Правильные выводы подсказывает опыт крупных компаний в
странах с развитой современной рыночной экономикой. Известно, например, что
предприятия такой крупнейшей компании, как “Дженерал моторс”, обслуживают 32
тыс. поставщиков, образующих ее инфраструктуру (в основном в виде малых
предприятий). Продукцию компании реализуют 11 тыс. самостоятельных дилеров,
действующих во многих странах. Такие же данные могут быть приведены по
компаниям Японии —
электронным, автомобильным, строительным и другим. Характерной особенностью
таких систем является мобильность состава и структуры малых предприятий.
Значительная их часть существует лишь непродолжительное время, а затем исчезает
или меняет род деятельности. Вместе с тем возникают новые малые предприятия, предлагающие
свою продукцию и услуги. А в итоге системы, включающие крупные, средние и малые
предприятия, функционируют устойчиво и в соответствии со складывающейся
рыночной конъюнктурой.
Из изложенного следует вывод, что на основе одного лишь
отпочковывания нельзя создать системы, оптимально сочетающие предприятия разных
размеров и различных функций. Одним из важнейших условий выхода Украины на
уровень конкурентоспособности с предприятиями дальнего зарубежья является
создание наиболее благоприятных условий для формирования такой массы малых
предприятий, которые в своей совокупности способны выполнять функции
инфраструктуры на конкурентной основе.
Это должны быть малые предприятия с широким диапазоном
социальной ориентации, размеров и рода деятельности. Это могут быть предприятия
с минимальной численностью наемных рабочих и без наемных рабочих вообще — семейные
предприятия. Малые предприятия могут специализироваться на изготовлении
относительно несложных элементах изделий, состав и номенклатура которых
изменяются в соответствии с требованиями рынка. Необходимы также предприятия,
которые на договорной основе осуществляют техническое обслуживание и ремонты
оборудования, вычислительной техники, приборов и аппаратуры.
Вся эта обширная зона малого бизнеса должна быть такой,
чтобы все предприятия, и в первую очередь крупные и средние, имели возможность
выбора поставщиков и партнеров, продукция и услуги которых отличаются высоким
качеством, надежностью и стабильными ценами, доказывая тем самым преимущества
данной системы по сравнению с рядом предприятий замкнутого комплекса, которые
достались в наследство от командно-административной системы. Естественно,
создание такой сети малого бизнеса требует определенных материально-технических,
финансово-кредитных и организационных предпосылок.
Придание процессу создания малых предприятий массового
характера ведет к возникновению зоны малого бизнеса, способной успешно входить
в инфраструктуру предприятий. Между тем этот процесс сталкивается со многими
трудностями и проблемами.
За последние годы, в частности, здесь произошли в целом
благоприятные изменения в механизме создания новых предприятий, в том числе
малых. Значительно упрощен порядок прохождения документов, связанных с
получением разрешений на предпринимательскую деятельность. Это привело к
существенному сокращению необходимых для этого сроков. Если раньше требовались
многочисленные визы должностных лиц, что затягивало время оформления документов
на многие недели и даже месяцы, то теперь это время сократилось до нескольких
дней, а предельные сроки оформления практически ограничены лишь частотой
заседаний комиссий исполнительных органов власти, дающих окончательное решение.
Правда, следует отметить завышенную трудность и сложность заполнения
необходимых документов. Но эта трудность легко преодолима, поскольку возникли
фирмы, за сравнительно небольшую плату берущие на себя весь процесс оформления.
При всем этом, однако, остаются многочисленные факторы,
препятствующие развитию малого предпринимательства как особой буферной зоны
рыночной экономики. Причем в первую очередь это относится к сфере производства
и той ее части, которая способна выполнять функции инфраструктуры предприятий.
Совершенно недостаточна интенсивность этого процесса. Вместе с тем в его
направлениях наблюдаются явные деформации, не соответствующие потребностям
формирования современной рыночной экономики.
Действующий порядок создания предприятий носит (как и
прежде) разрешительный характер. В законодательных актах перечислены виды
деятельности, относительно которых разрешено создавать предприятия. В
результате, если тот или иной вид деятельности не предусмотрен в перечне
разрешенных, то есть он является неординарным, аппарат исполнительных органов
власти получает широкие возможности для необоснованных запрещений. Между тем,
сущности рыночной экономики соответствует такая форма нормативных актов, когда
перечисляются запрещенные виды деятельности.
Созданию новых предприятий, в том числе и малых,
препятствует практика взимания сборов, связанных с оформлением документов и
разрешений. Плата за разрешения носит многообразный характер. Необходимо платить,
как за разрешение заниматься предпринимательской деятельностью вообще, так и за
право заниматься каждым видом деятельности особо. Все эти взносы в конечном
итоге увеличивают издержки предприятий, сокращают их доходы и прибыль.
Особо следует отметить, что на пути развития
предпринимательства стоит действующий порядок налогообложения предприятий.
Формально в соответствии с этим порядком налогом облагается лишь прибыль
предприятий. Причем размер налога составляет 30%, что соответствует принятому в
рыночной экономике представлению об оптимальном уровне налогообложений прибыли.
Но это — лишь
обманчивая видимость. Предприятия обязаны включать в свои издержки отчисления в
различные фонды (их пять), которые, в сущности, являются частью добавленной
стоимости. Тем самым уровень издержек существенно завышается, а прибыль
соответственно сокращается.
Такой порядок налогообложения содержит в себе глубокое
внутреннее противоречие. Оно предполагает отсутствие конкурентной среды,
монопольное положение субъектов рыночной экономики, их способность
устанавливать цены на затратной основе, то есть, в сущности,— появление
неработающих механизмов рыночного ценообразования. Если бы те же предприятия
действовали в нормальных рыночных условиях, в которых цены устанавливаются не
на затратной основе, а как равновесные цены механизма рыночной конкуренции, то
наверняка большая часть предприятий стала бы убыточной, утратила бы главный
мотив и основу своей деятельности — прибыль. В реальных экономических условиях монопольное
завышение цен не столько разоряет действующие предприятия, сколько препятствует
созданию новых и, что особенно существенно, неизбежно ведет к сокращению
производства из-за несоответствия покупательной способности населения уровням
цен.
Принятая система налогообложения прибыли и включаемых в
издержки отчислений не только тормозит развитие предпринимательства, но и
деформирует его направления. Свободный капитал явно избегает сферы производства
товаров и услуг, где необходимы относительно крупные капитальные первоначальные
вложения с проблематичными перспективами окупаемости. Он устремляется главным
образом в торгово-посредническую деятельность. Показательно, что в эту же сферу
преимущественно устремилась и зарегистрированная индивидуальная трудовая
деятельность, значительная часть которой имеет в своей основе вояжи так
называемых “челноков”.
В современной рыночной экономике налоговые рычаги
считаются наиболее эффективным инструментом ее регулирования. Эти рычаги, в
сущности, практически не используются ни для развития предпринимательства, ни
для регулирования его направлений. В настоящее время новые предприятия, в том
числе малые, не получают прав на налоговые льготы. Отсутствует дифференциация
уровня налогов на прибыль и размера отчислений в зависимости от видов и
направлений предпринимательской деятельности, а также от использования прибыли.
Нет скидок с налогов, если прибыль используется для создания новых рабочих
мест, технологического обновления производства и т.д. (отметим, что эти и
другие налоговые льготы были отменены в начале 1995 г.). Отсутствует такая
форма государственной поддержки малых предприятий, как льготные условия их
кредитования (например, путем обеспечения государственных гарантий банкам,
предоставляющим кредиты на создание предприятий и развитие предпринимательской
деятельности).
Широкий, и притом регулируемый процесс развития
предпринимательства, в особенности в сфере малого бизнеса, становится возможным
в его синхронной связи с выходом национальной экономики из кризисного состояния
на основе обуздания инфляции и введения стабильной национальной денежной
единицы. Лишь на такой основе развитие предпринимательства способно остановить
падение производства и валового национального продукта, добиться их
стабилизации, а затем и роста.
Массовое предпринимательство требует подготовки людей,
способных к этому роду деятельности. Такая задача должна решаться на всех
уровнях образования и обучения. Должна формироваться и законодательная база,
регулирующая отношения, связанные с созданием и функционированием малого
бизнеса, обеспечивающая его защиту от монопольных структур, произвола
чиновников и рэкета.
В свою очередь, создаваемая на государственном уровне
программа должна быть основана на научно разработанных концептуальных
построениях развития предпринимательства в отдельных сферах и областях
экономики. Только такой подход может помочь избежать крупных ошибок в процессе
создания системы поддержки малого бизнеса, гарантировать последовательность ее
формирования и обеспечить практическую реализацию всех ее элементов.
Мировой опыт развития малых предпринимательских
структур указывает на то, что наибольшая их эффективность достигается в
условиях существования частной формы собственности. Формирование ее правовой
базы должно предусматривать ряд мер:
- совершенствование законодательных актов, регламентирующих
массовую приватизацию;
- установление долговременной перспективы развития
частного предпринимательства, утверждения права наследования и продажи
собственности;
- предоставление надежных политико-административных
гарантий от неправомерных посягательств на собственность со стороны
государства, других физических и юридических лиц.
Особое внимание необходимо обратить на тот факт, что в
нормативных актах по регулированию предпринимательства существует некоторая
неопределенность в понимании терминов “малое предприятие”, “малое
предпринимательство”, “малый бизнес”, недостаточное разграничение
организационной, организационно-правовой и организационно-экономической форм
хозяйственной деятельности. В мировой практике преобладающее большинство малых предприятий
— это
юридически и финансово самостоятельные, независимые, небольшие по численности
занятых фирмы, основанные на частной собственности одного или нескольких
граждан, которые непосредственно управляют и работают на своем предприятии.
Только указанные качества позволяют относить такие формы к малому бизнесу и
дают им право на значительную поддержку со стороны государства.
Главной проблемой для малого предприятия являются
трудности с финансированием. Отсутствие достаточного капитала у большинства
населения, сложность, невыгодность, а иногда и невозможность получения заемных
средств тормозят развитие малого бизнеса. Задача государства — создать
предпосылки, стимулирующие вложение инвестиций и предпринимательской энергии в
данный сектор экономики.
Заключение.
Предприятие - основное производственное звено
экономики. Если представить экономику как здание, сложенное из отдельных
блоков, такими блоками являются предприятия в широком смысле этого слова.
Предприятие-это любая организация, производящая товары,
услуги, информацию, знания, осуществляющая экономическую деятельность в самых
разнообразных формах. Предприятием можно называть завод, фабрику, строительный
комбинат, автопарк, ремонтные мастерские, колхоз, совхоз, магазин, ателье,
биржи и т.д.
Формы и методы управления, структура органов управления
предприятием существенно зависят от его масштабов и профиля. Каждое предприятие
осуществляет определённую основную деятельность, в этом его главная цель, смысл
существования. Отсюда следует, что во главу угла управления предприятием
ставится управление производственным процессом вне зависимости от того, что
именно производит предприятие.
Для создания любого экономического продукта нужно
использовать ресурсы производства: рабочую силу, основные средства, сырьё,
материалы, информацию, денежные средства. Следовательно, управление
предприятием включает управление работниками, средствами производства,
материальными ресурсами, финансами. Для функционирования производства на
предприятии оно должно получать исходные материалы и реализовывать выпущенную
продукцию. Отсюда вытекает необходимость управлять снабжением и сбытом, иметь
на предприятии соответствующие службы.
Совокупность всех видов и форм управлением предприятием
принято относить к той части управления, которую называют менеджментом, а
управляющих деятельностью предприятий - менеджерами. Конечно, ведущая роль в
управлении предприятием принадлежит его собственнику, хозяину. Но и частные
собственники, владельцы, далеко не всегда сами управляют всеми делами
предприятия. А предпочитают нанимать квалифицированных, опытных менеджеров,
которым передают многие функции оперативного управления.
В руководстве предприятием важны все стороны
управления, но ведущее место, несомненно, принадлежит управлению персоналом,
кадрами. Поэтому менеджмент можно с полным основанием назвать” искусством
получить нужные вещи посредством управления людьми”.
Список используемой литературы.
1. Баликоев В.В. Общая экономическая теория6 Учеб.
Пособие. - Новосибирск: ТОО ЮКЭА, НПК “ Модус”, 1996.
2. Бусыгин А. Чего не знают экономисты… М.: Эльф К -
пресс, 1997.
3. Василевский А.И. Экономика. Современная
экономическая наука в понятиях и терминах. – Ярославль, 1997.
4. Райзберг Б. А. “Основы экономики”: Учебное пособие.
– М.:ИНФРА-М, 2003.
5.Самуэльсон П.А Экономика: - М.: Алфавит, 1993.
6. Хейлбронер Р., Туроу Л. Экономика для всех: Экор,
1994.
7. Экономика и право: Учеб. Пособие для вузов. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 1999.
8.Экономическая теория: Учебник. / Под ред. И. П.
Николаевой. – М.: Проспект,1996.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|