Для обеспечения
производственного процесса по изготовлению кондитерских изделий требуется
поставка сырья, ассортиментный перечень которого составляет более чем 100
наименований.
Основными поставщиками
предприятия являются:
·
ООО
«Феодосия-сервис» г. Челябинск
·
ООО
«Лейпуриен Тукку» г. Челябинск
·
«Челябинская
птицефабрика»
·
Цех по
заготовке плодов и овощей г. Копейск
Каждая из
компаний-поставщиков работает на рынке не менее двух лет, и зарекомендовали
себя как надежные и обстоятельные партнеры. В редких случаях срыва поставки,
возможны оперативные закупки у других поставщиков.
Оплата сырья
осуществляется как по факту поставки, так и по безналичному расчету, срок
поставки не превышает трех дней. Кондитерским цехом «7 Небо» заключены договора
поставки с ведущими поставщиками, которые ежегодно пролонгируются.
Потребители.
При анализе
непосредственного окружения это звено является наиболее важным для организации.
Производство кондитерских и хлебобулочных изделий ориентировано на потребителей
разного уровня достатка, и характеризуется постоянным спросом. Ценовая политика
организации позволяет приобретать нашу продукцию как пенсионерам и школьникам,
так и обеспеченным слоям населения.
Реализация продукции
кондитерского цеха осуществляется через контрагентов – продовольственные
магазины Челябинска и Копейска, а также две собственные точки сбыта:
универсам «7 Небо» и павильон на продовольственном рынке «Янтарь» г. Копейск.
Таблица и график ежедневной реализации представлена ниже.
Периодичность
заявок
|
Точки
сбыта
|
Заказываемый
ассортимент
|
%,
к общей дневной выручке
|
Ежедневные
заявки
|
Собственные
точки сбыта
|
Весь
ассортимент
|
23%
|
Средние
магазины
|
Торты,
пирожное, х/б изделия
|
13%
|
Маленькие
магазины
|
Пирожное,
х/б изделия
|
7%
|
Заявки
2-3 раза в неделю
|
Средние
магазины
|
Торты,
пирожное, х/б изделия
|
30%
|
Еженедельные
заявки
|
Средние
магазины
|
Торты,
пирожное, х/б изделия
|
27%
|
Таблица
3.ежедневная реализация продукции
Рисунок 3. График ежедневной реализации продукции.
Конкуренты
Основными конкурентными факторами на
рынке кондитерского производства в настоящее время являются:
·
цена
·
качество
продукции
·
ассортиментный
перечень
При этом для разных групп
потребителей превалирующими являются разные факторы. Основные конкуренты
кондитерского цеха «7 Небо» находятся в Челябинской области и работают в
производстве кондитерских изделий несколько лет. Они имеют круг постоянных
потребителей и сложившийся уровень цен.
Конкурентами
кондитерского цеха «7 Небо» являются:
·
Кондитерский
цех «Мирабель Канди» ИП Тимошек, г. Копейск
·
Копейский
хлебокомбинат
·
Коркинский
хлебокомбинат
·
Фабрика
тортов «Мирель» г. Челябинск
·
«Ravela», «Усладов» г. Челябинск
Первые три
предприятия являются основными конкурентами кондитерского цеха, т.к. работают
примерно в одном ценовом диапазоне и с близким ассортиментом. Остальным
предприятиям, кондитерский цех «7 Небо» может составить незначительную
конкуренцию в г. Копейске.
1.6.
Анализ внутренних факторов и ресурсных возможностей.
Внутренняя среда
организации – эта та часть общей среды, которая находится в пределах
организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в
совокупности определяет тот потенциал, которым располагает организация. Далее, подчеркнутым
курсивом, выделены слабые стороны предприятия.
♪ Производственный
фактор
Производство
предполагает процесс переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, поступающих
на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней
среде. Для этого осуществляются следующие операции:
·
разработка
и проектирование продукта
·
выбор
технологического процесса, расстановка кадров и техники по процессу с целью
оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта
·
закупка
сырья, материалов и полуфабрикатов
·
управление
запасами на складах, включающее в себя управление хранением закупленных
товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и
конечной продукции
·
контроль
качества
– отсутствие системы контроля качества на предприятии
♪ Маркетинговый
фактор
Маркетинг
предполагает процесс реализации, созданного организацией продукта направленный
на удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей
организации. Для этого осуществляются следующие действия:
·
изучение
рынка
·
реклама – недостаточная реклама в
СМИ, отсутствие плакатов-описаний продукции.
·
ценообразование
·
создание
систем сбыта
·
распределение
созданной продукции – хаотичное распределение продукции, отсутствие оперативной
связи со складом.
·
сбыт
♪ Финансовый
фактор
Управление
финансами предполагает процесс движения финансовых средств в организации. Для
этого осуществляется:
·
составление
бюджета и финансового плана
·
формирование
денежных ресурсов
·
распределение
денег между различными сторонами, определяющими жизнь организации
·
оценка
финансового потенциала организации
- отсутствие
финансового планирования.
♪ Кадровый
фактор
Управление
персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения
целей организации. Кадровая работа включает в себя следующие элементы:
·
подбор и
расстановка кадров
·
обучение
и развитие кадров
·
компенсация
за выполненную работу – неудовлетворенность персонала заработной платой
·
создание
условий на рабочем месте
·
поддержание
отношений с профсоюзами, разрешение трудовых споров
♪ Организационный
фактор
Организационная
культура, являясь всепронизывающей составляющей организации, оказывает сильное
влияние, как на ее внутреннюю жизнь, так и на ее положение во внешней среде. Организационная
культура складывается из устойчивых норм, представлений, принципов и верований
относительно того, как организация должна и может реагировать на внешние воздействия,
как следует вести себя в организации, каков смысл функционирования организации
. . .
Для определения
типа организационной культуры воспользуемся классификацией Р. Харрисона,
который выделил четыре типа культуры: власти, роли, задачи и личности. Кондитерскому
цеху «7Небо» характерна культура задачи с элементами культуры власти.
Организационная
структура является не менее важным фактором развития предприятия. Структура
организации представляет собой комплекс средств распределения задач и функций
по подразделениям и лицам, их координации во взаимодействии. Организационная
структура предприятия представлена в приложении 1. Она довольно простая, так
как исследуемое предприятие относится к малому бизнесу и охватывает
определенный сегмент рынка. Данный тип культуры соответствует функциональному,
который характеризуется наличием функциональных подразделений. Особенностями
функциональной ОК являются:
·
отсутствие
гибкости к нововведениям
·
сложность
контроля и разделений взаимосвязанных функций
·
высокая
специализация в рамках отдела
·
быстрое
прохождение информации
·
отсутствие
возможности делегирования полномочий
Вывод: при рассмотрении
производственного, маркетингового, финансового, кадрового и организационного
факторов мы получили возможность провести анализ сильных и слабых сторон
организации, и сделать вывод о необходимых изменениях.
SWOT-анализ — это определение сильных
и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз,
исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Ø Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
Ø
Слабости (Weaknesses) —
недостатки организации;
Ø
Возможности (Opportunities) —
факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации
на рынке;
Ø
Угрозы (Threats) —
факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации
на рынке.
S – сильные стороны
·
Высокие
потребительские качества всех видов продукции
·
Постоянная
клиентская база
·
Налаженный
процесс производства
·
Отсутствие
текучести кадров
·
Цена на
продукцию
|
W – слабые стороны
· Ограниченная ресурсная база
(площадь, оборудование)
· Износ производственных
мощностей
(оборудование, автомобили)
· Отсутствие гибкости к
нововведениям
· Отсутствие рекламы
· Низкая сплоченность
коллектива
|
О - возможности со стороны
среды
·
Привлечение
новых клиентов
·
Появление
новых поставщиков
·
Доступность
системы кредитования малого бизнеса
·
Повышение
уровня жизни населения – изменение модели потребления
|
Т – угрозы со стороны среды
·
Развитие
существующих конкурентов и появление новых
·
Изменение
законодательства
·
Уровень
инфляции
·
Нестабильная
ситуация в стране.
|
Таблица
4. SWOT – анализ кондитерского цеха
«7 Небо»
Следовательно, главным направлением
изменений будет использование возможностей среды с привлечением сильных сторон организации,
для устранения слабостей и предотвращения угроз, т.е. выпуск новой продукции и
проникновение на рынок с существующим ассортиментом, введение системы контроля
качества, повышение мотивации персонала, проявление особого внимания
маркетинговому фактору.
1.7.
Классификация и ранжирование проблем
В завершении стратегического анализа необходимо
выявить и
проранжировать проблемы и трудности. Для этого используется матрица
Глайстера (табл. 5).
Уровни
управления и проявления проблем
|
Суть
проблем
|
Признаки
проявления проблемы
|
Рекомендации
по методам решения и ожидаемые результаты.
|
1. Организация
Кондитерский
цех «7 Небо»
|
1.Износ
производственных мощностей
2.Отсутствие
налаженной системы сбыта
3.Невысокая
мотивация сотрудников
|
-Регулярные
поломки оборудования
-Неудовлетворенность
клиентов службой доставки
- Маленькие
заявки
-Недовольство
уровнем заработной платы
|
- Покупка и
ремонт оборудования
-Более ранний
выезд, опрос клиентов на желаемое время привоза продукции
-Предложение
продукции во время приема заявки
-Повышение
заработной платы, введение система бонусов и поощрений
|
2.Подразделение
организации
Отдел сбыта
|
1.Недостаточная
дисциплина работников
2.Недостаточная
мотивация на результат
|
-Опоздания на
работу
-Прогулы и
пропуски по неуважительным причинам
-Личные
разговоры во время работы
-Отсутствие
заинтересованности в количестве и качестве заявок
|
-Введение
дисциплинарных взысканий
-Повышение
мотивации на результат, путем ощущения личной сопричастности и введения
системы поощрений
|
3. Индивидуум
менеджер по
сбыту
|
1.Отсутствие
навыков поиска рынка сбыта
2.Низкая
мотивация из-за невысокой оценки результата руководством
|
-Недостаточный
опыт работы
-Потеря клиентов
из-за слабостей системы сбыта
-Отсутствие опыта
ведения переговоров
|
-Развитие
коммуникационных навыков
-Обсуждение
проблем с руководителем
-Проявление
внимания к клиентам
|
4.
Технологическая подсистема
склад
|
Отсутствие
информационной базы
|
Отсутствие
информации о наличии товара на складе
|
Наладить
информационный канал со складом
|
Страницы: 1, 2, 3
|