Программа СЭПИН - универсальная технология развития муниципального управления
Московский
Гуманитарный Университет
Колледж
Программа социально-экономической поддержки интересов
населения (СЭПИН)-универсальная технология развития муниципального управления
Курсовая работа
по дисциплине:
Cоциальное управление
Выполнила:
студентка группы ГМУ-301
Воронова М.В.
Научный
руководитель:
Калугина Н.П.
Москва
2006 г.
Введение
Всем хорошо известно,
что кризисное состояние нашей экономики и в целом общества имеет множество
причин. Остановлюсь лишь на тех, которые связаны с взаимодействием
управленческих структур. Недостаточно четкие экономические отношения субъектов
Федерации с центром, а субъектов Федерации - с управлением на уровне
муниципальных образований создают помехи в решении многих проблем. От этого
зависит и возможность проявления гражданской инициативы, реализации социальных
и экономических прав каждого человека.
Предстоит создать максимально благоприятные условия для свободы экономической
самодеятельности и самоуправления на местах. Ведь именно здесь решаются
повседневные социальные и экономические вопросы, с которыми сталкиваются жители
городов, поселков, деревень.
Актуальность данной темы прежде всего состоит в том, что, сегодня
значительная часть населения оказалась в достаточно тяжелом положении в
результате инфляции, снижения активности производственной деятельности,
безработицы. Усилия же органов исполнительной власти на местах нередко в
основном направлены на выплату гражданам денежных пособий, предоставление
различных льгот, помощь в трудоустройстве. Вопросам разработки и внедрения
местных комплексных социально-экономических программ, обеспечивающих занятость,
рост доходов жителей, укрепление их здоровья, повышение качества и расширение
состава услуг, не всегда уделяется достаточное внимание продолжается
перераспределение ресурсов и ответственности за состояние
социально-экономического развития муниципальных образований и качество уровня
жизни населения от федерального и регионального уровней власти к органам
местного самоуправления. В связи с этим перед руководителями муниципальных
образований сегодня стоит главная задача - существенным образом улучшить
материальное и социальное положение населения, мобилизуя для этого
дополнительные ресурсы и используя прогрессивные финансовые технологии,
современные организационные формы работы, а для этого необходим прежде всего
такой тип управления муниципальными образованиями, который способствовал бы
росту их экономического потенциала. К принятию жизненно важных решений должны
привлекаться сами местные жители для этого комиссией по федеральной,
межрегиональной и региональной социально-экономической политике с участием
Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации, учеными и
специалистами различных областей знаний была разработана быстро адаптируемая на
уровне муниципальных образований программа социальной и экономической поддержки
интересов населения - Программа "СЭПИН", которая позволит существенно
увеличить рост доходов малообеспеченных слоев населения, аккумулировать и
мобилизовать достаточный объем среде и жителей для инвестирования их в развитие
местного производства, семейного и малого предпринимательства и открыть новые
рабочие места, расширить спектр социальных услуг.
Объектами исследования
данной работы являются программа Социально-экономической поддержки интересов
населения (СЭПИН) ,а также отдельные подпрограммы –«СЭПИН-ЖИЛЬЁ» и
«СЭПИН-ЗДОРОВЬЕ».
Цель исследования данной
темы заключается в анализе собранной информации и следующих за этим выводах.
Сбор и анализ литературы, нормативно-правовой базы составили методы
исследования данной работы.
Курсовая работа состоит
из введения ,двух глав и заключения.
Во введение раскрывается
актуальность выбранной темы, указываются объекты и цели исследования.
В первой главе
раскрываются основные понятия стратегического планирования и корпоратизма ,как
одних из важнейших составляющих современных муниципальных управленческих
технологий.
Во второй главе
приводится детальная характеристика программ социально-экономического развития
.Экономический и социальный эффект от реализации данных программ .
В заключении даются
общие выводы по данной курсовой работе.
При подготовке настоящей
курсовой работы использовалась литература следующих авторов: Гапоненко А.Л.
«Стратегическое управление» , Асанов В.Л. «Муниципальный менеджмент»,
Сильвестеров С.Н. «Социальное партнерство»,а также Федеральный закон « Об общих
принципах организации местного самоуправления (в ред.от 17.03.97 г)
Глава 1 Характеристика
социально-экономического развития муниципального образования (на примере
программы социально--экономической поддержки интересов населения –«Cэпин»)
1.1
Стратегия
социально-экономического развития муниципального образования
Рыночная экономика изменила функции
муниципальных образований в системе народного хозяйства страны и своего
региона. Власти каждого населенного пункта ,помимо решения текущих задач,
должны иметь представление и о том, что же должна представлять их территория в
новой социально-экономической ситуации, каковы новые функции , в чем состоит
преимущество ,которое поможет создать устойчивую финансовую и экономическую
базу.
Задача состоит в том чтобы местная
социокультурная среда не только формировалась должным образом, но и оказывала
все более сильное воздействие на принятие решений на властном уровне ,а также
при функционировании бизнесс-структур .
Необходима выработка стратегии по
мобилизации собственных экономических возможностей, улучшения
предпринимательского и создания благоприятного инвестиционного климата. Такая
стратегия может быть создана только при вовлечении в этот процесс всех слоев
местного сообщества и установлении партнерских отношений между властью,
сообществом и бизнесом.
Местные сообщества являются идеальным
объектом для оказания системного влияния на местное самоуправление в России
,которое является основой гражданского общества. Именно на этом уровне власть
максимально приближена к избирателю, подотчетна ему и ориентирована на его
интересы. На уровне местного самоуправления каждый гражданин может напрямую
принимать участие в управлении ,отстаивать свои интересы и влиять на
формирование стратегии развития своего муниципального образования в
соответствии со своими интересами.
Одной из основных причин неустойчивости
местного самоуправления в Росит является слабость его экономической базы. И
хотя нельзя отрицать необходимости урегулирования межбюдтных отношений истинным
решением этой проблемы является только укрепление собственной экономической
базы муниципального образования развитие местного бизнеса и привлечение
внешних инвестиций.
Активная и последовательная политика
социально-экономичесокго и культурного развития муниципальных образований
,способствует формированию их как устойчивых саморазвивающихся систем.
Конечным результатами должны стать :
Ø Превращение муниципальных образований в
локальные социокультурные ячейки открытого гражданского общества;
Ø Консолидация местных сообществ на основе
принятия общей системы интересов и целей различными группами населения.
Ø Активизация бизнес структур ,выход местного
бизнеса из изоляции и забвения на межрегиональный и международный рынок.
Ожидаемые эффекты:
Ø Социальный: формирование системы социального
партнерства между сообществом, властью и бизнесом на основе консолидации
местных сообществ малых городов
Ø Экономический: привлечение в экономику
внешних и внутренних инвестиций.
Ø Политический: укрепление института местного
самоуправления как основы открытого гражданского общества.
Ø Организационно-управленческий: формирование
нового образа местной власти и эффективного способа её взаимодействия с
сообществом.
Выработка стратегии муниципального развития,
основанной на интересах местного сообщества, будет способствовать:
Ø Активизации потенциала ,заложенного в
местном сообществе,для решения его насущных проблем.
Ø Нахождению места территории в системе
разделения труда ,нахождение его «рыночной ниши»
Ø Формированию долгосрочной ,прозрачной для
общественного контроля программы действий местной власти.
Ø Определению приоритетов экономического
развития и гарантий поддержки инвестиций (внешних и внутренних ) в местные
предприятия ,работающие в этих областях.
В качестве вывода по результатам
формирования стратегии региональной экономической политики можно поддержать
мнение ряда российских экономистов ,заключающееся в том, что «суверенитет
регионов, рассматриваемый с позиции эффективности производства качества жизни,
состоит в том, чтобы региональная ассоциация свободных людей могла направить
свой потенциал на реализацию экономической, социальной, культурной программ
развития»[1]
1.2
Стратегическое
планирование –центральное звено стратегического управления
Термин «планирование» в управленческом
контексте означает создание разработку замысла некоторой деятельности,работы на
определённый период с указанием целей,содержания,объема,последовательности и
сроков,а часто и методов выполнения.
Планирование как функция управления состоит
в выборе наилучшей альтернативы текущего или перспективного развития объекта
управления,его возможностям (ресурсам) и быть рассчитана на определенный период
времени ,а также определять основных лиц ,ответственных за выполнение плана.
Эффективная деятельность любого
хозяйствующего субъекта, коммерческой и некоммерческой организации ,государства
и всех его структур невозможна без разработки прогнозов и базирующихся на них
бизнес-планов и программ, а на уровне государства ,его субъектов и исполнительных
органов без концепции социально-экономического развития, без долгосрочных и
краткосрочных планов и программ
Стратегическое планирование- ключевая,
определяющая функция управления, состоящая в предопределении будущего,
построении активного образа, модели желаемого и намечаемого будущего состояния
экономики при одновременном установлении путей, способов ,средств и сроков
достижения этого состояния, конечных рубежей планируемых действий посредством
разработки стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ планов)
в долгосрочной перспективе.1
Содержанием стратегического планирования
являются его процедуры[2]:
прогнозирование программирование ,проектирование развития национальной
экономики[3]
Роль стратегического планирования в жизни
общества определяется положением ,которое оно занимает в системе управления.
Это есть элемент функции управления-планирования,занимающей одно из центральных
мест в принятии управленческих решений ,представляющей сбой предопределение
будущего ,построения модели будущего состояния экономики при одновременном
установлении путей, способов ,средств и сроков достижения этого состояния,
конечных рубежей планируемых действий посредством разработки стратегических
решений в форме прогнозов ,проектов программ и планов в долгосрочной перспективе.
Планирование
всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и
контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность
планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов
прошлого.
Стратегическое
планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых
руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии
предназначены помочь организациям достичь своих целей. Процесс стратегического
планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для
управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере
обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия. Так, выделяют
четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса
стратегического планирования:
Ø распределение ресурсов, в основном
ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;
Ø адаптация к внешней среде (все действия
стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением.
Здесь необходимо выявить возможные варианты и обеспечить эффективное
приспособление стратегии к окружающим условиям. Такая деятельность может
проходить по линии совершенствования производственных систем, взаимодействия с
правительством и обществом в целом и т.д.);
Ø внутренняя координация (координация
стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с
целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);
Ø осознание организационных стратегий
(осуществление систематического развития мышления менеджеров путем
формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических
ошибках, т.е. способность учиться на опыте).
Сам процесс планирования проходит четыре этапа:
Ø
разработка
общих целей;
Ø
определение
конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период
времени (2,5,10 лет);
Ø
определение
путей и средств их достижения;
Ø
контроль
за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с
фактическими.
Формы
стратегического планирования многообразны. Их многообразие обусловлено
многоуровностью и многоаспектностью проблем, которые решаются в процессе
управления экономического развития общества .В связи с нарастанием динамизма
экономических и социальных процессов, происходящих в обществе ,быстрым
изменениям конъюнктуры на рынках, необходимостью обеспечения стабильного
развития в долгосрочной перспективе все больше возрастает роль стратегического
планирования на макро уровне социально-экономичесой системы. Разрабатываемые в
стране на всех уровнях национальной экономики прогнозы, программы, проекты,
планы являются важнейшими инструментами реализации политики соответствующих
субъектов управления. Именно они позволяют организовать четкую, продуманную
,всесторонне обоснованную политику.
Стратегия
организации- это комплекс принципов деятельности организации и её отношений с
внешней и внутренней средой, перспективных целей организации ,а также
соответствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей (с
определенным запасными вариантами) и ориентации деловой активности организации.
это одновременно перспектива развития и образец ,модель реагирования на
изменения внешней среды, в которой действует данная организация. Стратегия
проявляется в конкурентной позиции, структуре организации, её системе
ценностей , в особенностях мотивации и контроля персонала.
Термин «
стратегическое управление « и стратегическое планирование» широко вошли в
практику западного менеджмента в 60-е годы 20 века .При этом период увлечения
методами стратегического планирования в 60-е и 70-е годы сменился некоторым
охлаждением ,за которым последовало возрождение методов и подходов
стратегического управления и планирования в 90-е годы прошлого столетия.
Последняя тенденция продолжается и в наши дни.
Страницы: 1, 2, 3
|