-
компенсационные выплаты неработающим
трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными
гражданами.
-
соц. пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно
гарантированному перечню этих услуг.
-
расходы на выплату пенсий гражданам -
получателям пенсии за счёт средств федерального бюджета, выехавшим на постоянное место жительства за границу.
-
расходы на выплату пенсии в части, определяемой включением в
страховой стаж иных периодов.
-
расходы на доставку и пересылку пенсий и
пособий.
г) выплаты досрочных
пенсий безработным гражданам за счёт средств федерального бюджета, передаваемых
Пенсионному Фонду Министерства труда России;
д) выплаты дополнительного обеспечения из целевого бюджетного
фонда Министерства атомной промышленности
рабочим, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного
оружейного комплекса РФ;
е) финансовое и материально-техническое обеспечение текущей
деятельности фонда и его органов, другие мероприятия,
связанные с деятельностью фонда.
- содержание органов
фонда, в т.ч., подготовка и переподготовка кадров; расходы на международное
сотрудничество по вопросам пенсионного страхования.
-
материально-техническое обеспечение
индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц и модернизация
автоматизированных информационных систем фонда.
-
финансирование научно-исследовательских
работ по пенсионной реформе.
-
капитальные вложения и проектные работы по строительству объектов
для размещения органов фонда
-
формирование базы данных пенсионного фонда
для актуальных расчётов.
- Страховые взносы, поступившие на накопительную часть трудовой
пенсии, подлежат инвестированию в соответствии
с Федеральным Законом от 24.07.02 «Об инвестировании средств, для
финансирования накопительной части
трудовой пенсии РФ» и иными нормативными правовыми актами Правительства РФ,
Министерства финансов РФ как уполномоченного федерального органа исполнительной
власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и
инвестирования средств пенсионных накоплений, Пенсионного фонда РФ и иных
уполномоченных институтов.
Инвестирование осуществляется посредством
участия самих застрахованных лиц, которым предоставлено право выбора
управляющей копании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений,
отраженных на специальной части лицевого счета застрахованного лица.
Для этого Пенсионный фонд РФ направляет
извещения о состоянии специального счета, предназначенного для отражения
средств, формирующих накопительную часть трудовой пенсии. После выбора
застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию управляющей
компании, из числа прошедших конкурсный отбор, проводимый уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и
надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений,
Пенсионный фонд заключает соответствующий договор доверительного управления
средствами пенсионных накоплений с управляющей компанией, отобранной по
конкурсу. Средства пенсионных накоплений, в отношении которых застрахованные
лица не воспользовались правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей
компании), будут переданы государственной управляющей компании. Постановлением
Правительства РФ от 22.01.03 г. № 34 определено, что Внешэкономбанк назначен
государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами
пенсионных накоплений.
Пенсионные накопления являются собственностью
Российской Федерации, то есть средствами государства, а не самих застрахованных
лиц и иных участников инвестиционного процесса. Они не подлежат изъятию в бюджеты
всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения
обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по
формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других
участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений.
Сумма денежных средств, составляющая
страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии,
ежегодно отражается в доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ, а в
расходной - суммы денежных средств, направленные на инвестирование.
Операции, связанные с формированием
пенсионных накоплений, а также операции, связанные с выплатой накопительной
части трудовой пенсии, учитываются Пенсионным фондом РФ в соответствии с
бюджетной классификацией отдельно от других операций.
Персонифицированный учет средств пенсионных
накоплений ведется в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного
лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ.
Среди 55 финансовых коммерческих компаний,
получивших право на доверительное управление пенсионными накоплениями,
выделяются как длительное время работающие и успешно зарекомендовавшие себя на
рынке финансовых услуг, так и вновь образованные, в том числе и в 2003 г.
Государство на первоначальном этапе предоставило возможность практически всем
желающим, участвующим в конкурсе и удовлетворяющим определенным условиям,
работать на рынке услуг по инвестированию накопительной части трудовой пенсии.
Другим важным участником отношений по инвестированию
пенсионных накоплений является специализированный депозитарий, осуществляющий
учет ценных бумаг и учет перехода прав на ценные бумаги, приобретенные в
результате инвестирования средств пенсионных накоплений, а также хранение
сертификатов ценных бумаг. Специализированный депозитарий обязан осуществлять
контроль за соответствием деятельности по распоряжению средствами пенсионных
накоплений, переданными в доверительное управление управляющим компаниям
Пенсионным фондом РФ, требованиям законодательства, иных нормативных актов.
Участниками также являются страховые
компании, осуществляющие страхование ответственности управляющих компаний и
специализированного депозитария, кредитные организации, на счета которых будут
инвестироваться пенсионные накопления, включая размещение денежных средств на
депозиты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, аудиторские
организации.
Таким образом, задействованы многие
финансовые институты. Это, в свою очередь, потребует значительных
первоначальных расходов по проведению всего комплекса мероприятий. Это также
очень важно и благоприятно для развития финансового рынка. Хотя полной
гарантии надежности компаний и вложений никто не обещает, самые необходимые
требования защиты от финансовых махинаций будут удовлетворены.
Определены следующие разрешенные активы:
1)
государственные ценные бумаги Российской
Федерации;
2)
государственные ценные бумаги субъектов Российской
Федерации;
3)
облигации российских эмитентов, помимо указанных
выше;
4)
акции российских эмитентов, созданных в форме
открытых акционерных обществ;
5)
паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов,
размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств,
облигации и акции иных иностранных эмитентов;
6)
ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
7)
денежные средства в рублях на счетах в
кредитных организациях;
8)
депозиты в рублях в кредитных организациях;
9)
иностранная валюта на счетах в кредитных
организациях.
При этом средства пенсионных накоплений не могут
быть использованы для приобретения ценных бумаг, во-первых, не обращающиеся на
организованном рынке ценных бумаг, и, во-вторых, эмитентами которых выступает
какой-либо участник правоотношений по инвестированию пенсионных накоплений, а
также банкроты. Кроме того, установлены определенные ограничения, определяющие
максимальную долю того или иного актива. Так, максимальная доля одного эмитента
или группы связанных эмитентов в инвестиционном портфеле не должна превышать
5%, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации; депозиты
в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую
группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными
организациями, входящими в одну банковскую группу), не должны в сумме превышать
10% инвестиционного портфеля; максимальная доля в инвестиционном портфеле акций
одного эмитента не должна превышать 10% его капитализации.
Инвестирование пенсионных накоплений по предложенным
законодательством направлениям, за исключением вложений в зарубежные активы,
можно успешно реализовать только в условиях макроэкономической стабилизации s стране, укрепления позиций рубля, роста валового внутреннего продукта,
что и будет являться залогом эффективного функционирования накопительной системы
пенсионного обеспечения.
2 Анализ
финансовой деятельности ПФР
2.1 Исторические особенности развития финансовой деятельности ПФР
Объем средств, выделяемых на социальную защиту
граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы
материального производства. Источником формирования фондов, из которых
финансируются мероприятия по социальной защите населения, служит национальный
доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение
через бюджеты и внебюджетные фонды.
Мобилизуемые в бюджеты и внебюджетные фонды
денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.
В СССР средства общественных фондов потребления,
используемые для социальной защиты населения, направлялись в государственный
бюджет государственного социального страхования, который, в свою очередь, был
составной частью государственного бюджета СССР.
В соответствии с Законом РСФСР «Об основах
бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г.
средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета, и на
их основе были созданы внебюджетные фонды. Такие действия были обусловлены
стремлением центральных органов власти:
1)
усилить контроль представительных органов
власти за целевым использованием общегосударственных средств на социальную
защиту населения;
2)
передать исполнение бюджетов внебюджетных
фондов из сферы государственной исполнительной власти органам управления
специально созданных фондов;
3)
создать четкий механизм формирования и
использования целевых внебюджетных фондов, соизмерить величины источников
формирования этих фондов с суммами используемых ими средств;
4)
снять нагрузку с центрального бюджета, из
которого раньше давалась дотация на социальную защиту населения.
С 2005 г. из федерального бюджета
перечисляется в Пенсионный фонд РФ вся поступившая сумма единого социального
налога (ЕСН), но так же и субсидия фонду в связи с выпадающими доходами.
Государство тем самым переходит к новой
модели финансирования системы социального страхования населения страны —
субсидии Пенсионному фонду РФ на покрытие недостающих финансовых средств. Тем самым
в корне меняется финансовая основа системы социального страхования страны,
которая должна отличаться финансовой автономностью, утрачиваемой после
снижения ставки обязательного платежа с 2005 г. В советский период истории
страны Фонд государственного социального страхования из которого финансировалась
выплата государственных пенсий был дотационным. Этот фонд был консолидирован в
государственном бюджете СССР, при этом его собственные доходы не превышали
40%.
Использование бюджетных средств для финансирования
пенсионных страховок всего населения страны было вполне оправдано в тот период.
Государству, являющемуся собственником практически всего имущества в стране и
единым работодателем, было безразлично, каким путем формировать финансовый
фонд по страхованию пенсионных рисков: на страховых условиях - только за счет
взносов государственных предприятий и работников, либо централизованно — через
государственный бюджетных механизм. Второй подход был даже предпочтительней: у
государства появлялись дополнительные инструменты управления народнохозяйственным
комплексом страны за счет нормирования издержек в разных отраслях
производства, а так же новые рычаги кадровой политики. К тому же, единая
финансовая система экономила на административных расходах и позволяла
централизованно вести общегосударственную финансовую политику. Сегодня же рыночные
условия хозяйствования не позволяют использовать выгоды советского пенсионного
механизма
Дело в том, что результаты реформирования
такой сложной системы, как пенсионная, не могут проявиться быстро; в полной
мере о них можно будет судить лет через 10—15. Что касается оценок итогов
первых лет функционирования новой пенсионной системы, то их спектр довольно
широк. Однако с известной долей условности можно выделить две противоположные
точки зрения на эти итоги, равно как и на перспективы дальнейшего развертывания
реформы.
Согласно первой точке зрения, выражаемой
рядом ученых и общественных организаций пенсионеров, реформа не привела и не приведет
как в ближайшей, так и в более отдаленной перспективе к улучшению пенсионного
обеспечения подавляющего большинства граждан, она на долгие годы закрепляет его
нищенский уровень, сформированный в последние годы самой властью. В
соответствии со второй точкой зрения, которую, понятно, выражают представители
Пенсионного фонда, Минтруда, а также Правительства России, реформа удалась.
2.2
Характеристика деятельности ПФР на финансовом рынке
Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых им
пенсионных платежей в 2005 году составил более 1,5 триллиона рублей. За
счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров, включая
трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца),
пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их
семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.
В соответствии с действующим
законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение
более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20
тысячам граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63
государствах.
В системе индивидуального (персонифицированного)
учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38
миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн.
работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об
объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более
чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и
более 20 млн., имеющих только страховую часть пенсии, в том числе работающим
пенсионерам.
Анализ динамики формирования доходов
Пенсионного фонда с точки зрения сравнения изменений
показал, что в 2002г. поступления в ПФ РФ составили 461777,9 рублей, 2003 году 783477,7
рублей, что на 321 700 рублей больше. На диаграмме в свою очередь показан значительный
рост доходов. Анализируя относительное изменение за тот же период наблюдается
значительный рост поступлений в ПФ РФ в 2003г.
Страницы: 1, 2, 3
|