Разработка системы управления механизма передвижения тележки
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
Донской
Государственный технический университет
Кафедра
«Робототехника и мехатроника»
УТВЕРЖДАЮ Зав.
кафедрой ..
«______»_____________2008
г.
ЗАДАНИЕ
на
курсовой проект
Студент
. Группа УМ-41
Тема:
«Разработка системы управления
механизма передвижения тележки»
Срок
предоставления проекта к защите «_____»____________2008г.
Исходные данные
для проектирования: Вариант № 19
Содержание пояснительной записки
курсового проекта:
~
Введение.
~
Техническое
задание.
~
Расчетно-конструкторская
часть.
~
Описание
работы системы управления.
~
Заключение.
Перечень графических материалов:
1.
Система
управления ТП. Схема электрическая принципиальная.
2.
Переходные
процессы.
Содержание
Введение
1 Техническое
задание
2 Расчетно-конструкторская
часть
2.1 Расчет
статической мощности при передвижении тележки с номинальным грузом
2.2 Выбор
двигателя
2.3 Выбор
редуктора
2.4 Выбор
схемы тиристорного преобразователя
2.5 Выбор
силового трансформатора
2.6 Расчет
параметров схемы и выбор тиристоров
2.7 Расчет
параметров контура нагрузки ТП
2.8 Расчет
и построение электромеханических характеристик
2.9 Выбор
тахогенератора
2.10 Определение
параметров структурной схемы ДПТ
2.11 Динамический
расчет системы привода
3 Описание
работы системы управления приводом
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Целью данного курсового проекта является разработка мехатронного
устройства – тележки мостового крюкового крана.
Смысловая
её реализации заключается в создании универсальных, надёжных и долговечных
устройств, которые тем или иным образом помогали бы человеку решать
поставленные перед ним задачи. Для высокоточных производств очень важно иметь
хорошую точность позиционирования рабочего органа. Как и любая другая МС
состоит из электромеханической системы, которая представляет собой совокупность
электродвигательного и преобразовательного устройств, системы управления,
механической передачи и рабочего органа, предназначенная для приведения
рабочего органа в движение и управление этим движением по заданному алгоритму
посредствам микро ЭВМ или микроконтроллера. Свойства электромеханической
системы определяются взаимосвязанными характеристиками элементов и образующих
её подсистем (механической, электрической и магнитной). Поэтому при этапном
проектировании электромеханической системы особое внимание уделяется выбору
электромеханической элементной базы, электродвигателей и информационных и
силовых полупроводниковых преобразователей, статических и динамических
характеристик, как силовых исполнительных элементов, так и системы управления
при исследовании качества регулирования электромеханической системы с
использованием микроконтроллеров или ЭВМ.
Целью управления может быть решение двух обобщенных задач – поддержание
некоторых параметров в определенных диапазонах и регулирование значений
выходных переменных по требуемому закону.
В каждой из этих задач управляющей системе требуется сформировать
выходное воздействие, реализация которого компенсирует образовавшуюся ошибку
управления.
1
Техническое задание
Разработать систему управления
механизмом передвижения тележки мостового крюкового крана (мехатронного
объекта) с техническими характеристиками:
Вариант..…………………………………………...……..………………..…………19
|
Режим работы
механизма…………………………………………………...………Е3
|
Номинальная
грузоподъемность, Gн, т……………………………………...……..4,9
|
Сила тяжести самого
механизма передвижения (тележки), G0, кН………...……1,9
|
Скорость передвижения
тележки, Vт, м/с……………………………………..…0,53
|
Диаметр ходового колеса
тележки, Dкт, м…………………………………….….0,4
|
Диаметр цапфы ходового
колеса, dцк, м………………………………………...0,058
|
Относительная
продолжительность включения механизма, ПВ, %.....................600
|
Номинальная скорость
вращения двигателя, nн, об/мин…………………………3,0
|
Число включений в час, z………………………………………………………......240
|
Скорость вращения вала
рабочего органа кранового механизма, Ωм, рад/с…….2,7
|
Значение перерегулирования,
σ,
%............................................................................18
|
Допустимая статическая
погрешность, δ……………………………………….0,03
|
Время переходного процесса,
tпп, с……………………………………………….0,15
|
Рисунок
1.1 –Тележка мостового крюкового крана
2
Расчетно-конструкторская часть
2.1 Определим статическую мощность
при передвижении тележки с номинальным грузом
кВт,
(2.1)
где G – сила тяжести перемещаемого груза, Н;
Н,
(2.2)
g – ускорение свободного падения, м/с2;
G0 – сила тяжести самого механизма передвижения, Н;
v – скорость передвижения, v=0,53 м/с;
Rk – радиус ходового колеса с цилиндрическим ободом, м;
d – диаметр шейки оси ходового колеса, d=0,058 м;
k – коэффициент, учитывающий увеличение сопротивления движению
из-за трения реборд ходовых колес о рельсы, k=2,0.
μ – коэффициент трения
скольжения в подшипниках опор вала ходового колеса, μ=0,02 для подшипников
качения;
η – КПД механизма
передвижения
f – коэффициент трения качения ходовых колес по рельсам, f=0.0004 м.
.
Определяем предварительную номинальную
мощность электродвигателя
,
кВт. (2.3)
где kt – коэффициент, зависящий от номинального режима
работы, kt=1,15 для тяжелого режима;
.
2.2 Выбор двигателя
Предварительный
выбор двигателя производят по результатам расчета номинальной мощности.
Окончательно
требуется выбрать только один из четырех двигателей. Для этого необходимо
построить энергетические характеристики каждого, а затем (по необходимым
условиям и параметрам) выбрать соответствующий тип.
Таблица
2.1– Номинальные параметры выбранных двигателей
Тип
двигателя
|
Uном
|
nном
|
Рн
|
Rя
|
Iном
|
η
|
Jдв
|
В
|
об/мин
|
кВт
|
Ом
|
А
|
---
|
кг·м2
|
П11
|
220
|
3000
|
0,7
|
3,56
|
4,3
|
0,735
|
0,012
|
П21
|
220
|
1500
|
0,7
|
5,33
|
4,3
|
0,735
|
0,045
|
П31
|
220
|
1000
|
0,7
|
5
|
4,25
|
0,75
|
0,085
|
П32
|
220
|
750
|
0,7
|
4,4
|
4,2
|
0,76
|
0,105
|
Для построения
энергетической характеристики каждого двигателя необходимо рассчитать следующие
параметры:
·
Номинальную
угловую скорость двигателя:
рад/с,
(2.4)
где n – номинальная частота вращения двигателя.
рад/с. рад/с.
рад/с. рад/с.
·
Номинальный
вращающий момент двигателя:
Н·м.
(2.5)
Н·м. Н·м.
Н·м. Н·м.
Так как двигатель постоянного тока
допускается перегружать по току в раза, то значение расчетного крутящего момента
можно принять равным .
Построение
характеристик выполняется в координатах Ω(М),Рэнерг(М)
Рисунок
2.1 – Энергетические характеристики выбранных двигателей
o
Требуемый
момент
Н·м,
(2.6)
Н·м.
o
Требуемая
угловая скорость
рад/с,
(2.7)
рад/с.
Расчет ориентировочного значения
передаточного числа редуктора
,
(2.8)
, ,
, .
Определение ожидаемой линейной
скорости на выходе редуктора с ориентировочным передаточным числом
м/с,
(2.9)
м/с.
м/с.
м/с.
м/с.
Полученные значения удовлетворяют
принятому условию: .
Исходя из
массогабаритных параметров, требований, ограничений, связанных с выбором
редуктора, выбираем двигатель с номинальной мощностью 700 Вт и частотой
вращения 750 об/мин, т. е. двигатель П32
Определение
реального передаточного числа и пересчет линейной скорости с учетом редуктора.
Реальное
передаточное число выбирается из ряда (для двухступенчатых соосных редукторов):
8, 10, 12.5, 16, 20, 25, 28, 31.5, 40, 50.
Соответственно
выбираем для двигателя П32 ближайшее наибольшее
передаточное
число, .
Пересчитываем линейную скорость
м/с,
(2.10)
м/с.
Полученная скорость должна
удовлетворять условию:
,
(2.11)
.
2.3 Выбор
редуктора
Выбор редуктора
осуществляется по параметрам выбранного двигателя и рассчитанным
характеристикам: ,
кВт, Н·м.
Выбираем редуктор
двухступенчатый соосный типа Ц2С-100 с основными параметрами:
1.
Крутящий
момент на тихоходном валу, Н·м………..…..…….500
2.
Межосевое
расстояние, мм………………………………...……100
3.
Передаточное
число…………………………………………..…31,5
4.
Допускаемая
радиальная нагрузка на выходных концах валов, кН:
·
быстроходного…………………………………………….1,0
·
тихоходного………………………………………….……..5,6
5.
КПД,
%………………….………………………………………..0,98
Масса,
кг………………………..…………………………………..……45
2.4 Выбор схемы тиристорного
преобразователя
Таблица
2.2 – Номинальные параметры схемы преобразователя
Схема
преобразователя
|
Ке
|
К0
|
Кic
|
Ктэ
|
Кт
|
Кi1
|
Ктр
|
Кi2
|
m
|
λ
гр.
эл.
|
Трехфазная
мостовая схема Y/λ
|
0,42
|
1,04
|
0,33
|
0,58
|
1,05
|
0,81
|
0,81
|
1,05
|
6
|
60
|
Страницы: 1, 2
|