Чаще всего Раскольников выходит
из дома вечером. В тексте есть точные упоминания времени – седьмой час, восемь
вечера, девять, но на самом деле время в романе очень условно и символично. Это
время «заходящего солнца». Причем закаты солнца у Достоевского начинаются в разное
время и очень растянуты. Как опытный режиссер, Достоевский не только
удивительно точно выстраивает мизансцены в своих романах, легко соединяет
«случайности», неожиданно («вдруг») знакомит своих героев, ставит их в
конфликтные ситуации. Достоевский любит использовать и «технику света». Герои
его произведений всегда восприимчивы, нервны, и их настроение очень зависит от
окружения. Достоевский дает картины закатов солнца для усиления эмоционального
воздействия на состояние героя. Когда он записал свое известное «мир красотой
спасется», он и имел в виду сильное эстетическое воздействие красоты на душу
человека, на пробуждение в нем нравственных начал.
Лучшее время для экскурсий по
городу Достоевского, как советовал автор книги «Петербург Достоевского» Н. Анциферов,
«когда день клонится к вечеру перед закатом, с расчетом, чтобы закат пришелся
на середину экскурсии. Наступающие медленно сумерки лучше всего помогут
восприятию души города Достоевского…»
Вспомним некоторые упоминания
закатов в романе:
«Небольшая комната… была в эту
минуту ярко освещена заходящим солнцем…»
«Проходя через мост, он тихо и
спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца».
«Было часов восемь, солнце
заходило».
«Склонившись над водою,
машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов,
темневших в сгущавшихся сумерках, на отдельное окошко, где-то в мансарде, по
левой набережной, блиставшее, точно от пламени, от последнего солнечного луча,
ударившего в него на мгновение».
«Он бродил без цели. Солнце
заходило. Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время. В
ней не было чего-нибудь особенно едкого, жгучего; но от нее веяло чем-то
постоянным, вечным,
- 9 -
предчувствовались безысходные годы этой холодной,
мертвящей тоски… В вечерний час это ощущение обыкновенно еще сильнее начинало
его мучить. «Вот с этакими-то глупейшими, чисто физическими немощами,
зависящими от какого-нибудь заката солнца, и удержись сделать глупость!» –
пробормотал он ненавистно».
«Вечер был свежий, теплый и
ясный… Раскольников шел в свою квартиру, он спешил. Ему хотелось кончить все до
заката солнца…»*
Солнце появится только в самом
конце романа, в эпилоге. «Там, в необозримой солнцем степи», Раскольников
освободится от кошмара убийства. Там станет восход солнца, возрождение… Это
произойдет в Сибири. В Петербурге же Раскольников все время будет чувствовать
себя «приговоренным к казни». Он пошел на преступление, чтобы освободиться, а
оказалось, что сам загнал себя в угол. Его угнетает теперь не только собственная
каморка, но и психологическое состояние тупика. Он бежит на улицу, но выхода
ему не найти. Вот так он ходит по городу: «Он шел по тротуару как пьяный, не
замечая прохожих и сталкиваясь с ними»; «Трудно было более опуститься и
обнеряшиться, но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии
духа. Он решитель ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу»; «…по обыкновению
своему, шел, не замечая дороги, шепча про себя и даже говоря вслух с собою, чем
очень удивлял прохожих. Многие принимали его за пьяного…»; «Одно новое,
непреодолимое ощущение овладевало им все более и более почти с каждой минутой:
это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему
встречавшемуся и окружающему, упорное, злое, ненавистное. Ему гадки были все
встречные, – гадки были их лица, походка, движения. Просто наплевал бы на
кого-нибудь, укусил бы, кажется, если бы кто-нибудь с ним заговорил…»*
Раскольников мучается не только
наяву. Ужасы преследуют его и в снах. Фантастический Петербург в сновидениях Раскольникова
приобретает сюрреалистические черты. Вспомним, например, сон Раскольникова со
смеющейся старухой: «Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна
светила все ярче и ярче; но как-то особенно было в воздухе… вся комната была
ярко облита лунным светом; …Огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо
в окна. «Это от месяца такая тишина, – подумал Раскольников, – он, верно,
теперь загадку загадывает». Он стоял и ждал, долго ждал, и чем тише был месяц,
тем сильнее стукало его сердце, даже больно становилось. И все тишина. Вдруг
послышался мгновенный сухой треск, как будто сломали лучинку, и все опять
замерло. Проснувшаяся муха вдруг с налета ударилась об стекло и
жалобно
* Бирон В. С. Петербург
Достоевского. Л., товарищество «Свеча», 1990, с. 25.
* Бирон В. С. Петербург
Достоевского. Л., товарищество «Свеча», 1990, с. 25.
- 10 -
зажужжала…»*
Отправляясь по следам
Раскольникова, можно вспомнить также и о том, что происходят события романа
летом, причем летом особенным, очень жарким и душным: «На улице жара стояла
страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та
особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему
возможность нанять дачу…»; «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы
капля дождя за все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из
лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные…»; «Духота стояла прежняя; но с
жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха…»*
Эта жара и духота угнетают
Раскольникова, ему не хватает воздуха в Петербурге, солнце слепит его. В
последнем разговоре Порфирий Петрович заметит Раскольникову: «Вам… давно уже
воздух переменить надо…» И еще он скажет: «Станьте солнцем, вас все и увидят.
Солнцу прежде всего надо быть солнцем…»
Теперь, когда мы вспомнили, как
тесно переплетены у Достоевского город и его герои, как точно он описывает нам
все их состояния и настроения, погоду и место действия, попробуем пройти по
этим фантастически реальным улицам романа, выйти вслед за Раскольниковым на
Сенную, побродить по «канаве».
Открываем роман и читаем: «В
начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел
из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и
медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту».*
Комментируя некоторые места
романа, можно раскрыть все буквенные обозначения. С-й переулок – это Столярный,
К-н мост – Кокушкин мост, В-ий проспект – Вознесенский проспект. От Сенной
площади к Екатерининскому каналу, перейдем Кокушкин мост и окажемся в Столярном
переулке. В «Петербургском листке» в 1865 году о Столярном переулке находится
шестнадцать домов (по восемь с каждой стороны). В этих шестнадцати домах
помещается восемнадцать питейных заведений, так что желающие насладиться
подкрепляющей и увеселяющей влагой, придя в Столярный переулок, не имеют
никакой необходимости смотреть на вывески: входи себе в любой дом, даже на
любое крыльцо, – везде найдешь вино».
В доме Алонкина, на углу
Столярного и М. Мещанской, где жил Достоевский, купец Ефимов содержал питейный
погреб и трактир. Федор
* Бирон В. С. Петербург
Достоевского. Л., товарищество «Свеча», 1990, с. 27.
* Анциферов Н. П. Непостижимый
город. СПб, Лениздат, 1991, с. 240.
* Бирон В. С. Петербург
Достоевского. Л., товарищество «Свеча», 1990, с. 27.
- 11 -
Михайлович
обычно работал ночами, когда наступала тишина. Но в этом районе и ночью было
шумно. Живя с Раскольниковым на одной улице, он запишет в романе: «До него
резко доносились страшные, отчаянные вопли с улицы, которые, впрочем, он каждую
ночь выслушивал под своим окном, в 3-м часу». В какой же из этих 16-ти домов
Достоевский поселил Раскольникова? Раскольников сообщает: «А я живу в доме
Шиля, здесь в переулке, отсюда недалеко, в квартире номер четырнадцать». В
Петербурге было несколько домов Шиля. В одном из них жил два года сам
Достоевский (с февраля 1847 по апрель 1849 на Вознесенском пр., у Исаакиевского
собора). Когда-то Шилю принадлежал и дом № 9 по Столярному переулку. В этом
доме очень колоритный внутренний дворик, низкая подворотня, дверь в дворницкую
с двумя ступеньками вниз, – все это очень похоже на описанный Достоевским дом
Раскольникова. Но этот дом не угловой, а Достоевский, как мы помним,
предпочитал угловые дома.
Условно принято считать «домом
Раскольникова» дом № 5 – это угловой дом (угол Гражданской ул. и ул.
Пржевальского, 19/5). В середине XIX века этот дом принадлежал одному из
наследников каретного мастера Иоахима, был пятиэтажным (сейчас, после
капитального ремонта, он четырехэтажный). Из подворотни нужно повернуть сразу
направо, в углу будет дверь на лестницу, описанную в романе. Правда, с середины
XIX века доходные дома были похожи друг на друга, похожи
были одна на другую и винтообразные темные лестницы; в подворотнях, как
правило, была дверь в дворницкую и т. д. Так, домом Раскольникова можно считать
и дом, в котором жил и сам Достоевский.
Раскольников часто проходил
через Сенную. Теперешняя Сенная выглядит совсем не так, как при Достоевском. Не
уцелели дома – нынешние в основном построены после войны, в 50-е годы нашего
столетия. Единственное сохранившееся здание – гауптвахта – одноэтажная
постройка со стройным четырехколонным портиком. Это здание было построено в
1818 – 1820 гг. архитектором В. И. Беретти в стиле классицизма. Гауптвахта
непосредственно связана с именем Достоевского: здесь в июне 1873 г. он был два
дня под арестом (за нарушение принятого тогда порядка публикаций). Он не
выбирал себе здания под арест, но напротив его вынужденного пристанища, как он
и любил, была замечательная церковь – Успенская, или, как ее чаще называли,
Спас на Сенной. Построенная по проекту В. Растрелли, эта церковь была
архитектурным центром площади. В начале 1960-х годов это уникальное здание
заменили станцией метро «Сенная площадь».
Сенная всегда была многолюдна,
грязна, славилась низкопробными заведениями, трактирами, кабаками. Весь этот
район (Сенная и прилегающие к ней улицы) считался самым злачным местом
Петербурга, его «чревом». Здесь было сосредоточено множество публичных
домов,
- 12 -
ночлежек, «номеров» с дурной репутацией. Сенная
входила в маршруты прогулок Достоевского. «Живо интересуясь текущей
действительностью», он наблюдал здесь многие сцены, творчески используя их
потом в своих произведениях.
Для Раскольникова Сенная имела
какую-то особенную притягательную силу. Его постоянно тянуло сюда: «Было около
9-ти часов, когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках, в
лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар
и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних
этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у
распивосных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и
лохмотников…»*
Представим себе суетящуюся
толпу, бесконечные ряды, мешки, телеги, грязь, шум, толкотню. Раскольников
бессмысленно оглядывает все это. И вдруг (как всегда у Достоевского –
«неслучайная» случайность): «У самого К-ного переулка, на углу» он услышал
разговор, из которого узнал, «что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизавете,
старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало
быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна». «До его
квартиры оставалось всего несколько шагов. Он вошел к себе, как приговоренный к
смерти».*
Раскольников снова придет на то
же место, после убийства: «По старой привычке, обыкновенным путем своих прежних
прогулок, он направился прямо на Сенную… и вышел к тому углу на Сенной, где
торговали мещанин и баба, разговаривавшие тогда с Лизаветой; но их теперь не
было…»*
Недалеко от дома процентщицы,
там, где канал огибает петлей Подьяческие улицы, у крутого поворота перекинут
пешеходный цепной Львиный мост – это один из немногих сохранившихся мостов
через Екатерининский канал. И чуть далее Вознесенский, перестроенный в 1957
году. Вознесенский мост часто упоминался Достоевским («Униженные и
оскорбленные», «Вечный муж», «Преступление и наказание»). Пройдем на этот мост
и встанем у перил, в середине моста, со стононы, которая ближе к дому Алены
Ивановны. Именно здесь не один раз подолгу стоял Раскольников: «Раскольников
прошел прямо на –ский мост, стал на середине, у перил, облокотился на них
обоими локтями и принялся глядеть вдоль… Склонившись над водою, машинально
смотрел он на последний,
* Анциферов Н. П. Непостижимый
город. СПб, Лениздат, 1991, с. 244.
* Бирон В. С. Петербург
Достоевского. Л., товарищество «Свеча», 1990, с. 33.
* Бирон В. С. Петербург
Достоевского. Л., товарищество «Свеча», 1990, с. 33.
- 13 -
розовый отблеск заката… Наконец, в глазах его
завертелись какие-то красные круги, дома заходили, прохожие, набережные,
экипажи – все это завертелось и заплясало кругом…»*
Возможно он думал здесь о
самоубийстве. Но «дикое и безобразное видение» спасло его от этого: «Он
почувствовал, что кто-то встал подле него, справа, рядом; он взглянул – и
увидел женщину, высокую, с платком на голове, с желтым, продолговатым, испитым
лицом и с красноватыми, впавшими глазами. Она глядела на него прямо, но,
очевидно, ничего не видала и никого не различала. Вдруг она облокотилась правою
рукой о перила, подняла правую ногу и замахнула ее за решетку, затем левую, и
бросилась в канаву. Грязная вода раздалась, поглотила на мгновение жертву, но
через минуту утопленница всплыла, и ее тихо понесло вниз по течению, головой и
ногами в воде, спиной поверх, со сбившеюся и вспухшей над водой, как подушка,
юбкой…»*
Этот эпизод так зримо описан,
что, кажется, Достоевский видел эту сцену. Справа от моста и сейчас есть спуск
к каналу, вот там-то и выловили несчастную Афросиньюшку.
На обратном пути Раскольников
опять останавливается на Вознесенском мосту: «Был час одинадцатый, когда он
вышел на улицу. Через пять минут он стоял на мосту, с которого давеча
сбросилась женщина».*
Упоминаний мостов у Достоевского
вообще довольно много: «…по обыкновению своему, он, оставшись один, с двадцати
шагов впал в глубокую задумчивость. Взойдя на мост, он остановился у перил и
стал смотреть в воду»; «Он шел по набережной канавы, и недалеко уж оставалось
ему. Но, дойдя до моста, он приостановился и вдруг повернул на мост…»*
Он люби стоять на Николаевском
мосту (теперь – мост Лейтенанта Шмидта)): Раскольников «оборотился лицом к
Неве, по направлению дворца. Небо было без малейшего облачка, а вода почти
голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки
не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов
двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо
разглядеть даже каждое его украшение… Когда он ходил
в университет, то обыкновенно, – чаще всего,
возвращаясь домой, –
* Бирон В. С. Петербург
Достоевского. Л., товарищество «Свеча», 1990, с. 38.
* Бирон В. С. Петербург
Достоевского. Л., товарищество «Свеча», 1990, с. 38.
* Бирон В. С. Петербург
Достоевского. Л., товарищество «Свеча», 1990, с. 33.
* Анциферов Н. П. Непостижимый
город. СПб, Лениздат, 1991, с. 246.
- 14 -
случалось ему, может быть, раз сто, останавливаться
именно на этом же месте, пристально вглядываться в эту действительно
великолепную панораму…»*
Слева от Вознесенского моста
раньше была Вознесенская церковь (архитектор А. Ринальди). В одном из его
мучительных сновидений Раскольникову вспомнится колокольня этой церкви: «Он ни
о чем не думал. Так, были какие-то мысли или обрывки мыслей, какие-то
представления, без порядка и связи, лица людей, виденных им еще в детстве или
встреченных где-нибудь только раз и об которых он никогда бы и не вспомнил;
колокольня В-ий церкви; биллиард в одном трактире и какой-то офицер у
биллиарда, запах сигар в какой-то подвальной табачной лавочке, распивочная,
черная лестница, совсем темная, вся залитая помоями и засыпанная яичными
скорлупами, а откуда-то доносился воскресный звон колоколов…»*
Раскольников пошел прямо к дому
на канаве, где жила Соня. Дом ее был трехэтажный, старый и зеленого цвета. И
дом № 63, и дом № 73 сейчас желтые, но оба имеют «срезанный угол»: «Сонина
комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного
четырехугольника… Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала
комнату как-то вглубь; другой же угол был уже слишком безобразно тупой…»*
Двор и лестница в доме № 63
больше подходят описанным в романе. «Отыскав в углу на дворе вход на узкую и
темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею,
обходившую его со стороны двора…»*
Страницы: 1, 2, 3, 4
|