-соединяющих крышку  с корпусом  
d 3 = 0,55
х d 1
= 0,55 х 27
= 14,8  мм 
                                                                      
Принимаем   болты с резьбой  М 16 
11.Выбор муфты 
  
Ведомый вал 
 
Передаваемый крутящий
момент 
Т2 =
1027,93   Н м 
Число оборотов     n = 650
об/мин 
Применим муфту
упругую втулочно-пальцевую по ГОСТ 21424-75 
Размеры 
 
d = 65 мм            Т =  1000 Н м              Тип   I  
 
D = 220 мм             L = 286 мм 
 
 
 
12.Выбор  смазки 
 
Смазывание зубчатого зацепления производим окунанием зубчатого колеса в
масло ,заливаемое внутрь корпуса до уровня ,обеспечивающего погружение колеса
на 10 мм . 
 
       
Передаваемая   мощность    Р = 99,93 кВт 
 
Объем масляной ванны 
W определим из расчета 0,25дм3  масла на 1 кВт передаваемой
мощности 
 
   W = 0,25
х 99,93 =
24,98 л 
 
Устанавливаем вязкость
масла 
 
При    s н =9,729 МПа         и        V = 22,435   м/с 
 
кинематическая
вязкость масла     u = 34 х 10 -6  м2 /с 
 
Применим масло
индустриальное   И- 30А  по ГОСТ  20799-75 
 
Камеры подшипников
заполняем пластичным смазочным материалом УТ – 1. 
    13. Проверочный
расчет валов одноступенчатого редуктора 
 
Расчёт ведущего  вала 
  
Из предыдущих
расчётов имеем: 
 
T 1
= 326,41  Н м – крутящий момент  
 
n1 
= 2925 об/мин  - число оборотов 
 
F t =  4454,13  Н  –  окружное
усилие                   
 
F r =  1650,05  Н –   радиальное усилие 
 
F a =  308,56  Н – осевое усилие     
 
d 1
= 146,565 мм – делительный диаметр шестерни 
 
Материал вала:  сталь
45, улучшенная,   HB  200 
 
s в  = 690 МПа  – предел прочности  
 
s -1 =
0,43 х
s в  = 0,43 х 690 = 300 МПа   -  предел  выносливости при  
симметричном   цикле изгиба 
 
t -1 =  0,58 х s -1  = 0,58 х 300 = 175 МПа   - предел выносливости при   
симметричном    цикле   касательных напряжений 
l1
=   110 мм 
 
 
Определим опорные
реакции в плоскости    XZ 
 
 
Определим опорные
реакции в плоскости    YZ 
 
  
 Проверка:     
 
Суммарные реакции: 
 
 
 
 
Определим
изгибающие моменты   
 
Плоскость  YZ 
 
 
 
Плоскость  ZX 
 
 
Суммарный изгибающий момент 
 
 
 
Подбираем подшипники
по более нагруженной опоре 1. 
 
Намечаем радиальные
шариковые подшипники 309 (по П.3. [1]): 
 
d = 45 мм ;  D = 100 мм ;  B = 25 мм ;  r = 2,5
мм ;  C = 52,7 кН ;  Co = 30 кН 
 
Эквивалентная
нагрузка определяется по формуле: 
 
 
где:  Fr1 =
2412,59 Н  -  радиальная нагрузка 
         Fa
= 308,56 Н  - осевая
нагрузка 
         V = 1  
-  (вращается внутреннее кольцо) 
         Kσ =
1  - коэффициент безопасности для приводов ленточных конвейеров (по табл.9.19
[1]) 
         KT = 1 - температурный коэффициент (по табл.9.20
[1]) 
 
 
Отношение    ;   этой величине (по табл. 9.18[1]) 
соответствует e ≈ 0,18 
 
Отношение   > e  ;   X =
0,56  и  Y = 2,34 
 
 
Расчётная долговечность, млн.об 
 
 
Расчётная долговечность, час. 
 
 
что больше установленных ГОСТ 16162-85. 
 
 
 
                                     
 
Расчет ведомого
вала 
 
Ведомый вал несёт такие же нагрузки, как и
ведущий. 
 
Из предыдущих
расчётов имеем: 
 
T 2
= 1027,93  Н м – крутящий момент  
 
n2 
= 650 об/мин  - число оборотов 
 
F t =  4454,13  Н  –  окружное усилие                 
 
 
F r =  1650,05  Н –   радиальное усилие 
 
F a =  308,56  Н – осевое усилие     
 
d 2
=  653,435 мм – делительный диаметр шестерни 
 
Материал вала:  сталь
45, нормализованная     HB  190 
 
s в  =  570 МПа  – предел прочности 
 
s -1 =
0,43 х
s в  = 0,43 х 570 = 245 МПа   -  предел  выносливости при  
симметричном   цикле изгиба 
t -1 =  0,58 х s -1  = 0,58 х 245 = 152 МПа   - предел выносливости при   
симметричном    цикле   касательных напряжений 
l2
=  140 мм 
Определим опорные
реакции в плоскости    XZ 
 
 
Определим опорные
реакции в плоскости    YZ 
  
 
  
Проверка:     
 
Суммарные реакции: 
 
 
 
Подбираем подшипники
по более нагруженной опоре 4. 
 
Намечаем радиальные
шариковые подшипники 314 (по П.3. [1]): 
 
d = 70 мм ;  D = 150 мм ;  B = 35 мм ;  r = 3,5
мм ;  C = 104 кН ;  Co = 63 кН 
 
Эквивалентная
нагрузка определяется по формуле: 
 
 
где:  Fr4 =
2522,73  Н  -  радиальная нагрузка 
         Fa
= 308,56 Н  - осевая
нагрузка 
         V = 1  
-  (вращается внутреннее кольцо) 
         Kσ =
1  - коэффициент безопасности для приводов ленточных конвейеров (по табл.9.19
[1]) 
         KT = 1 - температурный коэффициент (по табл.9.20
[1]) 
 
 
Отношение    ;   этой величине (по табл. 9.18[1]) 
соответствует e ≈ 0,18 
 
Отношение   < e  ;
значит  X = 1   и  Y = 0 
 
 
 
 
Расчётная долговечность, млн.об 
 
Расчётная долговечность, час. 
 
 
что больше установленных ГОСТ 16162-85. 
 
 
Определим изгибающие
моменты  в сечении С 
 
Плоскость  YZ 
 
 
 
Плоскость  XZ 
 
 
 
 
Суммарный изгибающий момент в сечении С 
 
 
14. Проверка прочности шпоночных соединений 
  
Шпонки призматические со скруглёнными торцами.  Размеры сечений шпонок и пазов и длины шпонок
– по ГОСТ 23360-78 (табл. 8.9 [1]). 
 
 Материал шпонок – сталь 45
нормализованная. 
 
Напряжение смятия и
условие прочности находим по формуле: 
 
Допускаемые напряжения
смятия при стальной ступице [σсм]=100-120 Мпа, при чугунной
[σсм]=50-70 Мпа. 
 
Ведущий вал: d=50мм 
          шпонка:
ширина - b=14мм 
высота - h=9мм 
длина - l=50мм 
глубина паза вала - t1=5,5мм 
глубина паза втулки - t2=3,8мм 
фаска - s x 45о=0,3 
  
Выбираем (по табл. 11.5 [1]) момент на
ведущем валу  T1=710 x 103 Н мм 
 
  
Материал для полумуфт МУВП – чугун марки СЧ
20. 
  
Ведомый вал: d=65мм 
          шпонка:
ширина - b=20мм 
высота - h=12мм 
длина - l=100мм 
глубина паза вала - t1=7,5мм 
глубина паза втулки - t2=4,9мм 
фаска - s x 45о=0,5 
 
Выбираем (по табл. 11.5 [1]) момент на
ведущем валу  T1=1000 x 103 Н мм 
 
Обычно звёздочки изготовляют из
термообработанных углеродистых или легированных сталей. Условие прочности
выполняется. 
 
15. Уточнённый расчёт валов 
 
Примем, что нормальные напряжения от изгиба
изменяется по симметричному циклу, а касательные от кручения – по отнулевому
(пульсируещему). 
Уточнённый расчёт валов состоит в определении коэффициентов запаса
прочности s для опасных сечений и сравнении их с требуемыми
(допускаемыми) значениями [s]. Прочность соблюдена при условии s≥[s]. 
Будем производить расчёт для предположительно опасных сечений каждого
из валов. 
 
Ведущий вал. 
 
Материал вала то же, что и для шестерни, т.е. сталь 45, термическая
обработка – улучшение. 
По (табл. 3.3 [1]) при диаметре заготовки до 90 мм среднее значение
σв=780 МПа. 
Предел выносливости при симметричном цикле изгиба 
 
Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений 
 
 
Сечение А-А. Это сечение при передаче вращающего момента от электродвигателя через
муфту рассчитаем на кручение. Концентрацию напряжений вызывает наличие
шпоночной канавки. 
 
Коэффициент запаса прочности 
   
где амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла 
   
При d=50мм, b=14мм, t1=5,5мм (по табл. 8.5 [1]) 
 
          
 
    
Примем kτ=1,68 (табл. 8.5[1]), ετ=0,76
(табл. 8.8[1]) и ψτ=0,1 (стр. 166 [1]). 
 
 
ГОСТ 16162-78 указывает на то, чтобы конструкция редукторов
предусматривала возможность восприятия радиальной нагрузки, приложенной в
середине посадочной части вала. Величина нагрузки для одноступенчатых зубчатых
редукторов на быстроходном валу должна быть  2,5 при 25 х 103 Н мм  < ТБ <
710 х 103
Н мм. 
Приняв у ведущего вала длину посадочной части под муфту равной длине
полумуфты l=170мм, получим изгибающий момент в сечении А-А от
консольной нагрузки 
 
Изгибающий момент в горизонтальной плоскости 
 
Изгибающий момент в вертикальной плоскости 
Суммарный изгибающий момент в сечении А-А 
 
;
среднее напряжение σm=0. 
 
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям 
 
Результирующий коэффициент запаса прочности 
 
получился близким к коэффициенту запаса sτ=5,41.
Это незначительное расхождение свидетельствует о том, что консольные участки
валов, рассчитанные по крутящему моменту и согласованные с расточками
стандартных полумуфт, оказываются прочными и что учёт консольной нагрузки не
вносит существенных изменений. 
Такой большой запаса прочности объясняется тем, что диаметр вала был
увеличен при конструировании для соединения его стандартной полумуфтой с валом
электродвигателя. 
По этой причине проверять прочность в других сечениях нет
необходимости. 
 
 
Ведомый вал. 
 
Материал вала то же, что и для шестерни,
т.е. сталь 45 нормализованная. 
По (табл. 3.3 [1]) при диаметре заготовки до 90 мм среднее значение
σв=570 МПа. 
Предел выносливости при симметричном цикле изгиба 
 
Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений 
 
 
Сечение А-А. Концентрацию напряжений в этом сечении вызывает наличие шпоночной
канавки с напрессовкой колеса на вал. 
  
Коэффициент запаса прочности
   
   
При d=75мм, b=22мм, t1=9мм, h=14, l=140 (по табл. 8.5 [1]) 
 
          
 
  
   
Примем   kτ=1,49 (табл. 8.5[1]), kσ=1,59 (табл. 8.5[1]),  
ετ=0,67 (табл. 8.8[1]), εσ=0,775
(табл. 8.8[1]),  
ψτ=0,1 (стр. 166 [1]), ψσ=0,15
(стр. 166 [1]). 
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
 
ГОСТ 16162-78 указывает на то, чтобы конструкция редукторов
предусматривала возможность восприятия радиальной нагрузки, приложенной в
середине посадочной части вала. Величина нагрузки для одноступенчатых зубчатых
редукторов на быстроходном валу должна быть  2,5 при 25 х 103 Н мм  < ТБ <
250 х 103
Н мм. 
Приняв у ведущего вала длину посадочной части под муфту равной длине
полумуфты l=100мм, получим изгибающий момент в сечении А-А от
консольной нагрузки 
 
Изгибающий момент в горизонтальной плоскости 
 
Изгибающий момент в вертикальной плоскости 
Суммарный изгибающий момент в сечении А-А 
 
;
среднее напряжение σm=0. 
 
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям 
 
Результирующий коэффициент запаса прочности 
 
 
 
 
 
Расчетная схема 
ведущего вала 
 
 
 
                                    d1          
   
                                                                                                            
d2                                                                            
                                  .                dд  
 
 
 
 
 
 
 
                                       
                                                                                                           
 
 
                                      
 
С                                                                                                       
 
 
                                                            
 
 
 
                                                                                           
 
                                                                                       
                     l1                                       
l1 
                                                                                                   
          
                                                                                                
L
 
 
                                                                                                                                                                
  
 
 
 
                                                                                                  
 
               X  
                                                                                                                          
M y 
  Z
                                                                                                             
 
                                                                                                                           Z                        
                                                                                               M
x  
 
 
 
              Y   
 
 
                                                                                                            
 
         
 
 
 
                                                                                                                          
     
T 1   
 
 
 
 
 
Расчетная схема ведомого вала 
 
                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                
                                                                                        
 
 
 
 
 
                  
                                                                            
 
 
                                                 C                                                                                      
 
 
 
 
 
                                                                                                                                                                               
 
                                          
l2                                l2                  
       
                             
                                                              
L 
 
 
 
          X                                
 
 
 
          
My  
Z  
  
Mx    
Z                               
                                                                                      
 
                                   
        
Y                                                                                                   
                 
 
 
 
                                                                                                                                                         
 
                                                                 
 
 
 
 
                                  
 
 
 
 
               
                                                                                                
                           T2 
 
 
 
Литература  :     1. 
Курсовое проектирование деталей машин. 
                               
под редакцией  С.А. Чернавского 
                               
М. Машиностроение  , 1988 г. 
                            2.
Методическое руководство к курсовому проектированию по прикладной механике  №
431 
                                
ВГТУ, Воронеж, 1982 г.  
3. Детали машин. Атлас конструкций
под редакцией Решетова Д.Н. 
                                
М. Машиностроение  , 1979 г. 
 
 
 
 
     
Страницы: 1, 2 
   
 |