Бах Иоганн Себастьян
БАХ (Bach) Иоганн
Себастьян [31 (21) марта 1685, Эйзенах — 28 июля 1750, Лейпциг] немецкий
композитор, органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий
этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров
мировой культуры. Обобщил достижения музыкального искусства переходного периода
от барокко к классицизму. Непревзойденный мастер полифонии. «Хорошо
темперированный клавир» (1722-44), Месса си-минор (ок. 1747-49), «Страсти по
Иоанну» (1724), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729), св. 200 духовных и
светских кантат, инструментальные концерты, многочисленные сочинения для органа.
Род, семья,
детские и отроческие годы
Бах принадлежал к
разветвленному немецкому роду, подавляющее большинство представителей которого
на протяжении трех столетий были профессиональными музыкантами, служившими в
разных городах Германии. Начальное музыкальное образование получил под
руководством отца (игра на скрипке и клавесине). После смерти отца (1695, мать
умерла ранее) был взят в семью старшего брата Иоганна Кристофа, служившего
церковным органистом при Санкт-Михаэлис-кирхе в Ордруфе. В 1700-03 учился в
школе церковных певчих в Люнебурге. Во время учебы посетил Гамбург, Целле и
Любек для знакомства с творчеством знаменитых музыкантов своего времени, новой
французской музыкой. К этим же годам относятся и первые композиторские опыты
Баха — произведения для органа и клавира.
Годы странствий
(1703-08)
После окончания учебы Бах
был занят поиском работы, обеспечивающей хлебом насущным и оставляющей время
для творчества. С 1703 по 1708 он служит в Веймаре, Арнштадте, Мюльхаузене. В
1707 женится на своей кузине Марии Барбаре Бах. Его творческие интересы были
сосредоточены тогда, главным образом, на музыке для органа и клавира.
Известнейшее сочинение той поры — «Каприччо на отъезд возлюбленного брата»
(1704).
Веймарский период
(1708-17)
Получив в 1708 место придворного
музыканта у герцога Веймарского, Бах обосновывается в Веймаре, где проводит 9
лет. Эти годы стали временем интенсивного творчества, в котором основное место
принадлежало сочинениям для органа, в их числе многочисленные хоральные
прелюдии, органная токката и фуга ре-минор, пассакалья до-минор. Композитор
писал музыку для клавира, духовные кантаты (более 20). Используя традиционные
формы, например, протестантский хорал, он доводил их до высочайшего
совершенства.
Токката и фуга ре минор для органа
В Веймаре у Баха родились
сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп
Эммануил (см. Бах, семья немецких музыкантов из Тюрингии).
Служба в Кетене
(1717-23)
В 1717 Бах принял
приглашение на службу герцога Анхальт-Кетенского Леопольда. Жизнь в Кетене
поначалу была счастливейшим временем в жизни композитора: князь, просвещенный
для своего времени человек и неплохой музыкант, ценил Баха и не мешал его
творчеству, приглашал его в свои поездки. В Кетене были написаны три сонаты и
три партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и
Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра.
Особый интерес представляет сборник «Хорошо темперированный клавир» — 24
прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие
преимущества темперированного музыкального строя, вокруг утверждения которого
шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том «Хорошо темперированного
клавира», также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях.
Но безоблачный период
жизни Баха оборвался в 1720: умирает его жена, оставляя четырех малолетних
детей.
В 1721 Бах женится второй
раз на Анне Магдалене Вилькен. В 1723 состоялось исполнение его «Страстей по
Иоанну» в церкви св. Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора
этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви
(латынь и пение).
В Лейпциге
(1723-50)
Бах становится
«музыкальным директором» всех церквей города, следя за личным составом
музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая необходимые к
исполнению произведения и выполняя многое другое. Не умея хитрить и манкировать
и не будучи в состоянии исполнять все добросовестно, композитор неоднократно
попадал в конфликтные ситуации, омрачавшие его жизнь и отвлекавшие от
творчества. Художник достиг к тому времени вершин мастерства и создавал
великолепные образцы в разных жанрах. В первую очередь, это духовная музыка:
кантаты (сохранилось около двухсот), «Магнификат» (1723), мессы (в том числе
бессмертная «Высокая месса» си-минор, 1733), «Страсти по Матфею» (1729),
десятки светских кантат (среди них — комические «Кофейная» и «Крестьянская»),
произведения для органа, оркестра, клавесина (среди последних необходимо
выделить цикл «Ария с 30 вариациями», так называемые «Гольдберг-вариации»,
1742). В 1747 Бах создал цикл пьес «Музыкальные приношения», посвященный
прусскому королю Фридриху II. Последней работой стало произведение под
названием «Искусство фуги» (1749-50) — 14 фуг и 4 канона на одну тему.
Судьба творческого
наследия
В конце 1740-х годов
здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две
неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте. Дней за
десять до смерти Бах неожиданно прозрел, но затем с ним случился удар, сведший
его в могилу.
Торжественные похороны
вызвали огромное стечение народа из разных мест. Композитора похоронили вблизи
церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет. Однако позже по территории
кладбища проложили дорогу, могила затерялась. Лишь в 1894 останки Баха случайно
были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение.
Сложной оказалась и
судьба его наследия. При жизни Бах пользовался известностью. Однако после
смерти композитора имя и музыка его стали предаваться забвению. Подлинный
интерес к его творчеству возник лишь в 1820-е годы, начало чему положило
исполнение в 1829 году в Берлине «Страстей по Матфею» (организованное Ф.
Мендельсоном-Бартольди). В 1850 году было создано «Баховское общество»,
стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора (за полвека было
издано 46 томов).
Бах — крупнейшая фигура
мировой музыкальной культуры. Его творчество представляет собой одну из вершин
философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров,
но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем.
Будучи последним (наряду с Г. Ф. Генделем) великим композитором эпохи барокко,
Бах вместе с тем пролагал пути музыке нового времени.
Среди продолжателей
исканий Баха — его сыновья. Всего у него было 20 детей, только девять из них
пережили отца. Четверо сыновей стали композиторами. Кроме упомянутых выше —
Иоганн Кристиан (1735-82), Иоганн Кристоф (1732-95).
|