Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна
Министерство общего и профессионального
образования
Институт экономики, права и естественных специальностей
РЕФЕРАТ
Тема:
«Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна»
Выполнила студентка 4 курса
Факультета дизайна
Атрохина А.А.
Краснодар 2003 г.
Содержание:
· Введение стр. 3
· Метод стр. 3 - 4
· Цель стр. 4 - 5
· Идея и структура Баухауза стр. 5 – 11
· Баухауз переезжает стр. 11
· Проекты стр. 12 – 17.
Введение.
Творчество и
любовь к красоте –– необходимые условия счастья. Время, не признающее эту
бесспорную истину, не обретает ясного зрительного выражения: его образ остается
неотчетливым, а его произведения не могут доставить радость.
Когда в прошлом веке стало казаться, что
машинная продукция затопит весь мир, оставив художников и мастеров в плачевном
состоянии, пренебрежение формой и качеством изделий вызвало естественную
реакцию. Рёскин и Моррис первые пошли против течения, но их борьба против
машины не могла противостоять её натиску. Только гораздо позднее ошеломлённому
сознанию людей, заинтересованных в прогрессе формы, открылось что искусство и
производство могут быть объединены снова лишь на пути признания машин и
подчинения их производительным особенностям. Художественно-промышленные школы
прикладного искусства появились главным образом в Германии, но и многие из них
встретили поддержку только наполовину; подготовка в них была слишком
поверхностной и технически неграмотной, чтобы вызвать к жизни настоящее
движение. Фабрики как ни в чем не бывало продолжали выпускать массу уродливых изделий,
в то время как художник тщетно бился над воплощением своих платонических
проектов. Беда заключалась в том, что никто из них не мог в должной мере
проникнуть в смежную сферу, чтобы достичь эффективного слияния своих стараний.
С другой стороны, ремесленник с течением
времени стал очень слабо напоминать страстного и независимого представителя
средневековой культуры, который полностью руководил производственным процессом
своего времени и был мастером, художником и торговцем одновременно. Его
мастерская превратилась в магазин, сам же рабочий процесс выскользнул из рук
ремесленника, который стал торговцем.
Какова же причина этого омертвляющего
процесса? В чем надо видеть разницу между ремесленным и машинным трудом?
Различие между индустрией и ремеслом заключается не только в разном орудии
производства, но и в раздробленности трудового процесса в противоположность
нерасчлененному его контролю со стороны одного мастера. Необходимо восстановить
контакт с производством и подготовить молодого учащегося как для ручной и
механизированной, так в то же время и для проектной работы. Это и было
предпринято Баухаузом.
Метод.
Вальтер Гропиус говорил: « Моё намерение
состоит в том, чтобы не обучать так называемому лаконичному геометрическому
«современному стилю Европы», а скорее, ввести в существо самого метода
мышления, который позволит рассматривать проблему в соответствии с конкретными
обстоятельствами ее возникновения. Я хочу, чтобы молодой архитектор мог
ориентироваться в любой обстановке; я хочу чтоб он мог независимо создавать
настоящее, оригинальные формы в тех технических, экономических и социальных
условиях, в которых он окажется, вместо того чтобы навязывать заученные формулы
окружающему, нуждающемуся в совершенно ином решении. Я хочу учить не готовым
догмам, но подходу к проблемам нашего поколения, который должен быть
непредубежденным, эластичным, оригинальным. Для меня было бы совершенно ужасно,
если бы моё намерение вылилось лишь в умножение числа приверженцев «архитектуры
Гропиуса». Чего я действительно хочу, так это заставить молодежь осознать, как
неистощимы средства творчества, если использовать современную разнообразнейшую
продукцию нашего века, и вдохновить эту молодежь на поиски собственных решений.
Я всегда ощущал известное разочарование, когда
меня спрашивали о средствах и тайнах моей работы, в то время как интерес
представляет передача моих основных переживаний и использованный при этом
метод. Лозунг «красиво всё то, что полезно» правилен лишь наполовину. Когда мы
можем назвать человеческое лицо красивым?
Части любого лица соответствуют своему
назначению, но только абсолютные пропорции и гармоничные краски по
справедливости могут называться красивыми. То же и в архитектуре. Только
абсолютная гармония технической функциональности и пропорций формы создаёт
красоту. Именно эти критерии делают нашу задачу столь многогранной и сложной.
Совершенная архитектура должна быть
воплощением самой жизни, что подразумевает проникновенное знание биологических,
социальных, технических и художественных проблем».
Цель.
Прежде всего должны быть установлены новые
границы архитектуры, что нечего мечтать совершить этот труд одному, что этого
можно достигнуть лишь воспитанием и подготовкой нового поколения архитекторов,
которые овладеют современными средствами производства в специальной высшей
школе. Так в 1919 году был торжественно открыт Баухауз со специальной задачей:
понять сущность искусства архитектуры, которая соответственно человеческой
природе охватывала бы собой все проявления жизни. Школа добровольно сосредоточила
внимание на том, что является сейчас насущной необходимостью, – на
предотвращение порабощения человека машиной путем спасения массового
производства и быта от анархии механизации и возвращения их к смыслу, чувству и
жизни. Это подразумевает создание вещей и зданий, заранее спроектированных для
промышленного производства. Задачей было искоренить ошибки механизации, не
жертвуя ни одним из ее достоинств. Мечтой было создание подлинных ценностей, а
не проходящих новшеств.
Баухауз пропагандировал на практике равноправие
всех видов творческого труда и их логическую взаимосвязь в современном мире.
Ведущим принципом было то, что формообразующая деятельность является не
односторонне интеллектуальным или односторонне материальным делом, а
неотъемлемой частью жизни, необходимой в каждом цивилизованном обществе.
Замыслом было извлечь художника из состояния отрешенности и восстановить его
связь с миром каждодневной реальности, и на то, чтобы расширить и очеловечить
неподвижное, почти всецело материальное сознание людей труда.
Цель Баухауза заключалась не в распространении
какого бы то ни было стиля, системы или догмы, а в оказании обновляющего
влияния на всю сферу формообразования. «Стиль Баухауза» был бы лишь признанием
поражения и возвращением к той омертвляющей инерции и пассивному академизму, с
которыми школа боролась. Школа старалась сформулировать новый подход к задаче,
который воспитает творческое сознание у всех единомышленников и который в
конечном счете приведет к новому отношению к жизни.
Баухауз был первым учреждением в мире,
осмелившимся воплотить этот принцип в конкретной программе. Основной идеей
программы были исследования условий нашей индустриальной эпохи и присущих ей
главных течений.
Идея и структура Баухауза.
Выражением
прошлого сознания была Академия, она способствовала раздельному существованию
двух видов творческой жизни –– производственной и ремесленной –– независимо от
деятельности художественно одаренных людей, которая протекала в полной
изоляции. В великие эпохи, напротив, вся общая производительная деятельность
тесно зависела от художественно одаренной личности, ибо она находилась в центре
и опиралась на те же основы производства и те же практические знания, что и
любые другие труженики снизу доверху. Художник обладал профессией, поддававшейся
изучению, несмотря на различные непонятные случаи в творчестве, приводившие к
ошибкам. Обучение в Академии вело к тому, что художественная индивидуальность
совершенствовалась в ущерб социальным нуждам. Такое обучение ограничивалось
лишь методом графического и живописного изображения вне всякой связи с
особенностями реальных материалов, техникой и производством. Но со второй
половины XIX века началось движение против пагубного влияния Академии: Рёскин и
Моррис в Англии, ван де Вельде в Бельгии, Ольбрих и Беренс и другие в Германии,
Веркбунд –– все они пытались найти и определить путь для восстановления
утерянного единства материального производства с художественным творчеством. В
Германии возникли школы прикладного искусства, которым надлежало заняться
подготовкой художественно одаренных личностей для промышленности и ремесленного
производства. Но дух Академии был еще жив, и это производственное образование
оставалось дилетантским; его основу продолжало составлять традиционное
рисование «проектов». Таким образом, попытки сломить старое, не преобразуя
всего в целом, не меняли отношения между жизнью и «искусством для искусства». С
другой стороны, в области ремесленного производства –– прежде всего в
индустрии –– тоже изыскивали средства для привлечения сюда художника. Наряду с
прежними требованиями техничности и общей качественности вещи стали выдвигать и
требования красоты внешних форм изделия, добиться которых прежним
производственным методом было нельзя. Тогда начали покупать «художественно
решенные проекты». Но это была попытка с негодными средствами, поскольку
художник оказался чужд вещи, он ничего не понимал в ее техническом и реальном
изготовлении и не мог связать свои формальные предложения с практическими
возможностями их выполнения. Не хватало специально обученных художественно
одаренных людей, которые могли бы внести в производство необходимую целостность
на основе требований создания нового единства всех форм.
В
Государственном Баухаузе в Вейморе впервые предпринята попытка широко
воплотить эти идеи на практике.
Весной 1919 года
Вальтер Гропиус принял на себя руководство Саксонско – Вейморской школой
прикладного искусства и Саксонско – Вейморской Высшей школой изобразительного
искусства, обьеденив их в одно целое под общим названием «Государственный
Баухауз». Соединение умозрительной работы в Академии с практической
деятельностью в Школе прикладного искусства дало возможность начать выполнение
общего плана перестройки обучения художественно одаренных людей.
Ведущим
принципом, которым была подчинена вся работа, являлось стремление к слиянию
всех видов художественного творчества, к воссоединению всех прикладных
дисциплин с новой архитектурой в качестве её неотъемлемых частей. Конечная,
хотя и далёкая цель Баухауза –– единое художественное произведение ––
здание, в котором исчезают границы между монументальным и декоративным
искусством. Господствующей идеей Баухауза была идея создания нового единства,
идея синтеза вместо «искусства», «направлений», и достижение неделимого целого,
соответствующего внутренней целостности человека и получающего свой смысл и
назначение в реальной жизни.
Всё обучение в
Баухаузе делится на:
I
Практическую часть.
1. Камень 2.
Дерево 3. Металл 4. Звук 5. Стекло 6. Цвет 7. Ткань
Перспективные
элементы:
а) Значение
материалов и орудий обработки.
б) Основные
представления о бухгалтерском деле, расценках и способах заключения договоров.
II
Теоретическая часть.
Восприятие.
а) Натурные
студии.
б) Учение о
материалах.
Представление.
а) Учение о
проектировании.
б) Учение о
конструировании.
в) Техническое
рисование и постройка моделей всех пространственных элементов.
Формообразование.
а) Учение о
пространстве.
б) Учение о
цвете.
в) Учение о
композиции.
Перспективные
элементы:
Лекции о
проблемах искусства и промышленности( как современных так и прошлых эпох).
Весь цикл
обучения делится на 3 курса:
1.
Пропедевтический курс.
Длительность 6
месяцев. Элементарное обучение форме в связи с учением о материалах в
специальных мастерских пропедевтического курса. В итоге –– перевод в учебные
мастерские.
2.
Практический курс.
Длительность 3
года. Работа в учебных мастерских по окончанию знакомства с закономерностями
учебного рисунка и дальнейшее обучение построению форм. В итоге –– приём в
члены ремесленной гильдии, далее –– в сотрудники Баухаузе.
3.
Строительный курс.
Практическое
участие в строительстве на реальном объекте и свободное творческое участие в
строительном процессе на экспериментальной площадке Баухауза. Длительность ––
по соображениям руководителя и согласно надобности. Строительные и
экспериментальные площадки служат одновременно развитию и уточнению
практического и теоретического курса. В итоге –– получение звания мастера
гильдии, в дальнейшем –– сотрудника Баухауза.
1. Пропедевтический курс.
Каждый, кто
желает поступить в Баухауз, должен обязательно обнаружить в ходе выполнения
какой-либо самостоятельной работы все свои задатки в сфере производства и
формообразования. Выбор мастера бывает субъективен и поэтому нередко ошибочен,
если нет строгой антропометрической системы, с помощью которой можно определить
потенциальные возможности растущего индивида. Каждый принятый попадает сначала
на пропедевтический курс, который длится 6 месяцев и заключает в себе уже все
элементы будущего обучения. Практический и теоретический формальные курсы
неразрывно связаны друг с другом; их цель –– высвободить дремлющие творческие
силы учащегося, дать ему возможность самому почувствовать природу материала и
понять основные закономерности построения художественного образа. Система
педагогического воспитания может проявиться тут в полной мере. Нужно достичь
понимания и правильной оценки индивидуальных возможностей самовыражения.
Творческие возможности разных индивидов совершенно различны. Один предпочитает
выражать себя в ритме, другой в светотени, третий –– в цвете, четвертый ––
в характере материала, пятый –– в звуке, шестой –– в пропорциях, седьмой
–– в соотношении материального и абстрактного пространства, восьмой –– в
соединении чего-то одного со вторым, третьим, четвертым и так далее. Этот курс
знакомил учеников с понятием пропорции и ритма, света и тени, цвета. Учащийся
выполнял упражнения с различными материалами и инструментами всех свойств,
чтобы дать ему возможность определить свое призвание. Одновременно начиналось
обучение проектированию. Все работы, выполняемые на пропедевтическом курсе,
несут на себе отпечаток педагогического воздействия. Если они и обладают
художественными качествами, то лишь постольку, поскольку в основу каждого из
них заложено наибольшее выражение возможностей развивающегося индивида, что и
можно назвать искусством.
После окончания
этого курса учащийся переводится на следующий в зависимости от проявлений
учащимся качеств и индивидуальных особенностей его выражения. Он переводится в
специальные мастерские и приступает к другому этапу развития своих практических
и пластических возможностей.
2. Практический и формальный курсы.
Лучший способ
обучения –– это обучение непосредственно у мастера, как это было в прежние
времена, когда не знали особых учебных работ и создания художественных
образцов. Старые мастера давали ученикам одновременно и практические знания и
формальные знания. Но такой способ обучения у мастера-практика не знал еще
рокового различия таланта и просто человека, характерного для нашего времени.
Поэтому сегодня работать у такого мастера непродуктивно. Остается путь синтеза,
то есть одновременного обучения учащегося техническим основам –– со стороны
ремесленника, и формальным –– со стороны одаренного художника. Подобная
система обеспечивает разностороннее развитие будущих талантов и достижение
нового единства в творчестве, постоянно подготавливая такой вид созидательной
деятельности, который ориентирован на нужды народа. Итак, основу педагогики
Баухауза составляет следующий принцип: «Каждый учащийся и сотрудник учится
одновременно у двух мастеров –– мастера-ремесленника и мастера художественной
формы. В последствии Баухаузу удалось на место руководителей мастерских
поставить бывших учеников, которые обладали техническим и художественным
опытом, что разделение на преподавателей формы и преподавателей технологии
стало излишним. Оба они тесно связаны друг с другом в процессе обучения.
Ремесленное и формальное обучение является обязательным –– ни один из
учащихся или сотрудников не может уклоняться от того или другого.
Страницы: 1, 2
|