Основными видами производимой в республике
электротехнической продукции являются электродвигатели переменного тока,
осветительные электролампы, кабельные изделия и провода для комплектования
электробытовых приборов, управляющие комплексы и разнообразные виды приборов.
Ведущие предприятия белорусского химического
комплекса введены в эксплуатацию в 70-х годах при участии специалистов из
Англии, Германии, Японии, России, США и других стран. В последующие периоды
действующие производственные мощности неоднократно реконструировались,
оснащались новейшими отечественным и зарубежным оборудованием.
Все это позволяет производить качественную химическую
продукцию, пользующуюся постоянным спросом во многих странах мира. Такие
белорусские изделия, как химические волокна и нити, стеклоткани и полимерные
материалы, удобрения и шины, лаки и краски пользуются спросом и экспортируются
во многие страны Европы, Америки и Азии.
В последние годы значительное развитие получила
легкая промышленность республики. Ведущее место здесь принадлежит текстильной,
швейной и обувной отраслям промышленности. Они сориентированы на выпуск
довольно широкого круга изделий: разнообразных видов ниток, пряжи и тканей из
льна, хлопка, шерсти и синтетических материалов; ковров и ковровых изделий,
нетканых материалов, трикотажных и чулочно-носочных изделий, продукции швейной
промышленности, корсетных изделий, изделий из натуральной и искусственной кожи,
искусственного и натурального меха, обуви и др. Большинство промышленных
предприятий легкой промышленности активно сотрудничает с иностранными фирмами
на основе технологической и производственной кооперации.
Почти половина всей территории Республики Беларусь
занята сельскохозяйственными угодьями. Большая часть сельскохозяйственной
продукции производится крупными коллективными и государственными предприятиями
(колхозами и совхозами). Наряду с ними получают
развитие и фермерские хозяйства.
Природные условия Беларуси позволяют успешно
производить такие высокодоходные товарные виды продукции как молоко, говядина,
свинина, мясо и яйцо птицы, зерно, картофель, лен-долгунец, сахарная свекла и
др. Большое внимание уделяется техническому переоснащению промышленности,
перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию, наращиванию экспортного
потенциала аграрного сектора.
Беларусь обладает развитым научным потенциалом. В
Национальной Академии наук Республики Беларусь, Белорусском государственном
университете, научно-исследовательских институтах успешно осуществляются
прикладные и фундаментальные исследования в области квантовой электроники,
физики твердого тела, генетики, химии, порошковой металлургии и других актуальных
направлениях.
Важную роль для национальной
экономики играет иностранный капитал. Основой для его функционирования в
Республике является Закон “Об иностранных инвестициях на территории Республики
Беларусь”.
Иностранные инвестиции на
территории Республики Беларусь могут осуществляться в формах:
¨ долевого участия в предприятиях, создаваемых
совместно с белорусскими юридическими и физическими лицами;
¨ создание предприятий, полностью принадлежащих
иностранным инвесторам;
¨ приобретения предприятий, зданий, сооружений,
акций и других ценных бумаг;
¨ приобретения прав пользования землёй, другими
природными ресурсами, а также иных имущественных прав;
¨ в любых других
формах хозяйственной и иной деятельности, не противоречащих законодательству,
действующему на территории Республики Беларусь.
Иностранная предпринимательская
деятельность, связанная с созданием предприятия, регулируется следующими
нормативными актами: Законом “Об иностранных инвестициях”, Законом “Об
инвестиционной деятельности в Республике Беларусь”, Законом “О предприятиях” и Законом “Об акционерных обществах”. Для открытия
предприятия с иностранным капиталом необходимо пройти государственную
регистрацию в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь или ином
государственном органе, обладающем соответствующими полномочиями
(например, банки регистрируются в Национальном банке).
Привлекаемые в республику
зарубежные инвестиции (кредиты), как правило, носят целевой характер и
направляются на структурную перестройку экономики, модернизацию действующих
предприятий, расширение выпуска потребительских товаров. Так, с января по
апрель 2001 года инвестиции в основной капитал составили 592,6 млрд. руб., что
составляет 93,4% по отношению к данному периоду 2000 года. Приоритетными в этом
отношении являются такие отрасли, как машиностроение, химическая и легкая
промышленность, стройматериалы, переработка сельскохозяйственной продукции,
производство медицинской техники, а также проекты, связанные с
энергоснабжением, охраной окружающей среды и конверсией оборонных предприятий.
С рядом зарубежных стран
Республика Беларусь подписала соглашения о содействии (поощрении) и взаимной
защите инвестиций.
В последнее время получила
развитие новая форма привлечения иностранных инвестиций ¾ свободные экономические зоны (СЭЗ). Основой их создания и
развития являются “Концепция организации свободных (специальных) экономических
зон на территории Республики Беларусь” и Указ Президента Республики Беларусь “О
свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь”.
Функционирование СЭЗ связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической
деятельности. Для них характерно наличие благоприятного инвестиционного
климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и
преимущества по сравнению с общим режимом производственной и хозяйственной
деятельности, существующим в Беларуси. Одна из крупнейших свободных
экономических зон в республике создана в ее столице — г. Минске и
располагается на территории промышленного узла Шабаны.
Государственная политика
Республики Беларусь в области внешней торговли и осуществляемые государством
практические меры позволяют хозяйствующим субъектам всех форм собственности, в
том числе иностранным, работать в любой, не запрещенной законом и не наносящей
ущерб экономике, сфере предпринимательской деятельности.
Глава 2. Экономические связи
Республики Беларусь со странами СНГ на современном этапе
После того, как СССР прекратил свое существование,
быстро ухудшалось экономическое положение большинства государств Содружества,
причем в немалой степени вследствие разрыва хозяйственных связей,
неурегулированности валютно-финансовых отношений, механизма расчетов и
ценообразования.
В этих условиях не могло не усиливаться осознание
необходимости нормализации экономических взаимоотношений, принятия
законодательных мер, которые позволили бы воссоздать некогда единое
экономическое пространство, но уже на новой, рыночной основе. Для стран СНГ
данная задача особенно актуальна в связи с тем, что в мировой экономике
Беларусь, Россия и другие постсоветские государства занимают весьма скромные позиции.
Так, совокупная доля СНГ в мировом экспорте насчитывает чуть более двух
процентов (в том числе на Россию приходится 1,2—1,3 процента). В мировой
торговле услугами новые государства занимают еще более скромные позиции. На
долю РФ приходится примерно 0,8 процента коммерческих услуг, предоставляемых
странами друг другу. В перемещении капитала участвует фактически только Россия.
Правда, и в этой сфере ее роль совсем незначительна. Приведенные цифры
свидетельствуют о чрезвычайно малом вкладе новых стран в формирование мировой
экономики.
Важным шагом на пути восстановления разорванных
экономических связей между бывшими республиками Союза ССР и их развития на
новой основе стало заключение в октябре 1992 г. в Бишкеке соглашения “О единой
денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике
государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства”.
Подписало это соглашение 8 государств.
14 мая 1993 г. в Москве на заседании глав государств
— участников СНГ были приняты декларация о поэтапном движении к экономическому
союзу и решение о подготовке соответствующего договора и сопутствующих ему
соглашений. Документы подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан,
Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, т.е. все участники заседания
за исключением Туркменистана, который, впрочем, проявляет интерес к этой работе
в качестве наблюдателя. В документах отражены стремление к глубокой интеграции,
созданию общего рынка для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов,
трудовых ресурсов при обеспечении взаимных интересов государств и намерение
более тесно согласовывать действия по различным направлениям экономической
политики, особенно проведению экономических реформ.
Затем было подготовлено соглашение о
Межгосударственном банке СНГ, а в сентябре 1993 г. заключен Договор о создании
Экономического союза СНГ.
Позднее, 24 сентября 1993 г., в Москве был подписан
рамочный Договор о создании экономического союза. Договор открыт любой стране
СНГ для присоединения. Он предусматривает координацию денежно-кредитной,
финансовой и валютной политики и гармонизацию налогообложения. Однако что было
совершенно новым в Договоре — это признание существования двух валютных систем
в рамках экономического пространства СНГ: много-валютный системы и рублевой
зоны нового типа, т.е. зоны российского рубля. Для многовалютной системы
Договор установил цели, стадии и механизмы трансформации в направлении
валютного союза.
1. На первой стадии трансформации Договор
предусматривает создание платежного союза на базе: взаимного признания и
официальных котировок всех республиканских валют; многостороннего клиринга
через Межгосударственный банк или другие учреждения с использованием
национальных валют; скоординированных механизмов взаимного кредитования для
покрытия дефицитов платежных балансов; конвертируемости национальных
(республиканских) валют по текущим расчетам.
2. Межгосударственный банк был создан в декабре 1993
г. Доля России в его оплаченном капитале — 50%. Банк должен предоставлять
кредиты республиканским центральным банкам в рамках лимитов, пропорциональных
их счетам в этом банке. Со второй половины 1994 г. банк должен был обеспечить
многосторонний клиринг в российских рублях, в твердых валютах или в третьих
валютах по решению Совета банка.
3. На следующем этапе предусматривалось трансформация
платежного союза в “валютный” союз на базе: плавающих обменных курсов
республиканских валют и удержаний колебаний курсов в согласованных пределах;
полной конвертируемости этих валют.
4. После достижения валютной “прозрачности”
предполагалось преобразовать многовалютную систему в одновалютную. При этом
наиболее широко используемая и стабильная валюта среди бывших республиканских
валют должен был играть роль общей валюты.
Межгосударственный валютный комитет, предусмотренный
Договором об экономическом союзе в качестве наднационального валютного органа,
был наделен такими функциями, как осуществление мер, способствующих
конвертируемости “мягких” валют по текущим расчетам; контроль за процессом
либерализации рынка иностранной валюты в странах-участницах Договора с тем,
чтобы обеспечить формирование обменных курсов их валют рыночными факторами;
создание фонда под контроль комитета в случае намерения участников Договора
частично объединить резервы твердой валюты, золота и драгоценных металлов для
решения проблем платежных балансов. Однако, несмотря на то, что деятельность
комитета формально началась в 1994 г., указанные соглашения остались на бумаге.
Кстати, многие из документов, подписанных в рамках СНГ, также до сих пор не
реализованы. Это свидетельствует о том, что данное образование в значительной
степени носит политический, а не экономический характер.
Одной из острейших проблем взаимоотношений стран
ближнего зарубежья стала проблема взаимных расчетов. Ее безотлагательное решение
является необходимым условием формирования экономического союза. Поиск
денежно-расчетной модели, приемлемой для стран ближнего зарубежья, идет давно.
Ряд их вышли из рублевой зоны и ввели свои национальные валюты.
Некоторые специалисты еще в конце 1991 г. не
исключали возможности формирования рублевой зоны особого типа, сочетающей
национальные валюты во внутриреспубликанском обороте с рублем России в качестве
резервной валюты безналичных расчетов между республиками. На эту гипотезу
появилась ссылка в обзоре ЕЭК ООН за первое полугодие 1992 г. Данная модель
валютных отношений (поливалютная зона с взаимо-плавающими курсами национальных
валют и координацией хозяйственной и денежной политики) нашла свое место и в
предложениях Института внешнеэкономических исследований РАН за 1992 г. При этом
Институт исходил из высокой степени вероятности разных скоростей и
направленности реформных преобразований в государствах на территории бывшего
СССР, и соответственно необходимости защиты внутренних рынков от сторонней инфляции
и оттока с них товарных ресурсов местного происхождения.
Однако политическое оформление процессов
государственного размежевания заметно разошлось с экономическими реалиями.
Достаточно напомнить, что Беловежское и последовавшие за ним соглашения исходили
из функционирования единого рубля и лишь введение с 1 июля 1992 г. системы
межгосударственных расчетов через корреспондентские счета в Центральном банке
Росии (как защищенной меры от кредитной эмиссии рубля в других государствах
СНГ) привело к реальному прекращению функционированию денежной системы,
основанной на бывшем советском рубле.
Наступил новый этап — разделение на автономные
денежные системы, внешне объединенные общим платежным средством — рублем — в
начальном денежном обороте (10—15% общего оборота), но различные в своей основе
— в безналичном обороте. С учетом этого была предпринята попытка создать
Межгосударственный банк стран СНГ для многосторонних расчетов.
Политические игры с рублевой зоной, призванные
демонтировать стремление к реинтеграции, завершилось подписанием 7 сентября
1993 г. шестью государствами — Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном,
Такжикистаном и Узбекистаном — соответствующего соглашения, где было заявлено о
стремлении участников иметь единую денежную систему с использованием российской
валюты, а затем заключением с Россией двусторонних соглашений с конкретными
обязательствами. Страны, заявившие о своем стремлении иметь общую денежную
систему с использованием российской валюты, обязались согласовать с Россией
основные параметры денежно-кредитной, финансовой, валютной, таможенной политики
и объема валютной интервенции на рынках. В качестве основных показателей должны
были бы использоваться объемы денежной массы на территории государств —
участников соглашения, размеры дефицитов консолидированных бюджетов, показатели
регулирования деятельности коммерческих банков, процентные ставки по кредитам.
Таким образом, в рамках сформированного 27 сентября
1993 г. Экономического союза как бы сразу возникли две зоны расчетно-платежных
отношений, вторая из которых опирается на самостоятельные валютные политики
государств-членов. К этой зоне принадлежат Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и
Украина.
Для анализа того, в каком направлении должны
развиваться связи Беларуси с государствами Содружества, большое значение имеет
экономическое положение различных стран СНГ. Его можно проиллюстрировать на
примере итогов 2000 г.
Самые высокие темпы экономического роста в
2000 г., как и в 1999 г., продемонстрировала Туркмения (более 10%). В
Беларуси продолжался спад, начавшийся в 1999 г. Правда, согласно
информации, представленной Статистическим комитетом СНГ, белорусский ВВП вырос
в 2000 г. на 6%, а производство промышленной продукции — на 8%. Однако, по
данным того же комитета, перевозки грузов (без трубопроводного транспорта)
сократилась в Беларуси на 14%, инвестиции в основной капитал — на 3%. В
остальных странах СНГ ВВП вырос в среднем на 4—5%.
На протяжении ряда лет стабильным уровнем цен
отличается Армения. В 2000 г. индекс цен производителей промышленной
продукции повысился здесь на 0,8%, а индекс потребительских цен понизился также
на 0,8%. Несколько улучшилась инфляционная обстановка в Беларуси: если в
1999 г. цены выросли здесь в 4 раза, то в 2000 г. — в 2,6—2,9 раза. В
большинстве других стран СНГ темпы роста цен выходили за пределы 30%.
В 2000 г. были сделаны определенные попытки
подтолкнуть интеграционое строительство на постсоветском пространстве. В
октябре 2000 г. Россия вместе с другими странами — участницами Таможенного
союза — Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном — подписала Договор
об учреждении Евразийского экономического сообщества.
Позитивные изменения в плане развития экономического
сотрудничества стран СНГ принес истекший 2001-й год. Так, экономическая
интеграция стала отдельной темой на состоявшемся в начале марта с.г.
неформальном саммите лидеров государств Содружества в Казахстане. Отмечалась
необходимость более тесного экономического союза и активизации усилий по
созданию зоны свободной торговли. Достигнута договоренность о взаимодействии в
топливно-энергетической сфере. Речь идет о том, — отметил Президент России
В.В. Путин — что Россия и Туркменистан, крупнейшие газодобытчики, будут
работать на новых условиях с другими странами, которые готовы предоставить свои
транспортные системы для доставки газа не только потребителям из СНГ, но и для
Европейского Союза, а также азиатских государств.
Страницы: 1, 2, 3
|