Средневековая
эстетическая культура оказала влияние на формирование двух европейских художественных
стилей того времени — романского и готического.
Романский стиль
(от лат. romanus — римский) — это стилевое направление в западноевропейском
искусстве X-XII вв. Его появление было вызвано желанием государственной власти
и церкви средневековой Европы опереться на достижения культуры бывшей Римской
империи. Романский период средневековья — это время возникновения и
функционирования общеевропейского монументального стиля в архитектуре,
скульптуре и живописи в эпоху наивысшего расцвета феодализма.
Готический стиль
(итал. gotico — готский, варварский) — художественное направление в
западноевропейском искусстве XII-XVI вв. Готика — это более зрелый стиль, чем
романский. Его характерной чертой является единство и целостность
художественных проявлений во всех видах искусства под эгидой архитектуры.
Готическая архитектура, ведущим типом которой стал городской собор, отличается
динамизмом устремленных вверх форм храма, устойчивой каркасной системой,
огромными прорезными окнами, многоцветностью витражей и гобеленов.
Эпоха Возрождения
— один из самых замечательных периодов в истории европейской эстетической
мысли. Главной темой эстетики и художественной культуры Возрождения стал
человек.
XVII век — эпоха
интенсивного развития европейской философско-эстетической мысли. Установление
строгих правил творчества — одна из характерных черт эстетики классицизма. Еще
одной творческой тенденцией, представленной в эстетической мысли XVII в., стала
концепция барокко. Барокко (barocco) в переводе с итальянского означает
«странный», «причудливый», «экспрессивный». Использование стилевых особенностей
барокко способствовало взаимодействию различных видов и жанров искусства, а
также развитию новых — оперы и балета.
Другим творческим
направлением, существовавшим наряду с классицизмом в художественной
французской культуре XVII в., был реализм. Он получил свое наиболее яркое
воплощение в творчестве писателей Шарля Сореля (1602-1674), Поля Скаррона
(1610-1660) и др. Правда, в отличии от эстетики классицизма, теория реализма
делала в это время свои первые шаги и во многих отношениях была незрелой,
робкой, наивной. И все же, в существе своем это была именно реалистическая
концепция, опиравшаяся на реалистические традиции ренессансного искусства.
В историю
общественной мысли XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Эстетика эпохи
Просвещения носила наступательный, демократический характер. Она стимулировала
интерес западноевропейских ученых к переосмыслению традиционных эстетических
категорий: красоты, гармонии, вкуса.
Среди наиболее
влиятельных эстетических концепций первой половины XIX века особо выделяются:
феноменологическая, интуитивистская, а также эстетические теории 3.Фрейда, К.Г.
Юнга, X. Ортеги-и-Гассета.
Феноменология —
есть учение о предметах (феноменах) в их чувственном восприятии. Определяющим
в феноменологическом учении является теория интенциональности, которая тесно
связывает сознание и предмет познания.
Основные
эстетические концепции второй половины XIX в. это: реализм, натурализм, романтизм,
импрессионизм, символизм.
Реализму
свойственно глубинное освоение жизни, широкий охват действительности и
художественное осмысление всех ее противоречий. Для реализма XIX в. характерен
обостренный интерес именно к социальному началу в действительности.
Романтизм — это
мощное художественное направление, в основе которого лежал творческий метод,
провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу
личности. Сутью романтического мировосприятия является признание неразрешимого
драматического противоречия между низменной действительностью и высоким
идеалом, несовместимым с нею, а подчас и вообще нереализуемым.
Приверженцы
натурализма в искусстве рассматривали человека как пассивный результат
неотвратимого воздействия наследственности и материальной среды. Натурализм
поднимал очень важные темы: детально показывая жизнь обездоленных и угнетенных,
исследуя механизмы взаимодействия человека и среды с целью ее разумной
организации, активизируя внимание на роли бессознательных моментов в
человеческой психике.
Признаками
импрессионистического стиля является изображение мгновенных, как бы случайных
ситуаций, фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы и точки зрения,
свежесть и непосредственность восприятия.
Символизм связал
воедино философию, религию, искусство, а также соответствующие формы творческой
деятельности, которые воспринимались, прежде всего, как культурно-эстетическая
деятельность.
Развитие
эстетической науки стран Западной Европы и США первой половины ХХ в. выразило
этот противоречивый период во множестве своих концепций и теорий, прежде всего
нереалистического характера, для обозначения многих из которых утвердился
термин «модернизм». Модернизм как художественная система был подготовлен двумя
процессами своего развития: декадентством (т. е. бегством, неприятием реальной
жизни, культом красоты как единственной Ценности, отторжением социальных
проблем) и авангардом (манифесты которого призывали порвать с наследием
прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным
установкам).
Постмодернизм —
понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи
закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры.
Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием
ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что его результаты
ставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры.
Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в
процессы развития природы, общества и культуры. Поэтому постмодернизму
свойственны поиски художественного универсального языка, сближение и сращивание
художественных различных направлений, более того — «анархизм» стилей, их
бесконечное многообразие, эклектизм, коллажность, царство субъективного
монтажа.
В первой половине
XX века бурное развитие получают интуитивистские и эстетические концепции.
Интуитивная деятельность по своей сути является творческой и выразительной.
Искусство тождественно интуитивному познанию, оно не зависит от практики в нем
нет идейного содержания. Поэтому эстетика понимается как наука об интуитивном
или выразительном познании художественного факта, который в свою очередь
представляет собой форму и только форму.
В первой половине
XX века сформировалась одна из самых популярных культурологических и
эстетических школ нашего столетия — фрейдизм. Ее основатель — австрийский
философ и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) в интуитивистские теории своих
коллег внес объяснение подсознательного с точки зрения сексуальной жизни
человека. И хотя в трудах философа нет систематизированного изложения
эстетической теории, отдельные суждения по вопросам эстетики и художественной
культуры содержатся.
В XX веке идеи
мыслителей прошлого столетия А. Шопенгауэра и Ф.Ницше были резюмированы в
элитарной эстетической концепции испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета
(1883-1955). В 1925 г. в Европе выходит в свет самое известное его сочинение,
поучившее название «Дегуманизация искусства», посвященное проблеме различия
старого и нового искусства. Основное отличие нового искусства от старого, по
Ортеге-и-Гассету, заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к
его массе. Поэтому совершенно необязательно искусство должно быть популярным,
то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Книга
Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства» по праву стала настоящим манифестом
авангардизма.
Авангард (от
франц. avant-garde передовой отряд) — понятие, объединившее на принципах
коренного обновления художественной практики различные школы и направления
европейского искусства 10-20- х годов XX в. Искусство начала XX в. словно
почувствовало грядущее перевоплощение мира. Кризис существующей реальности
авангард выплескивает на свои полотна в виде отчужденных форм, распавшихся кусков,
кривых линий, молекул, дыр и т. д.
Сюрреализм (от
франц. surrealisme надреализм, сверхреализм) — авангардистское направление в
художественной культуре XX в., провозгласившее изображение сферы
бессознательного главной целью искусства. Ключевым понятием сюрреализма
становятся «грезы» или сны, сновидения, галлюцинации, бред, мистические видения
— весь этот опыт бессознательного Сражения духа.
В эстетических
трактатах экспрессионистов речь шла о преображении мира силой человеческого
духа, и делались попытки найти общее для всех в сфере духовной и общественной
жизни. Мир воспринимался экспрессионистами двояко: и как истерзанный, изживший
себя, и как способный к обновлению, к перевоссозданию самого себя. Главная
черта экспрессионизма – обостренно-контрастное видение мира.
Во второй
половине ХХ века в европейской эстетики и искусстве продолжаются творческие
поиски, дерзкие эксперименты, появляются влиятельные идеи, новые художественные
школы, значительные перспективные открытия. По-новому начинают звучать экзистенциалистические,
структуралистические, социокультурные эстетические направления, представленные
именами Ж.-П. Сартра, А.Камю, К.Леви-Стросса и другими.
Этапы
развития русской эстетики
Русская эстетика
как историческое явление осознается сравнительно поздно: в конце XIX — начале
XX вв., когда увидели свет первые, достаточно полные историко-философские
исследования отечественной культуры.
Зарождение
русской эстетической мысли исследователи датируют XI веком. Древнерусская
эстетическая мысль имела два главных источника: материально-художественную
культуру восточных славян и византийскую эстетику, проникшую на Русь в связи с
принятием христианства в его православной разновидности. Для данного периода
русской эстетики характерным является активное освоение византийского
художественно-эстетического наследия на основе восточнославянского
мировосприятия. Характерными моментами этого эстетического периода являются
повышенная эмоциональность, наделение прекрасного осязательной предметностью,
особенное внимание к чувственному восприятию духовной красоты. На более позднем
этапе развития древнерусской культуры (XIV-XVII вв.) в эстетическом сознании
видное место занимает нравственная красота. В литературе и искусстве
складываются идеальные образы народного героя и духовного пастыря. Первый
образ строится на единстве внешней красоты, мужества и нравственного
совершенства, у второго преобладает нравственно-духовная красота, которая ценится
не меньше мужества и отваги.
В этот период
русской эстетики общая концепция мироздания выражалась в гораздо большей
степени в художественно-пластической, нежели в теоретической форме. Синкретизм
русской культуры в целом на многие века определяет слитность философского и
эстетического содержания предметов живописи, мелкой пластики, шитья и
зодчества. Значительную роль древнерусская эстетика уделяет понятию
"красота». С одной стороны, эта эстетическая категория служила
определенным руководством к действию в творчестве народных Умельцев, с другой —
она выступает как идеал, формирующий духовную культуру в целом.
XVII век в России
характеризуется развитием различных видов искусств как самостоятельных форм
индивидуальной творческой деятельности. Ярким памятником формирования
эстетической теории Руси явился трактат Симона Ушакова «Слово к любителю
иконного писания» (около 60-х годов XVII в.). Таким образом, XVII век включает
в русскую культуру вопросы эстетического характера: задачи художника, его
отношение к природным объектам, правда и правдоподобие в живописи.
XVIII столетие
характеризуется теоретическим осмыслением вопросов искусства и художественного
творчества. Феофан Прокопович (1681-1736), определяет «красоту физическую» как
«величайшее тела благо». По его мнению, красота «людская» многообразна и
субъективна. Интересны эстетические поиски ученика Прокоповича Григория
Николаевича Теплова (1717-1779). Теплов рассматривает эстетику как теорию
художественного творчества — «философию стиховедческую», которая имеет своим
предметом «поэтические искусства», соединяющие с чувственным познанием
философско-логическое.
Для Михаила
Васильевича Ломоносова красота существует во множестве форм — в природе, в
человеческом труде, в самом человеческом теле. Ломоносов находит красоту «в
свойствах и причинах самих вещей», она характеризует продукты человеческой
деятельности. Красота приносит пользу «через увеселение». Но превыше всего
Ломоносов ценит красоту просвещенного человеческого разума. Отсюда и функции
искусства, среди которых особенно подчеркивается функция воспитательная.
В 80-е годы XVIII
века в России впервые употребляется слово «эстетика» для обозначения
самостоятельной дисциплины. В анонимной статье 1784 года (авторство
приписывается выдающемуся русскому просветителю Николаю Ивановичу Новикову
(1744-1818) под красноречивым названием «Об эстетическом воспитании»
утверждается, что эстетика формируется как наука, начиная «с положений вкуса» и
включая в себя учение «всех изящных искусств». Н. И. Новиков пишет о том, что
образованный и просвещенный человек должен знать основы эстетики, высказывает
надежду на развитие этой науки в России.
XVIII век
эстетику рассматривал как подчиненную нравственному воспитанию, когда единый
процесс воспитания делили на три части – физическое, нравственное и умственное.
Екатерина II
интересовалась вопросами педагогики. Её педагогические труды не были
оригинальными, она много заимствовала у Локка и Монтень. Но ее понятия о
существе воспитания говорят об основательности и самостоятельности суждений.
Основным в воспитании, по мнению императрицы, было развитие нравственности и
выработка манеры поведения. Говоря о целях воспитания, Екатерина главным
считала становление нравственности, основанной на истинном Богопознании, т.е.
выполнении ветхозаветных заповедей и заповедей блаженства, приближавших
человека к Абсолюту. Вся нравственность, по ее мнению, базируется на разуме,
который должен сдерживать «горячность сердца», т.е. воспитывать и
контролировать чувства. Эта подчиненность чувств разуму воспитывается привычкой
ребенка к послушанию. Главный метод обучения – возбуждение интереса к знаниям.
Часто обучение у нее сводилось просто к игре. Довольно своеобразно, с
современной точки зрения, ее отношение к искусству. «Виршам и музыке учить не
для чего, тем и другим много времени теряется, дабы достигнуть искусства».
Знания и красота нужны, по мнению императрицы, для нравственного воспитания.
Екатерина мало, а иногда и просто отрицательно говорит о художественном
образовании. Тем не менее, она, безусловно, видит силу искусства, его мощное
воздействие на человека. Недаром именно ее перу принадлежат первые у нас
литературные сказки. Согласно эстетике XVIII века красота нравственная
преобладает над внешней. Но соотношение внешней и внутренней красоты у
Екатерины уже иное, чем это было в XVII веке, когда красота внешняя считалась
наградой за нравственное совершенство. Вся ее система воспитания в какой-то
мере проникнута созданием у ребенка эстетического отношения к миру – все должно
быть прекрасно – поступки, мысли, движения, все должно стремиться к совершенству.
В первые
десятилетия XIX века эстетика завоевывает права гражданства, являясь частью
обязательных программ учебных заведений.
Уже в конце XVIII
века в отечественной общественной мысли определяется круг методологических
проблем, которые подлежит рассматривать формирующейся эстетике. Порой,
конкретизация этих проблем приводила к взаимоисключающим характеристикам. Общим
было признание того, что эстетика призвана изучать самое общее в «изящных
искусствах», то есть вкус и красоту. Но представители эстетики расходились во
мнениях, когда пытались определить границы новой науки, отвечая на вопрос,
является ли эстетика теорией познания «красоты и стройности» или всеобщей
теорией искусств. Появляются работы, рассматривающие эстетику либо как часть
«науки изящного», либо выводящие ее за пределы этой науки. Наших
соотечественников привлекает шеллинговский подход к эстетической природе
философии, утверждение неисчерпаемости художественного произведения. Отсюда и
положение о том, что всякая попытка определить существо искусства «выражает нечто,
но не все». Русские сторонники Шеллинга обратили внимание на то, что в
процессе художественной деятельности совершается человеческое самопознание,
имеет место самовыражение и самоутверждение. Немалый интерес в России вызывает
и эстетика И. Канта. Среди его последователей — Александр Иванович Галич
(1783-1848), автор «Опыта науки изящного». Галич рассматривает «сущность
изящного» и его виды, дает определение категориям эстетического вкуса, гения и
стиля. Ему принадлежит и «теория изящных искусств», анализ поэзии ее видов и
жанров. Галич полагает, что эстетика не может быть ограничена рамками
искусства, она должна «пояснять общие условия и законы», относящиеся к
прекрасному «в предметах окружающего нас мира». Для развития эстетики как
теории изящного необходимо «сближение умозрения с опытом».
Русская эстетика
формировалась как часть отечественного самосознания XIX века. Ее основная
направленность только с одной стороны определяется западноевропейским философским
влиянием. С другой — эстетика развивается, отвечая на запросы русской
общественной мысли, которая во многом определяет важнейшую сферу приложения
эстетических принципов — сферу искусства. Первая половина XIX века характеризовалась
развитием романтизма, художественной теории и практики реалистических
принципов. К началу сороковых годов реализм уже складывается как совокупность
творческой практики и теоретических воззрений целого ряда писателей и
художников. Но этому положению предшествовал сложный процесс формирования
творческого метода и в художественной практике, и в теоретических исканиях.
Ярчайшим примером этого процесса является творческое наследие Александра
Сергеевича Пушкина (1799-1837). Его статьи и письма представляют собой пример
теоретических и критических поисков той новой системы искусства, которую
стремится утвердить художественными произведениями. Пушкин затрагивает и
обсуждает вопросы назначения искусства, призвания писателя, своего творческого
метода и критериев художественного совершенства. Для развития реализма особую
важность приобретают сформулированные великим поэтом принципы правдивого
изображения человеческих характеров во всей их многосторонности, сложности и
противоречивости.
Белинский был
наиболее ярким представителем эстетической теории, формирующейся в рамках
критики и публицистики. В критике, «движущейся эстетике», Белинский обосновывал
критерии художественности произведений искусства, их значение в пробуждении
общественного самосознания. Закономерно в таком случае введение в эстетическое
исследование понятия народность, которое неразрывно связано с развитием
реализма в искусстве.
Главная проблема
русской эстетики XIX века — отношение искусства к действительности — получила
развитие у Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889), заявившего об особом,
эстетико-материалистическом подходе к прекрасному в природе, обществе и искусстве.
Чернышевский исходит из следующих положений: во-первых, искусство возникает не
только из потребности человека в прекрасном, а из совокупности потребностей.
Во-вторых, содержание искусства не ограничивается прекрасным, а включает в
себя все «общеинтересное» для человека. И в-третьих, искусство служит не только
предметом эстетического наслаждения, но и средством познания жизни. Другими
словами, стремление к прекрасному не существует в человеке автономно от других
его стремлений и потребностей. Белинский и Чернышевский подчеркивали положение,
жизненно важное для общественной мысли России XIX века: передовая тенденция
способствует правдивости и жизненности художественных образов, ложное идейное
направление не только уводит художника от жизненной правды, но и губит талант,
снижает художественный уровень произведения искусства. Прекрасное, красота у
Добролюбова носит ярко выраженный антропологический характер, она зависит от
образа жизни человека, его отношения к труду, от всего того, что определяет
«органическое развитие человека». Не обходя проблему эстетических критериев
художественного произведения, Добролюбов, тем не менее, отодвигает их на
второй план. Главное — это «внутренние достоинства произведения», обусловленные
«общественно значимым содержанием», отвечающем идеальным требованиям». Эстетическая
теория, созданная Белинским, Чернышевским, Добролюбовым развивалась, в
значительной степени, в неразрывной связи с революционно-демократической
критикой и публицистикой, свидетельствуя о неразрывности эстетики, политики и
этики. Уже с середины XIX века любой серьезный разговор об искусстве связывался
в России с размышлениями о судьбе народа. При таком подходе закономерна
абсолютизация утилитаризма — принципа полезности — искусства и науки о нем.
Неприятие
эстетического отношения к действительности и эстетики как определенной теории
прекрасного находит свое крайнее выражение в работах Дмитрия Ивановича Писарева
(1840-1869). Как правило, его называли родоначальником русского нигилизма, его
призыв «бить направо и налево», «разбить все, что можно разбить» получил
развитие во взглядах на искусство и эстетику. Для Писарева «эстетика,
безотчетность, рутина, привычка — это все совершенно равносильные понятия».
Аргументом эстетики является принцип «потому что это мне нравится», для
«реалистов» главное — сам человек, его Я, произносящее «решительные приговоры».
Для эстетиков «идея общечеловеческой солидарности» — один из «цветочков» бытия,
для реалистов эта идея есть «один из основных законов человеческой природы».
Писарев явился, таким образом, одним из наиболее показательных представителей
концепции позитивистского утилитаризма в эстетике. Взгляды Писарева на
искусство выражали тенденцию, вызвавшую к жизни резкую оппозицию: чем
значительнее был лозунг утилитаризма, тем большее распространение получала
теория «чистого искусства». И если Писарев решительно выступает против
значимости в русской культуре пушкинского художественного наследия, то сторонники
«чистого искусства» объявляют себя сторонниками великого русского поэта,
значение творчества которого для Отечества переоценить невозможно.
Развитие
эстетической мысли России XIX века сопровождалось многими дискуссиями по
проблемам, связанным с функциями искусства, его сущностью, особенностями
художественного творчества, и самое главное, в связи с оценкой того или иного
произведения искусства. В значительной степени это определяется идеалами и
ценностями, которые, меняясь с калейдоскопической быстротой, формировали
общественное мнение русской интеллигенции. Сложность и противоречивость
развития эстетической мысли этого периода нашла выражение в появлении
философско-эстетической концепции К. Леонтьева, Ф. Достоевского и Л. Толстого.
Проблемы эстетики
оставались по-прежнему спорными и остро дискуссионными и в конце XIX века. На
страницах нового журнала «Вопросы философии и психологии» развернулась
дискуссия по проблемам методологии эстетической науки. Что должна изучать
эстетика, каково ее проблемное поле, в чем заключается специфика предмета
эстетической науки? Эти вопросы были напрямую связаны с пониманием красоты и
искусства, эстетического наслаждения, функций искусства. В этих спорах
выкристаллизовывается статус Русской эстетики.
Если в
предшествующие десятилетия эстетика развивается в рамках критики и публицистики,
в непосредственной связи с искусствоведением, то в конце XIX века русская
общественность увлекается «позитивными науками», среди которых первое место
отводится психологии. Появляется целое направление, представители которого
считают эстетику специальной эстетической дисциплиной, в основу которой положен
«только опыт и наблюдение, как бы вовсе не нуждающиеся в философии как науки о
принципах». Подход к эстетике с этих позиций вызывает отрицательную оценку
представителей философско-идеалистической эстетики.
Философия
Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) дала толчок развитию русской эстетики
конца XIX — начала XX вв. Соловьев дает философское обоснование категории
прекрасного в единстве с истиной и добром, пытается осмыслить проблему символа.
Соловьев рассматривает красоту во всех природных формах, в развитии от
неорганического мира к органическому, затем — к человеку. В животном мире
красота выступает в орнаментальной и музыкальной формах, она преподносит
эстетическому познанию обширный и интересный материал, требующий философского
осмысления. Высшее проявление красота получает в человеке, который выступает
самым совершенным воплощением эстетического начала в природном мире и
единственным существом, способным к творческому освоению действительности. В
объяснении искусства как активной формы отражения мира и средства выражения
ценностей жизни, как своеобразного служения действительно жизненным идеалам
Соловьев усматривает способ раскрытия его эстетического смысла. Следует
подчеркнуть, что конец XIX начало XX века характеризуется как «переходный»,
переломный период русской культуры. Поиски новых ценностей и идеалов определяют
как художественную практику, так и эстетическую теорию. Будущее искусства, и
,прежде всего, отечественного, вызывает бурные споры. В их основе лежит
эстетическое осмысление ряда проблем: традиции русского искусства, определение
новизны содержания и формы, своеобразие художественного творчества, специфика
и характерность художественного образа в различных видах искусства.
Формировалась необходимость в «путеводной звезде». Такой звездой объявляется
символизм. В русской культуре под символизмом понималось широкое течение, в
котором наглядно проявилось существование многообразных идейно-эстетических и
социально-культурных тенденций — религиозного мистицизма.
Задачу эстетики символисты видели в обнаружении «точных соответствий между
видимым и невидимым мирами». Акт творчества, по мнению большинства символистов,
несет в себе попытку выйти за пределы, поставленные реальным миром, а
творческий порыв сам по себе уже акт творчества. Пространство осознавалось как
постоянное препятствие, которое необходимо преодолевать.
В конце первого
десятилетия XX в. русская эстетика пережидает отход от принципов символизма. В
эстетической теории и художественной практике утверждаются положения целого
ряда различных направлений, наиболее популярными из которых являлись акмеизм
(греч. акте — высшая ступень чего-либо, цветущая сила) и футуризм (лат. futurum
— будущее).
В первые
десятилетия XX века русская эстетика не ограничивается постановкой вопросов,
связанных с теоретическим обоснованием конкретных художественных школ и
направлений. Философская эстетика заостряет внимание на теории творчества. Общефилософской
методологической основой рассмотрения художественного образа — одной из
основополагающих категорий эстетики — стала в идеологии социализма, созданная
В. И. Лениным теория отражения.
Важнейшим
положением ленинской теории отражения явилась концепция о взаимодействии
объекта и субъекта познавательной деятельности. Опираясь на положения ленинской
теории отражения, отечественные ученые доказывали, что образность
художественного отражения не противостоит, а вытекает из всеобщей природы
человеческого сознания. Своеобразие искусства как формы общественного сознания
заключается во взаимодействии всех этих особенностей в том целостном идеальном
образовании, которое и представляет из себя художественный образ не только как
продукт особого рода творческой деятельности или ее восприятия, но и как
феномен духовной культуры вообще. В контексте основных положений ленинской
теории отражения, советская эстетика сделала вывод и о том, что способность к
художественно-образному отражения не является у человека прирожденной.
Первое
десятилетие Советской власти было периодом становления и советской эстетики,
основной задачей которой стало теоретическое обоснование создания чисто
«пролетарской культуры». В первые послереволюционные годы в России
функционировали различные творческие школы: футуризм, дадаизм, кубизм,
экспрессионизм, супрематизм и т. д. Центральным вопросом отечественной
эстетической мысли 30-х годов стала разработка принципов социалистического
реализма.
Великая
Отечественная война на время затормозила развитие эстетической теории. Однако в
послевоенные годы в советской науке начинают разрабатываться новые подходы к
решению проблем искусства, осуществляющихся как часть общего исследования
структуры общественного сознания, происходящего в рамках исторического
материализма и марксистско-ленинской эстетики.
В 70-80-е годы
продолжалась разработка основных категорий эстетического сознания:
эстетического идеала, чувства, вкуса, потребности, восприятия. К началу 90-х
годов в советской эстетической науке начинается процесс преодоления вульгаризаторства,
догматизма в истолковании тех или иных эстетических феноменов. Предмет эстетики
существенно расширяется.
В современной отечественной эстетике укрепляется мысль о нарастании
общечеловеческих гуманистических начал в художественной культуре. Именно
утверждение ценностей общечеловеческих и все временных становится целью
утверждения новых подходов русской эстетики.
Литература
1. Кривцун О.А., Эстетика: «Аспект-пресс»,
Москва, 2001 г.
2. Борев, Ю.Б. Эстетика:
Учебник, Высшая школа, Москва 2002 г.
3. Сайт Тульского
государственного педагогического университета им.Л.Н.Толстого
Страницы: 1, 2
|