|
1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Спроектировать привод электролебедки по схеме, представленной на рисунке 1. Исходные данные для варианта 2: w Тяговое усилие каната F = 10 кН; w Скорость каната u = 0,42 м/с; w Диаметр барабана D = 150 мм; w Срок службы редуктора L = 5 лет. 2. ЭНЕРГО-КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА. ПОДБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2.1. Выбор электродвигателя , (1) где h - кпд привода; hм - кпд муфты, hм.=0,98; hп.к..- кпд подшипников качения, hп.к.= (0,99 ¸ 0,995); hз.п.- кпд закрытой передачи, hз.п.= (0,96 ¸ 0,98). h = 0,992·0,982·0,982=0,904 , (2) где Р - расчётная мощность электродвигателя, кВт; Рр.м. - мощность рабочей машины, кВт. , (3) где F - тяговое усилие каната, кН; u - скорость каната, м/с. кВт кВт По таблице [4, с.384] выбираем подходящий электродвигатель. Таблица 1. Типы двигателей | ||||||||
Мощность, кВт |
Тип двигателя |
Номинальная частота, об/мин |
|||||||
5,5 |
4А100L2У3 |
2880 |
|||||||
4А112М4У3 |
1445 |
||||||||
4А132S6У3 |
965 |
||||||||
4А132М8У3 |
720 |
2.2. Определение общего передаточного числа привода и его разбивка по ступеням
u=u1·u2 , (4)
где u – общее передаточное число привода;
u1 – передаточное число первой ступени;
u2 – передаточное число второй ступени.
Определим передаточное число привода для всех приемлемых вариантов типа двигателя.
(5)
где nэ.д. – частота вращения вала электродвигателя, об/мин;
nр.м – частота вращения рабочей машины, об/мин.
(6)
об/мин
Из стандартного ряда передаточных чисел первой ступени u1 = 4.
Из стандартного ряда передаточных чисел второй ступени u2 = 4,5.
2.3. Определение частоты вращения и моментов на валах
(7)
(8)
где nт – частота вращения тихоходного вала редуктора, об/мин;
nб – частота вращения промежуточного вала редуктора, об/мин;
об/мин
об/мин
Проверка отклонения частоты вращения рабочей машины от расчетной.
< 5% (9)
(10)
где ωэ.д. – угловая скорость вала электродвигателя, с-1.
с-1
с-1
с-1
P = T·ω, (11)
где Pэл – мощность электродвигателя, Вт;
Tэд – крутящийся момент на валу электродвигателя, Н·м.
Н·м
Т1=Тэд·u1 ∙ , (12)
Т2=Т1·u2 , (13)
где Т1 – крутящийся момент промежуточного вала редуктора, Н·м;
Т2 – крутящийся момент тихоходного вала редуктора, Н·м.
Тп=46·4∙0,99∙0,98∙0,98=174,95 Н·м
Тт=174,95·4,5∙0,99∙0,98∙0,98=748,54 Н·м
Таблица 2.
Параметры привода
Крутящий момент Т, Н×м
Частота n, об/мин
Угловая скорость w, с-1
Передаточное число u
Двигатель 4А250М6У3
46
965
101
Редуктор, промежуточной вал
174,95
241,25
25,25
4
Рабочий тихоходный вал
748,54
53,61
5,61
4,5
Вывод: в данном пункте был произведен энерго-кинематический расчет привода. Выбран асинхронный двигатель. Рассчитаны передаточные числа каждой ступени. Определены крутящие моменты, угловые скорости и частоты вращения на валах ступеней.
3. РАСЧЁТ РЕДУКТОРА
3.1. Расчет первой ступени цилиндрического редуктора
3.1.1. Выбор материала и определение допускаемых напряжений
По таблице 3.2 [4,с.50] выбираем марку стали: 45 термообработка –нормализация. Принимаем твёрдость шестерни НВ1=207, твёрдость колеса НВ2=195.
Допускаемое контактное напряжение:
[σн]= (1,8· НВср+67)×КHL , (14)
где [σн]- допускаемое контактное напряжение, Н/мм2;
КHL – коэффициент долговечности, КHL =1;
НВср – твердость детали.
[σн.]1=1,8· 207+67= 439,6 Н/мм2
[σн.]2=1,8· 195+67= 418 Н/мм2
За расчётное допускаемое напряжение принимаем меньшее из двух допускаемых контактных напряжений [σн]=418 Н/мм2.
Допускаемое напряжение изгиба определяется:
[σF]= 1,03· НВ×КFL , (15)
где [σF] - допускаемое напряжение изгиба, Н/мм2;
KFL – коэффициент долговечности, KFL=1;
[σ F]1=1,03·207 = 213,21 Н/мм2
[σ F]2=1,03·195 = 200,85 Н/мм2
3.1.2. Определение значения межосевого расстояния
, (16)
где Kнβ – коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба, Kнβ = 1;
Ka – вспомогательный коэффициент: для косозубых передач Ka=43;
ψa – коэффициент ширины венца колеса, для несимметричных редукторов, ψa=0,2….0,25, принимаем ψa= 0,2;
мм
Полученное значение межосевого расстояния округляем до ближайшего по ГОСТ 6636-69 aω=150 мм.
3.1.3. Определение рабочей ширины венца колеса и шестерни
(17)
(18)
где - рабочая ширина венца шестерни, мм;
- рабочая ширина венца колеса, мм.
3.1.4. Определение модуля передачи
, (19)
где m – модуль передачи, мм;
Кm – вспомогательный коэффициент, для косозубой передачи Кm = 5,8;
d2 – делительный диаметр колеса, мм.
(20)
мм
Полученное значение модуля округляет до ближайшего значения из стандартного ряда по ГОСТ 9563-60 m = 1,5 мм.
3.1.5. Определение суммарного числа зубьев и угла наклона зуба
, (21)
Принимаем минимальный угол наклона зуба βmin равным 10°.
(22)
где zΣ – суммарное число зубьев;
z1,z2 – числа зубьев шестерни и колеса;
β – действительное значение угла наклона зуба.
3.1.6. Определение числа зубьев шестерни и колеса
(23)
z2=196 – 39= 157
3.1.7. Определение фактического значения передаточного числа.
Проверка передачи по передаточному числу
(24)
Δu=(|uт-u|/uт)·100% <4% , (25)
где u – фактическое значение передаточного числа редуктора;
uт – теоретическое значение передаточного числа взятого из стандартного ряда редукторов, uт=4;
Du – отклонение фактического значения передаточного числа редуктора от заданного, %.
Du=(|4,03-4|)/4·100%=0,75% <4%
3.1.8. Определение фактического межосевого расстояния.
(26)
мм
3.1.9. Определение геометрических параметров колеса и шестерни
Делительные диаметры
d1=m×z1/cosb, (27)
d2=m×z2/cosb,
где d1 – диаметр шестерни, мм;
d2 – диаметр колеса, мм.
d1=1,5×39/cos11,48°=59,7 мм
d2=1,5×157/cos11,48°=240,3 мм.
Диаметры вершин зубьев
da1=d1+2×m, (28)
da2=d2+2×m,
где da1 – диаметр вершины зуба шестерни, мм;
da2 – диаметр вершины зуба колеса, мм.
da1=59,7+2×1,5= 62,7 мм
da2=240,3+2×1,5= 243,3 мм
Диаметры впадин зубьев
df1= d1-2,5×m, (29)
df2= d2-2,5×m,
где df1 – диаметр впадины зуба шестерни, мм;
df2 – диаметр впадины зуба шестерни, мм.
df1=59,7 – 2,5×1,5= 55,95мм
df2=240,3 – 2,5×1,5= 236,55 мм
3.1.10. Проверка зубьев шестерни и колеса на контактную выносливость
, (30)
где К – вспомогательный коэффициент, для косозубых передач К=376 [4,с.61]
Кнα – коэффициент учитывающий распределение нагрузки между зубьями, по графику [4,с.63] находим Кнα = 1,14;
Kнυ – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, определим по таблице 4.3. [4,с.62] Kнυ = 1,04;
Колесо и шестерня проходят проверку на контактную выносливость.
3.1.11. Проверка зубьев шестерни и колеса на выносливость при изгибе.
sF2=YF2×Yb× KFb×KFn×2×Т2/(d2b2×m)£[sF]2, (31)
sF1=sF2(Y F1/YF2) £[sF]1, (32)
где sF1,2 – фактические напряжения изгиба для шестерни и колеса, Н/мм2;
YF1,2 – коэффициенты формы зуба для колеса и шестерни, определяются в зависимости от эквивалентного числа зубьев (zv1=z1/cos3b1 ; zv2=z2/cos3b2), и коэффициента смещения равный 0, и определяется по графику;
Yb - коэффициент, учитывающий наклон зуба;
KFb - коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба,
KFb =1;
KFn - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, KFn=1,11.
Значение YF1,2 определяем по таблице 4.4 [4,с.64] в зависимости от эквивалентного числа зубьев, zv1,2= z1,2/cos3β.
zv2=157/cos311,48°= 166,8
YF2=3,62
zv1=39/cos311,48°= 41,44
YF1=3,69
Yb=1-β0/140 (33)
Yb=1-11,48°/140=0,918
sF2=2×174950×3,62×1×0,918×1,11/(240,3×30×1,5) = 119,4 МПа
sF2= 119,4£200,85 Н/мм2
sF1=119,4(3,69/3,62) = 121,7 £[sF]2
sF1= 121,7 £ 213,21Н/мм2
Колесо и шестерня проходят проверку на изгиб.
Таблица 3.
Параметры первой ступени косозубой передачи
Шестерня
Колесо
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.