Рассмотренная классификация работников соответствует
общепринятому распространенному делению на политические, государственные
и хозяйственные кадры. Каждая группа делится на подгруппы, объединяющие
работников более узкого профиля, различного уровня в иерархии организации
(руководящий персонал, инженерно-технический, обслуживающий). Это не только
профессиональная, но и социальная классификация кадров, отражающая
различия в положении, роли работников в отраслевом разделении труда.
Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному:
§
увольнять
работников или сохранять; сохранять, то каким путем лучше;
§
направлять
на переподготовку и повышение квалификации;
§
подготавливать
работников самим или искать тех, кто уже имеет
необходимую подготовку;
§
набирать
со стороны или переучивать работников предприятия;
§
набирать
дополнительно рабочих или обойтись имеющейся численностью
при условии более рационального ее использования.
При выборе
кадровой политики учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде
предприятия, такие как:
§
требования
производства, стратегия развития предприятия;
§
финансовые
возможности предприятия, определяемый им допустимый
уровень издержек на управление персоналом;
§
количественные
и качественные характеристики имеющегося персонала и
направленность их изменения в перспективе;
§
ситуация
на рынке труда (количественные и качественные характеристики
предложения труда по профессиям предприятия, условия предложения);
§
спрос
на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень
заработной платы;
§
требования
трудового законодательства, принятая культура работы с
наемным персоналом.
Общие требования к кадровой политике в современных условиях:
1.
Кадровая
политика должна быть тесно связана со стратегией развития предприятия. В
этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой
стратегии.
2.
Кадровая
политика должна быть достаточно гибкой, с одной стороны, стабильной,
поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с
другой – динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменением тактики
предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть
стороны, которые ориентированны на учет интересов персонала и имеют отношение к
организационной культуре предприятия.
3.
Формирование
квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для
предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной,
исходить из его реальных финансовых возможностей.
4.
Кадровая
политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.
Таким образом, кадровая политика направлена на формирование
такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не
только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения
действующего законодательства.
Трудовые ресурсы, включают в себя
действующую рабочую силу (рабочие, служащие, предприниматели) и трудоспособное
население, обучающееся и повышающее квалификацию с отрывом от трудовой
деятельности, занятое в домашнем хозяйстве, служащее в Вооруженных Силах и др.
Трудовые ресурсы являются объектом государственного и территориального
управления и образуют базовую подсистему общей системы управления
человеческими ресурсами.
Главная задача – выработать оптимальный
вариант формирования трудовых ресурсов в целом по стране, области, районам и
городам, реализовать выбранный вариант путем осуществления соответствующей
политики в области народонаселения, социального развития, образования и
профессиональной ориентации.
Для этого используется балансовый метод,
а конечный результат отражается в сводном балансе трудовых ресурсов, его
применяют в практике планирования, при анализе и оценке процессов и тенденций,
происходящих в экономике и во всем обществе, и разрабатывается с учетом
демографических процессов в стране и всех основных показателей развития
общественного производства (увеличения объемов производства, развития сферы
обслуживания и других непроизводственных отраслей). По существу, баланс
трудовых ресурсов является концентрированным выражением разрабатываемого плана
экономического и социального развития в виде оптимального варианта занятости
населения.
В целом кадровая политика как система управления
человеческими ресурсами охватывает следующие подсистемы.
1. Управление
трудовыми ресурсами. Обеспечивает процессы формирования и возмещения человеческих
ресурсов путем организации:
·
управления демографическими процессами (рождаемость, смертность,
улучшение положения женщин, забота о семье и детях);
·
управления образованием (дошкольное воспитание,
общеобразовательная подготовка, подготовка рабочих кадров непосредственно на
производстве, подготовка специалистов в высших учебных заведениях, повышение
квалификации, переподготовка) и профессиональной ориентацией;
·
управления социальным развитием (расширение
непроизводственной сферы, регулирование фондов потребления, обеспеченность
продуктами питания и товарами, здравоохранение, использование свободного
времени, обеспеченность жильем, развитие бытового обслуживания и общественного
питания, социальная работа).
2. Управление занятостью обеспечивает
процессы распределения человеческих ресурсов путем организации:
·
управления рабочими местами (учет действующих и
создание новых рабочих мест, в производственной и непроизводственной сферах
хозяйства, организация общественных работ, социальная защита безработных);
·
управления первичным распределением (профессиональный подбор
и направление выпускников школ, профессионально-технических училищ, высших
учебных заведений в различные отрасли хозяйства);
·
управления перераспределением (профессиональный отбор,
организация переподготовки, трудоустройство, организованный набор,
территориальное переселение, переводы и перемещения работников).
3. Управление персоналом обеспечивает
процессы использования (потребления) человеческих ресурсов путем организации:
·
управления трудом (совершенствование производственных
процессов, разделения труда, методов и организации рабочих мест, укрепление
дисциплины, улучшение условий труда и его охраны, организация оплаты труда и
его стимулирования);
·
управления кадрами (кадровой работой) на уровне предприятий,
организаций и учреждений (комплектование и подготовка кадров, оценка и
расстановка, организация профессиональной адаптации и внутрифирменной
мобильности, мотивация и воспитание работников, снижение текучести);
·
управления социально-демографическими процессами (помощь семьям,
строительство, содержание объектов социально-культурного назначения, жилья,
улучшение медицинского обслуживания, организация досуга, повышение
общеобразовательного и культурного уровня работников).
Комплексная система управления человеческими
ресурсами схематически показана на (рис. 1.1).
Таким образом, объектом кадровой
политики являются человеческие ресурсы, предметом система
управления человеческими ресурсами, включающая в себя ряд подсистем, а целью
формирование, подготовка, расстановка и рациональное использование
высококвалифицированных кадров различных отраслей хозяйства и
направлений деятельности.
Определение объекта и предмета кадровой политики, имеет
важное значение для дифференциации уровней управления человеческими
ресурсами (для отраслевого уровня являются кадры и персонал, а для территориального
– трудовые ресурсы и рабочая сила); сфер реализации кадровой
политики (управление трудовыми ресурсами, занятостью и персоналом); подготовки
специалистов в области менеджмента, уровней управления и сфер
деятельности.
1.2 Основы кадровой политики
Политика – это участие в
делах государства, определение форм, задач, содержания государственной
деятельности. Политика представляет собой особый вид человеческой
деятельности, связанный с получением и осуществлением власти, прежде
всего государственной, эта сфера деятельности между классами, нациями и другими
социальными группами.
Как одна из сфер общественной жизни политика
взаимодействует с другими сферами, подвергаясь их влиянию и одновременно
детерминируя их функционирование и развитие. Изучение политических явлений,
предполагает выяснение экономических и других интересов, а также всей системы
социальных факторов, через которые пробивают свой путь приоритетные
экономические интересы. Промежуточным и соединительным звеном между политикой и
экономикой являются социальные факторы и социальная структура, которые
непосредственно представляют основы политики, определяя ее
субъекты, интересы, характер и направление политических процессов.
Поэтому кадры – не только
социально-экономическая, но и политическая проблема. Постановка любой
социально-экономической или политической задачи требует участия людей, способных
ее решать. При этом, чем глубже преобразования в общественной, государственной
или хозяйственной деятельности, тем значительнее изменения в кадровой
политике.
Управление – это сфера
человеческой деятельности, возникшая в результате разделения труда, с помощью
которой человек воздействует на социально-политические, технико-экономические и
социально-культурные процессы для достижения определенных целей. Социальное
управление охватывает два подкласса: управление индивидуальной деятельностью
человека и управление коллективной (совместной) деятельностью людей.
Важнейшими видами социального
управления являются административно - государственное управление (политическое
руководство), управление социально - культурной сферой (духовное производство)
и управление материальным производством.
Классификация
видов управления соответствует основным сферам организации
общества: экономическая сфера – область материального производства,
распределения и потребления, материальных благ; политическая область
отношений власти и господства, внутринациональных и межгосударственных
отношений; культурная область духовного производства, распределения и
потребления духовных благ. Каждый вид управления содержит соответствующие уровни
(организация; регион; отрасль; государство) и основные формы:
управление материальными ресурсами и управление человеческими
ресурсами.
Управление человеческими
ресурсами охватывает процессы управления социальным развитием,
профессиональной ориентацией, образованием, занятостью, трудом и т. п.
Таким образом, объектом социального
управления являются различные социальные системы, а предметом система
управления соответствующими сферами организации общества.
Как объект управления, человеческие
ресурсы являются одновременно производителями и потребителями материальных
и духовных благ. Особенность управления человеческими ресурсами состоит в
необходимости всестороннего учета интересов личности, организации, региона и
всего общества, обеспечения их органического сочетания.
Субъект управления человеческими
ресурсами государство разрабатывает комплекс социально-экономических и
организационно-правовых мер, направленных на эффективное их формирование,
распределение, перераспределение и использование. Функцию управления
человеческими ресурсами наряду с государственными осуществляют и негосударственные
органы; а также профессиональные союзы и ассоциации, предпринимательские
структуры, трудовые коллективы.
Предметом управления человеческими
ресурсами является, система социально-экономических отношений, складывающихся в
области регулирования процессов их воспроизводства и развития.
Механизм управления человеческими
ресурсами представляет собой совокупность отношений, форм и методов воздействия
на их формирование, распределение, использование и возмещение. Управление
человеческими ресурсами составляет основное содержание кадровой политики:
Во-первых, формирование
качественного кадрового потенциала и удовлетворение потребностей
общественного производства в квалифицированных кадрах;
Во-вторых, обеспечение эффективной
занятости трудоспособного населения и его оптимальное распределение
между отраслями и регионами страны;
В-третьих, рациональное использование персонала
предприятий, организаций и учреждений.
Кадровая политика охватывает такие проблемы:
§ целенаправленное,
планомерное и сбалансированное формирование и подготовка квалифицированных
работников, непрерывное повышение их профессионального мастерства, всестороннее
образование и постоянное воспитание кадров;
§ распределение и
перераспределение работников по сферам занятости, регионам страны и видам
профессиональной деятельности;
§ рациональное
использование кадров, моральное и материальное стимулирование их деятельности,
развитие специальных способностей, формирование удовлетворенности трудом;
§ организация
кадровой и социальной работы, контроль за деятельностью кадров, формирование и
развитие комплексной системы управления человеческими ресурсами.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|