Психологический стресс
Оглавление
Введение
1. Учение о психологическом стрессе
2. Причины возникновения и компоненты
эмоционального стресса
3. Практические рекомендации по
преодолению
тревожности и эмоционального стресса
Заключение
Литература
Введение
Тема настоящей курсовой
работы – «Механизмы эмоционального стресса, пути преодоления». Актуальность
темы обусловлена наличием в информационном (постиндустриальном) обществе
действия разных стрессогенных факторов - социальных, психологических,
физических, экологических, информационных, что приводит к резкому увеличению
числа психических и психосоматических заболеваний, снижению адаптивных функций человека.
Особый аспект в
исследуемой проблеме приобретает интеллектуальная деятельность и развитие
стрессовых состояний.
Актуальность
исследования проблемы определяется еще и тем, что деятельность человека связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием
(или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных,
экологических факторов, которое
сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций, деструкцией
деятельности. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием указанных факторов у человека, является психологический
стресс [9, с. 10].
Развитие стресса в экстремальных условиях деятельности может быть связано также с возможностью,
ожиданием, угрозой воздействия разнообразных раздражителей психологической (личностной), организационной и, прежде всего,
информационной природы. На этом основании данное состояние можно считать типичной формой эмоционального стресса.
Информационно-когнитивные
основания специфики деятельности, роль их
причинно-следственных отношений в обеспечении ее эффективности определяют
необходимость рассмотреть возможность и
целесообразность выделения такой специфической формы профессионального (по предмету) и психологического (по процессу,
механизмам регуляции) стресса как эмоциональный
стресса. Под термином «эмоциональный стресс» мы будем понимать психологический стресс источником развития,
которого служат внешние сообщения, информация о текущем или предполагаемом
воздействии неблагоприятных событий, их угрозе или «внутренняя» информация в
форме прошлых представлений и воспоминаний о травмирующих психику событиях,
ситуациях и их последствиях, сопровождающиеся негативными реакциями, свойственными
стрессу [9, с. 19].
Термин
«стресс» широко используется в ряде областей
знаний, именно поэтому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его
развития, особенностей проявлений и
последствий. Содержанию этого понятия
уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут
приведены наиболее часто используемые его толкования. Отметим лишь, что и по
сей день в литературе не всегда четко
разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, тревожности,
эмоционального стресса и т.д.,
что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной
проблемы [10, с. 21].
С термином «стресс» связаны и другие понятия, такие как тревога, напряжение и т. п. По утверждению Ч.
Д. Спилбергера [52, с. 17], состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие
в себе актуально или потенциально элементы опасности,
угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и
изменяться во времени как функция уровня стресса,
которому подвергается индивид. С данным положением согласуется
и понимание автором стресса в виде совокупности внешних
воздействий (стресс-факторов), которые воспринимаются
личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее самоуважению, самооценке, что вызывает соответствующую эмоциональную реакцию (состояние тревоги) различной интенсивности. Склонность к
такого рода эмоциональной реактивности характеризуется
как личностная тревожность.
В отечественной и зарубежной литературе получили довольно широкое
освещение вопросы влияния информационных
факторов на деятельность человека и его состояние [9, 10, 14, 19, 30-34,
44, 50, 53, 55 и др.]. Однако, исследование
роли этих факторов в развитии психологического и эмоционального стресса, механизмов регуляции этого психического состояния,
обоснованию моделей его изучения, оценки и
прогнозированию стрессоустойчивости к воздействию экстремальных значений
информационных факторов в деятельности, роли личностной детерминации в развитии стресса
информационной природы уделялось недостаточное внимание.
Такие авторы как А. Е. Евдокимов, А.
А. Обознов, Ю. Э. Писаренко, П. В. Прокин, А. Б. Стрельченко,
П. С. Турзин, О. П. Турзин, Д. И. Шпаченко
указывали на недостаточность
теоретико-экспериментального изучения эмоционального стресса, разработать
модели его изучения, определить и классифицировать стрессогенные значения информационных факторов, выявить особенности влияния некоторых психологических
характеристик субъекта деятельности на генезис эмоционального стресса, наметить подходы к обоснованию
механизмов регуляции этого состояния и разработать
ряд моделей его изучения [42, с. 108].
1. Учение о психологическом стрессе
Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово
используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии,
психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга
состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные
экстремальные воздействия. Первоначально понятие
стресса ввел Г. Селье в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма
(«общего адаптационного синдрома») в ответ на любое
неблагоприятное воздействие [48, с.18 ]. Позднее стало использоваться для описания
состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях.
В современной научной литературе термин «стресс» используется, по
крайней мере, в трех значениях. Во-первых,
понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или
события, которые вызывают у человека
напряжение или возбуждение. В настоящие время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может
относиться к субъективной реакции и
в этом значении он отражает
внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции,
оборонительные реакции и процессы преодоления (coping processes), происходящие в самом человеке. Такие процессы
могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а
также вызывать психическое напряжение. Наконец,
в-третьих, стресс может быть физической реакцией
организма на предъявляемое требование или вредное
воздействие. Именно в этом смысле и В. Кеннон и Г. Селье
употребляли этот термин. Функцией этих физических
(физиологических) реакций, вероятно, является
поддержка поведенческих действий и психических
процессов по преодолению этого состояния [49, 55].
В связи с отсутствием общей теории стресса
нет и общепринятого его определения. Рассматривая различные их варианты, N. Н. Rizvi [цит. по 55, с. 48] отметил следующее:
«1. Иногда это понятие относят к состоянию
беспокойства в организме, которое он стремится устранить или уменьшить. В таком смысле понятие стресса
немногим отличается от неприятных состояний, таких как тревожность или аверсивных мотиваций, слабой боли и
диссонанса.
2. Стресс также рассматривается как психологические
и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его
подавления. Такие защитные от стресса реакции или индикаторы наблюдались в различных функциональных проявлениях, включая эмоциональные, когнитивные и поведенческие.
Стресс определяется как событие или условие в
физическом или социальном окружении, которое ведет к принятию мер по
избеганию, агрессии, принятию решения об
устранении и ослаблении угрожающих условий. Такое понятие как «стрессоры» подобно понятию опасность, угроза, давление, конфликт, фрустрация и
экстремальная ситуация.
Таким образом, отсутствует точное
определение стресса, а различные попытки исследователей в этом вопросе «все еще фрагментарны и неопределенны» [55, р. 51].
Р. Лазарус [34] также отмечал, что различные
представления
о сущности стресса, его теории и модели во многом
противоречат друг другу. В этой области не существует установившейся
терминологии. Даже определения стресса часто
очень существенно различаются. Правда,
такое положение характерно и для целого ряда других кардинальных проблем, таких как адаптация, утомление, способности, личность и многие другие.
Для прояснения понятия стресса Р. Лазарус сформулировал два основных положения. Во-первых, терминологическую путаницу
и противоречия в определении понятия «стресс» можно
будет устранить, если при анализе психологического стресса
учитывать не только внешние наблюдаемые стрессовые стимулы
и реакции, но и некоторые, связанные со стрессом, психологические
процессы — например, процесс оценки угрозы. Во-вторых,
стрессовая реакция может быть понята только с учетом
защитных процессов, порождаемых угрозой, —
физиологические и поведенческие системы реакций на угрозу
связаны с внутренней психологической структурой
личности, ее ролью в стремлении субъекта справиться с
этой угрозой. Характер стрессовой реакции причинно связан с
психологической структурой личности, взаимодействующий с внешней ситуацией посредством процессов оценки и самозащиты. Он отмечает, что «только связывая характер
стрессовой реакции с психическими процессами, действующими в людях с различными психическими структурами, мы можем надеяться объяснить
происхождение явления и получить возможность их предсказывать [34]
Следствием неоднозначности трактовки понятия «стресс», отягощенности его медико-биологическими
и односторонними психологическими
представлениями явилось то, что
некоторые авторы, особенно отечественных работ, этому понятию предпочитают другое — «психическая напряженность». Одной из основных причин
такого предпочтения, по мнению Н. И. Наенко [39, с. 11-19], является свобода этого термина от отрицательных ассоциаций
с другими близкими понятиями и его
нацеленность, связь с необходимостью
изучения психологического функционирования
человека в сложных условиях.
Психологический стресс как особое психическое
состояние является своеобразной формой отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика
психического отражения обусловливается процессами
деятельности, особенности которых (их субъективная
значимость, интенсивность, длительность протекания и т. д.) в значительной
степени определяется выбранными или принятыми ее
целями, достижение которых побуждается содержанием
мотивов деятельности. В процессе деятельности мотивы
«наполняются» эмоционально, сопрягаются с интенсивными
эмоциональными переживаниями, которые играют особую роль в
возникновении и протекании состояний психической
напряженности. Не случайно последняя часто
отождествляется с эмоциональным компонентом деятельности. Отсюда синонимичное употребление таких понятий, как «эмоциональная напряженность», «аффективное напряжение», «нервно-психическое
напряжение», «эмоциональное возбуждение», «эмоциональный
стресс» и другие. Общим для всех этих понятий
является то, что они обозначают состояние эмоциональной
сферы человека, в которой ярко проявляется субъективная
окрашенность его переживаний и деятельности.
Однако, по мнению Н. И. Наенко, эти понятия
фактически не дифференцированы между собой, удельный вес
эмоционального компонента в состояниях психической
напряженности неодинаков и, следовательно, можно заключить о
неправомерности сведения последней к эмоциональным
формам. Это мнение разделяется и другими
исследователями, которые склонны рассматривать понятие «психическое напряжение» как родовое по отношению к понятию «эмоциональный стресс» [39].
Простого указания на обязательное участие
эмоций в генезисе и протекании психической
напряженности недостаточно для понимания их места в
структуре соответствующих состояний. В работе Н. И. Наенко
раскрывается их роль в отражении условий, в которых
совершается деятельность, и в осуществлении регуляции этой
деятельности.
В психологической структуре психической
напряженности особая роль принадлежит мотивационным
и эмоциональным компонентам. Автором в теоретико-экспериментальных
исследованиях обоснована целесообразность разделения
понятия психическая напряженность на два вида —
операциональную и эмоциональную. Первый вид определяется
процессуальным мотивом деятельности, который либо совпадает с ее целью, либо
находится в близких с ней отношениях. Он характеризуется тесной связью объективного и субъективного содержания деятельности. Второй вид (эмоциональная
напряженность) обусловливается доминирующим мотивом самоутверждения в деятельности, который резко расходится
с ее целью и сопровождается эмоциональным переживанием, оценочным отношением к деятельности.
Анализ работ ряда исследователей, изучавших
состояние психической напряженности, позволяет определить
его как неспецифическую реакцию активации организма
и личности в ответ на воздействие сложной (экстремальной) ситуации, которая
зависит не только от характера экстремальных
факторов, но и от степени адекватности
и восприимчивости к ним организма
конкретного человека, а также от индивидуальных особенностей личностного отражения ситуации и регуляции поведения в ней [20, 23-24, 40-41].
Требуется обратить внимание на тот факт, что
четкого смыслового и феноменологического разграничения понятий
«психологический стресс» и «эмоциональный стресс» исследователи не приводят.
Более того, подавляющее их большинство эти
понятия употребляют как синонимы,
характеризующие особенности психических состояний в сложных условиях деятельности.
В ряде случаев предпринимаются попытки «развести»
значения этих терминов по характеристике степени выраженности этих
состояний: стресс принято рассматривать как
крайнюю степень психической напряженности, которая в свою очередь
используется для обозначения состояний,
оказывающих сильное и отрицательное влияние на деятельность в отличие от
состояния напряжения, которое характеризует повышенное и адекватное условиям функционирование организма и личности.
Можно предположить, что характер соотношения категорий «мотив—цель» деятельности будет
существенно отражаться и в
особенностях развития и проявления психологического стресса и в этой связи
данное понятие является, возможно, более емким, чем понятие эмоционального стресса.
Однако до настоящего времени оба этих понятия используются, как правило, в качестве синонимов, и
оба они не имеют достаточно четкого
и тем более однозначного определения. Разные
исследователи термином «эмоциональный стресс
» обозначают различные состояния организма и личности: от состояний, находящихся в пределах физиологических и
психологических границ психоэмоционального
напряжения, до состояний на грани патологии, психической дезадаптации и
развивающихся как следствие длительного или
повторного эмоционального напряжения.
Выделение категории «эмоциональный стресс» и
противопоставление ее в какой-то мере тому понятию
«стресс», которое, по концепции Г. Селье, определяется
как общий адаптационный синдром, было, безусловно,
прогрессивным явлением. Введение этого понятия определило
тот объективный критерий, который позволяет обобщать
огромное разнообразие внешних воздействий,
ориентированных на человека или животное с одной позиции, а именно с позиции их психологической сущности для данного индивида. Тем самым выделяется
первичный пусковой (причинный) фактор, определяющий
последующее развитие эмоциональных реакций. Им является психологическое
состояние, возникающее у данного индивида в
ответ на воздействие. Поэтому наряду
с термином «эмоциональный стресс» используется
и термин «психологический стресс».
Г. Н. Кассиль [цит.
по 30, с.18 ], М. Н. Русалова [47], Л. А. Китаев-Смык [31] и некоторые другие исследователи под эмоциональным стрессом понимают широкий круг изменений
психических и поведенческих проявлений, сопровождающихся выраженными
неспецифическими изменениями биохимических,
электрофизиологических показателей и другими реакциями.
Ю. Л. Александровский [2] с эмоциональным
стрессом связывает напряжение барьера психической адаптации, а патологические последствия эмоционального стресса
— с его прорывом. К. И. Погодаев [цит. по 44, с.28], учитывая ведущую роль центральной нервной системы
в формировании общего адаптационного синдрома, определяет стресс как состояние напряжения или перенапряжения
процессов метаболической адаптации головного мозга,
ведущих к защите или повреждению организма на
разных уровнях его организации посредством единых
нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции.
Такой подход фиксирует внимание только на энергетических процессах
в самой мозговой ткани. При анализе понятия
«эмоциональный стресс» вполне естественен вопрос о его
соотношении с понятием «эмоции». Хотя в основе эмоционального стресса лежит
эмоциональное напряжение, отождествление указанных понятий не является правомерным. Ранее уже отмечалось,
что Р. Лазарус [34] характеризует психологический
стресс как обусловленное «угрозой» эмоциональное переживание,
которое оказывает влияние на способность человека достаточно
эффективно осуществлять свою деятельность. В таком контексте между эмоцией
(отрицательной по своей модальности) и
эмоциональным стрессом нет
существенного различия, так как в качестве определяющего фактора рассматривается влияние эмоционального напряжения на деятельность индивида. В психологии
это составляет традиционную и достаточно подробно
изученную проблему о влиянии эмоций на мотивационно-поведенческие реакции.
Страницы: 1, 2
|