Божественность и личность Духа Святого
Российская Церковь Христиан Веры Евангельской
Заочный Теологический Институт Пятидесятников
Реферат по курсу:
«Пневматология»
на тему: «Божественность и личность Духа Святого»
Выполнил:
|
студент 3-го курса, ПС-4
Козуб Т.В.
|
Преподаватель:
|
Земецкий Н.Г.
|
Набранные баллы:
|
__________________
|
Подпись:
|
__________________
|
Москва,
2008
Содержание
Введение
Божественность Святого Духа
Личные качества Святого Духа
Заключение
Список литературных источников
Введение
Когда в
Теле Христовом не отводится особая роль почитания Святого Духа, когда считают
работу Духа не важной и не правдоподобной, Церковь всегда переживает
значительный духовный упадок.
И сегодня
этот упадок виден в современном обществе, в котором представители светской
школы и либеральные христиане, некоторых из наиболее престижных университетов
мира заявили о том, что традиционная библейская вера в личного Бога
представляет опасность для существующего человечества. Они утверждают, что не
существует никакого Бога, который непосредственно приносит искупление миру или
отдельным людям [1].
Данная
работа посвящена богословскому определению личности Святого Духа. Для раскрытия
темы следует досконально исследовать природу Святого Духа: вопрос о Его
Божественности и Его личные качества.
Размышление
о личностном аспекте Святого Духа хотелось бы начать следующей цитатой:
«Является ли Святой Дух личностью или просто некоей силой или влиянием? Это
вопрос огромной важности. Если Святой Дух - это влияние или сила, то нам
необходимо научится получать эту силу и пользоваться ею. Если Он является
Божественной личностью, а мы рассматриваем Его, как безликое влияние, мы тем
самым не воздаём Богу подобающую честь, любовь и поклонение. И если Он является
Божественной Личностью, люди должны научиться отдаваться Ему, чтобы Он мог
использовать их» [2].
Божественность Святого Духа
Приступая к исследованию данной темы, следует сразу отметить, что Божественность
Святого Духа не столь очевидна, как Божественность Отца и Сына. Можно сказать,
что Божественность Отца просто подразумевается Писанием, Божественность Сына в
нем утверждается и доказывается, а Божественность Святого Духа надо выводить из
различных косвенных указаний Писания. Есть, однако, определенные основания, из
которых мы можем сделать вывод о Божественности Святого Духа в той же мере, что
Отца и Сына.
Проблема определения в богословии личности Святого Духа вращается вокруг
прогрессирующего откровения и понимания, так же как и понимание, читателями
природы самой Библии. Святой Дух, будучи членом Троицы, как это явлено в Новом
Завете, не раскрывается в еврейской Библии [1].
Джордж Элдон Лэд утверждает, что Ветхом Завете понятие «Дух Яхве» (евр.
Руах Яхве), или «Дух Господень», как оно переведено в русской Библии, не
обозначает отдельной сущности; это – сила Бога, активная Божья воля,
направленная на достижение моральных и религиозных идей. Божий Руах – это
активный принцип, исходящий от Бога и дарующий жизнь миру природы (Быт. 2:7) [3].
Однако тот факт, что учение о Святом Духе не полностью раскрывается в
еврейской Библии, не влияет на реальность существования и действия Святого Духа
во времена Ветхого Завета.
В Новом Завете прослеживается взаимозаменяемость ссылок на Святого Духа и
Бога. О Духе часто говорится как о Боге. Самый яркий пример находится к книге Деяний
5 глава. Одна из супружеских пар ранней Церкви Анания и Сапфира продали свою
недвижимость. Часть выручки они принесли апостолам, заранее договорившись друг
с другом выдать ее за полную полученную сумму. Через апостола Петра Дух Святой
резко осудил их, и последствием их греха стала мгновенная смерть сперва мужа, а
потом и его супруги. Отчитывая Aнанию, Петр задает вопрос: «Анания! для
чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и
утаить из цены земли?» (Деян. 5:3). В следующем стихе он говорит: «Ты солгал не
человекам, а Богу». Из этого отрывка можно сделать вывод, что «солгать Духу
Святому» и «солгать Богу» равнозначно. Петр фактически сказал: «Ты солгал
Святому Духу и Богу». Но слова в Деян. 5:4 ясно указывают, что ложь была
сказана не людям, не кому-то более низкому, чем Бог, но Самому Богу. Отсюда
следует вывод, что второе заявление - продолжение первого, подчеркивающее, что
Дух, Которому солгал Анания, был Богом. Это место Писания, как ни одно другое,
по мнению автора работы, наводит на мысль о Божественности Святого Духа.
Другое место, где указывается на равенство Святого Духа и Бога - учение
апостола Павла о теле христианина, направленное к Коринфской Церкви. В 1 Кор.
3:16-17 он пишет: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот
храм - вы». А тремя главам далее в 1 Кор. 6:19-20 он использует сходную речевую
конструкцию: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого
Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою.
Посему прославляйте Бога в телах ваших». Вывод напрашивается сам собой: в глазах
апостола присутствие в человеке Святого Духа равнозначно обитанию в нем Бога. Сравнивая
выражения «храм Божий» и «храм Святого Духа», можно увидеть равенство между
ними в контексте двух приведенных выше отрывков, а отсюда можно сделать вывод,
что Святой Дух есть Бог.
Кроме этих двух основных мест Писания существует не мало подтверждений
что Дух Святой обладает Божественными качествами и свойствами: всеведение,
вездесущность, вечность, всемогущество и др.
В Первом послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «А нам Бог открыл это
Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий. Ибо кто из человеков
знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего
никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:10-11). Из этого места Писания
можно сделать вывод, что сущность Бога открыта Святому Духу во всей полноте и
Он обладает всеми знаниями и замыслами Бога. То, что Дух Святой обладает полнотой
истинны можно узнать со слов нашего Господа Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна:
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от
Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам»
(Ин. 16:13). Помимо знаний полноты истины, кто как не Бог может знать будущее?
В Новом Завете совершенно определенно говорится также о всемогуществе
Святого Духа. В евангелии от Луки: «Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет
на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется
Сыном Божиим» (Лк. 1:35). В приведенном отрывке выражения «Дух Святый» и «сила
Всевышнего» соединены в параллельной или синонимичной конструкции. Здесь речь
там идет о непорочном зачатии, которое, безусловно, следует считать чудом
первой величины, а Духа Святого активным участником этого процесса. Павел
признавал, что его служение совершалось «силою знамений и чудес, силою Духа
Божия» (Рим. 15:19). В жизни апостола было не мало величайших чудес исцелений и
воскрешений умерших согласно только книге Деяний. Чей силой апостол совершал
свое служение – силою Святого Духа.
Более того, Иисус приписывал Святому Духу способность изменять
человеческие сердца и личности. Дух Святой обличает: «И Он, придя, обличит мир
о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду
к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден»
(Ин. 16:8-11). Дух Святой производит возрождение: «Иисус отвечал: истинно,
истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в
Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не
удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где
хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так
бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:5-8). Господь Иисус не раз говорил о
способности только Бога изменять человеческие сердца: «Человекам это
невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26). Хотя всемогущество Духа в
последнем стихе прямо не утверждается, тем не благодаря этим двум отрывкам напрашивается
вывод, что Дух Божий обладает силой, которая принадлежит только Богу.
Другое свойство, объединяющее Духа Святого с Отцом и Сыном, - Его совечность
Троице. «То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя
непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому
и истинному» (Евр. 9:14). Синодальном перевод не дает точность оригинального
текста, где вместо Дух Святой стоит словосочетание pneu/matov ai'wni/ou («вечным Духом»). Таким образом, посредством участия Вечного
Духа Иисус принес Себя в жертву.
В самом начале того же послания апостол Павел говорит: "В начале Ты,
Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты
пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся;
но Ты тот же, и лета Твои не кончатся" (Евр. 1:10-12). Но вечен только
Бог, все сотворенные создания конечны. В Библии нигде не упоминается о том, что
Дух Святой был сотворен, Он не сопоставляется тварным существам, а наоборот
предстает как Творец. Следовательно, Святой Дух совечный двум другим Лицам
Троицы, является Богом.
Важный аргумент вездесущности Духа Святого находится в Псалмах:
"Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо
- Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь
на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя"
(Пс.138:7-10). Согласно этому отрывку, Дух Святой присутствует везде, и не Земле
не найдется места, где бы мог человек скрыться от Духа Божьего.
С другой стороны вездесущность Духа Святого можно объяснить простым
логическим заключением, основываясь на стихе из послания к Римлянам: "Но
вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же
кто Духа Христова не имеет, тот и не Его". Дух Святой обитает и действует
в сердцах детей Божиих (Вселенская Церковь), которые рассеяны по всему миру, образуя
Вселенскую Церковь, следовательно, Дух Святой вездесущ. Это качество относится
только к Богу, а поскольку Дух Святой обладает им, то это еще один аргумент в
пользу Божественности Святого Духа. Да и как может быть явлена вездесущность
Христа в сердцах Божьих детей, как не вездесущностью Духа Святого?
Святой Дух не только обладает божественными свойствами, Он совершает
также дела, которые обычно приписывают Богу. Он находился и продолжает
находиться в определенных отношениях с творением - как при его создании, так и
в его поддержании - то есть в провидении. В Быт. 1:2 читаем, что Дух Божий
носился над водою. В Иова 26:13 отмечается, что великолепие неба - от Духа Его.
Псалмопевец пишет: «Пошлешь дух Твой - созидаются [все части творения,
перечисленные в предыдущих стихах], и Ты обновляешь лицо земли» (Пс. 103:30) [4].
Наибольшее число библейских свидетельств относятся к роли Святого Духа в
Его работе с людьми. Уже упоминалось о том, что второе рождение Иисус связывает
со Святым Духом (Ин. 3:5-8). Это подтверждается словами Павла в Тит. 3:5: «Он
[Бог Спаситель] спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по
Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом». Таким образом Дух
Святой является источником освящения в жизни верующего в Христа. Кроме Того Дух
Божий обладает силой возвращать к жизни умершее. «Если же Дух Того, Кто
воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых
оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11). Из данного
отрывка прослеживается великая роль Духа Святого в возвращении к жизни
погребенного Господа. Также в этом отрывке содержится великое обетование, что в
случае окончания нашего земного пути, именно Дух Святой поднимет наши тела из
праха и вдохнет в них жизнь при возвращении нашего Господа.
Еще одно божественное дело Святого Духа - предоставление Писания. Во 2
Тим. 3:16 Павел пишет: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для
обличения, для исправления, для наставления в праведности». Петр тоже отмечает
роль Духа в предоставлении нам Писания, но при этом подчеркивает воздействие на
самого автора, а не на конечный продукт: «Ибо никогда пророчество не было
произносимо по воле человеческой но изрекали его святые Божий человеки, будучи
движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). Таким образом, точные и достоверный
откровения Божьи Дух Святой доносил через освященных от Бога людей и является
автором всего Писания.
Миллард Эриксон приводит еще один аргумент в пользу Божественности
Святого Духа, отражающий равенство в Его отношениях с Отцом и Сыном: «Одно из
наиболее очевидных доказательств тому - формула крещения в Великом Поручении:
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»
(Мф. 28:19). Еще одно подтверждение - благословение Павла во 2 Кор. 13:13:
«Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение
Святого Духа со всеми нами». А в 1 Кор. 12:4-6 Павел, рассуждая о духовных
дарах, соединяет их в трех Лицах Троицы: «Дары различны, но Дух один и тот же;
и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и
тот же, производящий все во всех». Петр тоже в приветственной части своего
первого послания составляет эти понятия воедино, отмечая их роль в процессе
спасения: «[Рассеянным и избранным] по предведению Бога Отца, при освящении от
Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1 Пет. 1:2)» [4].
Личные
качества Святого Духа
Раскрыв качества Божественности Святого Духа, возникает необходимо
рассмотреть также Его личные качества. Для начала определимся с понятием
личности. Рисел Бурум определяет личность следующим образом: «Личность - это
бытие, обладающее интеллектом, волей, индивидуальным существованием, которое
может сказать я, ты, он, мне, моя» [2]. Г. К. Тиссен говорит, что личность
определяют три существенных элемента: интеллект, чувства и воля [2]. Говоря о Духе Святом, мы имеем дело не с безликой силой, а самим Богом.
Особо важное значение этот вопрос приобретает сейчас, когда в нашу культуру под
влиянием восточных религий проникают пантеистические веяния. Библия ясно и
разными способами показывает, что Святой Дух - личность и обладает всеми
вытекающими из этого качествами [4].
Единственный путь, с помощью которого можно познать любую личность,
включая Бога, — это знание того, что та личность сказала или сделала.
Первая мысль что Параклет – другая личность, больше чем божественная сила
Ветхого Завета находится у Иоанна в Евангелии. Апостол указывает на индивидуальность
Духа Божьего, используя в Его отношении местоимения мужского рода. «Слово,
обозначающее дух, pneu_ma, среднего рода, и нас следовало бы ожидать, что
местоимения и прилагательные, согласно правилам грамматики, будут тоже среднего
рода (Ин. 14:17,26;15:26). Это не является свидетельством ни в пользу
одушевленности Святого Духа, ни против нее. Но когда местоимения,
непосредственным антецедентом (слово, к которому местоимение относится) которых
является, имеют форму мужского рода, мы можем только прийти к выводу, что Дух
воспринимается как личность. «Утешитель же [para/klhtov], Дух Святый,
Которого [o%v] Отец во Мое, [тот, e'kei_nov] научит вас всему» (Ин.14:26).
Такие же выражения мы встречаем в Ин. 15:26: «Дух истины, Который [oj] от Отца
исходит, Он [e'kei_nov] будет свидетельствовать о Мне». Еще выразительнее Ин.
16:13: «Когда же приидет Он [e'kei_nov], Дух истины, то наставит вас на всякую
истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и
будущее возвестит вам». Здесь существительное среднего рода pneu_ma
сопровождается местоимением мужского рода» [3]. Миллард Эриксон объясняет это
следующим образом: «Либо Иоанн, передавая речь Иисуса, допустил здесь
грамматическую ошибку (а это маловероятно, поскольку такой ошибки мы не
встречаем больше в Евангелии), либо он сознательно использовал мужской род,
подчеркивая факт, что Иисус говорит о личности, а не о вещи. Аналогичный случай
видим в Еф. 1:14, где в придаточном предложении определением Святого Духа
служит o%v: «Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в
похвалу славы Его»» [4]. Отсюда мы можем сделать вывод, что Дух воспринимается
как личность.
Вторую серию указаний на индивидуальность Святого Духа представляют собой
места, где Он и Его деятельность, так или иначе, отождествляются с различными
личностями и их делами. В Ин. 14:26; 15:26 и 16:7 в отношении Святого Духа
используется термин para/klhtov. Это греческое слово, кроме значения
«утешитель», имеет еще несколько значений. Оно может означать учителя,
адвоката, но чаще всего употребляется как синоним слова «утешитель» [5]. В
каждом из этих случаев из контекста явствует, что в виду имеется не какое-то абстрактное
влияние. Слово para/klhtov используется и применительно к Иисусу: «Дети мои!
сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем
ходатая [para/klhton] пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» (1 Ин. 2:1).
Показательны Его слова в Ин. 14:16, где Он говорит, что умолит Отца дать
ученикам другого para/klhtov. «Другой» - перевод слова a#llov, означающего
«такой же другой». В свете заявлений Иисуса, связывающих пришествие Духа с Его
уходом (например, в Ин. 16:7), становится ясно, что Дух заменит Иисуса и будет
играть ту же роль. Сходство их функций служит указанием на то, что Святой Дух -
Личность, как и Иисус.
Джоржд Элдон Лэд говорит об этом так: «Если Парактлет – это Дух Истины,
то Иисус – сама Истина (Ин. 14:16). Если Параклет – Святой Дух, то Иисус –
Святый Божий (Ин. 6:69). «Другой Параклет» - это, по сути, другой Иисус. Иисус
недолго был с учениками; Параклет придет к ним навсегда (Ин. 14:16)» [3].
Еще одна общая для Иисуса и Святого Духа функция, указывающая на
индивидуальность Духа, - прославление другого Лица Троицы. В Ин. 16:14 Иисус
говорит, что Дух «прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит
вам». Аналогию видим в Ин. 17:14, где Иисус в Своей первосвященнической молитве
заявляет, что во время земного служения Он прославлял Отца [4]. Отсюда
напрашивается вопрос, а кому выпала роль прославить Святого Духа? Ответ
очевиден – Церкви, своими молитвами и служением Ему.
Наиболее интересные примеры личностного соединения Святого Духа с двумя
другими Лицами Троицы. Самые известные среди них - формула крещения,
заповеданная Господом перед вознесением: «Итак, идите, научите все народы,
крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф.28:19) и благословение во 2
Кор. 13:13: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и
общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь». Но есть и другие случаи. Иуда
увещевает: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь
Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего
Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд. 20-21). Петр обращается к читателям как
к «избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и
окроплению Кровию Иисуса Христа» (1 Пет. 1:2). Ранее, в проповеди на
Пятидесятницу, Петр заявил: «Итак, Он [Иисус], быв вознесен десницею Божиею и
приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что ныне видите и слышите...
Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения
грехов, - и получите дар Святого
Духа» (Деян. 2:33, 38). Павел тоже связывает дела всех Троих, например, в Гал.
4:6: «А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего:
"Авва, Отче!"» Сходная мысль высказана во 2 Кор. 1:21-22:
«Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и
запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши». Другие примеры видим в Рим.
15:16: «быть служителем Иисуса Христа у язычников и [совершать]
священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи
освящено Духом Святым, было благоприятно [Богу]»; 1 Кор. 12:4-6: «Дары
различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и
действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех»; Еф. 3:14-17:
«Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от
Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по
богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,
верою вселиться Христу в сердца ваши»; 2 Фес. 2:13-14: «Мы же всегда должны
благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через
освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас
благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа» [4].
«Святой Дух связывается также с Отцом и Сыном в различных эпизодах
служения Иисуса. Один из таких примеров - крещение Иисуса (Мф. 3:16-17), при
котором присутствовали все три Лица Троицы. Сын принимал крещение, Отец с
небес высказывал Сыну слова благоволения, а Святой Дух сошел на Него в видимой
форме. Еще один пример - изгнание Иисусом бесов, которое Он связывал с Отцом и
Духом: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас
Царствие Божие» (Мф. 12:28). Соединение Святого Духа с Отцом и Сыном в этих
эпизодах указывает на то, что Он - такая же личность, как и они» [4].
Индивидуальность Святого Духа явствует также из мест, где Он связывается
с людьми. Возьмем пример из книги Деяний. Послание апостолов и иерусалимских
пресвитеров церкви в Антиохии содержало весьма необычное выражение: «Ибо угодно
Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего
необходимого» (Деян. 15:28). Таким образом, по окончании первого вселенского
собора видно, что Дух Святой управлял всем догматическим учением Церкви на тот
период. Трудно возражать против факта, что это совместное действие Духа и
христианских лидеров указывает на присутствие у Духа тех самых качеств, которые
присущи человеческой личности [4].
Фактически наличие у Духа определенных личных черт служит третьим
указанием на Его индивидуальность. Наиболее очевидные среди этих черт - ум,
воля и эмоции, которые традиционно считаются основополагающими элементами
личности. В Новом Завете мы находим, что всеми этими характеристиками обладает
и Святой Дух: интеллект (1 Кор.2:11; Рим. 8:27), чувства (Рим. 15:30; Еф.
4:30); воля (1 Кор. 12:11). Вдобавок к этому Святой Дух способен общаться с
человеком (2 Кор. 13:13), а общаться свойственно только личности [2].
Святому Духу можно солгать, как это сделали Анания и Сапфира (Деян.
5:3-4). Павел пишет о грехе оскорбления Святого Духа: «И не оскорбляйте Святаго
Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30) и угашения
Духа: «Духа не угашайте» (1 Феc. 5:19). В ранней Церкви Стефан
обвиняет своих противников в том, что они всегда противятся Духу Святому (Деян.
7:51). Очень важный вывод делает Миллар Эриксон: «Можно представить себе
сопротивление какой-то безликой силе, но ей нельзя солгать и ее нельзя
оскорбить» [4]. Кроме того, что особенно важно, есть грех хулы на Святого Духа
(Мф. 12:31; Мк. 3:29). Этот грех, который, как можно понять из слов Иисуса,
даже серьезнее хулы на Сына, невозможно совершить против чего-то безликого.
Наконец, Святой Дух предпринимает действия нравственного порядка и несет
служения, которые могут совершаться только личностью. В эти Его дела входят
обучение, духовное возрождение, поиск, беседы, ходатайство, повеления,
свидетельство, водительство, просвещение, откровение. Интересные и необычные
слова находим в Рим. 8:26, где Павел пишет: «Также и Дух подкрепляет (нас) в
немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух
ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Несомненно, Павел имеет в
виду личность. То же самое можно сказать о словах Иисуса, относящихся к Святому
Духу, например, в Ин. 16:8: «И Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о
суде» [4].
Все эти соображения приводят только к одному заключению. Святой Дух -
Личность, а не сила, и эта Личность - Бог в той же самой мере и в том же самом
смысле, что Отец и Сын.
Заключение
Говоря о природе Бога, не остается сомнений в том, что Он Личность, т.к.
Бог обладает интеллектом, волей, чувствами, индивидуальным существованием,
может сказать я, ты, он, мне, моя. И если мы человека называем личностью, то
тем более Бога по чьему образу и подобию был сотворен человек.
Приведу некоторые выводы правильного понимания Святого Духа:
1.
Святой Дух – Личность, а не какая-то расплывчатая сила.
Каждый рожденный свыше христианин может устанавливать с Ним отношения.
Обращаться к Нему в молитве и прославлении [4].
2.
Святой Дух полностью Божественен, поэтому мы должны
относиться к Нему с таким же почитанием и уважением, как к Отцу и Сыну,
поклоняться Ему, как и Им. Его нельзя считать низшим по положению, хотя Он
иногда может выполнять подчиненные функции [4].
3.
Святой Дух един с Отцом и Сыном. Его деятельность
заключается в выражении и исполнении задуманного всеми Троими вместе. Между Их
Личностями и делами нет никакого противоречия [4].
4.
Бог не так далек. В лице Святого Духа триединый Бог
близок к нам, настолько близок, что входит в жизнь каждого верующего. Сейчас Он
даже ближе к нам, чем во времена воплощения. Благодаря действию Духа Он истинно
становится Еммануилом – «Богом с нами» [4].
В заключение хочется процитировать слова проповеди Чарльза Сперджена:
«Возлюбленные, никто никогда не научится истине, если не будет научен Богом.
Нет такого учения в Библии, которое можно глубоко и сильно понять без помощи
единственного подлинного Учителя. Даже не говорите мне о богословских системах
и подходах, не раскрывайте о непогрешимых толкователях Библии, о самых
образованных и высокочтимых ученых. Лучше напомните мне о Великом Учителе,
Который способен наставить вас и сделать достаточно мудрыми для понимания любой
истины. Он есть наш единственный Учитель. И не важно, что говорят люди – я не
собираюсь строить свою жизнь на человеческих авторитетах, и, думаю, вы
последуете моему примеру. Вас не должны увлекать хитроумие людей, красивые
слова, ибо есть только один подлинный прорицатель – Святой Дух, живущий в
сердцах детей Божьих» [5].
Сегодня Церковь не существовала бы вообще, если бы не стремление Святого
Духа учить нас, вести нас в истине, быть свидетелями о Христе, потому что в
таком случае не было бы Евангелия и нечего бы было проповедовать [1].
Список
литературных источников
[1] Мензис У., Хортон С. Библейские доктрины. Пятидесятническая
перспектива. - Спрингфилд (США).: "Life Publishers International"
1999.- 328 с.
[2] Дипломная работа. «Историко-богословский анализ христианского учения
о природе Святого Духа». Выполнил: Д.Н. Булатов. Научный руководитель: Ю.Н.
Друми. Заокский, 1998 г.
[3] Лэд Д. Богословие Нового Завета. – СПб.: Христианское общество
«Библия для всех», 2003. – 800 с.
[4]
Миллард
Эриксон. Христианское богословие. С-Пб.: «Библия для всех» 2004. - 1088 с.
[5] Чарльз Сперджен.
12 проповедей о Святом Духе. Минск: Церковь "Завет Христа", 2001
|