владельца товарного знака
(франчайзера) с предприятиями, которые приобрели лицензии (франшизы) с целью их
использования (франчайзи), то есть отношения франчайзинга.
Сущность франчайзинга может быть определена как
форма договорных отношений, при которой товаропроизводитель или единоличный
распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой (обычно это
крупная фирма, называется «франчайзер»), предоставляет своим малым партнерам
(«франчайзи») эксклюзивные права по кооперации в области производства и сбыта
этих товаров и услуг. Франчайзи выплачивают франчайзеру платежи (роялти) и
обязуются соблюдать технологию производства и обслуживающих операций.
Характерными чертами франчайзинга как формы предпринимательской
деятельности являются следующие:[3]
– франчайзер имеет право собственности на торговую
марку, фирменные услуги, идею, технологический процесс, патент,
спецоборудование, деловые связи, ноу-хау и так далее;
– для осуществления франчайзинга продается
лицензия (франшиза), которая дает право на использование всех вышеперечисленных
элементов в процессе производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности;
– в договор о продаже лицензии включаются права
франчайзера на контроль за деятельностью франчайзи, а также обязательства по
оказанию квалифицированной помощи партнерам в обучении персонала, подборе
помещений, проведении маркетинговых исследований и тому подобное;
– франчайзер получает от франчайзи единовременную
оплату лицензии (франшизы) и оплату за необходимое оборудование, а также
периодические платежи (роялти) в виде процента от объема продаж (или прибыли) и
постоянные взносы в централизованный рекламный фонд. Эти основные черты присущи
каждому из четырех основных видов франчайзинга: товарному, производственному,
деловому и конверсионному.
В рамках товарного франчайзинга в качестве
франчайзера выступает крупный товаропроизводитель, у которого франчайзи
приобретает право на продажу и сервисное обслуживание товаров соответствующей
марки; реализация продукции конечным потребителям осуществляется от имени
франчайзера. Примером этого типа франчайзинга могут служить дилерские сети по
торговле автомобилями и системы фирменных бензоколонок.
Устойчивый рост этой формы предпринимательской
деятельности наблюдается с конца 50-х и в течение 60-х гг. Это подтверждается
тем фактором, что девять из десяти современных наиболее крупных
фирм-франчайзеров вступили в бизнес после 1954 г. В дальнейшем система
кооперационных связей распространилась на новые отрасли розничной торговли,
обеспечив высокие темпы развития сети предприятий питания быстрого
обслуживания, а также «удобных магазинов».
Деятельность всемирно известной фирмы
«МакДоналдс» является одним из наиболее наглядных примеров развития и становления
франчайзинговой системы. Эта фирма в настоящее время может рассматриваться как
бесспорный лидер в индустрии быстрого обслуживания.
Страницы: 1, 2
|