2.3.6. Минимальный радиус
кривой в плане
Минимальный радиус кривой в плане
определяется из условия восприятия центробежной силы при движении транспортного
средства по закруглению, то есть требуется обеспечить устойчивость автомобиля
против заноса и опрокидывания, а также комфортные условия движения.
Расчетная формула:
R(min) = V²/ [127·(m + i(поп)]
= 100²/ [127·(0,1 + 0,02) = 656 м, (2.8)
где m – коэффициент поперечной
силы (рекомендуется принимать равным 0,1); i(поп) – поперечный уклон
проезжей части, который для асфальтобетонного покрытия принимается равным 0,02.
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ПЛАНА ТРАССЫ
3.1. Описание предложенного
проекта
Трассирование выполняется на заданной
топографической карте местности масштаба 1:10 000 с сечением горизонталей через
2,5 м. Для определения координат вершин углов, начала и конца трассы на
километровой сетке карты назначены условные координаты.
Заданный участок трассы между
точками А и Б автомобильной дороги
Солнечный - Горный расположен в
овраге. Начальная точка трассы А задана на левом склоне холма. Конечная точка Б
находится на правом склоне оврага.
Основное направление трассы -
восточное. На первом километре трасса располагается в овраге и имеет южное
направление. На ПК 5 + 34,14 трасса поворачивает налево. Поворот трассы
осуществляется по закруглению с радиусом кривой 1000 м.
На ПК 32 +51,23 трасса
поворачивает направо. Поворот трассы осуществляется по закруглению с радиусом кривой
800 м.
3.2 Вычисление направлений и
углов поворота
По топографической карте в системе
условных координат путем непосредственных графических измерений определены
ординаты x и
абсциссы y вершин улов поворота, начала НТ и конца КТ
трассы, которые приведены в таблице 3.3
Таблица 3.3 Координаты углов
поворота, начала и конца трассы
Вершина
угла
поворота
|
Координаты, м
|
|
|
х
|
у
|
НТ
|
2525
|
472
|
ВУ 1
|
1278
|
472
|
ВУ 2
|
765
|
2975
|
КТ
|
226
|
3295
|
Длина воздушной линии между
началом и концом трассы
LВ = [(Xнт - Xкт)²
+ (Yнт – Yкт)²]½ = [(2525 – 226)² + (472 –
3295)²]½ = = 3640
(м). (3.9)
Расстояние между началом трассы и
вершиной 1 – го угла поворота
S1 = [(Xнт X1)²
+ (Yнт - Y1)²]½ = [(2525 -
1278)² + (472 – 472)²]½ = =1247 (м).
(3.10)
S2 = [(X1 X2)² + (Y1 –
Y2)²]½ = [(1278 - 765)² + (472 -
2975)²]½ = =2555(м). (3.11)
Расстояние между вершиной 2 – го
угла поворота и концом трассы
S3 = [(X2 Xкт)² + (Y2 –
Yкт)²]½ = [(765 - 226)² + (2975 - 3295)²]½
= = 624 (м). (3.12)
Дирекционный угол и румб
направления НТ - ВУ1:
D01 = Arccos [(X1 Xнт)/ S1] = [(1278
- 2525)/1247] = Arccos (-1) или 180º
(3.13)
r01 = СВ: 180º
Дирекционный угол и румб
направления ВУ1 – ВУ2:
D12 = Arccos
[(X2 X1)/ S2] = [(765 - 1278)/ 2555] = Arccos
(-0,2008) или (-78º42’) (3.14)
r12 = ЮВ:101º18’
Дирекционный угол и румб
направления ВУ2 – КТ:
D2N = Arccos [(Xкт X2)/ S3] = [(226
- 765)/624] =Arccos (-0,8638) или
(-30º26’)
(3.15)
r2N = СВ : 149º24’
r12 = (-78o42’) , т.к дирекционный угол отрицательный и линия
ВУ2 –КТ имеет юго – восточное направление. Полученное значение дирекционного
угла необходимо вычесть из 180º.Тогда окончательно положительное
направление дирекционного угла будет
D12 = 180º - 78o42’ =
101º18’ (3.16)
r12= ЮВ: 68º10’
(3.17)
Величина 1 – го угла поворота:
U1 = D12 – D01 = 101º18’ - 180º
= -78º42’ (3.18)
Величина 2 – го угла поворота:
U2 = D2N – D12 =149º34’ -
101º18’ = 48º16’ (3.19)
Проверка 1. Разность сумм левых и правых углов поворота
должна быть равна разности дирекционных углов начального и конечного
направлений трассы:
SUлев - SUправ = D2N – D01;
(3.20)
(-78°42’ +
48º16’) = (149º34’ - 180°)
- 30o26’ = -
30o26’
3.3 Расчет элементов закруглений
Элементы 1 – го закругления:
Угол поворота U1= 78º42’; радиус круговой кривой R1 =
1000 м.
Тангенс закругления
Т1 = R1·Tg(U1/2) = 1000 · Tg(78º42’/2) = 819,95 (м)
(3.21)
Значение угла поворота в градусах:
U1 = 78º + 42’/60´ = 78,7º
(3.22)
Кривая закругления:
K1 = R1 ·p· U1/180º
= 1000 · 3.1416 · 78,7º/180º = 1373,58 (м). (3.23)
Домер закругления:
Д1 = 2·Т1 – К1 = 2·819,95 –
1373,58 = 266,32 (м). (3.24)
Биссектриса закругления
Б1 = R1·[(1/Cos(U1/2))–1] = 1000·[(1/Cos(78,7º/2)-1] = 293 (м). (3.25)
Элементы 2 - го закругления
Угол поворота U2= 48º16’; радиус круговой кривой R2 = 800
м.
Тангенс закругления
Т2 = R1·Tg(U2/2) = 800 · Tg(48º16’/2) =358,45 (м).
(3.26)
Значение угла поворота в градусах:
U2 = 48º - 1´/60´ =
48,27º
(3.27)
Кривая закругления:
K2 = R2 ·p· U2/180º
= 800 · 3.1416 ·48,27º/180º = 673,98 (м). (3.28)
Домер закругления:
Д2 = 2·Т2 – К2 = 2·364,14 –
673,98 = 42,92 (м). (3.28)
Биссектриса закругления
Б2 = R2·[(1/ Cos(U2/2))–1] = 800·[(1/Cos(48º16’/2)-1]= 76, (м). (3.29)
Проверка 2. Две суммы тангенсов за вычетом суммы кривых
должны быть равны сумме домеров:
2·ST-SK = SД;
(3.30)
2·(819,95 + 358,45) – (1373,58 +
673,98) = 266,32 + 42,92
309,24 = 309,24
3.4 Вычисление положения вершин углов поворота
Пикетажное положение начала трассы
принято L(HT) = ПК 0+ +00,00.
Пикетажное положение вершины 1 –
го угла поворота:
L(ВУ1) = L(HT) + S1 = 00,00 + 1247 =
1247 (м) (3.31)
или ПК 12 +47
Пикетажное положение вершины 2 –
го угла поворота:
L(ВУ2) = L(ВУ1) + S2 – Д1=1247
+ 2555 – 266,32 = 3535,68 (3.32)
или ПК 35 + 35,68
Пикетажное положение конца трассы
L (КТ) = L (ВУ2) + S3 – Д2 = 3535,68 + 624 – 42,92 = 4116,76
(м) (3.33)
или ПК 41 + 16,76
Длина трассы
Lт = L(КТ) – L(НТ) = 4116,76 – 00,00 = 4116,76
(м) (3.34)
Проверка 3. Сумма расстояний между вершинами углов
поворота за вычетом суммы домеров должна быть равна длине трассы:
SS - SД = Lт;
(3.35)
(1247 + 2555 + 624) – (266,32 +
42,92) = 4116,76
4116,76 =
4116,76
3.5 Вычисление пикетажных положений и длин
прямых вставок
Пикетажное положение начала 1 – го
закругления:
L(НК1) = L(ВУ1) – T1 = 1247 – 819,95 = 427,05
(м) (3.36)
или ПК 4 + 27,05
Пикетажное положение конца 1 –
го закругления:
L(КК1) = L(НК1) + К1 = 427,05 + 1373,58 = 1800,63
(м) (3.37)
или ПК 18+ 0,63
Пикетажное положение начала 2 -
го закругления:
L(НК2) = L(ВУ2) – T2= 3535,68 - 358,45 = 3177,23 (м)
(3.38)
или ПК 31 + 77,23
Пикетажное положение конца 2 – го
закругления:
L(КК2) = L(НК2) + К2 = 3177,23 + 673,98 = 3851,21
(м) (3.37)
или ПК 38 + 51,21
Длина 1 – й прямой вставки:
Р1 = L(НК1) –
L(НТ) = 427,05 – 00,00 = 427,05 (м) (3.38)
Длина 2 – й прямой вставки:
Р2 = L(НК2) –
L(КК1) = 3177,23 – 1800,63 = 1376,6 (м) (3.39)
Длина 3 – й прямой вставки:
Р3 = L(КТ) – L(КК2) =
4116,76 – 3851,21 = 265,55 (м) (3.40)
Проверка 4. Сумма прямых вставок и кривых должна быть
равна длине трассы:
SR + SK = Lт;
(3.41)
(427,05 + 1376,6 + 265,55) +
(1373,58 + 673,98) = 4116,76
4116,76 = 4116,76
3.6 Основные технические показатели трассы
Полученные в п.п. 3.2 и 3.5
результаты расчета элементов плана трассы систематизированы в таблице 3.4 –
ведомости углов поворота прямых и кривых.
Коэффициент развития трассы:
Кр = Lт/ Lв =
4116,76/ 3640 = 1,13 (3.42)
Протяженность кривых с радиусом
менее допустимого для 3 – й категории автомобильной дороги Rдоп =
600 м – нет.
Протяженность кривых в плане с
радиусом менее 2000 м, для которых требуется устройство переходных кривых и
виражей, составляет
Lпкв = К1 + К2 = 1373,58 + 673,98 = 2047,56
(м). (3.43)
Таблица 3.4 Ведомость углов поворота, прямых и кривых
Точка
|
Положение
вершины
угла
|
Угол
поворота,
град.
мин.
|
Ради-
ус R,
м
|
Элементы кривой, м
|
Пикетажное
начало конец
кривой кривой
|
S, м
|
Р, м
|
D
град
мин
|
ПК
|
+
|
Лев
|
Прав.
|
|
Т
|
К
|
Д
|
Б
|
ПК
|
+
|
ПК
|
+
|
НТ
|
0
|
00,00
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1247
|
427,05
|
180°00’
|
ВУ 1
|
12
|
47,00
|
78 o 42’
|
44º 25’
|
1000
|
819,95
|
1373,58
|
266,3
|
293
|
4
|
27,05
|
18
|
0,63
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2555
|
1376,6
|
101°18’
|
ВУ 2
|
35
|
35,68
|
48o16’
|
|
800
|
358,45
|
673,98
|
42,92
|
76,63
|
31
|
77,23
|
38
|
51,21
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
624
|
265,55
|
149°34’
|
КТ
|
41
|
16,76
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
∑
|
|
|
12658’
|
44º 25’
|
|
1178,4
|
2047,56
|
309,3
|
|
|
|
|
|
4426
|
2069,2
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|