Проектирование дорожных одежд нежесткого типа
Министерство
общего и профессионального образования Российской
Федерации
Кафедра
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По дисциплине
«Изыскание и проектирование автомобильных дорог»
«Проектирование
дорожных одежд нежесткого типа»
Выполнил
Проверил
Введение
Курсовая работа
выполнена на основании задания, выданного кафедрой «Автомобильные дороги».
Исходными данными для
проектирования являются :
1)
Задание
на разработку курсовой работы.
2)
Категория
проектирования дороги – 2.
3)
Характеристики
движения.
4)
Дорожно-климатическая
зона – 3.
5)
Тип
местности по условиям увлажнения – 3
6)
Грунтовые
условия – по результатам бурения скважин глубиной до 5м выявлено наличие слоя
песка мелкого толщиной 3,8м.
7)
Интенсивность
движения – N0=2811 авт/сут.
Проектирование
дорожной одежды и земляного полотна представляет собой единый процесс
конструирования и расчета дорожной конструкции на прочность,
морозоустойчивость, осушение и технико-экономического обоснования вариантов.
В данной работе
предусмотрены следующие разделы:
- назначение типа
покрытия,
- выбор материалов
для устройства слоев дорожной одежды,
- назначение числа
слоев и их ориентировочных толщин.
Задачей расчета
является уточнение толщины слоев одежды в намеченном варианте конструкции или
выбор материалов с соответствующими деформационными и прочностными характеристиками
при заданных толщинах слоев.
Расчет на прочность
следует производить по трем критериям:
-
по
допускаемому упругому прогибу всех конструкций,
-
по
сдвигу в подстилающем грунте, слоях из слабосвязанных материалов и в слоях
асфальтобетона,
-
на
растяжение при изгибе слоев из монолитных материалов.
Курсовая работа
представлена пояснительной запиской на страницах и чертежом на 1 листе.
1.
Конструирование
дорожной одежды.
Этапы конструирования
включают в себя:
1.Определение
типа дорожной одежды и покрытия, минимально допустимого уровня надежности и
требуемого коэффициента прочности.
2.
Назначение
требуемого модуля упругости на поверхности конструкции.
3.Выбор материалов для
слоев дорожной одежды, количество слоев и их предварительных толщин.
3.Определение
расчетных характеристик материалов дорожной одежды.
1.1.
Назначение
требуемого модуля упругости.
1.1.1.
Определение
перспективной интенсивности на период до капитального ремонта.
Перспективную
интенсивность движения определяют по закону сложных процентов:
,
авт/сут ( 1 )
где:
N0 – интенсивность
движения на расчетный год (год ввода дороги в эксплуатацию), авт/сут,
q – ежегодный прирост
интенсивности движения,
t=18 лет – срок службы
дорожной одежды до капитального ремонта (1, табл.2.4).
Nt=2811*(1+0,033)18=5043
авт/сут
1.1.2.
Определение
приведенной интенсивности движения к расчетной нагрузке на одну полосу.
Приведенную к
расчетной нагрузке на одну полосу интенсивность движения определяют по формуле:
, сумм,
ед/сут ( 2 )
где:
fполос = 0,55 –
коэффициент, учитывающий число полос движения и распределения движения по ним
(1, табл.2.6),
Nm – число
проездов в сутки в обоих направлениях транспортных средств m-ой марки,
Sm, сумм –
суммарный коэффициент приведения воздействия на дорожную одежду транспортного
средства
m-ой марки к расчетной
нагрузке Qрасч (Sm=0,08 – для
ГАЗ-53А,Sm=0,2–дляЗИЛ-130,
Sm=1,05 – для
КАМАЗ-551) (3, табл.2, прил.1).
Np=0,55*((562,2*0,08)+(1124,4*0,2)+(252,99*1,05))=535,5
ед/сут
Значение Eтр= 220 МПа
принимаем по графику 2.1. ( 1 )
1.1.3.
Выбор конструкции дорожной одежды.
Конструкцию дорожной
одежды принимаем типовую.
Покрытия дорожных одежд
капитального типа принимает однослойными, т.к. Np < 1500 ед/сут.
Слой покрытия устраиваем
из плотной асфальтобетонной смеси марок I-II. Верхний слой основания устраиваем из пористого
(или высокопористого) асфальтобетона марок I-II, "черного" щебня и плотных смесей,
обработанных с применением органического вяжущего в установке, щебня,
обработанного органическими вяжущими методом пропитки, "тощего"
пенобетона.
Для нижнего слоя
основания применяем каменные материалы I-III класса прочности, укрепленные неорганическими
вяжущими или без укрепления.
Таким образом, число
слоев – 3. Основание проектируем на 0,6-1,0 м шире покрытия с целью обеспечения
нормальных условий работы прикромочной части дорожной одежды.
На основании приведенной
к расчетному движению интенсивности, ДКЗ, типа местности по условиям
увлажнения, грунта земляного полотна из альбома типовых конструкций дорожной
одежды серии 3503-71 принимается следующая схема конструкции дорожной одежды.
1) покрытие – плотный
асфальтобетон из горячей мелкозернистой щебеночной смеси типа А (I марки) на битуме БНД
60/90;
2) верхний слой
основания – пористый асфальтобетон из горячей крупнозернистой щебеночной смести
II марки на битуме
БНД 60/90;
3) нижний слой основания
– готовая песчано-гравийная смесь, укрепленная 8 % цемента марки М5/1;
4) дополнительный слой
основания – песок по ГОСТ 8736-85.
1.2. Определение расчетных характеристик грунта
земляного полотна и материалов слоев дорожной одежды.
Основные
физико-механические свойства грунта земляного полотна (модуль упругости Eгр, угол
внутреннего трения φгр, удельное сцепление Сгр)
зависят от его расчетной влажности Wр.
Значения Wр вычисляют с учетом
неоднородности грунта по влажности:
где W – средняя многолетняя
влажность грунта в долях предела текучести Wт ; W = 0,61
Сw – коэффициент
вариантности, равный 0,1;
t – коэффициент
нормированного отклонения, принимаемый в зависимости от заданного уровня
проектной надежности; t = 1,71
=0,61*(1+1,71*0,1) = 0,71 Wт
По полученному значению Wт определяем
расчетные характеристики грунта земляного полотна – песка мелкого [табл. 10]: Егр
= 100 МПа; φгр = 38 0 ; Сгр = 0,005 МПа.
Для дороги II технической категории
по табл. 2.2. определяем коэффициент надежности Kн = 0,95 и коэффициент прочности Кпр = 1,0.
Расчетные характеристики
остальных материалов определены по табл. 12,13,14,16 [1] и сведены в табл. 1.
Значения расчетных
характеристик материалов
Таблица 1.
Материал конструктивного слоя
|
Расчет по упругому прогибу
|
Расчет по сопротивлению сдвигу
|
Расчет на растяжение при изгибе
|
1. Плотный асфальтобетон
|
E=1800 МПа
|
900 МПа
|
Е= 4500 МПа / Rн=2,8 МПа
|
2. Пористый асфальтобетон
|
E=1200 МПа
|
700 МПа
|
Е= 2800 МПа / Rн=1,6 МПа
|
3. Готовая песчано-гравийная смесь
|
E=1000 МПа
|
400
|
Е= 1000 МПа / Rн=0,7 МПа
|
4. Песок
|
E=100 МПа
|
φгр = 38 0
|
Сгр = 0.005
|
2.
Расчет дорожных одежд на прочность.
2.1.
Расчет дорожных одежд по допускаемому упругому прогибу.
Конструкция дорожной
одежды удовлетворяет требованиям надежности и прочности по критериям упругого
прогиба, если:
где - коэффициент прочности
дорожной одежды.
- требуемый модуль упругости.
- общий модуль упругости
конструкции.
Значение рассчитываем с помощью
номограммы рис 3,3, последовательно приводя многослойную конструкцию с
двухслойной.
Расчет по упругому
прогибу можно вести в двух вариантах:
1. Определяя общий модуль
упругости конструкции при известных толщинах слоев одежды.
2. Определяя толщину
промежуточного слоя при известном модуле конструкции .
Расчет 1-го варианта:
D=0.37 м
Егр=100 МПа
Едоп.осн=1000 МПа hдоп.осн = 0,17 м
Еосн=1200 МПа hосн = 0,08 м
Епокр=1800 МПа hпокр = 0,04 м
Егр/Едоп.осн=100/1000=0,1
hдоп.осн/D = 0,17/0,37=0,46 à Е’общ= 0.23*
Едоп.осн=230
Е’общ/Еосн=230/1200=0.19
hосн/D = 0,08/0,37=0,21 à
Е’’общ=0.25*1200=400 МПа.
Е’’общ
/Епокр=400/1800=0.22
hдоп.осн/D = 0,17/0,37=0,46 à
Еобщ=0,37*1800=660 МПа.
Еобщ/Етр=660/220=3>0.95
Вывод: условие
надежности и прочности по упругому прогибу выполняется.
3.2. Расчет дорожных одежд по сдвигу в
подстилающем грунте и малосвязных материалах конструктивных слоев.
Прочность дорожной
одежды по сдвигу обеспечена при условии:
где - допускаемое напряжение
сдвига, обусловленное сцеплением в грунте или материале;
Т –
активное напряжение сдвига от действующей кратковременной (длительной)
нагрузки.
В процессе расчета
многослойную конструкцию приводят к двухслойной модели. Рассчитываемый слой
условно служит полупространством из слабосвязного материала с присущими ему
расчетными характеристиками. Толщину верхнего слоя модели принимают равной
сумме толщин всех слоев, расположенных над рассчитываемым , а средний модуль упругости
определяют по формуле:
406.4
Определяем напряжения от
единичной нагрузки по по рис 3.6 [2]. Для этого вычисляют отношения
=406/120=3,39 , =0,69/0,37=1,86
где D – диаметр нагруженной
площади с учетом характера действия нагрузки (подвижная или статическая);
Есл – модуль
упругости грунта или материала малосвязного слоя.
Получается н = 0,0135
Определяем напряжения от
собственного веса дорожной одежды по рис. 3.2:
= - 0,0062
Действующее в слое
активное напряжение сдвига вычисляют по формуле:
где P =0,6 МПа – среднее
расчетное давление на покрытие.
=0,0019 МПа.
Допускаемое
активное напряжение сдвига вычисляют по формуле:
Тдоп
= сгр*к1*к2*к3, МПа.
где сгр
– сцепление в грунте активной зоны земляного полотна в расчетный период или в
материале малосвязного слоя; сгр – 0,005;
к1 –
коэффициент, учитывающий снижение сопротивления грунта или малосвязного
материала сдвигу под агрессивным воздействием подвижных нагрузок; к1
= 0,6;
к2 –
коэффициент запаса на неоднородность условий работы дорожной одежды,
принимается по рис 3.3; к2=0,89
к3 -
коэффициент, учитывающий особенности работы грунта и малосвязных слоев; к3=5
Тдоп
= 0,005*0,6*0,89*5=0,0134 МПа
Проверяем
условие
0,91<0.0134/0.0019=7
Условие
выполняется.
3.3 Расчет
асфальтобетонных слоев по сдвигу
Расчет
сдвигоустойчивости асфальтобетона ведут на длительное действие нагрузки при
расчетной температуре для всех ДКЗ +50 0С. Допустимое активное
напряжение сдвига определяют по формуле:
МПа
где К –
комплексный коэффициент, учитывающий зацепление зерен асфальтобетона и условия
его работы (см. табл 3,2);
с – сцепление в
слое асфальтобетона (см. табл 3.2).
МПа.
При расчете
асфальтобетона на сдвиг определяют средний модуль упругости его слоев Еср.асф
(см формулу), корректируют общий модуль упругости на поверхности нижележащих
слоев Еобщ.осн и вычисляют отношения по формулам:
767
МПа
=767/400=1,92
= 0,12/0,37=0,32.
Получается н = 0,035 = - 0,002
Активное напряжение
сдвига:
=0,019 МПа.
Проверяем
условие
0,91<0,22/0.019=11,6
3.4. Расчет
конструктивных слоев из монолитных материалов на растягивающие напряжения при
изгибе
Критерий прочности:
где - предельно допустимое
растягивающее напряжение материала слоя с учетом усталостных явлений
- наибольшее растягивающее усилие в
рассматриваемом слое;
Для расчета приводим
конструкцию к двухслойной системе с общим модулем упругости основания,
рассчитанным по номограмме.
Определяем средний
модуль упругости пакета из асфальтобетонных слоев:
3367
МПа
=3367/230=14,64
= 0,12/0,37=0,32.
Получается г = 2,5 МПа.
Полное растягивающее
напряжение:
=2,5*0,6*0,85=1,28 МПа.
где - коэффициент, учитывающий
особенности напряженного состояния покрытия под колесом автомобиля со
спаренными баллонами (=0,85)
Определяем
допускаемое напряжение:
где = 1,6 МПа – расчетная
прочность на растяжение при изгибе пористого асфальтобетона;
t = 1,32 – нормативное
отклонение от среднего значения;
= 0,1 – коэффициент
вариации;
= 1,1 – коэффициент
усталости, учитывающий многократное воздействие нагрузки, определяется по рис
3.4 [1];
=1,0 – коэффициент,
учитывающий снижение прочности материала под действием природно – климатических
факторов.
=1,53
Проверяем
условие
0,91<1,53/1,28=1,2
3.5 Расчет
морозоустойчивости дорожной одежды при 3-м типе местности.
Специальных мероприятий,
обеспечивающих морозоустойчивость дорожной одежды, не требуется в следующих
случаях:
1)
в
районах с малой глубиной промерзания (IV и V ДКЗ);
2)
на
земляном полотне, сложенном на всю глубину промерзания неморозоопасными
грунтами (пески, супеси легкие, крупные);
3)
при
толщине одежды, необходимой по условиям прочности и превышающей 2/3 глубины
промерзания;
4)
На
местности, отнесенной по усл. увлажнения к I типу.
5)
И
т.д.
Так как земляное полотно
на глубину 3,8 м сложено из мелких песков (по заданию), то специальных
мероприятий, обеспечивающих морозоустойчивость дорожной одежды, не требуется.
Расчет дренирующего слоя
также не требуется по тем же условиям.
|