Переосмысление
наших взаимоотношений с пресными водными
ресурсами
Д.К.
Валлентайн (иначе называемый Джонни-биосфера) сначала заставил меня думать о
силе слов и языка в формировании наших мифов и мнений о мире вокруг нас и наших
взаимоотношений с миром. Мне было трудно выразить это словами, однако я ясно
чувствовал, что многие из наших мифов и мнений о водных ресурсах просто несовместимы
с нашим миром, постоянно растущим населением и его требованиями на воду.
Изложенные ниже наблюдения – некоторые их которых признаны повсеместно, некоторые
более противоречивы – предлагаются как пища для размышлений.
1.
Вода необходима
для жизни, и пресные водные ресурсы, достаточные
для обеспечения основных человеческих нужд,
должны рассматриваться как основное право человека.
Возможно ли, чтобы Канада, как это было в случае
с минеральными ресурсами, смогла направить международное
внимание на реализацию этого принципа?
Видимо,
мы должны найти способ признать право природы на воду. Совет Горбачева
(Зеленый крест, 2000) включает следующее утверждение: «Вода является ограниченным
ресурсом, в наличии имеется всегда ограниченное количество этого ресурса. Существование
воды в конкретной форме в конкретном регионе должно рассматриваться в качестве
постоянной характеристики ландшафта, вместе с человеческой и природной средой,
следовательно, и нуждам людей, и нуждам природы необходимо отдавать приоритет.
Это также единственный путь, при котором могут быть соблюдены интересы и права
настоящих и будущих поколений». Здесь также цитируется Раздел 27
(1)
(9b) Южно-Африканской конституции: «Вода, необходимая для удовлетворения человеческих
нужд и экологических требований, должна быть определена как «резерв» и получать
приоритет использования (Принцип C4)». В другом разделе Конституции данный принцип
выражен яркой фразой: «немного воды для всех и всегда».
2.
Вопрос доступа
к водным ресурсам и их распределения является
слишком важным, чтобы оставить на откуп рынку,
богатым акционерам и процентным ставкам.
Мод
Барлоу (1999) пишет о глобальных кризисах и превращении воды в товар; Бокинг
(1987) и Академия Раусона (1990) в своих работах рассматривали эту проблему в
Североамериканском контексте. Недавний отчет Международной совместной комиссии
(февраль, 2000) относительно магистрального экспорта водных ресурсов из Великих
озер обнадеживает – или по крайней мере, немного обнадеживает.
Нужно
ли нам беспокоиться? Я считаю несколько пугающим тот факт, что вода может в
конечном счете просто превратиться в еще один товар на глобальном свободном
рынке игры в монополию. «Официальные версии», излагаемые нашими политическими
лидерами, доказывают данную тенденцию. Однако ослабление национальных
правительств, руководств штатов и провинций, сопровождаемое одновременным ростом
мощи мультинациональных корпораций действительно дает причину для беспокойства.
Подумайте о том, как изменялось наше отношение к запасам нефти и газа Канады и
какое влияние оказали правила международной торговли на использование этих
ресурсов.
3.
Вопреки распространенному
мнению, мы не управляем водой. На самом деле
мы управляем, часто очень плохо, нашим собственным
использованием воды и пресных водных ресурсов.
Вода
является источником жизни, и человечество, в течение всей своей недолгой
истории, создавало общества, экономику, города около воды. Когда мы строим
плотины, забираем воду, используем, загрязняем, распределяем, продаем воду и
поклоняемся воде, на самом деле мы просто играем с гидрологическим циклом и
реальная проблема состоит в необходимости управлять нашим использованием
водными ресурсами и пресноводными экосистемами и наносимым ущербом.
4.
Пресная вода
является ограниченным и уязвимым ресурсом, и мы
больше не можем обращаться с ним как
с неограниченным и бесконечно возобновляемым ресурсом.
Возможно,
в ранние века, когда человечество не имело таких больших требований на воду,
было разумно считать воду возобновляемым ресурсом, так как по крайней мере на
локальном уровне гидрологический цикл, сезонные колебания осадков и стока
обеспечивали постоянное возобновление воды. На глобальном уровне вода скорее является
ограниченным и довольно уязвимым ресурсом (Гамильтон, 1998). Горбачев и другие
в публикации Зеленого креста 2000 г. также постоянно упоминают ограниченный характер
глобальных запасов пресных водных ресурсов.
5.
Вода пограничных,
трансграничных или внутренних экосистем имеет в
долгосрочной перспективе международный характер и создает
взаимозависимость, которая может стать сильным стимулом
для сотрудничества между странами и их населением.
Гидрологический
цикл не соблюдает политических границ; в результате воздушно-водного обмена
даже самые отдаленные водные экосистемы связаны с остальным миром. Горбачев и
другие в публикации Зеленого креста (2000) утверждают, что признание этой
взаимозависимости приведет к большему сотрудничеству и фактически к укреплению
национального суверенитета и национальной безопасности. Авторы признают водоразделы
и площади водосбора важными элементами, несмотря на то, что они не
распространяют свои утверждения на атмосферу или атмосферную часть гидрологического
цикла.
6.
Вода, как и атмосфера,
является интегрирующей средой.
Каждое
озеро, каждая река, каждый ледник и даже каждая капля воды содержит следы –
иногда очень небольшие – использования воды человеком в другом месте или другое
время. Прошлые события и воздействия, если бы мы могли их расшифровать,
содержатся в наносах озер и океанов, ледниках, возникших тысячелетия назад и
слоях биоты – живущей сейчас или сотни лет назад.
Варвик
(1980) в своей работе о наносах озер, ископаемых насекомых и человеческой
истории залива Квинте смог показать, как Наполеон изменил структуру наносов и
фауну насекомых этого водного объекта. Как это может быть? Автор приводит сложный
и удивительный рассказ о взаимосвязи между нашей экономикой, деятельностью и
окружающей средой. Наполеон смог блокировать Балтику, перекрыв англичанам доступ
к мачтовому лесу для их кораблей. В ответ Англия изменила свою структуру тарифов
для поощрения вырубки леса в других частях планеты. Белые и красные ели бассейна
Квинты закончили свое существование в качестве мачт для кораблей британского
флота. Почвенная эрозия, сопровождавшая вырубку леса, изменила лимнологию залива
и характер наносов, а также сильно изменила фауну насекомых, населяющих эту
экосистему.
7.
Соглашение о
водных ресурсах Великих озер 1978 г., с поправкой
протокола 1987 г. (Международная совместная комиссия,
1994 г.) остается наиболее прогрессивным международным
соглашением о пограничных и трансграничных водных ресурсах.
Согласно
статье 2, «Целью Сторон является восстановление и поддержка химической,
физической и биологической целостности водных ресурсов экосистемы бассейна
Великих озер…». Это соглашение предоставляет вдохновляющую и содержательную
структуру, которая позволила Сторонам -Международной совместной комиссии и
населению бассейна Великих озер -выявить и решать широкий спектр проблем. Нужно
подчеркнуть, что когда Премьер-министр Трудо и Президент Никсон подписали
первоначальное соглашение в 1972 г., никто действительно не мог предположить, к
чему приведет это великое международное предприятие.
Протокол
1987 г. добавил к соглашению приложение, объединяющее атмосферу с озерами и,
что очень важно, приложение о Планах коррективных действий и Планах
бассейнового управления. Последнее приложение включило концепцию восстановления
«полезного использования» в проблемных зонах, содержащую задачи по видам использования
(включая использование не человеком) в дополнение к задачам по качеству воды и
экосистемам, содержащимся в Соглашении. Хартиг и Зарулл (1992) и многие другие
рассматривают это предприятие как проявление «демократии у корней травы» и
местной власти.
Я
определенно соглашусь с Брунни и Тупом (1997) и их призывами к «созданию
экосистемного режима». Вдохновляет то, что они, в отличие от авторов публикации
Зеленого креста (2000) использовали Соглашение о Великих озерах как основной
пример создания экосистемного режима. Я также думаю, что и они, и авторы
публикации Зеленого креста правы, утверждая, что соглашения о сотрудничестве,
даже если они не выходят за рамки добрых намерений и взаимопонимания, могут
принести очень позитивные результаты.
Несколько
заключительных мыслей и замечаний
Мне
кажется, что Канада имеет хорошую возможность играть лидирующую роль в
разработке и развитии международных усилий по обеспечению нашего будущего в
использовании пресных водных ресурсов. Канада и ее жители играли важные лидирующие
роли во многих международных миротворческих и экологических вопросах, а
необходимость такого лидерства определенно требует поддержки. Каждая из четырех
проблем, изложенных ниже, должна быть эффективно решена, что требует стратегического
изменения направления деятельности на национальном уровне и нового, обновленного
и усиленного национального статуса.
1.
Канада, обладающая достаточной властью, может играть намного более
важную роль глобального лидера в решении вопросов
устойчивости пресных водных ресурсов планеты.
Вода – это источник жизни, устойчивости человеческого общества
и окружающей среды. Постоянные международные усилия,
направленные на превращение доступа к пресным водным
ресурсам приемлемого качества и количества для
обеспечения основных человеческих потребностей в основное
право человека, предоставит много возможностей для
развития международного сотрудничества.
Неужели
невозможно, чтобы Канада, как это было с вопросом минеральных ресурсов, будет
привлекать внимание международной общественности к реализации данного вопроса?
Канада, и в частности уважаемый Ллойд Эксворти, показали имеющийся потенциал
лидерства на международной арене. Вопрос минеральных ресурсов является
прекрасным примером того, как такая страна, как Канада, может мобилизовать
международную поддержку для решения важной международной проблемы.
Несомненно,
Департамент иностранных дел и торговли (Ханниган, 1999) рассматривает
некоторые аспекты человеческой безопасности и конфликтов по поводу водных
ресурсов, и, очевидно, Канада имеет необходимость и возможность сотрудничать с
другими странами, имеющими схожие приоритеты, включая северные страны и
Нидерланды, превращая вопрос пресных водных ресурсов в центральный элемент нашей
иностранной политики. Зеленый крест (2000) утверждает, что оружием конфликтов
по поводу воды являются мачете и пистолеты, а не современное вооружение,
однако нельзя пренебрегать масштабными международными конфликтами. Одной из
основных задач является предотвратить превращение воды в товар, и сделать
правом человека иметь «немного воды для всех и всегда», создавая в то же время
стимулы (включая неденежные) для охраны пресных водных ресурсов и экосистем.
2.
Канада имеет
хорошие возможности играть важную лидирующую
роль в процессе «создания экосистемного режима» для
поддержки международного сотрудничества для охраны
и устойчивого использования международных пресноводных
экосистем.
Опыт
Канады в достижении многонационального консенсуса и разработке соглашений по
вопросам окружающей среды и природных ресурсов является очень ценным. Договор
о пограничных водах 1909 г. и последующие соглашения, такие как Соглашения о
качестве водных ресурсов Великих озер 1972 и 1978 гг., создали структуру для
сотрудничества между Канадой и США, а цели и задачи, изложенные в данных соглашениях,
дали надежду поколениям североамериканцев. Канадский опыт совместной работы с
провинциями в разработке механизмов сотрудничества по управлению международными
и межпровинциальными реками и озерами также дал много ценных уроков. Канадский
Водный акт создал очень полезную структуру для федерального/провинциальногоимежпровинциальногопланированияисотрудничества.
3.
Для того,
чтобы Канада стала играть более лидирующую
международную роль в вопросах пресных водных
ресурсов, необходимо взять на себя долгосрочное
стратегическое обязательство увеличить свой потенциал
для обеспечения международного лидерства в экологической
науке и особенно в сфере пресных водных ресурсов.
В
конце 1960-х гг. Канада приняла решение лидировать в области науки о пресных
водных ресурсах. Существовало очевидное признание серьезных проблем, связанных
с водными ресурсами Великих озер, а также необходимости развивать науку о
пресноводных ресурсах, что являлось важным условием для восстановления озер. Я
также четко осознавал, что без совместных исследований и общего понимания
проблем экосистем Великих озер невозможно стимулировать координированные
международные действия. Научный рыбоохранный совет Канады создал Институт
пресных водных ресурсов в Виннипеге, а Департамент энергетики, рудников и
ресурсов создал Канадский центр внутренних водных ресурсов в Берлингтоне для
развития канадского потенциала лидерства в науке о пресных водных ресурсах.
В
начале 1970-х гг., менее, чем через 10 лет после создания Института пресных
водных ресурсов и Канадского центра внутренних водных ресурсов, директор
немецкого института Макса Планка написал в международном журнале, что
лимнология (наука об экологии пресных водных ресурсов) развивается наиболее
быстрыми темпами в Канаде. Существует бесконечное количество примеров того,
как канадские ученые принимали на себя лидирующую роль в выявлении и решении
важных локальных и глобальных проблем здравоохранения и целостности канадских
и мировых экосистем пресноводных ресурсов.
Можно
привести четыре примера того, как люди, начинавшие свою карьеру в 1960-1970-х
гг., играли важную роль в научной сфере: 1) канадские ученые в Программе
мониторинга и оценки Арктики (АМАР, 1998); 2) канадец д-р Джон Буссини возглавляет
текущие переговоры по разработке конвенции о постоянных органических загрязняющих
веществах (РОР); 3) присуждение Стокгольмского водного приза и Экологического
приза Вольво д-ру Дэвиду Шиндлеру за его вклад в развитие науки о пресноводных
ресурсах; 4) продолжающееся мировое лидерство Джима Брюса, первого Директора
Канадского центра внутренних водных ресурсов, в вопросах глобального изменения
климата.
Канадское
лидерство в области изучения пресных водных ресурсов не ограничивалось сферой
исследований и мониторинга. Бывший Канадский Директорат окружающей среды
внутренних водных ресурсов имел одно время примерно 1000 сотрудников, большая
часть которых имела высокую квалификацию, обеспечивших привлечение внимания
национальной и международной общественности к усилиям Канады в области изучения
пресных водных ресурсов. Именно эта группа руководила обеспечением выполнения
обязательств Канады по Договору о пограничных водных ресурсах 1909, Соглашениям
о качестве водных ресурсов Великих озер 1972 и 1978 гг. и другим международным
соглашениям. На них также возлагалась основная ответственность за управление Канадским
водным актом.
Потенциал
в области изучения пресных водных ресурсов, созданный Директоратом, сейчас
утрачен. Многие первоклассные федеральные общественные служащие рано вышли в
отставку, и хотя некоторые оставшиеся члены Директората все еще работают в
других отделах Департамента, общий потенциал лидерства в области пресных водных
ресурсов значительно снизился. Печально, что значительный потенциал научных
исследований, мониторинга и планирования, который существовал на уровне провинций,
также утерян.
Как
изменились времена и наше отношение к исследованиям, финансируемым за счет
общественных средств! Не так давно многие пытались убедить Департамент рыбного
хозяйства и океанов Канады спасти остатки Института пресных водных ресурсов и
его всемирно известную исследовательскую станцию в Экспериментальной зоне озер.
По иронии судьбы, во время борьбы за сохранение части бывшего потенциала в
области изучения пресных водных ресурсов, другое федеральное министерство объявило
об увеличении финансирования международной фармацевтической компании под
предлогом, что лекарства, производимые этой компанией, вернут величие
Канадскому правительству. К сожалению, имущественные исследования, направленные
на патентование и продажу новых продуктов и процессов, не заменят собой
экологические исследования, направленные на изучение и информирование. По
моему личному мнению, финансируемые за счет общественных средств экологические
исследования, осуществляемые государственными структурами, являются наиболее
предпочтительным способом обеспечения долгосрочной непрерывности программ
мониторинга и исследований. Только таким образом мы сможем сохранить лидирующую
роль в области выявления экологических вопросов и разработке эффективных политических
решений.
Наш
мир все больше зависит от координированных международных действий и нуждается в
них. Те, кто имеет информацию и комплексное понимание нашего коллективного
воздействия на пресные водные ресурсы и экосистемы, сможет достигнуть
консенсуса, который сделает возможным коллективные действия. Университетские и
в очень ограниченной степени промышленные исследования, могут дополнить, но не
заменить необходимость первоклассных государственных исследований в этой
сфере. Такие исследования, особенно если они разработаны в общественных
интересах, а не просто в поддержку официальных позиций департаментов, могут
снова – возможно, через десятилетие – вернуть Канаде лидерство в этой сфере.
4.
Для эффективного
обеспечения международного «экологического лидерства» Канада
должна показать пример у себя дома.
Потенциал
Канады по обеспечению международного лидерства в решении международных
экологических проблем явно зависит от собственной деятельности внутри страны.
Существует очевидное доказательство того, что эта деятельность требует совершенствования.
Недавние отчеты Комиссионера окружающей среды и устойчивого развития (Эммет
1999а, 1999b) приводят множество примеров недостаточной способности
правительства решать проблемы управления и контроля постоянных токсичных
веществ в окружающей среде Канады.
Выполнение
обязательств, взятых Канадой на UNCED 1992 в «Повестке 21 века», по Конвенции
о биоразнообразии и Рамочной конвенции по изменению климата, оказалось
достаточно проблематичным. В некоторых случаях было понятно, что Канада
отстает от многих других стран в выполнении данных обязательств. Особенное беспокойство
вызывает очевидная неспособность Канады снизить объем выбрасываемых газов, способствующих
парниковому эффекту. Усилия, предпринимаемые до сегодняшнего дня, были очень
скромными, поэтому очевидно, что без лидирующей роли государства Канада
по-прежнему не будет выполнять требуемые уровни снижения выбросов.
Долгожданное канадское законодательство о вымирающих видах выглядит как очень
незначительное мероприятие. Существует ясное понимание в сообществе НПО, что
действия Канады по усилению собственного экологического законодательства не
достаточно эффективны. Свидетельством этого являются многочисленные обращения в
Североамериканскую комиссию экологического сотрудничества по статье 14 Североамериканского
соглашения об экологическом сотрудничестве. Основное внимание обращено на
неспособность Канады выполнять экологические требования Рыбоохранного акта.
Успех
Канады в решении собственных внутренних проблем, связанных с пресными водными
ресурсами, обязательно повлияет на ее способность влиять на международную
политику в области пресных водных ресурсов и создания экосистемного режима. Канадский
Водный акт предоставил структуру, тренинговую площадку и финансирование в
помощь федеральному/провинциальному планированию и управлению по некоторым меж провинциальным
речным системам. Этот опыт бесценен, и недавние примеры достижения консенсуса включили
широкое участие заинтересованных сторон. Финансирование поддержки
«федерального/провинциального» бассейнового планирования было значительно сокращено
в недавние годы.
Страницы: 1, 2
|