Разработка и анализ управленческой системы на примере ОАО "Salsa"
Федеральное
агентство по образованию
Сочинский
Государственный Университет туризма и Курортного дела
Институт
экономики и менеджмента
Кафедра
“Менеджмента”
Курсовая
работа
по
предмету «Туристический менеджмент»
На
тему: «Разработка и анализ управленческой системы
на
примере ОАО «Salsa»
Выполнила
Коваленко
А.Н.
Сочи
2006
Содержание:
Введение
Глава I: ПРЕДПРИЯТИЕ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ
СИСТЕМА
1.1 Выбор сферы деятельности предприятия
1.2 Организационно-правовая форма
предприятия
Глава II: ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Выработка и описание миссии
организации
2.2 Организационно-управленческая
структура
Глава III: РАЗРАБОТКА ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ
Глава IV: РАСЧЕТ СЕБСТОИМОСТИ ПРОДУКТА
Глава V: УСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНЫ НА ПРОИЗВОДИМЫЙ
ПРОДУКТ
Глава VI: ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Заключение
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Система классификации
гостиниц и других средств размещения
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Должностная инструкция администратора
Службы
ПРИЛОЖЕНИЕ 3: Финансовый план предприятия
ВВЕДЕНИЕ:
Для начала
определим сущность социально-культурного сервиса и туризма. Расширение
политических, экономических и культурных связей России способствовало
формированию специфического межотраслевого комплекса, удовлетворяющего
потребности туристов, который получил название «социально-культурный сервис и
туризм».
Социально-культурный
сервис и туризм – это с экономической тоски зрения особый вид потребления
материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельный
межотраслевой комплекс национального хозяйства и обеспечивает туристов всем
необходимым: средствами размещения и питания, транспортными средствами,
культурно-бытовыми объектами и услугами, развлекательными мероприятиями.
На современном этапе роль данного комплекса в экономике России
незначительна. По оценкам специалистов удельный вес поступлений от туризма в
валовом внутреннем продукте России за последние пять лет составляет 1 – 5 %.
Между тем, в развитых странах доля туризма в ВВП составляет от 5 до 15 %, а в
некоторых странах достигает 50 %.
Налоговые поступления от деятельности субъектов предпринимательства в российском
туризме составляют не более 1,5 % общих налоговых поступлений (в среднем в мире
налоговые поступления от туризма составляют 11 – 15 %). Совокупное число
рабочих мест в сфере туризма в России значительно ниже, чем во многих странах
мира.
По принятой национальной классификации туризм относится к сфере услуг. В
структуре объема предоставленных населению платных услуг туризм в России
занимает скромное место. Так, в 2000 году удельный вес туристских услуг в общем
объеме платных услуг составил 1,8 %. Данный факт косвенно подтверждает
утверждение о незначительной доле населения России, пользующегося туристскими
услугами, и огромном потенциальном рынке данных услуг на перспективу.
С 2000 года в России наметилась – пока неустойчивая – тенденция снижения
туристского потока за рубеж в пользу внутреннего и въездного туризма. Однако
закреплению такой тенденции препятствует низкий уровень развития индустрии и
инфраструктуры внутреннего туризма, что является результатом
неудовлетворительного качества предоставления туристских услуг при неадекватном
ценовом факторе.
Для закрепления
положительной тенденции структуры въезда-выезда единственным «замещающим»
фактором является создание привлекательной инфраструктуры для внутреннего и
въездного туризма и системы социального туризма.
Гостиницы относятся к объектам инфраструктуры.
Гостиничное
хозяйство – гостиницы и иные средства размещения, действующие в пределах
туристского рынка, создающие и реализующие услуги размещения, а также
предоставляющие по желанию клиентов комплекс дополнительных платных услуг и
товаров.
Гостиничное
хозяйство – это база любого тура: размещение в большинстве случаев входит в
турпакет. Уровень качества и стандарты гостиничного обслуживания, а также
количество гостиниц в том или ином туристском центре значительно влияют на
возможности приема туристов.
Гостиничная
деятельность относится к производственной сфере бизнеса: здесь создаются и
реализуются туристам услуги размещения.
Для гостиниц
характерна коллективная форма бизнеса, так как гостиничная деятельность
является трудоемкой и требует больших капитальных вложений. В гостиничном
бизнесе действует множество малых и средних предприятий, а также крупных
корпораций. Наиболее распространенной формой предпринимательства в гостиничном
секторе экономики являются акционерные общества открытого типа, что обосновано,
прежде всего, объемом стартового капитала.
Рассмотрим
деятельность гостиницы на примере ОАО «Salsa», которая предоставляет 30 номеров первой категории, из которых 10
являются двухместными и 20 – одноместными.
Глава I: ПРЕДПРИЯТИЕ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ
СИСТЕМА
1.1 Выбор сферы деятельности
предприятия:
Гостиничная
деятельность – это вид предпринимательства с целью получения прибыли на основе
удовлетворения потребностей туристов в услугах размещения.
Гостиничное
хозяйство – это база любого тура: размещение в большинстве случаев входит в
турпакет. Уровень качества и стандарты гостиничного обслуживания, а также
количество гостиниц в том или ином туристском центре значительно влияют на
возможности приема туристов.
Гостиничная
деятельность относится к производственной сфере бизнеса: здесь создаются и
реализуются туристам услуги размещения. Прибыль в системе гостиничного бизнеса
рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации
услуг размещения.
Для гостиниц
характерна коллективная форма бизнеса, так как гостиничная деятельность
является трудоемкой и требует больших капитальных вложений. В гостиничном
бизнесе действует множество малых и средних предприятий, а также крупных
корпораций. Наиболее распространенной формой предпринимательства в гостиничном
секторе экономики являются акционерные общества открытого типа, что обосновано,
прежде всего, объемом стартового капитала.
Гостиницы
классифицируются по уровню комфорта, им на основе сертификации может быть
присвоено от одной до пяти звезд.
По мере роста
числа въездных туристских поездок растет спрос на гостиничные услуги, причем
качественные услуги. Гостиничный бизнес в настоящее время является
приоритетным, и предприниматели готовы вкладывать денежные средства в его
развитие.
Определение
категории гостиницы – наиболее важная задача туристического бизнеса. Существует
рекомендация ВТО, однако каждая страна трактует эти рекомендации по-своему.
Руководствуясь
именно этими критериями, одна немецкая турфирма, к примеру, судилась с отелями
Болгарии. Предметом разбирательства была скорость движения … лифта в
четырехзвездном отеле – она на 15 см/с отличалась от стандарта.
В целом под
категорией отеля подразумевается совокупность услуг, оказываемых в самом отеле,
и уровень развития соответствующей туристской инфраструктуры. Окончательный
вердикт по каждому конкретному отелю выносит министерство по туризму
соответствующей страны (региона).
Именно этим
объясняется весьма любопытный факт, что в таком признанном туристами всего мира
городе, как Париж, нет ни одного отеля категории «пять звезд».
Неодинаковы и
«звезды» гостиниц в разных странах. Однако их категория совершенно не зависит
от места нахождения. Пятизвездный отель «Hilton», например, расположен на окраине Амстердама, а в центре
города – в основном двух- и трехзвездные гостиницы.
Требования к
гостиницам:
Существуют общие
и дифференцированные требования к гостиницам. К первой группе относятся
требования по оснащению здания гостиницы.
Дифференцированные
требования к гостиницам обусловлены их категорийностью, количеством «звезд».
Так, оригинальность архитектурного оформления присуща гостиницам четырех и пяти
«звезд», наличие световой рекламы относится к любой гостинице от двух- до
пятизвездной.
Ниже приводится
перечень параметров, которым должны соответствовать гостиницы различной степени
«звездности».
Общие
требования к гостиницам двух-пяти «звезд»:
Здание гостиницы
должно быть оснащено:
- системой
постоянного горячего и холодного водоснабжения (с бесперебойной, круглогодичной
подачей питьевой воды, соответствующей ГОСТу);
- системой
канализации;
-
приточно-вытяжной вентиляцией, которая обеспечивает нормативную циркуляцию
воздуха в помещениях и исключает проникновение посторонних запахов в номера и
гостиничные помещения;
- лифтами (в
зданиях выше двух этажей);
- радио- и
телевизионной сетью с подводкой ко всем номерам;
- телефонной
связью;
- системой
оповещения и защиты от пожара;
В районе
расположения гостиницы должны быть удобные транспортно-подъездные коммуникации,
соответствующие дорожные указатели на прилегающих автострадах.
Площадка около
гостиницы должна иметь ровное асфальтовое покрытие или другое твердое покрытие,
которое обеспечивало бы кратковременную парковку и свободное маневрирование
нескольких автобусов и автомобилей.
Гостиница должна
иметь вывеску, выполненную на русском и английском языках, с указанием
категории гостиницы.
Прилегающая
территория должна быть достаточно освещена и благоустроена.
Над главным
входом гостиницы должен располагаться козырек для защиты от атмосферных
осадков.
Входные двери
должны двигаться легко и бесшумно, иметь двойной тамбур и калорифер.
Наличие
бесплатных туалетов в вестибюле и ресторанах гостиницы.
Все категории
обслуживающего персонала должны иметь униформу.
Информационные
указатели и другие формы информации должны обеспечивать свободную адаптацию
клиентов гостиницы, как в обычных, так и в экстремальных ситуациях.
В настоящее время
действует Система классификации гостиниц и других средств размещения от 21 июля
2005 г. (см. Приложение 1).
Факторы,
влияющие на выбор отеля:
Исследование,
проведенное по заказу Американской автомобильной ассоциации (ААА), позволило
выявить основные факторы, предопределяющие выбор гостиницы путешественниками.
В порядке
убывания значимости, придаваемой этим факторам клиентами, они ранжируются
следующим образом:
·
Местоположение
– 93%
·
Возможность
заниматься избранными видами деятельности (отдыха) – 90%
·
Стоимость
проживания – 96%
·
Наличие
системы скидок – 82%
·
Категория
отеля – 72%
·
Бесплатный
завтрак – 60%
·
Чистота в
помещениях и на территории – 45%
·
Участие в
программах по охране окружающей среды (утилизация отходов, сохранение природных
ландшафтов, экономия водных ресурсов и т.д.) – 34%
·
Закрытый
(открытый) бассейн – 33%
·
Развлечения
для детей – 20%
·
Возможность
проживания животных – 20%
Анализ
международного рынка:
В 2004 году общее
количество средств размещения всех видов – от придорожных мотелей до гигантских
дворцов Лас-Вегаса – составило 47040, что на 5647 (13,5%) больше, чем в
предыдущем году. Возросло и общее количество номеров – с 4,2 млн. до почти 4,4
млн.
Свыше половины
гостиниц США – это гостиницы малой вместимости. 57% гостиниц имеют менее 75
номеров. И насчитывается всего 505 гостиниц (1,1%), чей номерной фонд превышает
500 номеров.
Согласно данным,
представленным компанией Smith Travel
Research, среднегодовой гостиничный
тариф в США в 2004 году составил 86,21$, в 2005 – 90,67$.
В 2004 году 29%
постояльцев гостиниц составили индивидуальные деловые туристы, 25% - участники
конференций и других групповых мероприятий, 24% - отпускники и 22%
путешествовали по различным причинам личного характера. В течение года
гостиницы США потратили на рекламу своих услуг 145,5 млн.$.
Несмотря на
стремительное развитие мировой гостиничной индустрии, особенно в странах
Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, Европа продолжает лидировать на рынке
услуг сферы гостеприимства, предлагая гостям континента 6,2 млн. гостиничных
номеров, что составляет 38% от их общего количества.
Однако
европейские гостиницы отличаются от гостиниц в других частях света – их
основную массу составляют сравнительно давно построенные отели, каждый из
которых располагает относительно малым количеством номеров. Кроме того, их
подавляющее большинство – порядка 80% - принадлежит независимым владельцам, в
то время как, например, в США это количество не превышает 25%.
Европейский
гигант – французская гостиничная корпорация Accor – располагает в европейских странах 1822 гостиницами (среднее количество
номеров в каждой – 108). На втором месте по объему номерного фонда – Inter Continental
с 423 более вместительными отелями (в среднем – 183 номера). Далее в рейтинге
располагаются цепи Societe du Louvre и Hilton International, номерной фонд каждой из
которых превышает 60 тыс. номеров. За ними следует испанская Sol Melia с 47
тыс. номеров.
Формы
управления:
Судя по составу
участников опроса, сегодня на рынке гостиничных услуг наиболее активную позицию
занимают гостиницы, входящие в гостиничные корпорации (в 2004 г. их был 41%).
Независимые компании составляют примерно 1/3 от общего количества. Примерно
столько же гостиниц управляется по контракту. В целом такая сегментация
гостиниц по способам управления соответствует ситуации, сложившейся на ведущих
гостиничных рынках зарубежных стран.
Анализ
российского гостиничного рынка:
Если сравнить
гостиничную отрасль России с бывшими странами СЭВ (Совет экономической
взаимопомощи) и Балтии по ряду основных рыночных показателей, то наша страна не
выделяется на их фоне, но в тоже время уступает ведущим европейским державам, в
первую очередь Франции, Германии и Великобритании. Так, одна из важных рыночных
характеристик, а именно – коэффициент использования номерного фонда в среднем
по стране, показывает, что российские гостиницы загружены чуть более чем на
треть. Тем не менее,
западные
аналитики, хотя и с осторожностью, дают довольно оптимистичные прогнозы
развития российской индустрии гостеприимства, предполагая возможным существенно
улучшить эффективность использования имеющихся объектов размещения.
По
опубликованным данным Государственной службы статистики (Росстата), в августе
2006 года населению было оказано услуг гостиниц и аналогичных средств
размещения на 6,3 млрд. рублей, против 5,4 млрд. рублей, за аналогичный период
2005 года (прирост составил 16,7%).
В структуре
объема платных услуг населению в августе 2006 года услуги гостиниц и
аналогичных средств размещения составили 2,5% (от всех услуг), что на 0,2%
меньше, чем в структуре объема платных услуг населению а августе 2005 года).
Страницы: 1, 2, 3
|