В связи с
возрастными особенностями школьников использование силовых упражнений на уроках
физического воспитания ограничено. В младшем и среднем школьном возрасте не
следует форсировать развитие собственно силовых способностей. Упражнения должны
иметь скоростно-силовую направленность, с ограничением статических компонентов.
Однако полностью исключать последние не следует, так как, например, упражнения,
связанные с сохранением статических поз, полезны для выработки правильной
осанки. С возрастом использование этих упражнений расширяется. При этом необходим
обязательный контроль за дыханием, ибо длительная задержка дыхания
(натуживание) оказывает вредное влияние (особенно на девочек) и иногда приводит
к потере сознания.
Основной задачей
силовой подготовки в школе является развитие крупных мышечных групп спины и
живота, от которых зависит правильная осанка, а также тех мышечных групп,
которые в обычной жизни развиваются слабо (косые мышцы туловища, отводящие
мышцы конечностей, мышцы задней поверхности бедра и др.).
Типичными средствами
развития силы являются: в 7-9 лет — общеразвивающие упражнения с предметами,
лазанье по наклонной скамейке, по гимнастической стенке, прыжки, метания; в 10-11
лет — общеразвивающие упражнения с большими отягощениями (набивными мячами,
гимнастическими палками и пр.), лазанье по вертикальному канату в три приема,
метание легких предметов на дальность и т. д.; в 14-15 лет — упражнения с
набивными мячами, гантелями небольшого веса, силовые игры типа «перетягивание
каната», подтягивания, стойки и т. п. Правда, вес внешних отягощений у
подростков ограничен (примерно 60-70% от максимального), кроме того, не
рекомендуется выполнять упражнения до отказа.
С 13-14-летнего
возраста силовые нагрузки для девочек, в отличие от мальчиков, характеризуются
преобладанием упражнений с отягощением весом собственного тела, большей долей
локальных силовых ynpaжнений, использованием в качестве внешних отягощений
преимущественно гимнастических предметов или других нетяжелых снарядов.
1.2 Быстрота и
методика ее развития
Скоростные
характеристики движений и действий объединены под общим названием — быстрота. В
самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в
минимальный для данных условий отрезок времени. Однако характеристики быстроты
неоднородны и либо не связаны друг с другом, либо связаны слабо. К скоростным
характеристикам двигательных действий относятся: 1) быстрота одиночного
движения (при малом внешнем сопротивлении); 2) частота движений; 3) быстрота
двигательной реакции.
Установлено, что
время реакции не связано с быстротой одиночного движения и с максимальной
частотой движений. Можно обладать хорошей реакцией на сигналы, но иметь малую
частоту движений, и наоборот. Это объясняется тем, что психофизиологические
механизмы проявления указанных скоростных характеристик существенно
различаются. Независимость характеристик отчетливо проявляется в беге на
короткие дистанции. Можно быстро принимать старт (за счет хорошего времени
реакции), но хуже сохранять скорость на дистанции. Вообще скорость бега лишь
относительно связана с перечисленными характеристиками движений. Она во многом
определяется длиной шага, зависящей от длины ног, от силы отталкивания, то есть
от факторов, не относящихся к скоростным характеристикам движений. Поэтому
нельзя, например, по времени реакции судить о том, как школьник будет бегать
спринтерские дистанции.
Отсутствие связи
между характеристиками скоростных движений приводит к тому, что перенос
качества быстроты с одного упражнения на другое, как правило, не наблюдается.
Его можно выявить только в том случае, если движения сходны по координации, но
чем более тренирован человек, тем в меньшей степени наблюдается такой перенос[3]. Поэтому следует говорить не о
развитии качества быстроты вообще, а о развитии конкретных скоростных
особенностей движений человека.
Быстрота
одиночного движения как изолированная характеристика может рассматриваться
только при биомеханическом, расчлененном анализе двигательных актов (например,
при необходимости узнать быстроту отталкивания, выноса бедра во время бега). В
реальных же условиях одиночные движения объединены в циклические или
ациклические системы. Поэтому говорить о самостоятельных средствах и методах
развития одиночных движений можно лишь условно. Скоростные упражнения, особенно
отвечающие специфике соревновательных упражнений, развивают и другие скоростные
особенности (в циклических движениях — частоту, в ациклических — быстроту реакции).
В некоторых видах спортивных упражнений (например, в метаниях) быстрота
движений сочетается с проявлением силы мышц, образуя комплексную скоростную
особенность — резкость движений. Поэтому в видах спорта скоростно-силового
характера развитию быстроты движений способствуют и средства, развивающие силу
мышц (особенно при больших внешних сопротивлениях, характерных для большинства
видов метаний). Ценность силовых упражнений для развития быстроты мышечных
сокращений состоит еще и в том, что добиться существенного увеличения скорости
за счет чисто скоростных упражнений трудно, а задача повышения силовых
возможностей решается более просто. Однако развитие силы при этом должно
проходить в условиях быстрых движений. Для этого используют метод динамических
усилий: максимальное силовое напряжение создается за счет перемещения какого-то
непредельного отягощения с наивысшей скоростью при полной амплитуде движения.
Частота движений
характеризует циклические движения. Максимальная частота движений рук выше, чем
ног; частота движений дистальных звеньев конечностей выше, чем проксимальных.
Измерение частоты
движений производится, как правило, за короткие интервалы времени. Например, у
спринтеров частоту движений в беге на 100 м характеризуют средней частотой шагов
за 1 с; измерение максимальной частоты движений конечностей (чаще всего кисти)
проводят за отрезки времени в 5-10 с. Нередко в последнем случае максимальная
частота движений пересчитывается на 1 мин, однако получаемые величины превышают
реальные возможности человека, так как выдержать максимальный темп в течение
минуты человек не может.
Частоту движений,
а вместе с ней и быстроту циклических движений развивают с помощью упражнений,
которые можно выполнять с максимальной скоростью. В начале спортивной тренировки
не следует увлекаться использованием узконаправленных упражнений. Этим методом
можно улучшить результат в беге на короткие дистанции лишь на 1-1,5 с. С самого
начала следует добиваться роста скорости за счет общефизической подготовки и
лишь потом переходить к ограничению средств развития скорости[4]. Если не придерживаться этого
правила, то у занимающегося быстро образуется своего рода скоростной барьер
(стабилизация скорости), который преодолевается с большим трудом.
Для развития
частоты и быстроты движений применяют повторный, повторно-прогрессирующий и
переменный методы упражнения. При этих методах дистанция бега подбирается такой
длины, чтобы в конце ее скорость не снижалась и при повторных попытках. В связи
с тем, что работа с максимальной интенсивностью протекает в анаэробных
условиях, интервалы отдыха между попытками следует устанавливать достаточными
для погашения кислородного долга. Их можно заполнить легким бегом, спокойной
ходьбой и т. п.
Значительные
интервалы отдыха (например, после пробегания 100 м для восстановления требуется
около 8 мин) приводят к снижению плотности занятий, поэтому развивать быстроту
движений у школьников на уроках целесообразно другими методами: игровым и
соревновательным, при которых эмоциональное возбуждение выше и поэтому
создаются лучшие условия для проявления скоростных возможностей.
Если скоростная
работа выполняется на фоне утомления, то развивается скоростная выносливость, а
не максимальное проявление быстроты.
Возрастные
особенности существенно ограничивают возможности развития быстроты движений.
Наиболее благоприятным является возраст 11-12 лет у девочек и 12-13 лет у
мальчиков.
При развитии
быстроты движений у детей предпочтение следует отдавать естественным формам
движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение
упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте
привести к образованию скоростного барьера. Подвижные игры в младшем школьном возрасте
и спортивные игры в среднем и старшем имеют явное преимущество перед
стандартными пробежками на быстроту.
В младшем
школьном возрасте используют разнообразные упражнения, требующие быстрых
кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и
длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с
бросками и ловлей мяча и т. п.
В среднем
школьном возрасте все большее место должны занимать скоростно-силовые
упражнения: прыжки, многоскоки, спрыгивания и выпрыгивания в темпе, переменные
ускорения в беге, метания. Следует также включать повторное преодоление
коротких дистанций (от 30 до 60 м) с максимальной скоростью. В старшем школьном
возрасте применяется комплекс собственно скоростных, скоростно-силовых упражнений
и упражнений для развития скоростной выносливости. Продолжают использоваться и
спортивные игры, эстафеты. Дистанция бега для развития скорости увеличивается
до 80-100 м.
Скоростные
упражнения у детей необходимо сочетать с упражнениями на расслабление мышц.
Следует учить их умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений
(например, в беге после отталкивания подчеркнуто расслаблять мышцы голени).
Быстрота
двигательной реакции, то есть быстрота ответа человека движением на какой-либо
сигнал (световой, звуковой, тактильный), представляет собой сенсомоторную реакцию.
Различают простые
и сложные реакции. Простая реакция — это ответ заранее определенным движением
на ожидаемый сигнал (например, принятие старта при выстреле стартера). Сложные
реакции разделяются на реакции выбора и реакции на движущийся объект. Реакция
выбора — это ответ определенным движением на один из нескольких сигналов,
который заранее обусловлен (например, реагировать на красный и не реагировать
на зеленый сигнал). Реакции на движущийся объект часто встречаются в играх и
спортивных единоборствах (например, выход игроков на пас мяча партнером). Время
сложных реакций значительно длиннее времени простой реакции за счет
«центральной задержки», дифференцировки сигналов.
Простые реакции
обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигнал в одной
ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях. Сложные
реакции, наоборот, отличаются специфичностью. Если человек относительно быстро
реагирует на предъявление попеременно двух сигналов, то это не означает, что он
будет также быстро реагировать на предъявление трех и более сигналов.
Измеряют быстроту
двигательной реакции в секундах и миллисекундах.
Обычно не
прибегают к специальным упражнениям для развития быстроты реакций. Простая
реакция хорошо развивается в ходе выполнения различных скоростных упражнений.
Однако в обратном направлении перенос не наблюдается, то есть, развивая
быстроту реакции, нельзя увеличить быстроту движений. Особенно ценны для
развития быстроты реакции разнообразные подвижные и спортивные игры, среди
которых ведущее место принадлежит баскетболу.
Основной метод —
повторное возможно более быстрое реагирование на появляющийся сигнал. Метод
аналитического подхода, то есть раздельное развитие быстроты реакции в
облегченных условиях и скорости последующих движений, также дает хорошие
результаты. Применяют и сенсомоторный метод, при котором увеличение способности
различать временные интервалы приводит к повышению скорости реагирования на
сигналы.
На уроках
физического воспитания в школе время реакции развивают с помощью разнообразных
упражнений, требующих быстрого реагирования на заранее обусловленные сигналы
(например, свободный бег с остановками или изменением направления по сигналу
учителя). Хорошим средством развития быстроты реагирования являются спортивные
игры.
1.3 Выносливость
и методика ее развития
Под выносливостью
понимают способность человека длительно выполнять работу без снижения ее
интенсивности.
Развитие выносливости
— это в значительной мере развитие биохимических процессов, способствующих
более длительному выполнению работы, а также устойчивости нервной системы к
возбуждению большой интенсивности.
Длительность
работы до момента снижения интенсивности можно разделить на две фазы. Первая
фаза — работа до появления чувства усталости, которое у спортсменов
свидетельствует, как правило, о наступлении утомления. Вторая фаза — работа на
фоне утомления до тех пор, пока человек может за счет дополнительного волевого
усилия поддерживать заданную или выбранную им самим интенсивность. Соотношение
длительности этих двух фаз различно: у людей с сильной нервной системой длиннее
вторая фаза, со слабой нервной системой — первая фаза. В целом же выносливость
тех и других может быть одинаковой.
Волевое
напряжение, за счет которого сохраняется интенсивность, является общим
компонентом для всех видов выносливости, однако оно имеет предел. Поэтому необходимо
наряду с развитием воли адаптировать занимающихся к тем неблагоприятным факторам,
которые возникают в конце работы и приводят к утомлению.
Интенсивность
работы и особенности упражнений, выполняемых в процессе этой работы, определяют
разновидности выносливости: скоростная, силовая, выносливость к статическим
усилиям и т. п. Проявление выносливости всегда конкретно, поскольку
определяется конкретными условиями деятельности. Однако в сходных по
интенсивности видах деятельности наблюдается явление переноса выносливости,
которое обусловлено общими физиологическими и биохимическими механизмами.
Например, лыжник будет обладать большой выносливостью и в других циклических
видах деятельности (легкоатлетическом беге, гребле и т. д.), так как в них
решающим фактором является уровень развития аэробных возможностей организма.
Иногда
выносливость при работе умеренной интенсивности в циклических упражнениях
называют общей выносливостью. Это не совсем правильно: можно обладать большой
выносливостью в беге и не иметь ее в статических напряжениях.
Измеряется
выносливость временем выполнения работы без снижения интенсивности. Поскольку
интенсивность работы может быть разной, выведены соотношения между
интенсивностью работы и длительностью ее выполнения. В общем виде кривая,
отражающая это соотношение, показывает: чем интенсивнее деятельность, тем ниже выносливость
человека.
Поскольку при
разной интенсивности работы причины утомления различны, различными должны быть
и методические приемы развития конкретного вида выносливости. Так, при работе
максимальной и субмаксимальной интенсивности главная причина утомления состоит
в уменьшении анаэробных возможностей организма (гликолитических и
креатинофосфатных). При работе большой и умеренной интенсивности ведущая роль в
обеспечении работы принадлежит аэробным (окислительным) процессам. Схема
развития аэробных и анаэробных возможностей организма с учетом интенсивности и
длительности разовой нагрузки, числа повторений и интервалов отдыха дана в
таблице (Приложение № 2).
Надо иметь в
виду, что интенсивность работы индивидуальна и зависит от уровня физической
подготовленности. Поэтому 75-85% от максимальной интенсивности у новичков
составляют одну величину, а у хорошо подготовленных спортсменов — другую. Так,
развитие аэробных возможностей у новичков будет проходить при пробегании одного
километра за 5-7 мин, у квалифицированных спортсменов — за 3,5-4,5 мин.
Школьники до 15-16-летнего
возраста могут преодолевать наступившее утомление лишь короткое время
вследствие малой устойчивости нервной системы к сильным раздражителям. В
последующем фаза компенсированного утомления увеличивается за счет повышения
способности к волевым усилиям.
У младших
школьников целесообразно развивать выносливость прежде всего к работе умеренной
и переменной интенсивности, не предъявляющей больших требований к
аназробно-гликолитическим возможностям организма. Средством развития
выносливости являются подвижные игры с повышенной моторной плотностью, однако
игры не позволяют достаточно точно дозировать нагрузку. На уроках физического
воспитания применяют упражнения, которые дают возможность оказывать точно дозированное
воздействие: для 12-13-летних — темповый бег на 200-400 м в чередовании с
ходьбой; медленный бег продолжительностью до 2 мин для мальчиков и до 1,5 мин
для девочек; ходьба на лыжах на 3-3,5 км для мальчиков и на 2-3 км для девочек;
для 14-15-летних — темповый бег на 400-500 м для мальчиков и на 200-300 м для
девочек; лыжные гонки на скорость до 203 км; для 16-17-летних — кроссовый бег;
гонки на лыжах на 3-4 км; переменный и повторный бег.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|