●
отклонении плана внешнего управления и отстранении внешнего управляющего с
одновременным утверждением саморегулируемой организации, из членов которой
должен быть утвержден внешний управляющий, и требований к кандидатуре внешнего
управляющего.
В целях
восстановления платежеспособности должника внешний управляющий осуществляет
меры, предусмотренные планом внешнего управления. Их перечень не является
исчерпывающим и определен ст. 109 Закона о банкротстве:
Ї продажа
предприятия должника;
Ї продажа части
имущества должника;
Ї уступка прав
требования должника;
Ї исполнение
обязательств должника иными лицами;
Ї увеличение
уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
Ї размещение
дополнительных обыкновенных акций должника;
Ї замещение
активов должника.
План внешнего
управления должен содержать прогноз поступлений (притоков) средств к должнику
(выручка по основной деятельности; реализация части имущества; исполнение
обязательств должника третьими лицами; амортизационные отчисления и др.) и
прогноз расходов (на закрытие нерентабельных производств; на реализацию
имущества должника и иных мер по восстановлению платежеспособности; на судебные
издержки др.)Наиболее часто встречающиеся в планах внешнего управления
недостатки: неучет процентов, подлежащих начислению; отсутствие взаимоувязки
данных по накоплению средств для погашения требований кредиторов с данными
реестра требований кредиторов; существенное превышение сроками реализации
мероприятий плана внешнего управления максимальных сроков внешнего управления и
др.
Если в течение
четырех месяцев с момента введения внешнего управления арбитражному суду не
представлен план внешнего управления, он вправе принять решение о признании
должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Структура плана
внешнего управления представлена в приложении 1.
По итогам
внешнего управления управляющий обязан составить отчет и представить его
собранию кредиторов. Внешние управляющий обязан предоставить кредиторам
возможность ознакомиться с отчетом не более чем за 45 и не менее чем за 10 дней
до созыва собрания. В соответствии с п.3 ст.117 Закона о банкротстве отчет
управляющего должен содержать:
● баланс
должника на последнюю дату;
● отчет о
движении денежных средств в течение внешнего управления;
● счет
прибылей и убытков должника;
● сведения
о наличии свободных средств должника, которые могут быть направлены на
удовлетворение требований по обязательствам и обязательным платежам;
●
расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об
оставшихся нереализованными правах требования должника;
●
информацию об удовлетворении реестровых требований;
● иные
сведения о возможностях погашения оставшейся кредиторской задолженности
должника.
К отчету должен
быть приложен реестр требований кредиторов, из которого можно будет сделать
вывод о размере установленных требований.
Представив
собранию кредиторов отчет, управляющий сообщает кредиторам свое мнение о перспективах
должника. Это будет сообщение либо о необходимости прекратить внешнее
управление в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к
расчетам с кредиторами; либо о необходимости продления срока внешнего
управления; либо о прекращении производства по делу о банкротстве в связи с
удовлетворением всех требований в соответствии с реестром; либо о невозможности
достигнуть цели внешнего управления, в связи с чем необходимо признать должника
банкротом и ликвидировать его предприятие. Кроме того, управляющий может
разработать условия мирового соглашения и предложить кредиторам его заключить.
Собрание
кредиторов, рассмотрев отчет управляющего, решает дальнейшую судьбу должника.
Принятое кредиторами решение управляющий обязан направить в арбитражный суд в
течение пяти дней с момента проведения собрания вместе с приложением своего
отчета, реестра на дату проведения собрания и жалоб кредиторов, голосовавших
против соглашения либо не принимавших участие в голосовании.
Суд проверяет
обоснованность решения собрания кредиторов и утверждает либо не утверждает его.
Определение об отказе в утверждении отчета служит основанием для вынесения
судом решения о признании должника банкротом. Такое же решение принимается при
наличии ходатайства собрания кредиторов либо при не предоставлении управляющим
отчета в суд. В этом случае управляющий исполняет свои обязанности до передачи
дел конкурсному управляющему.
Если требования
всех кредиторов удовлетворены или заключено мировое соглашение, то суд
прекращает производство по делу о банкротстве.
Если
платежеспособность должника восстановлена, то должник переходит к расчетам с
кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. В определении суда
устанавливается срок окончания расчетов с кредиторами, который не может
превышать шести месяцев с даты вынесения этого определения.
После окончания
расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение об утверждении
отчета внешнего управляющего и о прекращении производства дела о банкротстве.
Если же расчеты с кредиторами не будут вовремя произведены, суд принимает
решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
III. Конкурсное производство.
3.1
Роль конкурного управляющего в принудительной ликвидации организации.
Конкурсное производство – ликвидационная стадия
развития конкурсных отношений, стадия, когда о спасении должника речи уже не
идет. Мероприятия конкурсного производства направлены на достижение следующих
целей:
● поиск и
аккумулирование имущества должника;
●
реализацию этого имущества;
●
распределение средств между кредиторами;
●
ликвидацию должника – юридического лица.
На осуществление
всех мероприятий конкурсного производства предоставляется один год. Этот срок
может быть продлен судом на шесть месяцев. Решение о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства выносит арбитражный суд. В нем
должна содержаться следующая информация:
Ї о признании
должника банкротом;
Ї открытии
конкурсного производства;
Ї назначении
конкурсного управляющего;
Ї признании утратившей
силу регистрации должника.
Открытие
конкурсного производства влечет возникновение для должника и кредиторов
определенных последствий:
1. Наступление срока исполнения
всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей.
2. Прекращение всех финансовых
санкций по всем видам задолженности должника.
3. Прекращение режима
конфиденциальности любых сведений, касающихся финансового состояния должника.
4. Совершение определенных
действий и сделок (включая предъявление требований) только в соответствии с
нормами Закона о банкротстве, регулирующими проведение конкурсного
производства.
5. Отстранение руководителя и
органов управления должника от выполнения функций по управлению и распоряжению
имуществом, прекращение полномочий собственника имущества должника – унитарного
предприятия.
Конкурсный
управляющий действует с момента его утверждения арбитражным судом до даты
завершения конкурсного производства. К нему переходят все полномочия по
управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом
должника.
В течение месяца
с даты введения конкурсного производства управляющий должен предупредить всех
работников должника о предстоящем увольнении.
После того как
управляющий примет в ведение имущество должника, он должен провести
инвентаризацию этого имущества и пригласить независимого оценщика для его
оценки. В ходе конкурсного производства управляющий принимает меры для
сохранения имущества должника, а также для выявления и возврата его имущества,
находящегося у третьих лиц. Кроме того, управляющий должен вести реестр
требований кредиторов, настаивать на возврате третьими лицами задолженности
организации-должника, а также в случае необходимости, возражать против
требований кредиторов, предъявленных должнику.
Когда расчеты с
кредиторами завершены, конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд
отчет о проведении конкурсного производства. К отчету конкурсный управляющий
должен приложить:
·
Документы,
подтверждающие продажу имущества должника;
·
Реестр
требований кредиторов с указанием размера погашенных требований;
·
Документы,
подтверждающие погашение требования кредиторов.
Поскольку
конкурсный управляющий обязан действовать в интересах кредиторов, то контроль
за его деятельностью осуществляют кредиторы и арбитражный суд. По требованию
как кредиторов, так и суда управляющий обязан в любое время предоставить о ходе
конкурсного производства. Особо регламентирован контроль за финансами должника.
Отчеты об использовании денежных средств представляются управляющим по требованию,
но не чаще чем раз в месяц.
В ходе
конкурсного производства полномочия управляющего складываются из двух
составляющих:
Ї полномочия
отстраненного руководства, связанные с хозяйственной деятельностью и
управлением юридического лица;
Ї полномочия,
свойственные только арбитражному управляющему, связанные с достижением цели
конкурса.
3.2
Определение конкурсной массы и требований кредиторов. Промежуточный
ликвидационный баланс.
Ликвидация
предприятия, т. е. прекращение деятельности юридического лица без правопреемника,
- это длительный процесс, который состоит из двух этапов:
1.
формирования
конкурсной массы предприятия-должника и определения всей совокупности
предъявляемых к предприятию требований кредиторов;
2.
продажи
имущества должника и погашения предъявленных претензий кредиторов за счет
конкурсной массы предприятия-банкрота.
Конкурсная масса – понятие, в которое Закон
вкладывает вполне определенный смысл: в соответствии с п. 1 ст. 131 Закона все
имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в
ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Между тем,
представляется более целесообразным использовать другой термин – имущественная
масса – для обозначения имущества, имеющегося у должника на момент признания
его банкротом т открытия конкурсного производства. Далее производятся
определенные добавления и изъятия из имущественной массы. Все это
осуществляется в целях формирования конкурсной массы.
Таким образом,
конкурсной массой предлагается называть имущество, готовое к распределению
между кредиторами, т. е. денежные средства, полученные от реализации
имущественной массы, и неликвидное имущество. В формирования конкурсной массы в
имущественную массу осуществляют определенные дополнения и изъятия. Выделим
сначала виды имущества, добавляемые в имущественную массу:
1.
Имущество
должника, без правовых оснований находящееся у третьих лиц.
2.
Имущество,
полученное в результате реализации дебиторской задолженности.
3.
Денежные
средства, полученные в результате осуществления субсидиарной ответственности –
имущество субъектов, своими действиями доведших должника до банкротства.
4.
Имущество,
являющееся предметом залога, переданным кредитору-залогодержателю (заклад).
5.
Денежные
средства, полученные в результате истребования управляющим средств на
содержание определенных объектов, которые должны были, но не были приняты
третьими лицами, названными в Законе.
Из имущественной
массы изымаются:
1.
Имущество,
исключенное из гражданского оборота.
2.
Имущественные
права, связанные с личностью должника, в том числе и права, основанные на
разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности.
3.
Жилищный
фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не
проданные по конкурсу (дошкольные образовательные учреждения,
общеобразовательные, лечебные учреждения и т. д.).
4.
Имущество
третьих лиц, находящееся у должника бех правовых оснований.
Одна из
обязанностей конкурсного управляющего, связанных формированием конкурсной массы
и ее распределением между кредиторами, заключается в ведении реестра
кредиторов. В настоящее время ведение реестра может осуществляться не только
самим управляющим, но и реестродержателем, статус которого определен п. 1 ст.
16 Закона. Решение о привлечении реестродержателя принимается собранием
кредиторов. Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена ст.
134 Закона о банкротстве. Порядок уплаты налогов и сборов в период конкурсного
производства установлен п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве.
После того, как
сформирована конкурсная масса, составляется промежуточный ликвидационный
баланс, а после погашения предъявленных кредиторами требований – окончательный
ликвидационный баланс.
В промежуточном
балансе отражается фактическая стоимость имущества должника, за счет которого
будут погашены требования кредиторов. Промежуточный ликвидационный баланс
отражает величину реальной конкурсной массы предприятия (актив), суммы
предъявленных и непредъявленных требований кредиторов, а также собственный
капитал предприятия (пассив). Основой для составления промежуточного
ликвидационного баланса предприятия служит бухгалтерский баланс на последнюю
дату, которая предшествовала открытию конкурсного производства. Выделим
основные особенности формирования ликвидационных балансов в сравнении с операционными
ликвидационными балансами:
1.
Ликвидационный
баланс как любой заключительный баланс относится к инвентарным, т. е.
формируется по данным инвентаризации.
2.
Учетные
регистры, на основе которых формируется баланс, не должны содержать остатков по
регулирующим (02, 05, 14, 16, 59, 63) и бюджетно-распределительным (96, 97, 98)
счетам бухгалтерского учета ввиду ограниченности периода существования
организации.
3.
Способы
оценки статей актива ликвидационного баланса могут отличаться от установленных
в ст. 11 ФЗ «О бухгалтерском учете», поскольку в процессе ликвидации
определяется та стоимость имущества (рыночная, ликвидационная и т. д.),
которая позволит пользователям отчетности – участникам, инвесторам, кредиторам
– с максимальной точностью рассчитать наиболее вероятное изменение собственных
финансовых результатов вследствие ликвидации экономически связанного с ними
лица.
Страницы: 1, 2, 3
|