Первые шаги в музыкальном воспитании ребенка
Билет № 1
1.
Воспитательная работа педагога специального класса.
Воспитательная
работа педагога специализированного класса проходит по следующим направлениям.
Это воспитание кругозора, моральных качеств, таких как воля, характер,
эстетические чувства, интерес к труду, здоровье, физическое развитие ученика.
Воспитательная работа должна проходить ненавязчиво и, в основном, в классе.
Формы воспитательной работы могут быть различны, но чаще всего это классные
концерты, концерты с просветительной целью и концерты, объединяющие музыкальные
и общеобразовательные школы, где общеобразовательная школа оформляет стенды,
готовит доклады, а первая делает музыкальное сопровождение концерта.
Тематика
классных собраний разнообразна. Например, для младших школьников можно
подготовит следующие собрания:
1.
Ознакомление
со струнной или ударной группой симфонического оркестра;
2.
Исполнение
Детского альбома, например, Шумана (игра-узнавание);
3.
Педагогический
концерт по заявкам учащихся, разучивание песни всем залом;
4.
Исполнение
учащимися своих сочинений.
А для старших
классов такие как:
1. Концерт из
произведений на стихи какого-либо поэта, например, Лермонтова;
2. КВН
3. К юбилею
какого-либо композитора, например, Моцарта, подготовить доклад, звучащий
кроссворд, музыкальные игры на тему музыки композитора и концерт из
произведений.
Планировать
воспитательную работу не только можно, но и нужно. Обычно это делают в начале
года, ставя перед собой определенные цели. Необходимо учесть, что за год должно
быть не более четырех концертов (раз в четверть, чаще в начале, т.к. в конце
учащимся требуется много времени для подготовке к экзаменам, контрольным и
т.д.)
На классных часах
рассматривают такие вопросы, как эстетическое и трудовое воспитание, любовь к
музыке. Рассмотрим их более подробно.
1.
Эстетическое
воспитание – это
наука о красоте. Цель: формирование художественного вкуса, научить любить
искусство в себе, а не себя в искусстве. Стимулом развития является честолюбие
ученика (зажигание к творчеству). Можно достичь этого следующими методами: 1)
получать как можно больше ярких художественных впечатлений; 2) живая реакция
педагога на красоты изучаемых произведений; 3) не только восхищаться, но и дать
эстетическую оценку произведения (Джоконда – это музыка в красках, ее улыбка
загадочна, недаром столько произведений посвящено ей); 4) для развития
эстетических чувств необходимо обратиться к природе (Игумнов, увидев первый
раз море, совсем по-другому заиграл произведение);
2.
Любовь
к музыке – цель:
пробуждать глубокий интерес к музыке, а для этого нужно создать творческую
атмосферу в классе. Методы таковы: 1) любить самому то искусство, которым
хочешь увлечь других; 2) Рассмотреть влечение к музыке на примерах жизни
великих музыкантов; 3) посещение опер, чтение книг, расширение кругозора;
3.
Трудовое
воспитание –
цель: интерес к ремеслу исполнителя, процессу исполнения. Нужно показать, к
каким художественным результатам приводит хорошо проделанная домашняя работа. И
+ поощрение – труд должен быть радостным, умным. «Будьте страстны в вашей
работе», - говорил Павлов.
2.
Донотный
период обучения: первые шаги в музыкальном воспитании ребенка.
Первые шаги в
музыкальном воспитании ребенка начинаются со знакомства с инструментом. Этот
урок следует проводить в рояльном классе. Нужно объяснить ребенку, что рояль не
относится к какой-либо инструментальной группе. Рояль – это «король» всех
инструментов. Дальше можно рассказать стишок:
Мы сегодня
увидали городок внутри рояля,
Целый город
костяной, молотки стоял горой.
Блещут струны
жарче солнца – всюду мягкие суконца,
Что ни
улица-струна в этом городе видна. (О. Мандельштам)
Чтобы молоток
ударил по струнам нужно нажать клавишу, а клавиши устроены словно живые: как
будешь общаться с ними, так тебе рояль и ответит. Если грубо ткнуть жесткими
пальцами – звук будет резким, коротким, как будто роялю больно сделали. А если
пальцы слегка округленные, упругие, а руки легкие и ловкие, тогда рояль поет,
звук у него ясный и легкий, будто радуется, что ты вырастишь хорошим
музыкантом. У каждого человека есть имя, так и у каждой клавиши есть свое
название. Не следует по порядку учить ноты, т.к. после ученики обычно начинают
отсчитывать нужные. Нужно обратить внимание на то, что некоторые нотки
расположены парами: по две и по три. Слева от двух нота до, а справа – ми,…Сделать
клавиатуру более близкой и понятной поможет сборник Артоболевской «Первая
встреча с музыкой». Если сыграть ми, а потом до, то получится, будто ты
позвал: «Чижик». Так начинается песенка. Сыграй сам. Так можно позвать чижика
по всей клавиатуре. Найди и посчитай, сколько раз? (7). Также можно найти и
«фасольку»(7).
На первых уроках
следует уделять внимание и развитию слуха. Для этого следует познакомить
ребенка с регистрами (в этом помогут картинки), поиграть в угадалки: ученик
говорит куда движется мелодия и какими шагами, а также заниматься подбором на
инструменте. За помощью можно обратиться к сборникам Ляховицкой, где
предлагается досочинять мелодии, или к Миличу «Маленькому пианисту».
Обогащению
музыкального кругозора поможет «Музыкальный букварь» Ветлугиной. Он состоит из
трех частей: 1ч. – Музыка – язык чувств (характер у людей: солнце и дождь,
Гроза и мама); 2ч. – О чем рассказывает музыка (музыкальные портреты: красная
шапочка и серый волк, слон и моська); 3ч. – Как рассказывает музыка (высокие и
низкие – птички, длинные и короткие – эхо, качели).
Педагог дает
знания и изучает музыкальные способности. Здесь поможет таблица.
Билет №2
1.
Возрастные
особенности учащихся ДМШ.
В основе обучения
лежит индивидуальный подход к ученику. Чтобы это осуществить, нужно изучить
ребенка, знать, чем он живет, чем интересуется. В этом поможет дневник
интересов, содержащий примерно такие вопросы: что я подобрала по слуху; что
рассказывала в школе и о чем; что читала о музыкантах; что интересного видела в
музее, на выставке, концертах; в каких кружках принимала участие. Следует также
учитывать психологические особенности школьников. Условно дети делятся на
младших(7-10 лет) и старших (11-15 лет).
Младшие (1-3
классы) - не умеют анализировать, им присуще яркая эмоциональность. Лучше
развито непроизвольное внимание, направленное на все новое. Слабость тормозящих
процессов, внимание удерживается лишь 35 мин. Для них весь материал следует
преподносить в форме игры. ТРУДНО: выполнять школьный режим; привыкнуть к
официальным, нормативным взаимоотношениям; не умеют планировать, организовывать
работу. Капризность, упрямство встречаются еще часто. Интересы не устойчивы,
есть к эстетическим циклам: любят рисовать, сочинять. Для этого следует делать
различные подтекстовки к мелодиям. (Артоболевская).
Старшие (4-8
класс) – бурный, не равномерный рост ребенка во всех отношениях. Быстро
развивается понятийное мышление, смысловая, логическая память. А также развитие
волевых черт: настойчивость, умение преодолевать преграды, начинает чувствовать
себя взрослым и чувствителен к оценкам взрослых. Необходимо учитывать и типы
темпераментов:
1.
Холерик –
«ни минуты покоя». Они энергичны, увлечены, страстны в своей работе. Но при
этом вспыльчивы, порой агрессивны. Всегда должен быть занят делом, иначе
разложит коллектив изнутри.
2.
Сангвиник
– «доверяй, но проверяй». Они жизнерадостны, увлечены. Отзывчивы. Но склонны к
зазнайству, легкомыслию, сверхобщительны, ненадежны. Милый собеседник всегда
обещает, чтобы не обидеть других.
3.
Флегматик
– «не торопи». Они устойчивы, терпеливы, постоянны. Но ленивы, медлительны и
безразличны. Не могут работать в указанные часы.
4.
Меланхолик
– «не навреди». Они чувствительны, мягки, доброжелательны. Но обладают низкой
работоспособностью, застенчивы. Нельзя на них кричать, давить, т.к. очень
ранимы. Они всегда требуют помощи, поэтому нужно требовать проявления от них
самостоятельности.
Характеристика
на своего ученика по педагогической практике.
2.
Основы
нотной грамоты.
Человеческая речь
записывается при помощи букв, из букв складываются слова, а из слов -
предложения. Также музыкальная речь записывается при помощи нот, которые живут
на линейках и между ними. На руке пять пальцев и линеек тоже пять.)) Считают их
снизу вверх, как этажи дома: МИ-СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА - на линеечках сидят.
РЕ-ФА-ЛЯ-ДО-МИ - все окошечко глядят (играть каденционный оборот). Для того,
чтобы знать ноты, надо найти ключ:
Нотный стан
тут на замке, ключ у ноты соль в руке.
От замков
ключи различны, у нее же ключ скрипичный.
Этот ключ
совсем особый – открывает нотный стан
Приглашает
всех садиться аккуратно по местам.
Не следует
разрывать изучение скрипичных и басовых ключей. Для этого лучше использовать
одиннадцатилинейную нотацию, где нота ДО – пограничник меж двух стран, вот
какой почёт ей дан.
Важно, чтобы
нотная запись была воспринята учеником, как средство для фиксации музыкальных
звукосочетаний. Поэтому надо записать песню, которую изучают по слуху,
исполняют голосом, подбирают на инструменте.
Затем необходимо дать
понятие о размере. За основу нужно взять произведения с ярко выраженной
ритмической организацией. Например, сыграть ученику на инструменте вальс и
марш, где ярко выражены сильные и слабые доли, прохлопать, выделяя сильные
доли. Теперь мелодию подобрали, записали, произносим и перед сильным слогом
ставим палочки. Расстояние между палочками - это такты, а сами эти палочки
называются тактовыми чёрточками. Запомните это стихотворение:
Оля, Таня,
Женя, Ваня - такт двудольный, двудольный.
Олечка,
Танечка, Женечка, Ванечка - такт трёхдольный, такт трёхдольный.
Понятие
длительности можно дать двумя способами. Первый – на примере разрезанного
яблока, а второй при помощи картинки «Прогулка в зоопарке»: звери решили прогуляться.
Вот слон (1 шаг) , в это время медведь (2 шага), бежать приходится мышке (16
шажков).
Наряду с записью на
бумаге, нужно тренироваться и в чтении нот. В первую очередь ученику нужно
преодолеть боязнь клавиатуры, для навыка слепого чтения с листа. На первых
порах спокойнее относитесь к промахам пальцев, при этом нужно учить ученика
исправлять свои ошибки, самостоятельно не глядя на клавиатуру, тактильными
ощущениями. А если ученик очень рвётся посмотреть на клавиатуру, подложите ему
тетрадь под подбородок. Развивая навыки разбора, нужно добиться того, чтобы он
воспринимался группами (по 2, 3, 4 ноты) в зависимости от того, как они
укладываются в мотивы, такты. Итак, чтения с листа бывает слепым, графическим
(нужно следить за графической линией направления мелодии и воспроизводить её на
клавиатуре) и группами.
Билет №3
1.
Планирование процесса обучения.
Один из важных
принципов методики – твердое систематическое руководство со стороны педагога.
Оно осуществляется со стороны определенного плана, т.е программы. К началу
каждого года учитель должен представить в учебную часть характеристику и
индивидуальный план, где инд.план – рецептура, а хар-ка – диагноз. Эти
документы имеют большое значение как для ученика, так и для учебного заведения
в целом. Они отражают качественный состав учащегося данной школы и класса
данного педагога. Они также являются показателем роста ученика на протяжении
всех лет обучения и показательности особенностей его развития.
Характеристика
дает возможность определить условия, способствующие развитию и понять причины,
тормозящие его. Характеристика не должна быть трафаретной, в этом и состоит
основная трудность при ее составлении. При составлении характеристики на
учащегося первых лет обучения надо показать:
1) Степень общего
и музыкального развития по отношению к возрасту
2) Умственные
способности: мышление, быстрота реакции, память, воображение
3) Музыкальные
задатки: слуховое восприятие и представление, память, чувство ритма, восприятие
динамики, эмоциональная реакция
4) Особенности
характера: дисциплина, живость, собранность, настойчивость, работоспособность,
целеустремленность
5) Физические
особенности: состояние здоровья, качество игрового аппарата
6) условия
домашней работы: организация, домашний режим, культурный уровень окружения.
Подробная
характеристика требует наблюдения и внимательного изучения ученика. Она
отражает его индивидуальность, служит основой для составления плана работы с
ним. Индивидуальный план – показатель таланта, знаний, опыта педагога.
К выбору литературы
педагог должен подходить критически, т.к. некоторые интересные заглавия не
совпадают с содержанием. Учебный материал должен развивать «+» качества и
устранять отрицательные (умственные, музыкальные и технические). Вялому ребенку
нужно дать музыку бодрую с энергичным ритмом, чтобы возбудить его волевые
качества. А слишком подвижному – вдумчивую, плавную, чтобы приучить к большей
сосредоточенности. Если у ребенка тонкие пальцы – надо укреплять их на
материале, требующий четкого, чеканного звука. (марш или полонез). Для тяжелых
пальцев – произведения на легком и полетном звучании. («мотылек» Майкапара).
При составлении
индивидуального плана надо продумать и то, что будет исполнено на вечерах,
экзамене, концертах, т.к. эти произведения необходимо довести до законченности.
Они не должны быть трудны для ученика. Программу подбирать надо разнообразную в
отношении характера, темпов, тональности. Следует позаботиться о разнообразии
этюдов, чтобы систематически велись упражнения на различный вид техники. Несколько
произведений следует пройти лишь для ознакомления. Одна из ошибок
преподавателя – завышение трудностей.
После того, как
план будет намечен, необходимо сопоставить его с планами прошлых лет.
2.Основные
аппликатурные принципы.
Выбор пальцев помогает
осуществлять разнообразные художественные задачи и способствует преодолению
многих пианистических трудностей, поэтому подход к работе над аппликатурой
должен быть творческий.
Вот рояль,
клавиатура,
Чтоб легко
пошла игра.
Нужно знать
аппликатуру
Или пальцев номера.
Сильными
считаются 1,2,3 пальцы, а 3,4,5 – более слабые.
Необходимо
воспитать в учениках сознательное отношение к аппликатуре.
- Каждый человек
должен подбирать пальцы, руководствуясь задачами художественной
выразительности.
- Нужно
стремиться к естественной последовательности пальцев. (Ноты рядом пальцы
рядом).
- В секвенциях
одинакового построения естественно играть одинаковыми пальцами.
- Руки должны
находиться в естественно-собранном положении даже когда играем в широком
расположении руки должны стремиться к естественно-собранному положению - купол)
- При выборе
аппликатуры нужно выбирать естественные возможности пальцев. (Кстати, первый на
эту тему заговорил Шопен). 1 палец- самый певучий, 2-самый сильный и опорный, 3
и ч связаны общими мышцами, поэтому 4 несамостоятельный и менее подвижный
палец, а 5 используют для тонкого извлечения звука.
Страницы: 1, 2, 3
|