·
объем прямых продаж оправдывает затраты на их осуществление;
·
потребители сконцентрированы в одном регионе и для них
предназначается основная часть производимых товаров;
·
цена на товар постоянно меняется и необходимо своевременно
учитывать эти изменения;
·
изготовляются узкоспециализированные изделия, поэтому необходимы
прямые контакты с потребителями;
·
изготовляется сложное оборудование и желательно проводить его
монтаж у потребителя самому производителю;
·
продукция производится на основе заказов потребителей.
При анализе указанных выше факторов производитель исходит прежде
всего из того, что использование прямых каналов распределения должно обеспечить
необходимое предложение товара при приемлемых на это затратах.
Формы прямых продаж.
Чтобы успешно осуществлять прямые продажи, производитель создает
определенные структуры, функционирование которых призвано обеспечить как
необходимое предложение, так и реализацию изготовленных товаров. Для
осуществления последнего он обычно использует:
·
собственные сбытовые филиалы;
·
склады готовой продукции у потребителя;
·
собственные сбытовые конторы;
·
оптовые базы, созданные непосредственно при производителях;
·
свою розничную сеть;
·
внемагазинную торговлю.
На функционировании оптовых баз производителя, организации
внемагазинной торговли и работе розничной торговли остановимся более подробно
ниже. Сейчас вкратце рассмотрим другие формы прямых продаж.
Собственные сбытовые филиалы
Собственные сбытовые филиалы являются полностью контролируемыми
подразделениями производителя. Они обеспечивают реализацию самого широкого
круга функций, обусловленных сбытовой деятельностью. Часть получаемой ими от
этой деятельности прибыли передается производителю.
Производители укомплектовывают сбытовые филиалы
высококвалифицированными специалистами, что позволяет более эффективно
осуществлять продвижение товаров. К тому же наличие таких работников позволяет
обеспечивать на должном уровне прямые связи производителя с потребителями.
Склады готовой продукции у потребителя
Если покупатель приобретает продукцию в больших объемах,
товаропроизводитель может создать у него свои склады готовых изделий. Так
обычно поступают производители продукции производственно-технического
назначения.
Собственные сбытовые конторы.
Собственная сбытовая контора является управленческой организацией,
осуществляющей управление продажами в определенном регионе. Она не занимается
товародвижением. Основное ее назначение - собрать и сформировать пакеты заявок
на поставку товаров и передать их соответствующему подразделению
товаропроизводителя.
Организация прямых продаж.
Осуществляя прямые продажи, фирма создает собственный
управленческий персонал, наличие которого призвано обеспечить предложение
нужных товаров в необходимом количестве в заданное время и в соответствующем
месте. Предложение товаров должно быть осуществлено при приемлемых затратах и
обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность. Чтобы это было так,
товаропроизводитель должен создать службу управления продажами. В этой службе
особая роль принадлежит работникам, занимающимся коммерческой деятельностью. К
таким специалистам принадлежат:
·
торговые агенты;
·
коммивояжеры;
·
контакторы;
·
торговые консультанты;
·
инженеры по сбыту;
·
представители на местах;
·
агенты по услугам;
·
маркетинговые агенты.
Основное назначение всех перечисленных выше специалистов состоит в
установлении и развитии прямых связей производителя-продавца и покупателей и
обеспечении постоянного совершения покупок. Особая роль в этом отводится
торговым агентам и коммивояжерам. Их деятельности будет рассмотрена подробнее.
В обеспечении эффективных прямых продаж, помимо перечисленных
специалистов, активное участие должны принимать и другие работники
производителя, прежде всего административно-управленческий персонал.
В критических ситуациях в организации продаж должно участвовать и
высшее руководство производителя. Следует привлекать также конторских служащих,
включая специалистов-аналитиков по проблемам продаж, диспетчеров по прохождению
заказов, представителей службы сервиса и других специалистов.
Косвенные каналы распределения.
Роль торговли в обеспечении сбалансированности спроса и
предложения.
Производство и потребление товаров является составной частью
единого, непрерывно повторяющегося процесса воспроизводства. Двумя другими
составными частями этого процесса являются распределение и обмен. Указанные
фазы процесса воспроизводства находятся в постоянном диалектическом
взаимодействии. Поэтому более полное удовлетворение потребностей населения в
необходимых товарах может быть достигнуто лишь при эффективном осуществлении
всех фаз общественного производства. В процессе общественного воспроизводства
производство и торговля призваны обеспечить решение задач, связанных с
удовлетворением потребностей населения в необходимых товарах и обусловленных
существующим между ними разделением труда. В основе такого разделения труда
лежат технические, технологические и другие условия и определяемая ими
организация труда, необходимая, с одной стороны, для производства продукции, а
с другой - для обеспечения реализации произведенных товаров. Существующее
разделение труда между предприятиями, производящими товары, и предприятиями,
обеспечивающими их реализацию, является важным фактором углубления
специализации на этих предприятиях, что создает благоприятные условия для
обеспечения более высокой производительности труда как в сфере производства,
так и в торговле. При этом производители товаров могут сосредоточить свое
внимание на выпуске высококачественной и соответствующей спросу продукции, добиваясь
постоянного повышения эффективности производства. В то же время предприятия
торговли призваны обеспечить более эффективное товародвижение, лучшую
сохранность изделий и на высоком уровне осуществлять продажу товаров.
Оптовая торговля.
Одной из основных задач торговли является обеспечение эффективного
товародвижения товаров от производителей к конечным покупателям (потребителям).
Во многих случаях такое товародвижение не может быть осуществлено без участия
оптовой торговли, призванной обеспечить соответствующее накопление необходимых
товаров и их перемещение в пространстве и времени.
Обычно под оптовой торговлей
понимается любая деятельность по продаже товаров или услуг для их дальнейшей
перепродажи или производственного использования. При этом оптовым торговцем
может быть как физическое лицо, так и фирма. Важно только, чтобы основной
деятельностью была оптовая торговля.
Основные функции
оптовой торговли.
Основными
функциями, выполняемыми оптовой торговлей, являются:
·
сбор и обработка информации о спросе, покупателях и предложениях;
·
закупка и формирование товарного ассортимента. Оптовик имеет
возможность закупить товары самого широкого ассортимента в больших количествах
у разных товаропроизводителей;
·
отбор, сортировка и формирование наиболее приемлемых для
покупателя партий поставок. Оптовик на базе крупных партий поставок формирует
мелкие, в случае необходимости проводит их подсортировку, осуществляет
расфасовку и т.д.;
·
складирование и хранение товаров;
·
транспортировка товаров. Иногда оптовики обеспечивают
непосредственную доставку товаров к местам их продажи;
·
участие в продвижении товаров на рынок;
·
распределение риска. Оптовики берут на себя риск, отвечая за
хищения, повреждения и устаревания запасов;
·
финансирование поставок и продаж. Это может быть как предоплата за
поставленный товар производителю, так и кредит продавцу или покупателю;
·
оказание консультационных услуг.
Количество
перечисленных функций и уровень их реализации зависят от того, какая форма
оптовой торговли реализуется.
Кто осуществляет
оптовую торговлю?
Оптовую торговлю могут осуществлять как товаропроизводители, так и
различные коммерческие оптовые фирмы. Непосредственное участие в оптовой
торговле принимают агенты и брокеры.
Под розничной торговлей понимается деятельность по
реализации товаров и услуг конечным покупателям, которые приобретают их в целях
потребления. Конечный покупатель не обязательно будет потреблять сам тот или
иной товар или услугу. Он может его купить, а потреблять может с другими или
его будут потреблять вовсе другие люди. Например, вы купили хлеб, принесли его
домой, и ваша семья его потребила без вас. Так что вы можете являться конечным
покупателем, но не быть потребителем.
Розничный продавец всегда имеет
непосредственный контакт с конечным покупателем (потребителем) независимо от
того, что он собой представляет и где и как реализует свои товары и оказывает
услуги. Такой контакт и определяет те основные функции, осуществление которых и
призвана обеспечить розничная торговля.
Основные функции розничной торговли.
Основные функции розничной торговли обусловлены необходимостью
создания для потенциальных покупателей наиболее благоприятных условий для
удовлетворения их нужд и потребностей в отдельных товарах. Предлагаемые в
розничной торговле товары должны иметь требуемые качественные показатели и быть
представленными в необходимом ассортименте, в определенном месте и в приемлемое
для покупателя время. В случае необходимости должно быть обеспечено
послепродажное обслуживание. Чтобы все это реализовать, розничная торговля
обеспечивает выполнение следующих основных функций:
·
определяет реальные нужды и потребности в товарах;
·
с учетом реальных потребностей формирует ассортимент товаров и
оказываемых услуг, организуя поставки от широкого круга поставщиков;
·
производит оплату поступивших товаров;
·
осуществляет различные операции по приемке, хранению, маркировке
товаров, устанавливает на них цены;
·
оказывает поставщикам и покупателям транспортно-экспедиционные,
консультационные, информационные и другие услуги;
·
участвует в продвижении товаров на рынок, что обеспечивается
благодаря рекламе, стимулированию продаж, а также непосредственной работе
работников торговли с покупателями.
Наряду с решением указанных выше задач, для розничной торговли
немаловажное значение имеет создание наиболее благоприятных условий для продажи
товаров. Здесь имеется в виду:
·
удобное место расположения торговой точки;
·
благожелательное отношение продавцов к покупателям.
Безусловно, не всякое отдельно взятое
розничное предприятие может обеспечить реализацию на высоком уровне всех
перечисленных выше функций. Этот уровень в каждом конкретном случае во многом
зависит от формы и состояния предприятия розничной торговли.
Основные предприятия розничной торговли.
Основные предприятия розничной торговли могут быть определены,
если провести классификацию всех предприятий торговли с учетом предлагаемого
ими товарного ассортимента. Такой подход позволяет выделить следующие наиболее
распространенные предприятия розничной торговли:
·
специализированные магазины;
·
универмаги;
·
универсамы;
·
супермаркеты;
·
магазины товаров повседневного спроса.
К специализированным
магазинам относятся розничные торговые предприятия, осуществляющие торговлю
соответствующей ассортиментной группой товаров определенной глубины.
Универмаг представляет
собой крупное предприятие розничной торговли, предлагающее широкий ассортимент
различных товаров. Эти товары с учетом ассортиментных групп рассредоточены по
отдельным отделам, каждый из которых, по существу, представляет
специализированный магазин полного ассортимента.
Организация работы универмага строится по пирамидальному принципу.
Каждый из отделов возглавляет заведующий, занимающийся организацией работы
подчиненных ему сотрудников, каждый из которых призван выполнять определенные
функции. В свою очередь заведующий отделом подчинен заведующему секцией,
содержащей ряд отделов, торгующих сходными товарами. Наряду с секциями может
быть выделена группа секций, заведующему которой подчинены нижестоящие
руководители.
В универмагах, как правило, продаются наиболее модные изделия,
имеющие высокое качество. В большинстве случаев обеспечивается приятная
атмосфера покупок, оказываются различные услуги, такие как продажа отдельных
товаров в кредит, доставка купленных товаров, индивидуальное обслуживание.
Универсам - это крупное предприятие розничной торговли,
рассчитанное на первоочередное удовлетворение нужд покупателей в
продовольственных товарах и товарах домашнего обихода. Несмотря на то, что
универсамы призваны в первую очередь удовлетворять потребности в указанных выше
товарах, на практике ассортимент предлагаемых ими товаров постоянно
расширяется и многие из них продают самые разнообразные товары.
Важнейшая особенность универсама в том, что он является розничным
предприятием самообслуживания, имеет довольно низкий уровень издержек,
невысокие цены и характеризуется большим объемом продаж.
Супермаркетами называются предприятия розничной торговли,
имеющие большую торговую площадь и одновременно с полным набором
продовольственных товаров предлагающие и товары, не требующие больших затрат
труда торгового персонала. В супермаркетах могут продаваться товары, имеющие
известные торговые марки, товары частных торговых марок, а также
немаркированные товары.
По своей торговой площади супермаркет примерно в два раза больше
универсама. При этом наряду с отделами самообслуживания они довольно часто
имеют отделы с полным обслуживанием.
Магазины товаров повседневного спроса, как правило,
невелики по размерам и торгуют товарами ограниченного ассортимента, в основном
(или только) продовольственными товарами. Они расположены недалеко от
потенциальных покупателей и предлагают ходовые товары массового спроса.
Различают также различные виды розничных предприятий по уровню
устанавливаемых цен и предлагаемому обслуживанию.
Основными задачами физического распределения
(товародвижения) являются:
·
прогнозирование объемов будущих продаж;
·
создание системы управления запасами;
·
создание системы обработки заказов;
·
выбор места хранения запасов и способа складирования;
·
определение способа транспортировки товаров.
Каждая из сформулированных задач выполняется на определенном этапе
физического распределения. Эти этапы следует рассматривать как составную часть
единого процесса управления товародвижением.
Структуру затрат по выполнению отдельных функций физического
распределения можно охарактеризовать следующим образом:
транспортировка
35%;
запасы
30%;
складское
хозяйство 20%;
обработка
заказов 10%;
другие
затраты 5%.
Среди
критериев уровня (качества) логистической деятельности могут быть
названы:
·
скорость
обработки и выполнения обычных заказов;
·
аккуратность
по срокам доставки и качеству доставленных товаров;
·
возможность
выбора клиентом точного времени доставки и типа транспортных средств;
·
наличие
запасных частей и возможность монтажа и ремонта;
·
сервисные
сборы: платное и бесплатное обслуживание;
·
готовность
в кратчайшие сроки удовлетворить повышенный спрос;
·
готовность
принять и заменить неконционный товар;
·
готовность
держать товарные запасы в интересах клиента.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Акулич
И.Л., Демченко Е.В. Основы маркетинга. – Мн.: ВШ, 2005.
2.
Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. Учебник./ Под общ.
ред. Г.Л. Багиева. – М.: Экономика, 2001.
3.
Дурович А.П. Основы маркетинга. – М.: ООО «Новое знание», 2004.
4.
Завьялов П.С. Маркетинг в схемах и рисунках. Уч. пособие. – М.:
Инфра-М, 2000.
5.
Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга:
Пер. с англ. –Второе европейское изд. – М.; СПб.; К.: Издат. Дом “Вильямс”,
1998.
6.
Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент − СПб: Питер Ком, 1998.
Страницы: 1, 2
|