На
тракторе установлен задний ВОМ, имеющий независимый и синхронный приводы.
Независимый привод осуществляется от коленчатого вала дизеля через двухскоростной
редуктор, расположенный в корпусе муфты сцепления и позволяющий получать две
скорости вращения.
Трактор
оборудован раздельно-агрегатной гидросистемой, механизмом задней навески с
автосцепкой для присоединения навесных и полунавесных сельскохозяйственных
машин.
Машины
присоединяют при помощи прицепного устройства, устанавливаемого на задние
концы продольных тяг механизма навески.
Трактор
обслуживает один тракторист.
Рекомендуется
для зон: 1 ... 9, 11 ... 13, 15 ... 17, 19
Техническая характеристика
Эксплуатационная мощность двигателя,
кВт (л.с.) 51,5 (70)
Частота вращения, мин-1:
коленчатого вала
двигателя 2100
BОM независимого (синхронного, об/1м пути) 540
и 1500 (5,3)
Диаметр цилиндра, мм 110
Ход поршня, мм 125
Удельный расход топлива ври
эксплуатационной
мощности, г/кВт-ч (г/л.с.*ч) 242
(175)
Число передач:
переднего хода 8
заднего 2
Диапазон скоростей движения,
км/ч 1,58 …
11,36
Вместимость топливного бака, л 160
Колея (расстояние между серединами
гусениц), мм 1350
Продольная база, мм 1895
Ширина звена гусениц, мм 200
и 300
Среднее удельное давление на почву
соответственно при ширине
гусениц 200 и 300 мм, МПа (кгс/см2)
0,07 и 0,05
(0,7
и 0,5)
Максимальный уровень шума в кабине,
дБА 84
Наименьший радиус поворота, мм 2500
Дорожный просвет (на твердом грунте),
мм 460
Габаритные размеры, мм:
длина по
концам нижних тяг заднего навесного 3300
ширина по наружным
кромкам гусениц соответственно
при ширине
гусеницы 20 и 30 см 1550
и 1650
высота 2970
Масса,
кг 4040
Машина для внесения твердых органических
удобрений ПРТ-16М.
Предназначена для транспортировки и сплошного
поверхностного внесения органических удобрений, а также для перевозки различных
сельскохозяйственных грузов с выгрузкой транспортером назад (при снятом
разбрасывающем устройстве). Грузоподъемность 16 т.
Машина состоит из рамы, кузова, подающего
транспортера, разбрасывающего устройства, механизма привода разбрасывающего
устройства и привода транспортера, ходовой системы с тормозами, электрооборудования.
Работа ведется челночным способом. Агрегатируется с
трактором типа К-701. Обслуживает тракторист. Рекомендуется для зон 1…10.
Техническая характеристика
Производительность
в час основного времени, т 65
Ширина внесения
удобрений, м 7…8
Погрузочная высота,
мм:
по
основным бортам 2240
по
надставным бортам 2480
по полу
платформы 1490
Рабочая скорость,
м/с до
1,2
Дорожный просвет,
мм 370
Габаритные размеры
в рабочем положении, мм 8100*2500*2480
Масса, кг 5325
Машина для внесения твердых органических
удобрений МТТ-Ф-8.
Предназначена для транспортировки и сплошного
поверхностного внесения твердых органических удобрений, а также для перевозки
различных сельскохозяйственных грузов с выгрузкой назад. Агрегатируется с
колесными тракторами классов 1, 4 и 2. Обслуживает тракторист. Рекомендуется
для зон 1…20.
Техническая характеристика
Производительность
в час основного времени, т 97
Грузоподъемность, т 8
Вместимость кузова,
м3:
базовой
машины без учета насыпного конуса 5,6
с
надставными бортами для перевозки измельченных кормов не менее 20
Погрузочная высота,
мм:
по
основным бортам 3200
с
надставными бортами 3100
Ширина внесения
удобрений, м 7…8
Доза внесения
удобрений, т/га 10;20;30;40;50;60
1.4. Расчет состава машинно-тракторного агрегата
После выбора марки сельскохозяйственной машины
(ПРТ-16М и МТТ-Ф-8) подсчитывается тяговое сопротивление рабочих органов:
Rм = КВм –
это неполное сопротивление машины (частичное
сопротивление).
Определяем тяговое усилие, которое мог бы
дополнительно развить трактор за счет мощности, расходуемой через ВОМ.:
RВОМ = (3,6NВОМkm)/(VрhВОМ) ,
где km – коэффициент полезного действия машины; ее
трансмиссии (0,92 – 0,9)
Vр – рабочая скорость агрегата, км/ч.
hВОМ – коэффициент полезного действия привода механизма
ВОМ (0,85 – 0,9).
Рассчитывается приведенное тяговое
сопротивление:
Rпр = Rм + RВОМ
.
Определяем необходимое минимальное усилие
трактора:
Ркр = Rпр/h’b .
Коэффициент используемого тягового усилия
трактора:
ηи = Rпр / Ркр.
Поскольку рабочая скорость машинно-транспортного агрегата
с ПРТ-16 составляет до 12 км/ч, то трактор К-701 будет агрегироваться с этой
машиной на 7 (7,78) и 8 (9,39) передачах.
Rм = КВм = 0,9*8 = 7,2 (кН);
RВОМ (7) = (3,6NВОМkm)/(VрhВОМ) = (3,6*0,9*37)/(7,78*0,85) = 22,04 (кН),
RВОМ (8) = (3,6NВОМkm)/(VрhВОМ) = (3,6*0,9*15)/(9,39*0,85) = 18,2 (кН);
Rпр (7) = Rм + RВОМ (7)
= 7,2 + 22,04 = 29,2 (кН),
Rпр (8) = Rм + RВОМ (8)
= 7,2 + 18,2 = 25,4 (кН);
η3/1 = 29,2/55 = 0,5,
η2/2. = 29,2/50,5 = 0,57,
η3/1 = 29,2/42,5 = 0,7.
Трактор Т70СМ будет агрегироваться с машиной МТТ-Ф-8
на 6 (11,2) и 7 (9,41) передачах.
Rм = КВм = 0,9*8 = 7,2 (кН);
RВОМ (6) = (3,6NВОМkm)/(VрhВОМ) = (3,6*0,9*37)/ (11,42*0,85) = 12,5 (кН),
RВОМ (7) = (3,6NВОМkm)/(VрhВОМ) = (3,6*0,9*37)/ (9,41*0,85) = 14,9 (кН);
Rпр (6) = Rм + RВОМ (6)
= 7,2 + 12,5 = 19,7 (кН);
Rпр (7) = Rм + RВОМ (7)
= 7,2 + 14,9 = 22,1 (кН)
η6 = 19,7/20,3 = 0,9,
η7 = 22,1/14,8 = 1,4.
Полученные результаты расчетов коэффициентов тягового
усилия трактора К-701 свидетельствуют, что на 8 передаче используется (в
зависимости от режима) 57% и 70%, для Т-70СМ на 6 передаче – 90%, что говорит о
достаточно хорошей загруженности машинно-транспортных агрегатов.
1.5. Подготовка агрегата к работе
Кинематическая длина агрегата подсчитывается по
формуле:
Lk = Lт
+ Lсц
+ Lм,
м,
где Lт – кинематическая длина трактора, м;
Lсц – кинематическая длина сцепки, м
Lм – кинематическая длина сельскохозяйственной
машины, м.
Определим кинематическую длину каждого из агрегатов.
I агрегат
(К-701 + ПРТ16М):
Lk = Lт
+ Lсц
+ Lм =
3,35 + 8,1 = 11,45 (м).
I агрегат
(Т70СМ + МТТ-Ф-8):
Lk = Lт
+ Lсц
+ Lм =
1,895 + 10,7 = 12,595 (м).
В
полевых условиях рабочая ширина захвата агрегата по показателю равномерности
распределения удобрений определяется в такой последовательности.
На
площадке или на ровном участке поля расставляют два ряда учетных площадок (противней)
на ширину, равную ориентировочному расстоянию между смежными приходами
агрегата.
По
ряду противней, сначала с левой его стороны, при обратном ходе - с правой, проходит
агрегат, рассевает удобрения на учетные площадки; следующий проход агрегата по
ряду протвиней начинают с его правой стороны.
После
четырех проходов агрегата (по два в противоположных направлениях) удобрения из
противней собирают и взвешивают. Обрабатывая результаты взвешивания, определяют
неравномерность распределения удобрений на выбранной ширине захвата.
Равномерность
распределения удобрений по ширине захвата агрегата оценивается коэффициентом
вариации количества. Расстояние, при котором неравномерность не превышает 25%
(для пневморазбрасывателей химических мелиорантов 30%), принимают за рабочую
ширину захвата агрегата.
Установить
фактическую дозу внесения удобрений можно методом замера количества удобрений и
пройденного пути агрегата по формуле:
Дф = (10000*Q)/L*Bp,
где
Q - вес удобрений, внесенный на контрольный участок поля, т;
L - длина контрольного участка, м;
Вр - рабочая ширина захвата агрегата, м.
1.6. Определение производительности
машинно-тракторного агрегата
Производительность машинно-тракторного агрегата
зависит от конструктивных параметров трактора, машины и агрегата в целом, а
также от природных условий, режима и организации производственного процесса.
Производительность машинно-тракторного агрегата – это
количество, выполненное им в единицу времени (ч), работы, определенного вида и
качества, измеренной в соответствующих единицах (Pa, т, м3).
Производительность машинно-тракторного агрегата при
полевых работах зависит от ширины, скорости движения, времени полезного
использования машины. Различают теоретическую, техническую и действительную
производительность.
Действительную
производительность подвижных машинно-тракторных агрегатов рассчитывают по
формулам:
часовая Wч = 0,1ВрVрτ, га/ч;
сменная Wсм = 0,1ВрVрTсмτ, га/смену,
где
Вр - рабочая ширина захвата агрегата, м;
VP - рабочая скорость движения агрегата, км/ч;
Тсм - время смены, (7 ч);
τ - коэффициент использования времени смены.
Коэффициент
τ учитывает снижение сменной производительности агрегата из-за наличия
простоев и неэффективного использования времени. При его выборе следует учитывать,
что у агрегатов имеющих небольшую ширину захвата коэффициент больше, чем у
широкозахватных агрегатов, а также, что с увеличением длины гона коэффициент
повышается.
Рабочую
ширину захвата агрегата определяют по выражению
ВР = βВк, м,
где
β - коэффициент использования ширины захвата.
Рабочую
скорость движение агрегата определяют по выражению
VР = Vt(1-δ), км/ч,
где Vt - теоретическая (расчетная) скорость движения агрегата,
км/ч;
δ - коэффициент буксования.
Рассчитаем действительную (часовую и сменную
производительность) агрегата на базе трактора К-701.
ВР = βВк = 1,0
* 7 = 7 (м);
VР = Vt(1-δ) = 8 (1-0,08) = 7,36
(км/ч);
Wч = 0,1ВрVрτ = 0,1 * 7 * 7,36 * 0,8 = 4,12 (га/ч);
Wсм = 0,1ВрVрTсмτ = 4,12 * 7 = 28,84 (га/смена).
Производительность второго агрегата (трактор Т-70СМ):
ВР = βВк = 1,0
* 7 = 7 (м);
VР = Vt(1-δ) = 11 (1-0,04) = 10,56
(км/ч);
Wч = 0,1ВрVрτ = 0,1 * 7 * 10,56 * 0,8 = 5,9 (га/ч);
Wсм = 0,1ВрVрTсмτ = 5,9 * 7 = 41,3 (га/смена).
1.7. Подготовка поля
Оба
машинно-тракторных агрегата использую челночный способ движения с беспетливым
комбинированным поворотом.
Ширина
загона связана с его длиной. Каждой длине загона для данного состава агрегата
соответствует своя оптимальная ширина.
Значение
оптимальной ширины загонов для различных способов движения определяют по
уравнениям:
Сопт
= , м,
где
L - длина загона, м;
Вр - рабочая ширина захвата агрегата, м.
Радиус
поворота навесного агрегата с одной машиной принимают равным радиусу поворота
трактора.
Для
разворотов агрегата на краю поля оставляют поворотные полосы. Сначала необходимо
определить длину выезда агрегата за контрольную линию е.
Обычно
длину выезда принимают в следующих пределах (для навесных агрегатов):
е = (0...0,2) LК, м.
Затем
рассчитывают, в зависимости от способа поворота, минимальную ширину поворотной
полосы Еmin.
Определяют,
какое число проходов должен сделать агрегат, чтобы обработать поворотную
полосу:
nп = Еmin / Вр.
Теперь
принимают окончательное решение о ширине поворотной полосы:
Е = nп
Вр, м.
Произведем расчеты
(трактор К-701):
Сопт = = = 230, м;
е = 0,2 LК
= 0,2 * 11,45 = 2,29 (м);
nп = Еmin /Вр
= (1,1R + e + 0,5 Вр)
/ Вр = (1,1* 7,2 + 2,29 + 0,5*7) /7 = 1,96
Принимаем 2,0.
Е = nп Вр = 2*7 = 14 (м).
Таким образом, ширина поворотной полосы составляет 14
м; чтобы ее обработать, агрегат должен сделать 1,96 проходов.
1.8. Контроль и оценка качества работы
Качество
внесения удобрений характеризуется следующими показателями: соответствие
фактической дозы удобрений заданной; равномерность рассева удобрений по поверхности
почвы.
Равномерность
распределения удобрений по ширине захвата агрегата оценивается коэффициентом
вариации количества удобрений на площадках (противней) размером 0,5* 0,5* 0,05
м (высота бортов), установленных в ряды в поперечном направлении движения
агрегата, выраженного в процентах.
Отсутствие
маркеров и следоуказателей на машинах затрудняет вождение агрегата с заданной
шириной рабочего захвата, в результате на практике расстояние между смежными
проходами агрегата нередко отклоняется от заданной ширины захвата. Поэтому
возникает необходимость контроля работы агрегатов в поле. На удобренном поле
замеряют в 20-кратной повторности расстояние между смежными проходами агрегата
и находят среднее значение рабочей ширины захвата машины при работе на данном
поле.
На
поле выбирают ровный участок, расставляют на нем два ряда учетных площадок
(противней) на ширину, равную средней ширине захвата машины.
После
четырех проходов агрегата удобрения из противней взвешивают и результаты
записывают в специальную форму. Обрабатывая результаты взвешивания, получают
среднюю неравномерность, с которой удобрения вносят на данном участке.
Качество
внесения удобрений оценивают по шестибальной шкале.
Работа
не бракуется, если на данном участке отклонение фактической дозы внесения от
заданной не превышает 5%[2],
с.134.
Качество работы признается отличным, если
сумма первого и второго показателей или первого и третьего показателей равна 6
баллам, хорошим – 5 баллам, удовлетворительным – 4 баллам, не
удовлетворительным – менее 4 баллов. Работу бракуют при ее суммарной
неудовлетворенной оценке, а также при нулевой оценке даже одного из двух качественных
показателей.
1.9. Эксплуатационные затраты при работе агрегата
При
работе машинно-тракторного агрегата расход горючего на единицу выполненной
работы находят по уравнению:
g = (QpТр
+ QxТх + QoТо) / Wсм, кг/га,
где
Qp, Qx и Qo - часовой расход топлива двигателем трактора при работе,
соответственно, под нагрузкой, на холостом ходу и на остановках, кг/ч,
Тр, Тх и То - соответственно время чистой работы,
холостого движения агрегата и продолжительность работы двигателя во время
остановок на загоне, часы.
Время
чистой работы агрегата под нагрузкой определяют следующим образом:
Tp
= Тсмτ, ч.
Продолжительность
работы двигателя на остановках складывается из следующих показателей:
To = (tтех + tотд)Tp + ТТУ, ч,
где
tтех и tотд - коэффициент простоев агрегата (из расчета на один час
чистой работы) на технологическое обслуживание и отдых механизаторов,
ТТУ
- среднее время простоев агрегата на техническое обслуживание машин в течение
смены, ч.
Время
движения агрегата на холостом ходу рассчитывают по выражению:
Тх = Тсм – (Тпз+Тр+Тo), ч,
где
Тпз = 0,14 ... 0,30 - подготовительно-заключительное время на ежесменный технический
уход и приемку-сдачу агрегата, ч.
Затраты
рабочего времени на единицу выполненной работы можно определить следующим
образом:
Зт = (nмех + nbc)
/ Wч, чел.ч/га,
где
nмех - число работников, непосредственно обслуживающих агрегат,
чел.;
nbc - число вспомогательных рабочих, чел.
Затраты
энергии на единицу выполненной работы находят по формуле:
Зэ = Ne / Wч, кВт.ч/га,
где
Ne - эффективная мощность двигателя
трактора, кВт.
Определим эксплуатационные затраты при работе агрегата
на базе трактора К-701.
Tp = Тсмτ = 7*0,8 = 5,6 (ч);
To = (tтех + tотд)Tp + ТТУ =
(0,04 + 0,07) * 5,6 + 0,5 = 1,2 (ч);
Тх = Тсм – (Тпз+Тр+Тo) = 7 – (0,14 + 5,6 + 1,2) = 0,06 (ч);
g = (QpТр + QxТх + QoТо) / Wсм =
(44*5,6 + 18*0,06 + 6,8*1,2) /
28,84 = 8,9 (кг/га);
Зт = (nмех + nbc) / Wч = (1
+ 2) / 4,12 = 0,73 (чел.ч/га);
Зэ = Ne / Wч = 198,6 / 4,12 = 48,2 (кВт.ч/га).
Эксплуатационные затраты при работе агрегата на базе
трактора Т-70СМ:
Tp = Тсмτ = 7*0,8 = 5,6 (ч);
To = (tтех + tотд)Tp + ТТУ =
(0,02 + 0,05) * 5,6 + 0,25 = 0,642 (ч);
Тх = Тсм – (Тпз+Тр+Тo) = 7 – (0,14 + 5,6 + 0,642) = 0,618 (ч);
g = (QpТр + QxТх + QoТо) / Wсм =
(13,5*5,6 + 5,6*0,618 + 1,5*0,642)
/ 41,3 = 1,94 (кг/га);
Зт = (nмех + nbc) / Wч = (1
+ 2) / 5,9 = 0,5 (чел.ч/га);
Зэ = Ne / Wч
= 51,5 / 5,9 = 8,7 (кВт.ч/га).
Результаты
расчетов по составам машинно-тракторных агрегатов для внесения твердых
органических удобрений и их технико-экономических показателях сведем в табл. 1.
Таблица 1
Расчетные
данные по составам агрегатов для внесения твердых
органических
удобрений
Состав агрегата
|
Режим работы
|
Технико-экон. показатели МТА
|
трактор
|
сцепка
|
с/х машины
|
передача
|
рабочая
скорость, Vp, км/ч
|
рабочая ширина захвата, Bp, м
|
коэфф. использования тягового усилия, ηи
|
расчетная эксплуатационная производительность, га
|
расход топлива, g, кг/га
|
затраты труда, Зт, чел.ч/га
|
затраты мех. энергии, Зэ,
кВт.ч/га
|
в час,
Wч
|
в
смену,
Wсм
|
К-701
|
–
|
ПРТ-16М
|
7
|
7,36
|
7
|
0,57
|
4,12
|
28,84
|
8,9
|
0,73
|
48,2
|
|
–
|
ПРТ-16М
|
8
|
8,28
|
7
|
0,7
|
4,6
|
32,2
|
8,0
|
0,65
|
43,2
|
Т-70СМ
|
–
|
МТТ-Ф-8
|
6
|
10,56
|
7
|
0,9
|
5,9
|
41,3
|
1,94
|
0,51
|
8,7
|
|
–
|
МТТ-Ф-8
|
7
|
8,64
|
7
|
1,4
|
4,83
|
33,8
|
2,38
|
0,62
|
10,6
|
Анализируя расчетные данные, можно сделать вывод:
внесение твердых органических удобрений следует вести агрегатом Т-70СМ +
МТТ-Ф-8 на шестой передаче. В этом случае выше сменная производительность (41,3 га/смену), самые малые затраты труда (0,51 чел.ч/га), топлива (1,94
кг/га) и механической энергии (8,7 кВт.ч/га),
1.10. Мероприятия по охране труда и технике безопасности
Во избежание несчастных случаев и аварий при работе на
машинно-транспортном агрегате необходимо соблюдать следующие правила: к
управлению машиной допускаются лица, получившие право на управление этой машиной;
запрещается работать на машине с неисправной системой управления и ходовой
частью, при неработающих и неисправных тормозах, при неисправных приборах
электроосвещения и сигнализации, с неисправными топливными баками и
топливопроводами; категорически запрещается допускать к работе на машине лиц в
нетрезвом состоянии; в кабине машины всегда должны находиться аптечка первой
медицинской помощи, огнетушитель и инструмент, прилагаемый к машине.
Приступая к работе, водитель обязан убедиться в
исправности всех механизмов и частей агрегата. Водитель должен провести
наружный осмотр всех механизмов машины, проверить надёжность крепления
агрегатов машины. После запуска двигателя водитель обязан опробовать в холостую
все механизмы и проверить их исправность. Работать на машине, имеющей
неисправности, запрещается.
Перед троганием машины с места необходимо убедиться,
что путь свободен, подать звуковой сигнал и только после этого трогаться с
места.
Во время работы машины запрещается выходить из неё,
высовываться в окно, открывать двери кабины. Запрещается водителю переходить на
ходу с трактора на прицеп и обратно. Категорически запрещается смазывать,
исправлять неисправности и регулировать машину на ходу, также запрещается во
время работы двигателя машины проводить какие либо работы под машиной.
Категорически запрещается передавать управление машиной другим лицам. С
наступлением темноты запрещается работать на машине без освещения фарами
спереди и сзади машины. Запрещается переезжать железнодорожные пути в местах,
для этого не предназначенных, переезжать железнодорожные пути разрешается лишь
на первой скорости. Запрещается при работе двигателя заливать в бак горючее,
нельзя курить во время заправки, уровень топлива мерят только мерной линейкой.
В случае аварии необходимо немедленно остановить
машину и выключить двигатель.
По окончании работы водитель должен поставить машину
на предназначенное для стоянки место, остановит двигатель, выключить «массу»,
забрать ключ зажигания и запереть кабину.
Водитель обязан предупреждать сменщика обо всех
замеченных во время работы неисправностях машины.
Выводы и предложения
Рациональная
организация применения удобрений возможна на основе проектирования и
технических расчетов. Используется два принципа построения технологических процессов:
постоянный уровень производительности производственной линии, постоянный состав
механизированных подразделений.
В
первом случае к известному погрузочному средству подбиралось необходимое по
условиям эксплуатации количество транспортных, транспортно-распределительных
или распределительных средств. Кажущийся максимальный эффект от использования
комплексов машин, сформированных для каждых условий эксплуатации технических
средств, – расстояние транспортирования, состояние дороги, размер поля, доза
внесения и т.д. - не может быть достигнут по ряду причин.
Для
внесения каждого вида удобрений применяются технические средства для погрузки,
транспортировки, перегрузки, распределения с различными технологическими и
конструктивными параметрами, используются они по различным технологическим
схемам внесения, выполняют операции в изменяющихся условиях эксплуатации
(различные расстояния транспортирования удобрений от хранилища до поля, дозы
внесения, размеры поля, состояние дорог, рельеф местности и т. д.), встречающиеся
с различной частотой.
Повысить
эффективность использования комплексов машин можно лишь путем разработки и
применения различных методов воздействия. Основными методами являются:
1.
Сочетание двух принципов построения производственных процессов: постоянный
состав комплекса машин по применению удобрений, используемых в изменяющихся условиях
эксплуатации; постоянный уровень производительности производственной линии,
когда для каждого условия эксплуатации определяется требуемое количество
транспортно-технологических (транспортных) и других средств.
2.
Использование двух и более типов разбрасывателей при внесении удобрений по
одной технологической схеме с обоснованием границ рационального применения
каждого и оптимизацией в механизированных отрядах.
3.
Оптимизация границ перехода от одной технологической схемы к другой с оптимизацией
состава механизированных подразделений.
4.
Введение в перевалочную технологическую схему без разрыва потока удобрений во
времени перегрузчиков-компенсаторов с оптимальной вместимостью.
5.
Составление экономико-математических моделей процессов внесения удобрений в
виде математического ожидания функции от случайных аргументов: расстояний
транспортирования удобрений от хранилища до поля, размеров поля, дозы внесения
и др., так как расчеты по средним величинам приводят к расхождению результатов
до 34%.
6.
Повышение производительности транспортных и транспортно-технологических
средств.
Литература
1.
Антышев Н.М., Бычков Н.И.
Справочник по эксплуатации тракторов М.: Россельхозиздат, 1985.
2.
Бубнов В.З., Кузьмин М.В.
Эксплуатация машинно-тракторного парка. М.: Колос, 1980.
3.
Орманджи К.С. и др.
Правила производства механизированных работ в полеводстве. М.: Россельхозиздат,
1983.
4.
Поляк А.Я. и др.
Справочник по скоростной сельскохозяйственной технике. М.: Колос, 1983.
5.
Эксплуатация
машинно-тракторного парка. Методические указания к выполнению курсовой работы
по механизации и электрификации сельскохозяйственного производства: Для
студентов агрономических специальностей. / Составители А.А. Прохоров, Ю.А.
Иванов, С.А. Преймак. – Саратов: СГАУ им. Н.И. Вавилова, 2002.
6.
Эксплуатация
машинно-тракторного парка: Учебное пособие / Под общ. ред. Р.Ш. Хабатова. – М.:
ИНФРА-М, 1999.
[1] Эксплуатация
машинно-тракторного парка: Учебное пособие / Под общ. ред. Р.Ш. Хабатова. – М.:
ИНФРА-М, 1999.
[2] Эксплуатация машинно-тракторного парка: Учебное пособие / Под общ.
ред. Р.Ш. Хабатова. – М.: ИНФРА-М, 1999.
Страницы: 1, 2
|