Роль и компетенция государства в управлении военными учреждениями высшего профессионального образова...
Роль и компетенция государства в управлении военными учреждениями высшего
профессионального образования
Конституцией Российской Федерации предполагается активное влияние государства
на экономические, социально-культурные и иные общественные процессы, хотя в
самом тексте данного документа термин «государственное управление» не
употребляется. На практике влияние государства на жизнедеятельность общества, и
его роль в названных процессах наглядно возрастает. Оно нашло свое воплощение в
интенсивном нормотворчестве, нарастающем государственно-правовом регулировании
упомянутых мероприятий. Современная Россия, хотя и не так быстро, как хотелось
бы, продвигается вперед по пути к правовому государству. Главным на этом этапе
становится утверждение верховенства и приоритета Закона, выражающего суверенную
волю народа. Закон (нормативно-правовой акт), как воплощение и гарант
интересов, прав и свобод человека гражданина, становится постепенно
универсальным регулятором общественных отношений. В этих условиях
государственно-правовая организация процесса управления качественно
преобразуется.
Государственное регулирование на сегодняшний момент в широком смысле
заключается в установлении государством общих правил поведения (деятельности)
участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от изменяющихся
условий. Его субъектами являются преимущественно органы федеральной
законодательной и исполнительной власти. Приоритетными правовыми формами
государственного регулирования (управления) становятся законы.
В узком смысле государственное регулирование, следовательно, можно
понимать как одну из функций государственного управления. Содержание и механизм
осуществления этой функции включают в себя:
- нормативное регулирование путем установления общих правил;
-оперативное
применение их в соответствии с задачами, которые надлежит решать управлению;
- контроль за
исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения;
- государственную
защиту прав и интересов участников общественных отношений, урегулированных
соответствующими правилами;
- координацию и
общее направление их деятельности;
- содействие ее
успешному осуществлению;
- определение
приоритетов в структурной (в нашем случае образовательной) политике;
- государственные
контракты (договоры);
- регистрацию;
- лицензирование;
- аккредитацию,
переаттестацию и так далее, В этих условиях новое качество обретает сам метод
государственного воздействия на те или иные группы общественных отношений.
Государственное управление из традиционно директивного,
командно-бюрократического преобразуется в статусное.
Верховенство
закона составляет одну из существенных отличительных черт формирующегося в
России правового государства. В этом плане важно подчеркнуть, что взаимосвязь
(соединение) государства с законом, правом качественно преобразуется. Данная
взаимосвязь все более проявляется не в плане подчинения права государственной
власти (что длительное время обосновывалось советской юридической наукой), а
напротив – подчинения государственной власти праву, связанности государства,
его органов, всех государственных и общественных организаций, должностных лиц
установками права (закона).[1]
Статусное
воздействие на субъектов образовательной деятельности представляет собой
нормоустановительную деятельность государства, которая дополняется
соответствующей правоприменительной деятельностью (регулятивной и
правоохранительной). Иными словами, субъекты, наделенные адекватными статусами
и активно включившиеся в работу по реализации определенных этими статусами
образовательных задач, нуждаются в государственной поддержке, которая требует
усиления органов, осуществляющих оперативное государственное управление. А это,
в свою очередь, предполагает законодательное решение таких важных вопросов,
как:
- разграничение
компетенции в области образования между органами государственной власти и
органами управления образованием различных уровней;
- обеспечение и
защита конституционного права граждан РФ на образование;
- создание
правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы
образования России;
- определение
прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в
области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной
области.
Государство направляет
деятельность субъекта в нужное русло путем законодательного установления
правового статуса его деятельности в той или иной сфере (в нашем случае –
образовательной), определяя цель, основные задачи, средства, правомочия и
ответственность. Таким образом, управляемый субъект (образовательное
учреждение) освобождается от мелочной опеки, обретает возможность свободно и
самостоятельно решать все вопросы своей жизнедеятельности в рамках определенной
ему компетенции. Во избежание дублирования и противоречий в процессе принятия
управленческих решений, законодатель четко разграничил компетенцию субъектов
образовательной деятельности.
Главный смысл
статусного государственного управления состоит в том, чтобы в
организационно-правовых категориях (императивах) очертить управляемому субъекту
содержание и параметры минимально необходимой и ожидаемой от него деятельности.
А все, что сверх того военный вуз сможет, в рамках законности, сделать в интересах
повышения качества подготавливаемых им специалистов, отнюдь не запрещается, а
стимулируется законодателем.
На это указывает само
содержание термина «компетентность». Слово «компетенция» латинского
происхождения и в переводе на русский язык означает - «совместно достигаю,
добиваюсь, соответствую, подхожу». Раскрывая функциональное содержание данного
термина энциклопедия определяет его как «совокупность полномочий, прав и
обязанностей» какого-либо органа или должностного лица, установленная законом,
уставом данного органа или другими положениями».[2]
В литературе
данное понятие часто употребляется как синоним понятий «правовой статус»,
«правовое положение», «правосубъектность».[3]
Предполагается,
однако, что этимологический смысл понятия «компетенция» не дает для этого
достаточных оснований. «Правовой статус» и «правовое положение», как известно,
одинаково обозначают комплекс прав и обязанностей субъекта права, но и они
имеют специфические смысловые модусы.
Правовой статус -
понятие, которое в общем виде обрисовывает правовое положение конкретного
субъекта общественных отношений.
Правовое
положение характеризует юридическую позицию этого субъекта через жестко
закрепленные законом и принадлежащие только ему права и обязанности. Оба
понятия «берут» права и обязанности субъекта в статике.
Понятие
«компетенция» в отличие об упомянутых понятий помимо совокупности прав и
обязанностей включает в себя волевую целеустремленность их носителя,
устанавливая прообразы надлежащего поведения. Здесь совокупность прав и
обязанностей субъекта берется в потенциальной динамике. Определяя компетенцию
того или иного субъекта деятельности, законодатель имплицитно учитывает его
волю, умение (способность) и готовность действовать адекватно.
Думается совсем не случайны в
этимологии понятия «компетенция» слова «совместно достигаю». Наверняка это
означает одновременную деятельность нескольких субъектов по решению общей
задачи. Очевидно – совместно с вышестоящими участниками образовательной
деятельности. Их компетенцию в данной сфере мы и проанализируем.
Законодательство
об образовании, юридически закрепляющее цель и задачи, основные принципы
государственной политики в области модернизации отечественной системы
образования, совершенствования ее структуры, качества образовательных
стандартов, уровня общекультурной и профессиональной подготовки специалистов,
при всей его обоснованности и безупречности носило бы декларативный характер,
если бы не включало в себя институциональные механизмы его реализации.
Такими
механизмами являются императивные предписания, определяющие содержание и
параметры практической деятельности основных участников образовательного
процесса, воплощенные в их компетенции.
Речь идет о
компетенции Российской Федерации (в лице федеральной законодательной и
федеральной исполнительной власти), о компетенции субъектов Российской
Федерации, о компетенции органов местного самоуправления, компетенции и
ответственности образовательного учреждения. В своей совокупности указанные
виды компетенции образуют единое и целостное правовое пространство, единый социально-правовой
механизм реализации целей и задач современной государственной политики в
области образования.
Поэтому компетенция образовательного учреждения органически связана с
компетенциями всех других субъектов, указанных выше, и может быть рационально
понята, строго говоря, как часть целого. Обратимся теперь к конкретному анализу
компетенции субъектов образовательной деятельности.
Как показывают результаты проведенного исследования ведению Российской
Федерации в данной сфере в лице ее федеральных органов государственной власти и
органов управления относятся:
- формирование и осуществление
федеральной политики в области образования, правовое регулирование отношений в
этой области в пределах своей компетенции, разработка и реализация федеральных
и международных программ развития образования;
- формирование
федеральных государственных органов управления образованием и руководство ими,
назначение руководителей этих органов, согласование назначений руководителей
образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено
законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих
типов и видов;
- установление
порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений,
установление перечней;
профессий и
специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и
профессиональное образование;
- создание,
реорганизация и ликвидация образовательных учреждений федерального подчинения,
их аттестация и государственная аккредитация, создание независимой от органов
управления образованием государственной системы аттестационно-диагностических
центров (государственной аттестационной службы);
- организация и
координация материально-технического обеспечения Федеральной программы развития
образования, ежегодное установление доли федерального дохода, направляемой на
финансирование образования;
- регулирование
трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты
установление порядка аттестации педагогических кадров образовательных
учреждений и работников органов управления образованием, организация
федеральной системы их подготовки и переподготовки, установление и присвоение
государственных наград и почетных званий работникам образования.
Ведению
федеральных органов власти также подлежат и некоторые другие вопросы управления
системой образования в целом и военного образования в частности. Выделим среди
них информационное и научно-методическое обеспечение системы образования,
издание нормативных документов в пределах своей компетенции, лицензирование
образовательных учреждений по программам высшего профессионального и послевузовского
профессионального образования и выдача лицензии на право ведения
образовательной деятельности по указанным программам, а также - контроль
исполнения законодательства России в области образования и федеральных
компонентов государственных образовательных стандартов.[4]
Как видно, на
федеральные государственные органы власти и управления возложены законом
основные, принципиально важные вопросы организации в стране современной системы
образования и обеспечение ее нормального функционирования и развития. Именно на
государство возлагается основное бремя практического разрешения длинного
перечня сложнейших конкретных проблем организационного, экономического,
социального, научно-методического, кадрового и прочего характера, которое
призвано не декларировать очередные масштабные цели и задачи в области
образования, а ответственно действовать.
Особого внимания
заслуживает предельная конкретизация, (вплоть до детализации) отдельных
правомочий федеральных органов государственной власти по вопросам организации и
функционирования системы образования. Особенность проявляется и в последующей
дифференцированности делегирования полномочий другим участником
образовательного процесса: от Правительства до образовательного учреждения.
Однако это не
ущемляет интересы и правомочия субъектов федерации в этой важной области их
жизнедеятельности: им многое дано как в определении, так и в осуществлении
политики в области образования. Но при одном непременном условии: региональная
политика не должна противоречить федеральной.
Федеральная
власть, определяя компетенцию региональной власти в области образования
руководствуется принципом целостности и неделимости основных ценностей жизни и
культуры, воплощенных в государственных образовательных стандартах и
общечеловеческом опыте организации и осуществлении образовательной
деятельности.
Субъективно модернизировать,
а тем более, препарировать или игнорировать названные ценности и опыт
федеральный закон не разрешает, предоставляя в то же время правомочия субъектам
федерации делать все возможное (сверх федерального) для эффективной реализации
этих ценностей и этого опыта.
В ведении
субъектов Российской Федерации в области образования находятся вопросы,
регулирующие:
- определение
особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования
образовательных учреждений, финансового подкрепления государственных гарантий
доступности и обязательности основного образования;
- разработку и реализацию республиканских, региональных программ развития
образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных
социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других
особенностей;
-создание,
реорганизацию и ликвидацию образовательных учреждений соответствующего
подчинения, лицензированием образовательных учреждений, за исключением
лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам
высшего профессионального и послевузовского образования;
- установление
национально-региональных компонентов государственных образовательных
стандартов;
- формированием
своих бюджетов в части расходов на образование и создание фондов развития
образования, установление местных налогов и сборов на цели образования,
нормативов его финансирования[5].
Законодательно
установлена компетенция органов местного самоуправления в области образования.
Эти органы, как известно, не являются государственными.
Статья 31 Закона
Российской Федерации «Об образовании», устанавливающая их компетенцию,
начинается с указания на ответственность этих органов. Они ответственны за
реализацию права граждан на получение установленного настоящим Законом
обязательного основного общего образования, а также - ежегодную публикацию
среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным
требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных
учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.
Законодатель к
исключительной компетенции в области образования органов местного
самоуправления относит:
- планирование,
организацию, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных)
органов управления образованием, образовательных учреждений в целях
осуществления государственной политики в области образования;
- формирование
местных бюджетов в части расходов на образование соответствующих фондов
развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования
системы образования;
- обеспечение
гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора
общеобразовательного учреждения, строительства зданий и сооружений
муниципальных образовательных учреждений, установление дополнительных налогов и
льгот, стимулирующих развитие образования;
- назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений и
контроль их деятельности и т.д.
Заслуживает внимания 5 пункт 31 статьи - «местные (муниципальные) органы
управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему
рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов
управления образованием».[6]
Конечно, местное
самоуправление в России находится сейчас в стадии становления и его органы на
практике еще не обрели достаточной самостоятельности, возможностей (особенно
материальных) и опыта для того, чтобы осуществлять свою компетенцию в области
образования в полной мере. Большинство подведомственных им вопросов (и не
только образовательных) они решают совместно с соответствующими органами власти
и управления своего субъекта федерации. Однако это временное явление. Дело в
том, что современное местное самоуправление опирается на богатые традиции,
накопленные ранее, еще во времена функционирования в России их предшественников
– земств.
Земства
дореволюционной России, как известно, прославились образцовой организацией на
местах сельских школ. Так к 1911 году в России было 27 486 земских школ,
которые по общему признанию, отличались лучшей постановкой
учебно-образовательной работы по сравнению с министерскими - государственными
школами.[7]
Далее важно
отметить, что весьма показательной, с точки зрения стабильности, законодательно
установленной компетенции, пределах подзаконной деятельности, порядок
разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления
образованием, зафиксированный в ст. 30 Закона РФ «Об образовании». Пункт 1 этой
статьи гласит: «Установленная статьями 28 и 29 настоящего Закона компетенция в
области образования федеральных органов государственной власти, федеральных
органов управления образованием и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации является исчерпывающей и не может быть изменена иначе как
законом».
Указанная
стабильность не панацея, она относительна и эффективна только при условии,
когда одновременно действует в рамках установленного законодательством
правового пространства хорошо отлаженная система оперативного управления.
И законодатель
предусмотрел создание такой системы, осуществил разграничение компетенции в
области образования, между федеральными органами законодательной и
исполнительной власти, Практически указанное разграничение в соответствии с
Конституцией Российской Федерации осуществляется законом, регулирующим деятельность
Правительства России, 5 апреля 1997 г. Правительством принято постановление №
395 «Об утверждении Положения о Министерстве общего и профессионального
образования Российской Федерации» в котором четко определена его компетенция.
Министерство
образования Российской Федерации имеет право:
1)
издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с иными
федеральными органами исполнительной власти, нормативные правовые акты в виде
приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, обязательные для
выполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых
находятся образовательные учреждения, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, находящимися в ведении Министерства образовательными
учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним;
2)
создавать, переименовывать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном
порядке находящиеся в ведении Министерства образовательные учреждения и
организации, а также вносить изменения в наименования гражданских государственных
высших учебных заведений независимо от их ведомственной принадлежности;
3)
участвовать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в
учреждении фондов и организаций для поддержки развития образования и решения
проблем молодежи, научно-технической деятельности, в том числе международной;
4)
создавать в установленном порядке при Министерстве научные, научно-технические
и другие советы и комиссии, временные научные (творческие) коллективы,
экспертные и рабочие группы для решения вопросов развития образования,
молодежной политики и научной деятельности;
5)
запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, образовательных учреждений и организаций независимо от
их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности сведения,
материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на
Министерство задач;
6)
инспектировать в пределах своей компетенции на территории Российской Федерации
любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в
порядке надзора, а также предоставлять это право другим государственным органам
управления образованием;
7)
централизовывать до 3 процентов средств федерального бюджета, выделяемых
Министерству на содержание находящихся в его ведении образовательных учреждений
и организаций и на проведение научно-исследовательских работ в соответствии с
функциональной структурой расходов бюджета, и направлять эти средства на
приобретение учебного и научно-технического оборудования,
бланочно-аттестационной продукции, на проведение актуальных
научно-исследовательских работ, необходимость которых возникает в течение года,
на обновление библиотечных фондов, на ремонт аварийных зданий и сооружений
образовательных учреждений и организаций, находящихся в ведении Министерства;
8)
осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность;
9)
устанавливать по обращениям образовательных учреждений соответствие уровня и
качества подготовки их выпускников требованиям российских государственных
образовательных стандартов;
10)
проводить в установленном порядке эксперименты продолжительностью до 5 лет в
области использования современных образовательных технологий и организации
учебного процесса и научно-исследовательской деятельности в сфере образования;
11)
учреждать ведомственные награды, награждать ими и применять иные виды поощрения
работников образовательных учреждений и организаций системы образования;
12)
лишать права приема к защите диссертаций диссертационные советы, которые
допускают грубые нарушения действующего порядка защиты диссертаций;
13)
отменять решения диссертационных советов о присуждении ученой степени кандидата
наук в случаях грубого нарушения установленного порядка защиты диссертаций;
14)
лишать (восстанавливать) в пределах своей компетенции научных и
научно-педагогических работников ученых степеней и ученых званий;
15)
привлекать в установленном порядке научные учреждения и иные организации, молодежные
и детские общественные объединения для разработки вопросов в сфере
государственной молодежной политики.
Как видим, государственное законодательное регулирование образовательной
сферы на уровне специализированного федерального ведомства - Министерства
общего и профессионального образования дополняется оперативным управлением с
широким применением традиционных административных форм и методов.
Однако важно то, что оперативная ведомственная управленческая
деятельность поставлена здесь в подзаконное положение и риск реанимации или
рецидива административно-командных традиций тем самым существенно ограничен.
Весьма показательно, что одной из основных задач Министерства общего и
профессионального образования, как говорится в Положении о нем, является контроль
за исполнением федерального законодательства и обобщение практики его
применения, а также - разработка предложений по его совершенствованию.[8]
Таким образом,
как показывает краткий анализ компетенции федеральных, региональных
государственных органов власти и органов местного самоуправления в области
образования, в настоящее время в стране активно формируется единое и целостное
правовое пространство для функционирования российской системы образования, всех
субъектов образовательной деятельности, сфокусированное на конкретные
образовательные учреждения.
[1] См.: Ржевский В.А. Правовое государство: верховенство права и
гарантирование прав и свобод человека. В сб. Инновационные подходы в науке,
Ростов-на-Дону, 1995. С, 144.
[2] БСЭ. Третье
издание. Т. 12. М., 1973. С. 585.
[3] См.: от этом
Андреев В.К. Правосубъектность хозяйственных органов: сущность и реализация.
М., 1986. С. 34-35.
[4] См. : Закон Российской федерации от 10 июня 1992 г. «Об образовании»
(в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г.)//Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996. №3. ст. 150.
[5] См.: Закон
Российской федерации от 10 июня 1992 г, «Об образовании» (в ред. Федерального
закона от 13 января 1996 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.
1996. № 3. ст. 150.
[6] См. : Закон
Российской федерации от 10 июня 1992 г. «Об образовании» (в ред. Федерального
закона от 13 января 1996 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации,
1996. №3. ст. 150.
[7] См.: Земские
школы. Б.С.Э. Т. 9. 1972. С. 507; Аникин Л.С. Становление местного
самоуправления в Российской Федерации. Изд-во Саратовского ун-та. 1997. С.
97-101.
[8] Положение о Министерстве образования Российской Федерации.//
Российская газета, 2000 г. 25 марта.
|