, (8.13)
, (8.14)
где WДВБН(р)-
передаточная функция ЭДВ без нагрузки;
р = i×w , i=.
Построим для передаточной функции
двигателя логарифми-ческие амплитудную и фазовую частотные характеристики (ЛАЧХ
и ЛФЧХ), по методике изложенной в литературе [3].
LДВБН(w)=
20×lg(|WДВБН(р)|), (8.15)
где LДВБН(w)-
логарифмическая амплитудная частотная характе-ристика двигателя под нагрузкой.
jДВБН(w)= arg(WДВБН(р)), (8.16)
где jДВБН(w)- логарифмическая фазовая частотная
характерис-тика двигателя под нагрузкой.
Таблица 8.1.
Параметры матмодели
ЭДВ
№
|
Параметр
|
Значение
|
без
нагрузки
|
с
нагрузкой
|
1
|
Тм,
мс
|
1,745
|
141,000
|
2
|
Jдв,
кгм2
|
0,100
|
8,100
|
3
|
Wхх,
рад/с
|
4,189
|
4
|
См,
Вс
|
6,000
|
5
|
Се,
Вс
|
13,608
|
6
|
Рэ,
Вт
|
1140,000
|
7
|
Рном,
Вт
|
251,327
|
8
|
Рмакс,
Вт
|
251,327
|
9
|
Lc,
Гн
|
0,014
|
10
|
Rc,
Ом
|
1,425
|
Логарифмические
амплитудная и фазовая частотные характеристики двигателя под нагрузкой
представлены на рисунке 8.4.
Логарифмические амплитудная и фазовая частотные
характеристики двигателя без нагрузки.
1 – Логарифмические амплитудная частотная характерис-тика LДВБН,
дВ;
2 - Логарифмические фазовая частотная характеристика jДВБН, 0.
Рисунок 8.4.
Проектирование замкнутого
по скорости привода подразумевает выбор усилительных устройств, корректирующих
и сглаживающих устройств, обеспечивающих наилучшие динамические характеристики
(точность, диапазон регулирования, неравномерность движения на малых
скоростях).
Пользуясь теоретическими положениями,
описанными в литературе [1,7], разработаем структурную и функциональную схемы
скоростного контура привода горизонтального наведения и стабилизации ОЭС.
Функциональная схема
скоростного контура следящего привода ГН представлена на рисунке 9.1.
Совокупность
усилительных, корректирующих и сглаживающих устройств образуют систему
управления приводом.
Функциональная
схема скоростного контура.
Рисунок 9.1.
Структурная схема скоростного контура следящего привода ГН
представлена на рисунке 9.2.
Структурная
схема скоростного контура.
Рисунок 9.2.
е в пункте 8 найдем передаточную
функцию ЭДВ, находящегося под нагрузкой.
(9.1)
(9.2)
где WДВ(р)-
передаточная функция ЭДВ, находящегося под нагрузкой.
Построим для
передаточной функции двигателя логарифми-ческие амплитудную и фазовую частотные
характеристики (ЛАЧХ и ЛФЧХ), по методике изложенной в литературе [3].
LДВ(w)= 20×lg(|WДВ(р)|), (9.3)
где LДВ(w)-
логарифмическая амплитудная частотная характеристика двигателя под нагрузкой.
jДВ(w)= arg(WДВ(р)), (9.4)
где jДВ(w)- логарифмическая фазовая частотная
характеристика двигателя под нагрузкой.
Логарифмические
амплитудная и фазовая частотные характеристики двигателя под нагрузкой
представлены на рисунке 9.3.
Двигатель приводит в
движение нагрузку с помощью вала, нижняя частота собственных колебаний которого
fk = 100 Гц (оговорено в ТЗ). Передаточная функция вала представляет собой
колебательное звено:
, (9.5)
где ,-постоянная времени колебательного
звена, ТК = 1,592 мс;
xК – показатель колебательности, xК = 0,1..0,15, примем
xК = 0,125
Система
«двигатель-вал-нагрузка» имеет передаточную функцию:
WДВК(р)= WДВ(р)× WК(р) (9.6)
Построим ЛАЧХ и ЛФЧХ
системы «двигатель-вал-нагрузка»:
LДВК(w)=
20×lg(|WДВК(р)|) (9.7)
где LДВК(w)-
ЛАЧХ системы «двигатель-вал-нагрузка».
jДВК(w)= arg(WДВК(р)) (9.8)
где jДВК(w)- ЛФЧХ системы «двигатель-вал-нагрузка».
ЛАЧХ и ЛФЧХ системы
«двигатель-вал-нагрузка» представлены на рисунке 9.4.
Чтобы обеспечить запас по фазе системы в пределах 300¸ 600 и максимально-возможную частоту среза wСР,
скорректируем систему «двигатель-вал-нагрузка». Выберем частоту среза wСР=
80 c-1 (fCP= wСР/2×p, fCP=
12,732 Гц).
Запас по фазе, в данном случае, равен:
Dj =
1800+ jДВК(wСР)= 52,7120.
Чтобы скорректировать систему «двигатель-вал-нагрузка»
поднимем её ЛАЧХ на величину LДВК(wСР), т.е. помножим WДВК(р)
на коэффициент:
(9.9)
КСР = 185,922
Таким образом, передаточная функция скорректированной
системы «двигатель-вал-нагрузка», будет выглядеть следующим образом:
WДВККОР(р)=
КСР×WДВ(р)× WК(р) (9.10)
Построим ЛАЧХ и ЛФЧХ скорректированной
системы «двигатель-вал-нагрузка» по следующим формулам (соответственно):
LДВККОР(w)=
20×lg(|WДВККОР(р)|) (9.11)
jДВККОР(w)= arg(WДВККОР(р)) (9.12)
ЛАЧХ и ЛФЧХ
скорректированной системы «двигатель-вал-нагрузка» представлены на рисунке 9.5.
Определим коэффициент разомкнутой системы
следующим образом:
(9.13)
КР =
13,547
Логарифмические амплитудная и фазовая частотные характеристики
двигателя под нагрузкой.
1 – Логарифмические амплитудная частотная характерис-тика
двигателя под нагрузкой LДВ, дВ;
2 - Логарифмические фазовая частотная характеристика двигателя
под нагрузкой jДВ, 0.
Рисунок 9.3.
ЛАЧХ и ЛФЧХ системы
«двигатель-вал-нагрузка».
1 – ЛАЧХ системы «двигатель-вал-нагрузка» LДВК,
дВ;
2 - ЛФЧХ системы «двигатель-вал-нагрузка» jДВК, 0.
Рисунок 9.4.
ЛАЧХ и ЛФЧХ скорректированной
системы «двигатель-вал-нагрузка»
1 – ЛАЧХ
скорректированной системы «двигатель-вал-нагрузка» LДВККОР, дВ;
2 - ЛФЧХ
скорректированной системы «двигатель-вал-нагрузка» jДВККОР, 0.
Рисунок 9.5.
Полученный
коэффициент разомкнутой системы мал, и в дальнейшем система не будет
удовлетворять статическим и динамическим требованиям. Чтобы увеличить коэффициент
разомкнутой системы добавим в систему корректирующее устройство – фильтр. Вид
передаточной функции фильтра и её параметров выберем исходя из тех же
требований: обеспечение запаса по фазе разомкнутой системы в пределах 300¸600 и
максимально-возможной частоты среза wСР.
Следуя вышеописанному выбираем
фильтр со следующей передаточной функцией:
, (10.1)
со следующими
параметрами:
Т1= 0,3 с,
Т2= 0,2 с, Т3= 1 с.
Таким образом, вид передаточной
функции разомкнутой системы «фильтр-двигатель-вал-нагрузка» примет следующий вид:
WДВКФ(р)=
КСР×WДВ(p)×WK(p)×WФ(р) (10.2)
Построим ЛАЧХ и ЛФЧХ системы
«фильтр-двигатель-вал-нагрузка» по следующим формулам (соответственно):
LДВКФ(w)=
20×lg(|WДВКФ(р)|) (10.3)
jДВКФ(w)= arg(WДВКФ(р)) (10.4)
ЛАЧХ и ЛФЧХ системы
«фильтр-двигатель-вал-нагрузка» представлены на рисунке 10.1.
Так как частота среза
уменьшилась, то необходимо её увеличить до прежнего уровня (wСР=70 с-1),
т.е. домножить передаточную функцию разомкнутой системы на коэффициент , КФ = 16,622.
Теперь запас устойчивости системы
на частоте среза равен:
DjСК = 1800 + jДВКФ(wСР)= 48,1220 (см.
рисунок 10.1), что
вполне допустимо.
Окончательный вид
передаточной функции разомкнутого скоростного контура привода ГН имеет
следующий вид:
WРАЗСК(р)=
КСР×КФ×WДВ(p)×WK(p)×WФ(р) (10.5)
Построим ЛАЧХ и ЛФЧХ разомкнутого
скоростного контура привода ГН по следующим формулам (соответственно):
LРАЗСК(w)=
20×lg(|WРАЗСК(р)|) (10.6)
jРАЗСК(w)= arg(WРАЗСК(р)) (10.7)
ЛАЧХ и ЛФЧХ разомкнутого скоростного
контура привода ГН представлены на рисунке 10.2.
ЛАЧХ и ЛФЧХ системы
«фильтр-двигатель-вал-нагрузка».
1 – ЛАЧХ системы «фильтр-двигатель-вал-нагрузка» LДВКФ,
дВ;
2 - ЛФЧХ системы «фильтр-двигатель-вал-нагрузка» jДВКФ, 0.
Рисунок 10.1.
Запас устойчивости системы по фазе на
частоте среза равен:
DjСК = 1800 + jРАЗСК(wСР)= 48,1220 (см.
рисунок 10.2).
Запас устойчивости
по амплитуде скоростного контура:
DCK= -LРАЗСК(w180)=
20,415 дВ,
где w180-
частота, при которой jРАЗСК= -1800 ,
что вполне допустимо.
Коэффициент
разомкнутого скоростного контура равен:
, (10.8)
КРСК = 119,879.
Передаточная функция
скоростного контура следящего привода (замкнутой системы) определяется
следующим выражением:
(10.9)
ЛАЧХ и ЛФЧХ
разомкнутого скоростного
контура привода ГН.
1 – ЛАЧХ разомкнутого
скоростного контура привода ГН LРАЗСК, дВ;
2 - ЛФЧХ разомкнутого
скоростного контура привода ГН
jРАЗСК, 0.
Рисунок 10.2.
Построим
логарифмические амплитудную и фазовую частотные характеристики замкнутого
скоростного контура по следующим формулам (соответственно):
LЗСК(w)=
20×lg(|WЗСК(р)|) (10.10)
jЗСК(w)= arg(WЗСК(р)) (10.11)
Логарифмические
амплитудная и фазовая частотные характеристики замкнутого скоростного контура
представлены на рисунке 10.3.
Логарифмические
амплитудная и фазовая частотные характеристики замкнутого скоростного контура
1 – Логарифмические амплитудная частотная характерис-тика
замкнутого скоростного контура LЗСК, дВ;
2 - Логарифмические фазовая частотная характеристика
замкнутого скоростного контура jЗСК,
0.
Рисунок 10.3.
Определим требования,
предъявляемые контуру наведения и стабилизации (позиционного контура):
1.
максимум
частоты среза разомкнутого позиционного контура;
2.
запас по фазе
разомкнутого контура 300¸600;
3.
условие
вхождения ЛАЧХ разомкнутого позиционного контура в разрешенные зоны.
Прежде чем начать формирование
позиционного контура необходимо построить запретные зоны, в которые должна
входить логарифмическая амплитудная частотная характеристика разомкнутого
позиционного контура.
Для этого определим положение контрольной
точки. Из соотношений (4.4) и (4.5) получим:
(11.1)
где wКТ –
контрольная частота, wКТ = 0,78 с-1;
ТКТ = 1/wКТ (11.2)
где ТКТ –
постоянная времени контрольной точки, ТКТ=1,282 с;
(11.3)
где АДОП –
коэффициент разомкнутой системы на контрольной
точке, АКТ
= 1,538 рад.
Передаточная функция запретной зоны
определяется передаточной функцией следующего вида:
, (11.4)
где d– величина ошибки слежения, мрад;
ККТ = АКТ/d - коэффициент.
Определим ККТ
для нескольких ошибок слежения:
-
ошибка d = 0,5 мрад
ККТ0.5 =
3077;
-
ошибка d = 1 мрад
ККТ1 =
1538;
-
ошибка d = 4 мрад
ККТ4 =
384,615.
Запретные зоны будут
определяться ЛАЧХ от передаточной функций запретных зон:
LЗЗd(w)= 20×lg(|WЗЗd(р)|) (11.5)
Графики запретных зон
представлены на рисунке 11.1.
Для того чтобы ЛАЧХ
позиционного контура вошла в необходимую зону необходимо в контур ввести
фильтр.
Управляющий сигнал в позиционном контуре
обрабатывается ЦВУ. Частота опроса (дискретизации) ЦВУ fd = 100 Гц. ЦВУ
представляет собой звено дискретизации, которое при расчетах мы заменим на
звено чистого запаздывания. Величина запаздывания, которое ЦВУ вносит в систему
определяется следующим выражением:
, t
= 3,183×10-3 c.
Структурная схема
позиционного контура представлена на рисунке 11.2.
Запретные зоны
1 – ЛАЧХ
запретной зоны ошибки 0,5 мрад, LЗЗ0.5, дВ;
2 - ЛАЧХ
запретной зоны ошибки 4 мрад, LЗЗ4, дВ.
Рисунок 11.1.
Параметры фильтра
выбираем исходя из тех же соображе-ний, которые были описаны выше (максимум
частоты среза позиционного контура, запас по фазе разомкнутого контура 300¸600) и дополнительно
добавляется условие вхождения в разрешенные зоны (см. рисунок 11.1.).
Структурная схема
позиционного контура
Рисунок 11.2.
Выберем частоту среза
позиционного контура wСРПОЗ= 35 c-1 (fCPПОЗ= wСР/2×p, fCPПОЗ= 5,57 Гц).
Передаточная функция
фильтра позиционного контура будет иметь следующий вид:
, (11.6)
где КПОЗ =
559,760 , ТФ = 0,07 с, ТКТ = 1,282 с.
Т.о. передаточная
функция разомкнутого позиционного контура примет вид:
WРПОЗ(w)=
е-р×t×WФПОЗ(w)×WЗСК(w) (11.7)
Построим
логарифмические амплитудную и фазовую частотные характеристики разомкнутого
позиционного контура по следующим формулам (соответственно):
LРПОЗ(w)=
20×lg(|WРПОЗ(р)|) (11.8)
jРПОЗ(w)= arg(WРПОЗ(р)) (11.9)
Логарифмические
амплитудная и фазовая частотные характеристики разомкнутого позиционного
контура представлены на рисунке 11.3.
Запас устойчивости
системы по фазе на частоте среза равен:
DjСК = 1800 + jРПОЗ(wСРПОЗ)= 54,3070
(см. рисунок 11.3.).
Запас устойчивости
по амплитуде позиционного контура:
DLCK= -LРАЗСК(w-180)=
12 дВ,
где w-180-
частота, при которой jРПОЗ= -1800 ,
что вполне допустимо.
Коэффициент разомкнутого
позиционного контура равен:
, (11.10)
КРПОЗ = 344,137.
Логарифмические амплитудная и фазовая частотные
характеристики разомкнутого позиционного контура
1 – ЛАЧХ разомкнутого
позиционного контура LРПОЗ, дВ;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|