.
Далее
конструктивно назначают диаметры участков выходного вала
под уплотнение : , под подшипники : ,
под зубчатое колесо : .
Диаметр буртика определяется конструктивным
обеспечением надёжного контакта торцов вала с внутренним кольцом подшипника или
ступицей зубчатого колеса: .
Так как на валах
установлены цилиндрические прямозубые колёса, подбирают подшипники роликовые
конические однорядные лёгкой серии по ГОСТ 8338 – 75 №7208 и №7209.
6
Эскизная
компоновка и расчёт элементов конструкции.
6.1
Расчёт
зубчатого колеса.
- диаметр ступицы: , принимаем .
- длина ступицы: , принимаем .
- толщина диска: , принимаем .
- толщина обода: .
- диаметр диска;
- диаметр отверстий;
6.2
Расчёт
элементов корпуса.
Толщина корпуса: , принимаем .
Толщина крышки
редуктора: , принимаем .
Толщина фланцев
корпуса и крышки: .
Толщина нижнего
пояса корпуса без бобышки: ,
принимаем .
Диаметр
фундаментных болтов: , принимаем
болты с резьбой М 18.
Диаметр болтов у
подшипников: , принимаем
болты с резьбой М 12.
Диаметр болтов
соединяющих основание корпуса с крышкой: , принимаем болты с резьбой М 12.
Наименьший зазор
между наружной поверхностью колеса и стенкой корпуса:
По диаметру:
По торцам:
6.3
Расчёт
мазеудерживающих колец.
На входном валу: - диаметр кольца; .
- ширина кольца: .
- длина кольца; выбирают конструктивно: .
- шаг зубьев: .
На выходном валу:
, , ,
.
6.4
Расчёт
крышки подшипников.
На входном валу: - высота крышки, ,
,
где - диаметр стакана.
На выходном валу:
- высота крышки, ,
, где
- внешний диаметр подшипника.
6.5
Выполнение
компоновочного чертежа.
Примерно посередине листа параллельно его длинной стороне проводят
горизонтальную осевую линию; выделяем точку О, через которую проводят
вертикальную осевую линию.
От горизонтальной линии откладывают угол , проводят осевые линии делительного конуса ОА. На
осевых ОА откладывают внешнее конусное расстояние . Из точек А перпендикулярно ОА откладывают отрезки
А1, равные внешнему модулю зацепления :.
Точки 1 соединяют с центром О. Из точек А откладывают отрезок АВ, равный ширине
зацепления b: . Из точек В проводят перпендикуляры к ОА и убирают
лишние линии. Затем вычерчивают конструкцию конического колеса, для которого
рассчитаны , , , с, , .
После того, как вычерчена коническая пара колес, начинают компоновку
общего вида редуктора. На расстоянии 5мм от торца ступицы колеса и диаметра проводят горизонтальную и
вертикальную линии внутренней стенки корпуса. На расстоянии мм проводят верхнюю горизонтальную линию
внутренней стенки. По периметры пунктирной линией показывают толщину стенки
корпуса и основной линией
ширину фланца . По размерам , , Т вычерчивают подшипники 2-го вала. По диаметрам , вычерчивают ступени 2-ого вала редуктора. Правый
подшипник 1-ого вала углубляют в корпус на и вычерчивают его по размерам . От середины шестерни отмеряют расстояние
и вдоль оси 1-ого вала
откладывают отрезок длиной мм, вычерчивают левый подшипник с
размерами . Вычерчивают
стакан с толщиной стенки мм:
мм. Затем крышки подшипников с
диаметрами .
Для предотвращения вытекания смазки внутрь корпуса и вымывания
пластичного смазочного материала жидким маслом из зоны зацепления устанавливают
мазеудерживающие кольца.
Измерением находят расстояния на ведомом валу: и .
7
Подбор
и проверочный расчёт шпоночных соединений
Под колесо:
Длину шпонки
назначают из стандартного ряда так, чтобы она была несколько меньше длины
ступицы. Принимаем .
Шпонка 2 - 14х9х63
ГОСТ 23360 – 78.
Соединение
проверяют на смятие:
, где:
- передаваемый вращающий момент, Нм,
- диаметр вала в месте установки шпонки,
мм,
- высота шпонки, мм,
- глубина шпоночного паза, мм,
- рабочая длина шпонки, мм,
, где - ширина шпонки,
- допускаемое напряжение на смятие: .
<. Условие выполняется.
Шпонку проверяют
на срез:
<. Условие выполняется.
Под муфту на входном
валу. Шпонка 2 - 10х8х48 ГОСТ 23360 - 78
;
;
Условия
выполняются.
Под муфту на
выходном валу. Шпонка 2 - 10х8х63 ГОСТ 23360 - 78
;
;
Условия
выполняются.
8
Проверочный
расчёт на усталостную выносливость.
1) По сборочному
чертежу составляют расчётную схему вала, на которой представлены все внешние
силы нагружения вала:
- окружная составляющая,
- радиальная,
- осевая составляющая сил, действующих в
зацеплении (из расчетов).
2) Определяют
реакции в опорах в вертикальной и горизонтальной плоскостях и , и
. Реакции в опорах
вычисляют, составляя уравнение равновесия сил и моментов действующих в каждой
плоскости.
В горизонтальной
плоскости:
, , откуда
, , откуда
В вертикальной
плоскости:
, , откуда
, , откуда
3) Рассчитывают и
строят, пользуясь методом сечений, эпюры изгибающих моментов.
В горизонтальной
плоскости. На участке : , ,
при , ,
при , .
На участке : , ,
при , ,
при , .
Принимают .
В вертикальной
плоскости. На участке : , ,
при , ,
при , .
На участке : , ,
при , ,
при , .
Суммарные
изгибающие моменты:
на участке : ,
на участке .
4) Определяют
общий коэффициент запаса прочности который должен быть не менее допускаемого - . В общем машиностроении .
.
где и - коэффициенты запаса прочности по нормальным и
касательным напряжениям:
, где:
- предел выносливости для материала вала
при симметричном цикле изгиба, МПа. Назначают марку стали: сталь 45, вид
термообработки – закалка, отпуск . Пусть . Пусть сталь легированная, тогда:
;
- предел выносливости при симметричном
цикле кручения, МПа
;
и - эффективные коэффициенты концентрации напряжений
соответственно при изгибе и кручении,
,
;
и - коэффициенты, учитывающие масштабные факторы для
нормальных и касательных напряжений:
,
;
- коэффициент, учитывающий шероховатость
поверхности;
при . Назначают ;
и - коэффициенты, учитывающие соотношения пределов
выносливости при симметричном и пульсирующем циклах изгиба и кручения: , ;
, , ,
- амплитуда и среднее
напряжение цикла соответственно для нормальных и касательных напряжений, МПа:
, где:
- суммарный изгибающий момент в опасном
сечении:
; ;
, где:
Т – крутящий
момент на валу, ;
, - моменты сопротивления изгибу и кручению,
поперечного сечения вала с учётом шпоночного паза, мм3
,
,
параметры и берут из таблицы.
Общий коэффициент
запаса прочности n больше допускаемого .
9
Проверочный
расчёт подшипников выходного вала на долговечность.
1)
Определяют
полные реакции опор:
,
;
2)
Параметр
осевого нагружения:
;
3)
Осевые
составляющие реакций опор:
,
.
4)
Результирующие
осевые нагрузки на опоры:
,
;
5)
Определение
приведённой радиальной нагрузки: ,
где - коэффициент вращения; при
вращении внутреннего кольца ;
- большее значение и , Н;
- коэффициент безопасности; для подшипников зубчатых передач
7-8 степени точности;
- температурный коэффициент; при рабочей температуре ;
, следовательно, , ;
, следовательно, , ;
;
.
6)
Вычисляют
ресурс наиболее нагруженного подшипника:
, где:
- динамическая грузоподъёмность, Н
(справочные данные),
- частота вращения выходного вала,
об/мин.
7)
Проверяют
условие долговечности:
, т.е. условие долговечности выполняется.
10
Подбор и
проверочный расчет соединительной муфты.
Муфты подбирают
по таблицам из справочников в зависимости от диаметров валов, которые нужно
соединить. Затем их проверяют по крутящему моменту: .
, где:
- расчётный момент, Нм,
- номинальный момент, Нм,
- коэффициент, учитывающий условия
эксплуатации, ,
< 200 Нмм.
Подбираем муфту
втулочно-пальцевую 250-32-2 ГОСТ 20761-80.
11
Смазывание
редуктора.
Вязкость
смазочного масла подбирают в зависимости от окружной скорости. Окружную
скорость находят по зависимости:
, где:
- частота вращения (об/мин) и делительный
диаметр шестерни, мм.
Пользуясь
параметрами контактного напряжения - , и окружной скорости , определяют кинематическую вязкость при температуре
() по таблице. Принимаем .
Конкретную марку
масла находят по таблице в зависимости от вязкости и температуры. Выбираем
масло «Индустриальное - 20А».
Подшипники в
редукторах могут смазываться как пластичными, так и минеральными жидкими
маслами путём разбрызгивания в зависимости от условий их работы.
Эти условия
выбираются по зависимости:
, где:
- произведение среднего диаметра
подшипника на частоту вращения его кольца, ,
- частота вращения кольца подшипника, об/мин,
- средний диаметр подшипника, мм: ,
- внутренний и наружный диметр
подшипника.
Так как , подшипник рекомендуется
смазывать пластичным смазочным материалам: солидол С.
Для защиты
подшипников от попадания в них жидкого масла устанавливают специальные
мазеудерживающие кольца на валах рядом с подшипниками. Для предотвращения
вытекания смазочного материала из подшипниковых узлов и попадания в них пыли,
влаги в крышках подшипников устанавливают манжетные уплотнения.
12
Сборка
и регулировка основных узлов редуктора
Перед сборкой
внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой
краской. Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом, начиная с
узлов валов.
1)
На
ведущий вал насаживают мазеудерживающие кольца и роликоподшипники,
предварительно нагретые в масле до , между подшипниками устанавливают распорную втулку.
Подшипники ведущего вала монтируют в общем стакане;
2)
В ведомый
вал закладывают шпонку 14 х 9 х 63 и напрессовывают зубчатое колесо до упора в
бурт вала, затем надевают мазеудерживающие кольца и устанавливают
шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле;
3)
Собранные
валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрыв
предварительно поверхность стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для
центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов;
затем болты, крепящие крышку к корпусу;
4)
После
этого в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку (солидол С), ставят
крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для регулировки;
5)
Перед
установкой сквозной крышки в проточки заключаем манжетные уплотнения.
Проверяем, проворачиванием валов отсутствие заклиниваний подшипников (валы
должны проворачиваться от руки) и закрепляем крышки винтами;
6)
Затем
ввёртывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый
маслоуказатель.
7)
Заливают
в корпус масло «Индустриальное 20А» в количестве 1,5 л. и закрывают смотровое
отверстие крышки с прокладкой из технического картона; закручивают крышку
болтами.
Собранный
редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе,
устанавливаемой техническими стандартами.
13
Список
используемой литературы:
1)
Чернавский
С. А. Курсовое проектирование деталей машин. М. Машиностроение, 1979.
14
Приложения:
1)
Спецификация
сборочного чертежа редуктора;
2)
Спецификация
общего вида привода;
3)
Компоновка
редуктора;
4)
Прототип
сборочного чертежа;
5)
Прототип
общего вида привода.
Страницы: 1, 2
|