Переход к рыночной экономике и задачи милиции
Переход к рыночной экономике и задачи милиции.
Введение
1.
Общая характеристика
перехода к рыночной экономике
2.
Рынок: понятие
и особенности
3.
Задачи милиции
в условиях перехода к рынку
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Россия как и бывшие
социалистические страны в процессе экономических реформ осуществляют переход от
административно-командной к системе рыночной экономики. Очевидно, что этот переход
растянется не на одно десятилетие. В бывших социалистических странах еще долгое
время будет присутствовать переходная экономическая система, или экономика переходного
периода, тоесть некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной
систем. В некоторых странах к этой смеси присоединяются элементы рыночной экономики
свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы[1].
Экономика разработала некоторые подходы к решению проблем переходного периода, тем
не менее это были проблемы стран, переходящих от традиционной системы к современной
рыночной, т. е. развивающихся стран. Чтобы перейти от административно-командной
экономики к современной рыночной эти рекомендации годны только в некоторой степени,
а актуально нужное для бывших социалистических стран новое направление теоретической
и прикладной экономики “экономические проблемы переходного периода” еще лишь устанавливаются.
Тем не менее, в настоящее время, возможно обозначить отдельные особенности данного
этапа. Это самобытная комбинация экономических законов коммунистической и капиталистической
систем. В таком совмещении они в некоторой степени нейтрализуют другу друга. Речь
может идти и о собственных законах переходной системы. Заметим, что если переходная
система подразумевает поэтапное усиление в ней элементов современного рыночного
хозяйства и ослабление элементов административно-командной системы и этот процесс
неравномерен, то аналогичной системе свойственна переменчивость, нестабильность
являющаяся одной из специфических ее черт.
Актуальность этой
курсовой работы обусловлена тем, что долгое время Россия была под гнетом административно-командной
системы, вмешивающейся во все сферы жизни населения, теперешняя Россия находится
на пути перехода к рыночным отношениям. Данный этап предполагает реформирование
прошлого уклада жизни населения, он весьма важен, хотя несет с собой множество проблем.
По нашему мнению,
в связи с глобальными переменами происходящими в государстве во всех сферах жизни,
в экономической, социальной и политической и прочих сферах, несомненно важно и уяснение
деятельности органов милиции в данных переходных условиях. Так как милиция является
важным органом в государстве чутко реагирующим на любые изменения происходящие в
стране важно рассмотреть ее деятельность в изменяющихся условиях перехода к рынку.
Целью данной работы
является изучение сущности перехода к рынку и задачи милиции в данный период.
В соответствии с целью,
в курсовой работе преследуются такие задачи:
-
провести общую
характеристику перехода к рыночной экономике;
-
изучить понятие
и особенности рынка;
-
проанализировать
задачи милиции в условиях перехода к рынку.
Считаем, что данная
тема актуальна и малоизученна, поэтому интересна как экономистам и работникам правоохранительных
органов, так и другим интересующимся переходным периодом экономики в России и деятельностью
милиции в таких условиях.
1.Общая характеристика
перехода к рыночной экономике
Экономическая наука,
определяет переходную экономику так: переходная экономика является промежуточным
состоянием экономики в связи с изменением принципов хозяйствования в результате
социально-экономических изменений. Необходимость в переходе от административно-командной
экономики к рыночной обусловлена возросшей недееспособностью бестоварной экономики,
в связи с исчерпанием экстенсивных факторов экономического роста.
Полагаем, что у административно-командной
системы есть два важных изъяна: 1) негибкость, медленное приспособление к переменам.
Механизмы по адаптации в форме совершающегося по решению высшего руководства перераспределения
материальных и финансовых ресурсов начинают работать только тогда, когда глубина
несоразмерностей недалека от критической отметки; 2) весьма невысокая производительность,
которая переходит на этапе кризиса системы в отрицательную, по причине сплошного
сдерживания хозяйственной инициативы.
В условиях кризиса
административно-командной экономики предпринимались попытки ее реформирования, они
миновали несколько периодов. Вначале была предпринята попытка в 50-х годах, суть
ее была в перераспределении ресурсов в пользу производства товаров народного потребления,
но без изменения экономического механизма. Следующий этап реформ происходил в восьмидесятых
годах и характеризовался воплощением двойственных и противоречивых изнутри, незавершенных
преобразований рынка. Проводимые на данном этапе реформы, даже включая перестройку
в СССР, были ограничены усилиями организации рынка товаров.
Задача кардинального
перехода к рыночной экономике, включая организацию рынков труда, капитала, недвижимости
и т.п. как правило не считалась важной. Система бюрократического прямого управления
сменилась системой бюрократического косвенного управления. Это выглядело как, директивное
определение натуральных плановых показателей по объему и ассортименту продукции
к выпуску и используемым ресурсам, далее пришел черед управления при помощи финансовых
показателей[2]. Заметим, что все таки рынок
не возник и экономический механизм в общем остался каким был. Вследствие этого даже
в случае успеха таких реформ особых улучшений экономической ситуации в условиях
кризиса не было.
Подобная модель показывала
стремления расширения рыночных отношений в экономике при сохранении основ командной
системы. Государство осуществляло ряд шоковых мер в виде существенных административных
повышений розничных цен, выдавая их то за необходимые шаги к рынку, то за средство
формирования рациональных ценовых пропорций. В итоге такой политики произошло усиление
несбалансированности экономики, затяжной спад производства, раскручивание инфляционной
спирали цены зарплата. Под влиянием усиливающегося экономического кризиса направление
на модель директивного планирования и поиск новых форм совершенствования плана сменились
пониманием того, что нужны рыночных отношений.
Первоначально рыночная
экономика осознавалась как рынок товаров при большей частью централизованном распределении
инвестиций. Потом пришло понимание роли рынков труда и капитала и необходимости
сначала плюрализма форм собственности, а далее и приватизации значительной части
государственного сектора. На этой основе и возникли попытки действительного перехода
к рыночной экономике.
Очевидно, что роль
государства в условиях рыночной системы хозяйства принципиально меняется, оно (государство)
влияет на участников экономической деятельности не прямо, а через рынок, через условия
формирования затрат и результатов работы предприятий. Одновременно ставится задача
формирования социально ориентированного рынка путем сочетания рыночных отношений
с принципами и гарантиями социальной справедливости.
Экономика еще не может
быть в полной мере рыночной, но уже и не является плановой. Еще не очевидно, какой
должна быть мера сочетания рыночных и прежних, командно-распределительных рычагов
и методов управления в конкретной социально-политической и экономической ситуации
каждой страны. На деле практически все мероприятия на начальном этапе перехода к
рыночной экономике проводятся в России и странах Восточной Европы в основном административными
методами[3]. На этом же этапе инструменты
налоговой и монетарной политики действуют по-другому, чем в сложившейся рыночной
экономике. Полагаем, что переход от административно-командной к рыночной экономике
имеет общие тенденции, ввиду того что данный процесс включает, с одной стороны,
глубокие институциональные изменения (главным образом в отношениях собственности),
а с другой предполагает реализацию стабилизационных мер (большей частью в денежно-кредитной
и финансовой сфере и в ценообразовании).
Таким образом,
переходная экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного
состояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к
другому типу хозяйства занимает особое место в развитии общества. От переходной
экономики следует отличать переходный период в развитии общества, в ходе которого
совершается смена одного типа экономических отношений на другой.
Заметим, что для переходных
экономик стран бывшего “социалистического лагеря” на сегодняшний день имеется обширный
спектр перспектив: от деградации к зависимой все более отстающей системе хозяйствования
развивающихся стран до превращения в новые индустриальные государства; от сохраняющих
“социалистические” атрибуты и базирующихся на общественной собственности экономик
типа китайской до праволиберальных, основанных на частной собственности систем,
начавших с реализации принципов “шоковой терапии”[4].
В тоже время, в переходной
экономике каждой страны пересекаются три фундаментальные тенденции. 1) в постепенном
умирании (как естественном, так и искусственном) «мутантного социализма», получившего
свое название по сравнению не с теоретическим идеалом, а с реальной существующей
в мировой практике тенденции социализации; 2) связь с генезисом отношений постклассического
мирового капиталистического хозяйства (современной рыночной экономики, основанной
на частно-корпоративной собственности); 3) в усилении процесса социализации – возрастания
роли общественных (групповых, национальных и интернациональных) ценностей в экономическом
развитии и гуманизации общественной жизни как предпосылки любых современных трансформаций.[5].
Главными задачами
перехода к рынку являются следующие: 1) разгосударствление и приватизация экономики,
развитие предпринимательства. Разгосударствление - снятие с государства функций
прямого хозяйственного управления, передачу надлежащих полномочий на уровень предприятия,
но без изменения характера собственности. Приватизация - смена собственника путем
передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим
субъектам, которые используют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности и несут
полную имущественную ответственность за ее результаты; 2) формирование рыночной
инфраструктуры, новых механизмов установления хозяйственных связей, включая, товарные
и фондовые биржи и т. д. 3) демонополизация экономики как весомой предпосылки для
развития конкуренции и достижения рыночного равновесия; 4) либерализация цен путем
снятия государственного контроля за ценообразованием, переход к формированию цен
в соответствии со спросом и предложением; 5) финансово-экономическая стабилизация
путем проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения объема денежной
массы в обращении; 6) сильная система социальной поддержки, которая облегчила бы
части населения приспособление к условиям рыночной экономики; 7) социальная переориентация
экономики на основе активной структурно-инвестиционной политики в направлении опережающего
развития производства потребительских товаров и услуг, а также повышения гибкости
производства, его восприимчивости к изменениям спроса и технологическим нововведениям.
На возникновение экономического
кризиса в России и в других бывших социалистических странах влияла старая административно-командная
система, намеренно изолировавшая размещение производственных факторов, производство
и распределение от воздействия потребительского спроса. Эти задачи были поручены
различным плановым и административным органам, включая плановые комитеты, министерства,
главки, проектные организации, организации оптовой и розничной торговли.[6].
Основным результатом первого этапа либеральных реформ в России явился качественный
сдвиг, решительный разрыв с старой хозяйственной системой и создание основ рыночной
экономики[7]. В то же время структурные
изменения глубже, чем это нужно для функционирования рыночной экономики. Структурные
трансформации в экономике России происходят медленнее, чем в других странах, проводящих
шоковую терапию. Следствие этого - ограниченные размеры частного сектора и медленные
темпы его развития. Таким образом, необходимо тщательное составление программы переходного
периода. Однако это непросто ввиду того, что политические императивы часто преобладают
над конкретными экономическими соображениями.
Первое требование
к любой эффективной программе перехода — обеспечение необходимого финансирования
из внутренних и внешних источников по мере сокращения госзаказа. Считаем, что государство
должно смягчить барьеры на пути предложения: помехи для снабжения, кредитные ограничения,
фиксированные цены, чрезмерные налоги, законодательные помехи и т. п. Старая система
слишком сильно укрепилась и правительство должно создать и претворить в жизнь эффективную
программу перехода.
По нашему мнению,
для создания эффективного рыночного механизма экономические преобразования в России
следует проводить по двум первостепенным направлениям:1) институциональные преобразования
— приватизацию, демонополизацию, поощрение предпринимательства и частнохозяйственной
инициативы, создание рынка капиталов и соответствующей современным требованиям финансовой
и банковской системы, реализацию аграрной реформы и развитие приспособленной к условиям
рыночной экономики системы социальных услуг. 2) завершение либерализации экономики,
включая оптовую и розничную торговлю, денежно-кредитную сферу и внешнеэкономическую
деятельность. Эти процессы станут важнейшим содержанием довольно длительного (10—15
лет) переходного периода, в результате которого в России возникнут и укрепятся основные
институты рыночной экономики. Очевидно, что процессы перехода к рынку станут важнейшим
содержанием довольно длительного периода, в ходе которого в нашей стране и возникнет
современная рыночная экономика[8].
Считаем, что при переходе от командной системы к рынку, должны прийти свобода
деятельности и ответственности каждого человека за свое благосостояние и благосостояние
общества и через рыночный механизм связаться с различными государствами, что позволит
создать основу для эффективного экономического сотрудничества России с промышленно
развитыми странами.
Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимы принципы,
образующие базис новой экономической системы, таковыми являются: 1) максимальная
свобода предпринимательства и свобода выбора всех экономических субъектов; 2) формирование
новых форм собственности, включая частную; 3) конкуренция как важнейший фактор
стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества
продукции в соответствии с действием закона спроса и предложения[9];
4) свободное ценообразование, а госконтроль возможен лишь в ограниченной сфере
и без нарушения законов рыночного ценообразования; 5) распространение рыночных
отношений на все сферы экономики; 6) открытость экономики, ее последовательная
интеграция в систему мирохозяйственных связей; 7) обеспечение гражданам
социальных гарантий и господдержка нетрудоспособных, социально уязвимых членов
общества; 8) отказ государства от прямого участия в хозяйственной деятельности
(кроме отдельных специальных областей), но и одновременное усиление косвенного (административного)
государственного и общественного регулирования инфляции, безработицы, имущественной
и социальной дифференциации, нестабильности производства, неравномерности развития
отдельных регионов[10].
Переход от командной к рыночной экономике обладает общими закономерностями,
так с одной стороны, он включает глубокие изменения в структуре социально-экономических
отношений, а также производства, с другой -реализацию неотложных жестких мер по
стабилизации, преимущественно в нормализации потребительского рынка, системе хозяйственных
связей, в денежно-кредитной и финансовой сфере и в ценообразовании. Таким образом,
по нашему мнению, структурная перестройка является в итоге нужным условием для устойчивого
рыночного равновесия, результативного функционирования всех механизмов рынка.
Полагаем, что по каждому из указанных направлений следует обеспечить опережающую
организацию правовой базы и институтов государственной власти и управления.
Страницы: 1, 2
|