Программа комплексного развития способностей личности для детей-инвалидов Новосибирской области
Программа
комплексного развития способностей личности для
детей-инвалидов
в Новосибирской области
Ояшинский дом – интернат
осуществляет медико – социальное обслуживание детей – инвалидов, страдающих
нервно – психическими заболеваниями в возрасте от 4-х до 18-ти лет, организуя
их проживание, обучение, воспитание и уход.
В структуре дома –
интерната выделено 2 отделения:
1. Отделение милосердия
на 200 мест, где проживают дети, нуждающиеся в посторонней помощи и уходе.
2. Отделение
реабилитации на 150 мест, основной задачей которого является социальная
реабилитация детей – инвалидов посредством учебно – воспитательных, лечебно –
оздоровительных, трудовых мероприятий, направленных на обучение их элементам
грамоты, простейшего счета, привития санитарно – гигиенических, хозяйственно –
бытовых и профессиональных навыков.
В течение 2001 – 2004
годов за счет средств федеральной целевой президентской программы «Дети
России», пенсионного фонда Российской Федерации, областной целевой программы
«Дети Новосибирской области» было закончено строительство современного здания
дома – интерната.
Сегодня 350 детей –
инвалидов проживают в прекрасных условиях, отвечающих всем санитарно –
гигиеническим нормативам.
Новейшее
реабилитационное оборудование, квалификация кадров, изучение и внедрение
российского и международного опыта, позволяют осуществить комплексную
реабилитацию воспитанников по индивидуальным программам.
В доме – интернате
разработана программа комплексного развития способностей личности для детей
– инвалидов, применительно к нашим условиям и возможностям, состоящая из
трех основных разделов:
·
Лечебно – оздоровительного;
·
Учебно – воспитательного, коррекционно –
развивающего;
·
Реабилитационно – трудового.
Лечебно –
оздоровительный блок включает в себя медикаментозное и немедикаментозное
лечение. В Ояшинском доме – интернате основное значение в восстановительном
процессе придается немедикаментозному лечению. Основными его методами являются:
·
Лечебная физкультура с
использованием разнообразных тренажеров для групповых и индивидуальных занятий.
·
Тренажер «Гросса» для индивидуальных занятий
детей с детским церебральным параличом, с помощью которого ребенок может
выполнять упражнения, стимулирующие функции ослабленных мышц и суставов,
формировать двигательные акты у детей для которых движения затруднены или
невозможны. Формируется чувство ходьбы и опоры.
·
Лечебные костюмы «Гравистат»
для индивидуальных занятий с детьми при нарушении функции опорно –
двигательного аппарата. У детей улучшается устойчивость при ходьбе, формируется
правильная осанка, увеличивается силовая нагрузка, тем самым восстанавливается
силовая нагрузка, тем самым восстанавливается функция пораженных мышечных
групп. Применение костюма дает почувствовать свое тело в вертикальном
положении, увеличить шаговые движения, опорность, способность стоять, сидеть,
удерживать голову.
·
Лечебный массаж с
использованием массажной кровати «Нуга – Бест», массажных столов, стульев. В
отделении реабилитации массаж проводится курсами – 1 раз в год. В отделении
милосердия курс массажа проводится 1 раз в квартал.
·
Водные процедуры с
использованием гидромассажных ванн общих и для ног, душей «Шарко»,
«Циркулярного», лечебных ванн.
·
Аппаратная физиотерапия: электросон,
ультразвук, лекарственный электрофарез, гальванизация, диодинамические и
импульсные токи, магнитотерапия, квантовая терапия, гипокситерапия,
аэрофитотерапия, ультрозвуковые ингаляции, тепловые процедуры.
·
Апитерапия –
использование продуктов пчеловодства.
·
Фитотерапия –
использование трявяных отваров, настоев.
·
Музыкотерапия – в
основе занятий лежит игра на фортепиано самого ребенка. Это тренируеткисти рук,
пальцев, развивает их физическую силу, моторику, способствует улучшению
координации и развитию у ребенка эмоциональной, коммуникативной сфер.
·
Иппотерапия –
лечебная верховая езда. Оказывает гармонизирующее воздействие на эмоциональное
и физическое состояние ребенка, способствует укреплению и формированию всех
групп мышц, при этом, не нагружая сердце.
Дети отделения
реабилитации с невыраженными нарушениями опорно – двигательного аппарата
получают водолечение, гидромассаж – который улучшает кровообращение пораженных
мышц. Перед занятием лечебной физкультуры, массажисты расслабляют
спазмированные мышцы тела и конечностей, а 2 инструктора ЛФК, в 2-х залах,
проводят занятия по групповой и индивидуальной методике.
В 2006 году на базе
Областной клинической больницы прооперированно 3 воспитанника по ахилопластике,
после которой у детей улучшилась двигательная активность.
Проводимые за последние
3 года реабилитационные методики позволяли улучшить состояние здоровья
воспитанников, из 90 детей, находящихся на постоянном постельном режиме в
возрасте от 4-х до 10 лет, положительная динамика наблюдается у 55 детей:
- Самостоятельно стали
переворачиваться – 18 детей;
- Самостоятельно сидеть
без опоры – 12 детей;
- Самостоятельно ползать
– 9 детей;
- Ходить в ходунках – 11
детей;
- Ходить с поддержкой –
5 детей.
На протяжении 2005 –
2006 года десять воспитанников занимались музыкотерапией – это дети с детским
церебральным параличом, затрудненной моторикой рук, с очень скудной речью. В
процессе занятий ребята освоили навыки игры на фортепиано, развивающую мелкую
моторику. Трое детей из 10 научились играть по 7 пьес, двое детей по 5 пьес, 2
детей по одной пьесе. У всех значительно улучшилась координиция рук, движение
пальцев, общая моторика.
Учебно – воспитательные
занятия в учреждении проводятся по программе «Для глубоко умственно – отсталых
детей», «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной
умственной отсталостью» и на основе материалов Московского аналитического
научно – исследовательского центра «Развитие и коррекция».
Психокоррекционная
программа помощи включает в себя: психогимнастику, арттерапию, игротерапию,
сеансы занятий в двух сенсорных комнатах.
Особое внимание
уделяется детям с повышенной возбудимостью, агрессивностью, неадекватными
реакциями. Упражнение релаксация успокаивает, снимает мышечное и эмоциональное
напряжение, развивают воображение и фантазию.
Наличие тренажерных
залов, стадиона, оборудование территории площадками для игр, разнообразными
малыми формами, дает возможность детям круглый год заниматься спортом, воспитателям
проводить прогулки с использованием подвижных игр, соревнований, конкурсов.
Профессиональное
трудовое обучение воспитанников осуществляется с шестнадцати лет. Воспитанники
обучаются по программам «Трудовое обучение инвалидов с глубокой умственной –
отсталостью мало квалифицированным видам труда». Обучение сводится к
теоретическим и практическим занятиям. Обучение ведется по профессиям:
санитарка, уборщица, дворник, грузчик, мойщик посуды, подсобный рабочий
прачечной, рабочий полеводства, рабочий по уходу за свиньями и крупно рогатым
скотом.
Дети – инвалиды
обучаются ведению домашнего хозяйства: косметическому ремонту жилых помещений,
учатся уходу и приведению в порядок одежды, приготовлению пищи, уходу за
садовыми и комнатными растениями.
Новосибирские
коммерческие фирмы «БФК» и «НЭО – Континент», оказывают интернату не только
существенную материальную помощь, но и помогают адаптироваться детям в обществе
путем общения с детьми общеобразовательных детских домов на городских
праздниках, посвященных «Дню защиты детей», «Дню знаний», «Рождественских
встречах».
Дом – интернат постоянно
посещают представители трех религиозных конфессий, привозят подарки, общаются с
детьми.
Медицинский и
педагогический персонал постоянно изучает опыт работы с инвалидами, российский
и зарубежный.
На протяжении 2004 –
2006 годов на базе интерната проводится взаимный обмен опытом со специалистами
из Швейцарии.
В соответствии с планом
работы учреждения на 2007 – 2010 годы вместе с текущей деятельностью будет
развиваться материально – техническая база:
·
строительство летнего бассейна, крытого
ипподрома, теплицы овощей и цветов;
·
дальнейшее благоустройство территории с
обеспечением доступной среды инвалидам.
Для медико – социального
обслуживания детей планируется устройство: «Соляной пещеры», «Солярия»,
приобретение установки для приготовления кислородных коктейлей, открытие
компьютерного класса.
Список
литературы:
1.
Присмакина
Л.Н. «Тепло наших сердец – детям» // Журнал «Социальная работа», № 3, 2007г.,
с.29 – 31.
|