В правление Ивана III для управления государством были
созданы 25 учреждений - Приказов, и практически все приказы имели отношение к
финансовому контролю. Создавая новую систему управления, Иван III создал и
Казну - общегосударственное ведомство, хранившее деньги и драгоценности. До
середины 16 века на Руси не существовало единой систем налогообложения, лишь
при Иване Грозном была проведена перепись земель и введена единица податного
обложения - "большая соха", тем самым установлена единая налоговая
система.
При становлении династии Романовых взаимоотношения общества и
власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649г.,
разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных
вошли преступления и против денежной монополии государства. Первый орган
государственного финансового контроля России - Большая Казна - действовал с
конца 15 века для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить
финансовый контроль Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656г. был
учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким
прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и
расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и
земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.
В связи с учреждением 10 марта 1656г. Приказа Счета Большой
казны (Счетного Приказа), положившего начало государственному финансовому
контролю в России, В.В. Путиным было подписано распоряжение о принятии
предложения Правительства Российской Федерации и Счетной палаты Российской
Федерации о праздновании в 2006г. 350-летия установления государственного
финансового контроля в России.
Приложение № 1.
Реформы Петра 1 изменили организацию государственного
финансового контроля. Упразднив Думу, Петр 1 возложил на Сенат обязанности
контроля. Если Ближняя канцелярия сверяла счета и итоги, наблюдая за
законностью расходования средств, то Сенату принадлежала высшая ревизия
полезности, своевременности и хозяйственности государственных расходов.
Поскольку ревизия была рассредоточена по двум учреждениям, ее деятельность не
принесла заметных результатов. В 1718г. для счета всех государственных приходов
и расходов была учреждена Ревизион-Коллегия и финансовые органы в провинции,
которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных
злоупотреблениях.
В 18 веке организация финансового контроля не достигла
серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие
независимости у контрольных органов тормозило развитие. Лишь в 19 веке при
реформах М. Сперанского государственный контроль по существу стал независимым.
Управлению ревизией государственных счетов были предоставлены широчайшие
полномочия. А одной из обязанности было "усмотреть выгоды, приобретенные
казной при разных операциях". Это были ростки, говоря современным языком,
аудита эффективности. Введение должности Государственного контролера и учреждение
особого независимого ведомства привели к позитивным изменениям.
Ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое
самостоятельное значение. Хотя к концу царствования Александра I многие
реформаторские изменения были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип
финансового контроля - осуществлять ревизию по первичным документам, что, несомненно,
давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.
При Николае I счетные отделения Казенных палат появились во
всех губерниях. Значительно расширились штаты финансовых контролеров, были
предусмотрены льготы.
Эпоха Александра II подарила России легендарного в своем роде
государственного деятеля - В.А.Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы
контрольно-счетных учреждений европейских стран, он предложил проект реформы
государственного контроля, в которой были развиты идеи о независимости
финансового контроля. К сожалению не все из начинаний увидели свет. Однако к
концу 19 века сложилась система контроля, в основу которой легли идеи
реформатора.
Началом преобразований явилось наведение должного порядка в
системе государственной отчетности, а именно введением единства бюджета и
единства кассы, закрепленных законом в 1862г. С этого же года роспись
государственных доходов и расходов стала ежегодно публиковаться. Введение новой
контрольно-ревизионной системы позволило создать в губерниях независимые от
местных властей контрольные палаты. Постепенно общественное мнение по-новому
стало воспринимать значение контрольного финансового органа для улучшения управления
финансами и предотвращения финансовых нарушений.
В 1892г. в России был принят Закон о Государственном
контроле. Высший орган государственного финансового контроля - Государственный
контроль был самостоятельным и равноправным государственным ведомством.
Уже в начале 20 века возникла идея о необходимости приблизить
финансовый контроль к Думе, нежели к Правительству. Депутаты требовали контроля
не цифр, а целесообразности расходов и качества хозяйственной деятельности. С
целью обеспечения подлинной независимости государственного контроля вводилась
система несменяемости контролеров, усиливалась их социально-правовая защита.
Временное Правительство предоставило Госконтролю широкие
полномочия: проводить проверки во всех отраслях хозяйства и возбуждать уголовные
дела. В марте 1917г. был принят закон, который позволял привлекать для контроля
и представителей общественности.
В советское время контрольные органы не раз
реорганизовывались. В итоге сложилась система, при которой Государственный
контроль состоял из Комиссии советского контроля СССР (затем Комитета народного
контроля) и аналогичных комиссий в союзных республиках. Эти структуры
функционировали под непосредственным руководством партии. При массовости
народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля.
Бюджетно-финансовый контроль вело Министерство финансов СССР. В целом
государственная система контроля включала: партийный, государственный, народный
и общественный контроль. Однако система, ориентированная только на выявление нарушений
давала сбои и не работала на достижение эффективности расходования
государственных средств.
Принятая в 1993г. Конституция РФ в должной степени не
отразила вопросы финансового контроля. В ст.101-103 включены контрольные
полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля
исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только
внутренний контроль Минфином России.
Вместе с тем, в ст. 101 п.5 Конституции указано, что
"для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет
федерации и Государственная Дума образует Счетную палату, состав и порядок
деятельности которой определяется федеральным законом". В соответствии с
этим 11 января 1995г. был принят федеральный закон "О Счетной палате РФ"
и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля
независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над
управлением государственными финансовыми средствами.
Начиная с 1995г. в соответствии с Бюджетным кодексом РФ
контрольно-счетные органы были образованы почти во всех субъектах РФ.
2.2.
Совершенствование государственного финансового контроля в современных условиях
В целях
совершенствования финансового контроля и повышения его эффективности в условиях
перехода к рыночной экономике следует осуществить ряд мер по преобразованию
государственных предприятий в акционерные общества и предприятия, основанные
на иных формах собственности, укрепить государственный финансовый контроль в
сочетании с принципиально новыми хозрасчетными формами организации контроля,
адекватными рыночными методами хозяйствования.
В настоящее время
и экономической теорией, и хозяйственной практикой признана острая
необходимость реформирования системы государственного финансового контроля над
государственными и муниципальными финансами и собственностью, а также развития
финансового контроля над частным капиталом, который осуществлял бы наряду с
последующим контролем предшествующий и текущий контроль в соответствии с их
основными назначениями.
Как свидетельствует
практика, в настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая система
государственного финансового контроля, в стране создано и функционирует
множество контролирующих органов различной ведомственной подчинённости, слабо
взаимодействующих между собой. Региональные и муниципальные органы финансового
контроля сегодня фактически находятся вне закона. До сих пор нет федерального
закона, который определил бы сферу их деятельности.
В Российской
Федерации насчитывается свыше 60 федеральных контролирующих органов различной
ведомственной подчиненности, которые имеют (как правило) территориальные
подразделения в субъектах Федерации. Вопросами финансового контроля занимаются
более 10 федеральных органов. Каждый из них, будучи независимым от остальных,
самостоятельно планирует и проводит контрольные мероприятия, выполняет
достаточно разобщенные функции, несогласованные между собой.
Несмотря на
наличие свыше 260 различных законов, указов, постановлений, инструкций,
распоряжений и других законодательных и нормативных актов, координация и
распределение контрольных функций и полномочий зачастую преследует
узковедомственные интересы, существенно снижая эффективность финансового
контроля в целом. Основным недостатком государственного финансового контроля
остается отсутствие системы и как следствие - его низкая эффективность.
До сих пор не
разработана и не утверждена официальная концепция системы государственного
финансового контроля в России. Представлены два проекта единой концепции -
правительственный вариант и вариант Счетной палаты Российской Федерации,
имеющие существенные расхождения по ключевым вопросам.
В целях
эффективности функций финансового контроля мэром Москвы создано распоряжение о
создании совета по совершенствованию государственного финансового контроля.
Приложение № 2.
При совершенствовании системы финансового контроля, принципиально важно использование зарубежного опыта. Здесь речь может идти о поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики. Принципиально значимым представляется достижение в деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, амозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России. Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям. 2.3.
Развитие аудиторского контроля
Аудиторский
(независимый) контроль – сравнительно новое направление финансового контроля.
Аудит – это форма предпринимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм)
по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской
(финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций
и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также
по оказанию им иных аудиторских услуг.
Основной целью
деятельности аудиторов является установление достоверности бухгалтерской
(финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершаемых ими
финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторы и
аудиторские фирмы имеют право на деятельность после профессиональной аттестации
и государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской
деятельности. При этом они получают лицензию и регистрируются в государственном
реестре аудиторов и аудиторских фирм.
В РФ аудиторская
деятельность специализирована. Банковский аудит лицензируется Центральным
банком РФ, аудит страховых организаций, общий аудит, а также аудит
инвестиционных фондов – соответствующими подразделениями Минфина РФ.
При Президенте РФ
создана Комиссия по аудиторской деятельности. Ее основная задача – организация
разработки системы по государственной поддержке становления и развития рынка
аудиторских услуг в РФ, а также защита интересов государства, хозяйствующих
субъектов, аудиторов и аудиторских фирм. В Положении о Комиссии сформулированы ее полномочия:
ü
выдача
генеральных лицензий на осуществление лицензирования аудиторской деятельности;
ü
организация
ведения государственных реестров аудиторов, аудиторских фирм и их объединений;
ü
организация
публикаций в СМИ сведений о выдаче и аннулировании лицензий на осуществление
аудиторской деятельности, а также о зарегистрированных объединениях аудиторов и
аудиторских фирм и т.д.;
ü
комиссия
имеет право направлять аудиторам, аудиторским фирмам и их объединениям
обязательные для исполнения предписания об устранениях ими нарушений
законодательства РФ в области аудиторской деятельности.
При осуществлении
своей деятельности аудиторы наделены широкими правами и одновременно имеют
определенные обязанности. Аудиторы имеют право:
ü
проверять
у хозяйствующих субъектов в полном объеме документацию о
финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных средств, ценных бумаг,
материальных ценностей;
ü
получать
разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения для аудиторской
проверки;
ü
по
письменному запросу получать необходимую для осуществления проверки информацию
от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, получивших
проверку;
ü
самостоятельно
определять формы и методы проведения аудиторской проверки исходя из требований
нормативных актов, конкретных условий договора с хозяйствующим субъектом, а
также содержания поручения органов суда, прокуратуры и т.д. При этом
допускается привлечение на договорной основе к участию в проверке аудиторов,
работающих в других аудиторских фирмах;
ü
отказаться
от проведения аудиторской проверки в случае предоставления проверяемым
хозяйствующим субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения
государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности
аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости;
Обязанности
аудиторов сводятся к следующему:
ü
неукоснительно
соблюдать законность в ходе проведения проверки;
ü
квалифицированно
предоставлять аудиторские услуги;
ü
обеспечивать
сохранность документов, получаемых в ходе проверки и не разглашать их
содержание без согласия хозяйствующего субъекта, за исключением случаев,
специально предусмотренных законом.
Существуют два
вида аудиторских проверок в зависимости от субъектов, инициирующих их –
обязательное и инициативное. Обязательная проверка проводится в случаях, прямо
установленных законодательными актами РФ, а также по поручению органов
дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда,
при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством)
уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела,
подведомственного арбитражному суду. Инициативная проверка проводится по
решению самого хозяйствующего субъекта.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|