Меню
Поиск



рефераты скачать Роль и место лошади историческом развитии человека

Проникновение лошадей на Австралийский континент чем-то напоминает появление лошадей в Америке. В Австралии также не было диких лошадей, и только в семнадцатом веке колонизаторы завезли туда одомашненных представителей самых разнообразных пород. Затем долгое время там шло их стихийное, беспорядочное скрещивание. Так же как в свое время на американском континенте, в Австралии появились многочисленные табуны одичавших лошадей,  наподобие американских мустангов. Но здесь их прозвали «браби». Впоследствии браби постигла та же участь что и американских мустангов.    

Как полагают ученые, на африканском континенте тоже не было собственных   диких   форм  лошадей.  Были зебры, но  не  лошади.   Туда попали, уже одомашненные лошади . В последствии в Африке были созданы такие породы как донгольская, варварийская и позднее  на основе пород легкого типа – базуто.

Человек, одомашнив еще в середине неолита лошадь, начал целенаправленно развивать у этого  животного те качества, которые считал хозяйственно полезными. В результате длительной работы древних селекционеров еще до наступления новой эры лошади разных местностей, краев, континентов заметно отличались друг от друга.  К тому времени накопилось множество секретов выращивания и обучения  этих животных.

Лошади уже тогда имели четкую специализацию: верховые, тягловые, для боевых колесниц и так далее.

Одним словом, приняв эстафету от природы, человек добросовестно потрудился над дальнейшей эволюцией лошади. (Моисеенко, Служит людям добрый конь, 1988 г.)

Значение лошади в Казахстане.


На территории Современного Казахстана лошадь появилась 6 тысяч лет назад, вместе с первыми кочевыми племенами, зародившимися на этой земле, то есть с первыми культурными цивилизациями, занимавшимися коневодством, в середине неолита -  это была андроновская культура.

У андроновцев были   лошади очень крупных размеров, заметно превосходившие все последующие более поздние породы.  

Все последующие племена, населявшие территорию Казахстана – саки, канглы, кангюи,  гунны, хунны и многие другие  были неразрывно связаны с коневодством, так как само их существование на землях огромных масштабов без  лошадей  было бы просто невозможно. Вся их жизнь полностью зависела от наличия или отсутствия у них  лошадей. Перемещение людей на тысячи километров, захватнические войны попросту неосуществимы  без хорошей конной армии.  Само  название  «кочевые  племена»  подразумевает  мобильность, быстроту, молниеносную откочевку при нападении и т.д.

Лошадь в Казахстане можно назвать – национальным животным, так как она играла огромную роль в судьбе казахского народа. Конь был для казахов в буквальном смысле слова другом и товарищем, потому что они можно сказать, никогда не расставались.

Лошадь была не только единственным средством передвижения и источником полноценного питания человека,  лошадь была и есть символ казахской жизни, не только кочевой жизни, но и жизни вообще, так как для оседлого человека символом жизни является  дом, для казахов домом являлась лошадь, потому что  единственным надежным существом которое может помочь в трудной кочевой жизни была она.  Только во владениях у  казахов были огромные территории,  кочевые пространства по которым им было необходимо  ежесезонно кочевать с летнего пастбища на осеннее и т.д.  

Можно без преувеличения сказать, что только благодаря лошади казахи выжили как нация.  Без этого четвероногого друга они давно бы вымерли или ассимилировались в  народах пытавшихся завоевать казахские племена. Лошадь помогла казахам сохранить свою национальную и культурную идентичность и самобытность.     (Казахская лошадь, А. И. Имангалиев, 1976)

Нет ей равного на Земле животного.


 «Лошадь гораздо щедрее, чем человек, одарена инстинктами и физиологическими чувствами. Слышит лошадь лучше кошки, обоняет тоньше собаки, она чувствительнее к ходу времени к перемене погоды…. Нет ей равного на земле животного»,  – так  отзывался о лошади замечательный русский писатель А. Куприн.    

Природа, создавая лошадь, действительно наделила её изумительными свойствами. Если сравнить, к примеру, ее органы чувств с органами чувств других существ, то вряд ли можно найти  какой-либо другой вид животных, у которого все они были бы столь хорошо развиты, как у лошади.  Зрение у нее очень острое, лошадь отлично видит все, на расстоянии до 500 метров, и то, после одомашнивания, лошадь утратила основную силу зрения. Кроме того, благодаря расположению глаз лошадь имеет очень широкий угол обзора и видит почти в равной степени хорошо днем и ночью. 

А до чего же тонкий у лошади слух! Он развит намного сильнее зрения.  Лошадь улавливает даже малейшие шорохи, которые человек не воспринимает,  даже  если  их  усилить в несколько раз. Она хорошо различает звук шагов своего хозяина и узнает его еще до того, как тот войдет в конюшню. Строение ее ушных раковин таково, что они не только улавливают звуковые волны, но и усиливает их. Подвижные ушные раковины  всегда,  как локаторы,  поворачиваются в сторону источника звука. Когда лошадь попадает в незнакомое место,  то говорят, она «играет» или «прядет» ушами, то есть внимательно прослушивает это место. Лошадь способна различать едва уловимые звуковые нюансы. Например, если хоть немного исказить ее кличку, то она не отзовется.  Подмечено, например,  также, что стоит ее тренеру чуть повысить голос, как у лошади учащается  пульс.   

Кроме слуха, у этого животного сильно развито осязание. Но наиболее чутки у него губы и копыта. Поэтому специалисты-лошадники часто говорят, что лошадь видит дорогу ногами.

Ни одно животное, пожалуй, кроме собаки, не может сравниться с лошадью по тонкости обоняния. Она обладает хорошей памятью, отлично ориентируется в любой местности.

Многим наверняка известны истории, когда лошади самостоятельно возвращались домой, преодолевая различные преграды.   Недаром зимой в сильную пургу и буран, заблудившийся всадник или возница, отпускает поводья и полагается на  острое чутье лошади, на её инстинкт – ночью, в метель она сама может отыскать  дорогу к жилью, осторожно минует провалы, заметенные снегом, обрывы. Издавна подмечено, что лошадь отлично отыскивает брод в реке, а в безводных местах находит самый короткий путь к воде.

Многие, особенно горожане, боятся лошадей, считают, что она их ударит беспричинно, может напасть. Эти опасения не безосновательны, лошадь очень осторожное животное и обладает огромной силой, если незнакомый человек подойдет к ней, не окликнув ее, то это может кончиться для него плачевно. Причем в литературе, часто пишут совсем на оборот, мол, лошадь добродушное животное,  достаточно его не бояться  и она де, не тронет. Между тем, лошадь всего лишь животное, причем очень пугливое животное, предсказать в точности, что она предпримет и как поведет себя, может только очень опытный человек, лошади бывают разные, как человек и все другие существа, поэтому, в ее поведении существует какая то доля непредсказуемости.

Достоверно известно, что лошади различаются между собой по «интеллекту», т.е. то, что одна может понять, другой понять не под силу. Поэтому, не стоит пренебрегать осторожностью в общении с лошадью. В медицине, да в и народной молве, есть масса фактов травм, разной степени тяжести, вплоть до смерти полученных именно от лошади. Конечно, все эти факты произошли из-за реакции самозащиты, а первая реакция – это удар ногой или ногами.  Вы, когда-нибудь, слышали о человеке,  смертельно   раненном овцой или дойной коровой? Наверняка нет, а вот примеров смерти от удара лошади найдется очень много.

Конечно, все это не говорит, о том, что нужно бояться лошадь как огня, шарахаться от нее и записывать её в список опасных животных.  Лошадь по природе животное не очень агрессивное, и не опаснее других крупных  сельскохозяйственных животных, но, она пуглива, и внезапное появление незнакомого предмета или человека вызывает у нее страх, а первая реакция на страх это удар ногой. Просто, нужно быть более осторожным при общении с ней.

Лошадь очень быстро привыкает к человеку находящемуся рядом с ней, и спокойно может подчиняться его воле. Лошадь с большим недоверием относится ко всему незнакомому, и прежде чем приблизиться к неизвестному объекту она внимательно его изучает. Лошадь – умнейшее из всех сельскохозяйственных животных.

Организм  лошади обладает уникальными свойствами, которые и позволяют проявлять её удивительные выносливость, силу и работоспособность. Так, хорошо тренированная лошадь, как говорят специалисты, – с открытым дыханием, способна во время работы увеличивать емкость легких в 3 – 3,5 раза, а легочную вентиляцию в 12- 13 раз. Вот такими резервами снабдила ее природа!

За длительное время общения с этими животными люди изучили многие особенности ее поведения и повадки. Замечено, например, что после длительной и напряженной работы лошади любят  поваляться  в песке или разрыхленном грунте. Валяясь, они массажируют, разминают наиболее сильно уставшие участки тела. После  продолжительного отдыха лошади проводят своеобразную разминку – потягиваются,  подрагивают кожей, делают глубокие вдохи.  

Летом, в наиболее жаркое время дня, лошади находясь на пастбище, разбиваются на пары. Причем животное  в каждой паре становится так,  чтобы своим хвостом отгонять кровососущих насекомых, оводов, слепней от головы  и шеи другого. Кроме того, они чешут друг другу те участки кожи, до которых не могут дотянуться сами.

При нападении волков на табун, лошади сразу же собираются в круг. Жеребята-сосуны и жеребые матки оказываются в центре этого круга, и достать их оттуда волкам практически не возможно. Старый опытный жеребец-косячник и несколько  взрослых жеребцов и кобыл  постоянно охраняют свой табун.

Люди с давних пор заметили, что лошади чувствительны к переменам погоды. Они как своеобразный барометр  могут заранее предупреждать об ее изменениях. Если лошади  храпят, то ждут вьюгу или ненастную погоду.  В старину крестьяне считали, что если лошади фыркают летом, то это к дождю, а зимой к метели. И еще: к дождю лошадь трясет головой и вскидывает ее вверх или бьет копытами о землю. Если зимой она ложиться на пол конюшни, то это к потеплению.

Наблюдая за табунами лошадей люди, заметили: если лошади выходят на возвышенные места то это к хорошей погоде, к потеплению, и наоборот,  если они собираются косяками  и уходят в низину, то это к непогоде. Считалось, что если лошадь в плохую погоду не пасется и бегает по полю, то погода обязательно изменится к лучшему, а если лошадь находится в игривом настроении зимой, то это к вьюге и метели.

 «Разумность» поведения лошадей порой настолько необъяснима, что приводит людей в недоумение. Однажды в приамурской тайге геологи для транспортировки образцов пород с сопок в лагерь, арендовали на селе несколько лошадей,  в числе которых была кобыла с маленьким жеребенком. Сосунок неотступно следовал за матерью по пятам, преодолевая крутые подъемы и густые заросли.

Спустившись однажды, в субботу лагерь один из геологов  никого там не застал, – все ушли в село. Он решил не покидать лагерь   до прихода кого-либо из своих сотрудников и занялся разбором каменных образцов. Вдруг тишину нарушило тревожное  ржание жеребенка. Увидев, что он приближается к палатке, геолог вышел ему на встречу. Жеребенок повернулся и направился  в противоположную сторону, время от времени оглядываясь и подавая голос, как бы приглашая геолога за собой. Тот последовал за жеребенком, который привел его к ключу, геолог увидел, что в холодной воде беспомощно лежит кобыла – мать жеребенка, не в силах  встать из-за того, что зацепилась поводьями за корягу и кусты.  Геолог распутал поводья  и помог лошади встать.  Избавив кобылу от мучений и,  возможно, от смерти он повел ее в лагерь. Жеребенок весело бежал за ними.

Такой вот случай произошел в Подмосковье недалеко от города Иваново.   На лугу у леса  каждый день пасся крупный вороной жеребец  с мощной грудью, крутой шеей и длинным, до бабок хвостом. Кто бы ни проходи мимо, старался идти от него подальше, чувствовалось, что лошадь настроена весьма агрессивно.  И вот однажды по краю поляны воспитательница вела детей из детского сада на прогулку в лес. Малыши, увидев лошадь, пришли в восторг, но воспитательница поспешила увести детей подальше от нее в лес. Когда дети  скрылись в лесу, работавшие неподалеку  люди вдруг  с ужасом  увидели  позади  жеребца маленькую девочку лет четырех. Она подошла к нему, провела рукой по задней ноге. Все бросились к ребенку. Но лошадь спокойно продолжала щипать траву, поглядывая на девочку. Потом, благожелательно фыркнув, подняла ногу и стала легонько отстранять ребенка! Но малышка снова и снова хватала лошадь за ногу, ей, видимо понравилась эта игра. Когда взрослые с криком подбежали к ним и отстранили девочку, лошадь перестала щипать траву, подняла голову, и с укором посмотрела на них, как будто хотела сказать: «Люди! Как же вы не правы, если думаете, что я обижу этого беззащитного ребенка!»  

О не менее интересном случае, героем которого тоже была лошадь, писала заслуженный зоотехник РСФСР В. Муринова.

Янкуль – так звали лошадь – был удивительным жеребцом-косячником,  он сам водил табун на пастбище, на  водопой, причем соблюдал распорядок дня лучше опытного табунщика.   А как он охранял свой косяк! Никому в обиду не давал. Всегда можно было положиться на него. И вот однажды, это было в двадцатые годы прошло столетия, произошел такой случай. В один из хмурых осенних вечеров косяк лошадей вместе  с  гуртом  бычков находился на предгорных пастбищах далеко от села.  Приближался вечер, упал туман, и стало быстро темнеть.  Нужно было уже возвращаться в село, но лошади и бычки так хорошо паслись, что пастухи решили еще немного  повременить. Вдруг Янкуль вскинул голову, насторожился и обежал косяк, потом подскочил к пастухам, взволнованно поводя ушами, как будто бы  хотел  о  чем-то предупредить. Пастухи сразу поняли что-то неладное, и стали  вглядываться в сгущающиеся сумерки.  В те времена на Северном Кавказе и особенно в предгорных пастбищах было не спокойно:  Большие шайки вооруженных бандитов часто угоняли скот. 

Всматриваясь в сумерки, пастухи увидели вдали силуэты всадников. Тогда они залегли в небольшой ров и стали следить за неизвестными людьми.  А те, приблизившись, принялись отбивать гурт бычков. Пастухи начали стрелять. Грабители тут же спешились, залегли, и открыли по пастухам ответный ружейный огонь.   Но силы оказались не равными, и пастухи, отстреливаясь, стали отходить, считая, что все пропало – угонят бандиты и лошадей, и бычков. Но тут Янкуль, воспользовавшись перестрелкой, быстро погнал косяк по направлению к селу.

Отогнав на большое расстояние лошадей, он вдруг оставил косяк, и  помчался назад за бычками. Обежал гурт и, как разъяренный зверь, кусая и толкая глупых,  непослушных бычков  погнал их вслед за косяком. Да так быстро, что через несколько минут лошади и бычки скрылись из виду.  Бандиты, поняв, что добыча ускользнула, и им ее уже не догнать повскакали на лошадей  и скрылись в горах.

Когда пастухи вернулись в село, то бычки уже укладывались на покой, а кобылы кормили своих жеребят. И только один Янкуль стоял возбужденный. Он всё ещё прислушивался  и  всматривался вдаль, туда, где недавно гремели выстрелы.

Роль хорошего жеребца в табуне трудно переоценить. Он как отец большого семейства, следит за порядком в сообществе,    защищает слабых особей от более сильных и агрессивных,  учит  молодняк.

Последние исследования ученых, пошатнули устаревшее мнение о безрассудочной деятельности головного мозга животных. Обезьяны, собаки, дельфины и лошади в их числе, все больше дают о себе знать как о разумных существах. В 1939 году по Европе ездил человек и демонстрировал своих «интеллектуальных» лошадей, они и в правду удивляли людей своими возможностями: Могли писать простейшие слова(!), с помощью человека естественно. Могли вычислять примеры,  распознавать предметы и определять их значение, они могли делать и многое другое, что обычно не свойственно животным.  Об этом человеке мало что известно, вскоре началась война, поэтому всем стало не до него,  достоверно известно одно, что ученые того времени собрали следственную, экспериментальную комиссию, которая не обнаружила(!) никаких элементов жульничества и фокусничества. Она, правда,  не подтвердила и не опровергла разумность этих лошадей, комиссия была закрыта за недостаточностью  внятных объяснений происходящего, до лучших времен и уникальные лошади вместе со своим хозяином, затерявшись в хаосе войны,  канули в лету. О фактах этих событии говорят только небольшие пожелтевшие от времени газетные статьи, по да старый отчет той комиссии, которая так ничего и не смогла объяснить.    Поэтому, кто знает, может быть, лошадь живет с человеком и ждет свой черед, очень сильно удивить человека своей человечностью.  (Е.В. Кожевников, Отечественное коневодство 1988 г.)

Заключение.


Люди с древнейших времен создавали нужные им породы и типы лошадей.  За всю историю коневодства было выведено много конских пород – от   маленького пони до   великана першерона, от утонченного ахалтекинца, до массивного брабансона.  Кстати, термин «порода» применяется только в культурном племенном деле, т.е. только к домашним животным, так как породы – это результат творческой деятельности человека. Дикие животные одного вида делятся на разновидности.

Люди склонны очеловечивать лошадь. И это вполне понятно, ведь за всю историю она была для человека не просто средством передвижения или тягловой силой, а и верным другом.  Хороший конь всегда выделял своего хозяина среди соплеменников, он, как в сказке, удесятерял силу человека, делал его более могущественным. Ни какая цивилизация не сможет вытеснить лошадь из жизни человека. Лошадь была рядом с человеком тысячелетия назад, она будет рядом с человеком еще многие тысячи лет.  И хотя  мы,  дети двадцать первого века видим лошадь больше на фотографиях и рисунках чем в реальности, все же с самого раннего детства поселяется в нас безмерное чувство уважения к лошади, прекрасному существу, которое удивительно воплотило в себе верность, трудолюбие, удаль и красоту.   

Литература.

1.Служит людям добрый конь,  Н.А. Моисеенко, М, Агропромиздат, 1988 г.

     2.   Казахская лошадь, А.И, Имангалиев,  А,   Кайнар, 1978 г,

     3.Отечественное коневодство, Е. В. Кожевников, М, Агропромиздат, 1988 г.

4.                    Коневодство,  А. С. Красников,  М,  Колос, 1973 г.

5.                   Коневодство,  К. Б. Свечин,  М, Колос,  1984  г.

6.                   Практикум по коневодству,  А. С. Красников, М, Колос, 1977 г.

7.    Ю. Н. Барминцев,  Коневодство,  М, Россельхозиздат,  1979 г.

7.                 В. И, Калинин, Коневодство, М, колос, 1966 г.

9.       А. А. Яковлев, Коневодство, Л, Главполиграф, 1974  г.

10.  А. С. Красников,  Продуктивное коневодство,  М, Агропромиздат, 1972  г.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.