Ролевые конфликты
Содержание
Введение…………………………………………………………….……...3
Глава 1. Понятие
ролевого конфликта…………………………………..4
1.1. Конфликт и его
виды…………………………………………………4
1.2. Социальный статус и
социальная роль……………………………...9
1.3.
Психологические роли и ролевые конфликты…………………….10
1.4. Типы ролевых
конфликтов……………………………………….…13
1.5.
Особенности ролевого конфликта……………………………….…14
Глава 2. Разрешение ролевых
конфликтов………………………….….16
2.1. Организационные методы
решения ролевых конфликтов……….16
2.2.
Психотерапевтические методы решения ролевых конфликтов….21
Заключение………………………………………………………………..24
Список
источников литературы………………………………………...25
Введение
Общественная
жизнь не может существовать без столкновенья идей, жизненных позиций, целей,
как отдельных людей, так и маленьких и больших коллективов. Постоянно возникают
расхождения мыслей и разного рода разногласия, которые нередко перерастают в
конфликты.
Социальная
организация предприятие или трудового коллектива, где осуществляются разного
рода виды деятельности, не могут избегнуть проблемы улаживания конфликтов.
Обычно конфликт в
социально-трудовой сфере воспринимается как ненормальное явление: сбой в
работе, препятствие для реализации стратегических целей.
Отрицательное
восприятие целиком обосновано, так как любой конфликт несет в себе заряд
огромной разрушительной силы: поднимается процесс нормального функционирования
предприятия, разрушаются отношения между людьми, нередко задачи решения
конфликта сопровождается увольнением части сотрудников. Однако, отсутствие
конфликтов следует считать свидетельством застоя, стагнации. Конфликт - это
показатель развития, фактор динамической стабильности организации.
Особой
разновидностью конфликтов на предприятии являются ролевые конфликты, как
процесс внутренних психологических противоречий сотрудников, отражающих их
восприятие своей социальной и психологической роли.
Ведь, не секрет, что,
по сути, выполнение определенных обязанностей, является выполнением роли, будь
то роль начальника, менеджера или подчиненного.
Необходимо
управление процессом развития ролевых конфликтов, задачей которого является
предотвращение возникновения отрицательного взаимодействия, а также
формирование в неминуемых конфликтных ситуациях конструктивного характера.
Глава
1. Понятие ролевого конфликта
1.1.
Конфликт и его виды
Конфликт - это
отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются
противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов,
целей, идеалов, убеждений) ли суждений (мыслей, взглядов, оценок и т.п.).[[1]]
Для выяснения
сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его
возникновения.
Конфликт всегда
возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, которые
можно считать необходимым условием возникновения конфликта.
Для конфликта
всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, которое
выражается через нанесение взаимного ущерба (морального, материального,
физического, психологического и т.п. ).
Необходимыми и
достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов
социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а
также состояние противоборства между ними.
Любой конфликт
можно рассматривать в статике (как систему взаимозависимых структурных
элементов) и в динамике (как процесс).
Основными
структурными элементами конфликта являются стороны конфликта; предмет
конфликта; образ конфликтной ситуации; мотивы конфликта; позиции сторон
конфликта.
Выделяют
различные виды и типы конфликтов. Главные среди них внутриличностные и
межличностные (рис.1).
Внутриличностные
конфликты представляют собой столкновения внутри личности равных по силе, но
противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Особенностью
данного вида конфликта есть выбор между желанием и возможностями, между
необходимостью выполнять и соблюдением необходимых норм.
На выбор
правильного решения в случае внутриличностного конфликта человек может
израсходовать много сил и времени, а значит, стремительно возрастает
эмоциональная напряженность, может возникнуть стресс, а перед принятием решения
поведение личности может быть неконтролируемым.
Типы конфликтов
Рисунок 1
Примерами
являются конфликты "плюс-плюс", "плюс-минус",
"минус-минус".
Конфликты
"плюс-плюс" предполагают выбор одного из двух благоприятных
вариантов. Например, куда поехать отдыхать или что купить (машину какой марки).
Следует отметить: выбор происходит из двух благоприятных вариантов, однако
необходимость выбора может быть настолько сложной и мучительной, что будет
сопровождаться стрессовыми ситуациями.
Конфликты
"плюс-минус" - это конфликты притягивания и отталкивания, принятия
решения, когда каждый из вариантов может иметь и положительные, и отрицательные
следствия, а выбрать надо один, с учетом решения общей задачи.
Например: в
конфликте руководителя с подчиненным увольнение
подчиненного
возникает для руководителя как альтернатива: увольнения невыгодного
подчиненного (положительный аспект) и необходимость поиска нового сотрудника,
работника для выполнения поставленной задачи (отрицательный аспект). В данном
случае необходимо просчитывать ряд вариантов, необходимые эмоциональные и
материальные затраты на реализацию поставленной цели. Если оставить хорошего,
но невыгодного работника, заставить его работать над поставленной задачей, то
следствия такого решения могут в скором времени отрицательно сказаться на
результатах, тогда конфликт из внутриличностного перерастет в конфликт из
подчиненным, то есть в межличностный.
Любой конфликт
выполняет как положительные (конструктивные), так и отрицательные
(деструктивные) функции. Несмотря на довольно четкое их деление в теоретическом
плане, на практике бывает нелегко провести границу между конструктивностью и
деструктивностью конкретного конфликта. Это обусловлено такими причинами:
- тяжело
вообразить обобщенную оценку положительных и отрицательных следствий
конфликтного взаимодействия;
- степень
конструктивности и деструктивности конфликта может изменяться на разных стадиях
его развития;
- конфликт может
оцениваться как конструктивный для одной из сторон-конфликта, и как
отрицательный - для другой стороны;
-
конструктивность и деструктивность конфликта можно рассматривать как
относительно основных участников, так и относительно социального окружения.
Положительным,
функционально полезным результатом конфликта считается решения той проблемы,
которая породила разногласия и вызвала столкновенье, с учетом взаимных
интересов и целей всех сторон, а также достижение понимания и доверия,
укрепление партнерских отношений и сотрудничества, преодоление конформизма,
покорности, стремления к преимуществу.
Конфликт есть
способом выявления и фиксации разногласий, а также проблем в обществе,
организации, группе. Конфликт свидетельствует о том, что эти разногласия уже
достигли наивысшего предела, и потому необходимо принять немедленные меры
относительно их устранения. Таким образом, любой конфликт выполняет
информационную функцию, то есть предоставляет дополнительные импульсы к
осознанию своих и чужих интересов в противоборстве.
Конфликт есть
формой решения разногласий. Его развитие оказывает содействие устранению тех
недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к его
возникновению.
Конфликт
оказывает содействие снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой
ситуации, помогает "выпустить пар", разрядить обстановку.
К отрицательным,
дисфункциональным последствиям конфликта принадлежат неудовлетворенность людей
общим делом, отход от решения назревших проблем, нарастания враждебности в
межличностных и межгрупповых отношениях, послабление сплоченности коллектива и
т.п..
Социальное
деструктивное влияние конфликта оказывается на разных уровнях социальной
системы и выражается в конкретных следствиях. Кроме непосредственных
участников, в конфликте могут пострадать и те, кто их окружает.
Конфликт может
привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние
дестабилизации и дезорганизации.
Конфликт может
привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и
духовного развития предприятия и его персонала. Больше того, он может вызвать
стагнацию и кризис развития.
Конфликт может
сопровождаться нарастанием в организации расположений духа пессимизма.
Одной из
разновидностей внутриличностного конфликта является ролевой конфликт, когда у
одной личности возникает необходимость одновременного выполнения разных своих
ролей, которые вдобавок противоречат одна одной. Стоит вопрос выбора, что
выполнять.[[2]]
Также ролевой
конфликт может включать противоречие между разными ролями разных сотрудников
организации.
Например: мастеру
производственного участка прислано указание от начальника цеха наращивать
выпуск продукции, а руководитель службы качества настаивает на повышении
качества продукции путем замедления производственного процесса. Мастеру
давались противоречивые указания, причем одновременно.
Данный конфликт в
результате может быть сведен к конфликту "минус-минус", поскольку
мастера поставлен перед проблемой выбора: что делать, чье указание выполнять,
за счет чего это делать.
Внутриличностный
конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные
требования не совпадают с личными потребностями или ценностями работника.
Например:
женщина-руководитель давно планировала в субботу поехать вместе с супругом и
детьми отдохнуть за город, и вдобавок большое внимание к работе постоянное
плохо сказываться на семейных отношениях. В пятницу вечером у ее
непосредственного начальника возникли проблемы относительно выполнения срочной
задачи, и он настоял, чтобы она взялась решать эти проблемы по выходным дням и
даже вышла на работу в субботу. Иначе под угрозой срыва оказался бы очень
выгодный для фирмы контракт, за выполнение которого отвечает подраздел именно
этой женщины.
Сложность решения
внутриличностных конфликтов состоит в том, что иногда происходят столкновения
трех составных, необходимых для достижения поставленной цели: желания
("хочу"), возможности ("могу"), необходимости
("надо").
1.2. Социальный статус и социальная роль
Также
немаловажными являются социальный статут и социальная роль индивида.
Социальный статус
может представлять собой обобщающую, разностороннюю характеристику положения
индивида в обществе: это и его профессия, и квалификация, и материальное
положение, и национальность, и возраст, и семейное положение, и религиозность и
т.д., т.е. все то, что называют статусным набором или обобщенным статусом
Социальная роль –
это ожидаемое поведение от человека, занимающего определенный социальный
статус. Это находит свою конкретизацию в таких понятиях, как «ролевые
требования» и «ролевые ожидания», т. е. требования и ожидания, выдвигаемые
обществом или социальной группой перед личностью с определенным социальным
статусом.[[3]]
Ролевые
требования и ожидания определяются, в конечном счете, социальными нормами
групп, общества в целом. Социальные роли могут опираться, как и нормы, на силу
закона или на силу общественного мнения, обычаев, нравов. Для успешного
выполнения роли важно, чтобы эти нормы были внутренне усвоены личностью, т.е.
интернализированы. От этого зависит реальное выполнение или невыполнение
социальной роли. А значит и наличие ролевых конфликтов.
Роль работника в организации - это набор ожидаемых
поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы.
Социальный ролевой
конфликт – противоречие между требованиями, предъявляемыми обществом к
различным ролям индивида, напр., между ролями руководителя и мужа.
В функциональной
социологической концепции ролевых конфликтов роль – метод социальной регуляции
деятельности индивида. Создание образцов поведения и мера предсказуемости
личности, позволят всем членам общества эффективно выполнять свои обязанности.
Роль в данной случае, универсальна и относительно неизменна.[[4]]
Хотя
социологическая трактовка роли и ролевых конфликтов становится все менее
актуальной, она еще продолжает изучаться.
Гораздо более
злободневной становится проблема ролевых конфликтов в коллективе, на
предприятии или в организации.
Каждый член
коллектива имеет ряд своих ролей и составляет группу индивидов, выполняющих
общие задачи. Если в их совместной деятельности возникает несогласованность,
как например наличие противоречивых требований, то это приводит к возникновению
ролевого конфликта.
1.3.
Психологические роли и ролевые конфликты
Помимо социальных
ролей человек также выполняет различные виды ролей психологически (табл. 1).
Психологические
роли, которые играет индивид в разнообразных жизненных ситуациях, далеко не
всегда гармонично дополняют друг друга. Ролевое функционирование личности
слишком сложное, чтобы не возникало никаких разногласий. На самом деле,
разногласия в сфере психологических ролей - вещь довольно распространеная. Все
эти противоречия объединяются понятием "ролевой стресс", что включает
три его разновидности: ролевые конфликты, ролевую неоднозначность и ролевую
перегрузку.
Ролевые конфликты
характерные для всех типов психологических ролей. Когда речь идет о социальных
ролях, мы преимущественно имеем дело с проблемами в сфере межличностных
отношений и коммуникаций, хотя часто эти проблемы связаны с личностными
факторами.
Разногласия в сфере
личностных ролей - это, как правило, личностные проблемы разного степени
сложности.
Противоречия,
которые сопровождают изменения жизненных ролей в процессе ролевого развития
человека, мы наблюдаем в форме жизненного кризиса. Другие разногласия в сфере жизненных
ролей проявляются как разнообразные ролевые дисгармонии личности.
Примеры разных
типов психологических ролей
Таблица 1
Социальные роли
|
Личные роли
|
Ситуативные (временные социальные
группы)
|
Групповые (постоянные социальные
группы)
|
Межличностные
|
Жизненные (внутриличностные)
|
Потребитель услуг (зритель,
пассажир, покупатель)
Пациент
Член случайной группы
|
Профессиональные роли
Учебные роли
Роли членства в разных группах
(партиях, клубах, сектах и пр.)
Официальный лидер
|
Статусные роли
Профессиональные (стилевые) роли
Неформальный лидер
Друг, подруга
Любовник
|
Половые роли
Гендерные роли
Семейные роли
Профессиональные (смысловые) роли
Социальные типы характера
|
Жизненных
ситуаций, в которых происходят ролевые конфликты, очень много. Их можно
классифицировать в зависимости от описываемых параметров, положенных в основу
классификации по степени проблемности, сложности, контекста, в котором они
происходят. Опишем основные типы ситуации в зависимости от взаимоотношений
основных параметров ролей: ролевого поведения, ролевых ожиданий, ролевой
Я-концепции и т.п.[[5]]
1. Непринятие
ролевого поведения других людей. Примеры: ролевое поведение нового руководителя
не совпадает с ожиданиями к этой роли со стороны подчиненных, которые сложились
при старом начальнике.
2. Непринятие
собственного ролевого поведения другими. Это бывает в одних и тех же случаях,
которые описанные в предыдущем абзаце. Только там субъектом обращения с помощью
был тот (ли и), кто недовольный другими. В этом случае субъектом обращения
являются тот (и), кем не удовлетворенные другие.
Страницы: 1, 2
|