Меню
Поиск



рефераты скачать Прохождение государственной службы за рубежом

Прохождение государственной службы за рубежом

БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



Кафедра ГС и ТП





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственная служба в РФ и РБ»


на тему

«ПРОХОЖДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ЗА РУБЕЖОМ»



Выполнила: студентка IV курса

специальности «Государственное и  муниципальное управление»

 (внебюджет)

Гайфуллина Р.Р.

 

 Проверил: к.ю.н., доцент

Гайдук В.В.



Уфа

2007


Содержание


Введение

1. Государственный служащий за рубежом: понятие и правовой статус

2. Подготовка кадров для государственной службы за рубежом

3. Поступление и карьерное продвижение государственных служащих

4. Денежное содержание государственных служащих

Заключение

Список использованной литературы



Введение


Государственная служба была, есть и будет в обозримом будущем одним из главных институтов государства. Поэтому знания различных аспектов её построения и функционирования, развития в нашей стране, особенностей государственной службы в различных странах – необходимы широкому кругу лиц, каким-либо образом соприкасающихся с данным институтом.

 Государственная служба, прежде всего, служение государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций государства в государственных органах, учреждениях, предприятиях. Это широкое понятие «государственной службы», которое применяется законодательством зарубежных стран. В Российской Федерации же понятие «государственной службы» используется в более узком смысле.

Актуальность изучения опыта организации и функционирования государственной службы в зарубежных странах обусловлены возрастанием роли государственного управления в осуществлении идущих социально-демократических преобразований, как в России, так и во многих развивающихся странах.

В мире существуют различные традиции организации государственно-служебной деятельности. Поэтому теоретический и практический интерес представляет опыт тех стран, государственная служба которых функционирует эффективно, и авторитет служащих в обществе достаточно высок. Таковыми в настоящее являются государственные службы развитых стран Запада – США, ФРГ, Великобритании и Франции, которые и будут рассмотрены в работе.


1. Государственный служащий за рубежом: понятие и правовой статус


В зарубежных странах нет однозначного определения термину государственный служа­щий, однако исследователи сходятся во мнении, что существуют некие оп­ределяющие понятия, которые характерны для государственного служаще­го большинства стран. К ним можно отнести физическое лицо:

1)         являющееся гражданином данного государства;

2)         занимающее должность в государственном аппарате;

3)         наделенное государственно-властными полномочиями в ком­петенции своей должности;

4)         выполняющее функции государства, поэтому действующее от
имени государства;

5)         действующее на возмездной основе, т. е. профессионально, по­лучающее основной источник дохода от деятельности на государственной службе;

6)  действия которого обеспечиваются государственным принуж­дением.

Например, в законодательно-нормативных актах Великобритании отсутствует четкое понятие «государственный служащий». Но на основе документальных источников авторы придают этому понятию широкий и узкий смысл. В узком смысле под служащим понимается лицо, являющее­ся служащим административного органа государственного управления. К государственным служащим в широком смысле относятся все служащие публичного сектора, включая как собственного гражданских служащих, т. е. служащих министерств и ведомств, так и служащих вооруженных сил, полиции, а также публичных корпораций, местных органов власти, систе­мы здравоохранения, школьного образования и т. п.

Не существует строгого определения понятия госслужащего и во Франции. Разделы 2, 3, 4 Общего Устава Государственной службы Фран­ции упоминают в качестве характеристики госслужащего: назначение на постоянную должность, оплачиваемую государственным бюджетом; при­своение определенного чина в соответствии с табелем о рангах Централь­ной, Территориальной или Больничной Государственной Службы.

В Германии понятие “государственный служащий» также охватывает всех работников государственных учреждений, к которым относятся не только сотрудники органов управления, но и учителя, работники дошкольных учреждений, профессора и преподаватели государственных университетов, судьи, полицейские, военнослужащие и т.д. Лица, находящиеся на государственной службе ФРГ, делятся на три группы: чиновники, служащие и рабочие. Чиновником является лицо, которое состоит с государством в публично-правовом «отношении службы и верности» и осуществляет свои функции на постоянной основе (ст. 33, п.4 Основного закона ФРГ). Чиновники и служащие (рабочие) отличаются друг от друга, прежде всего тем, что первые назначаются на службу пожизненно, а со служащими и рабочими заключаются трудовое соглашение, которое может быть расторгнуто. (1, стр. 111)

Верховный Суд Европейского сообщества при определении понятия госслужащего также отдал предпочтение такому критерию, как выполне­ние функций государственной власти. В своей деятельности госслужащие подчиняются определенному юридическому режиму, своду специфиче­ских прав и обязанностей. При получении депутатского мандата чиновник обязан оставить госслужбу.

В США служащий означает лицо, назначенное на государственную службу и вовлеченное в выполнение федеральных функций в соответствии с законом.

В целом в большинстве стран сохраняется тенденция к сокращению управленческого аппарата и переводу отдельных разрядов государствен­ных служащих (почтовиков, железнодорожников, работников морского, речного, воздушного транспорта и пр.) в частный сектор.

Фундаментом стабильно функционирующей государственной служ­бы является законодательное закрепление статуса государственного слу­жащего и последующее его неуклонное соблюдение. Государственная служба в целом обладает повышенной степенью консерватизма, стабиль­ности - по сравнению, например, с предпринимательской деятельностью.

Во всех странах руководство государственными служащими осуществляется на основе официально разработанной кадровой политики. В последние годы она стала более универсальной по своему содержанию, принципам и методам, по крайней мере, для европейских государств. Так, постоянная комиссия ЕС, занимающаяся региональными и местными ад­министративными органами, приняла Декларацию основных принципов игровой политики, которая является ориентиром в работе со всеми категориями государственных служащих. В Декларации изложены права и обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, ответственность региональных и местных органов управления за ее орга­низацию.

Основные обязанности госслужащих. Главная обязанность любого служащего - служение государству. Кроме того, в Декларации зафиксиро­ваны другие обязанности госслужащих:

1) При исполнении своих обязанностей государственные служащие
должны руководствоваться интересами данного регионального или мест­ного органа управления.

2) Служащий должен воздерживаться от действий или поведения, которые не совместимы с его должностью.

3) Служащий не должен раскрывать связанные с его работой конфи­денциальные данные.

4) Служащий несет ответственность за выполнение возложенных на него задач, за исключением распоряжений, явно противоречащих закону. Ответственность не снимается, если задача делегируется им своему под­чиненному.

5) Служащий не может заниматься деятельностью, не совместимой с его должностью. Служащим запрещено заниматься какой-либо профес­сиональной деятельностью, кроме основной, за исключением научно- преподавательской деятельности в университетах.

6) Служащий, в компетенцию которого попадает дело, в котором он лично заинтересован, должен проинформировать об этом соответствую­щий орган.

С целью гарантий выполнения служащими своих обязанностей Ус­тавы госслужб зарубежных стран предусматривают ряд дисциплинарных мер: порицание, предупреждение, понижение в чине, уменьшение жалова­ния, увольнение. Данные дисциплинарные меры накладываются руководи­телем, как правило, после консультации со специальными комиссиями. Наказанный служащий может с целью защиты подать жалобу в админист­ративный суд, в высший суд госслужбы и т. д.

В США к недобросовестным государственным служащим применя­ются меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, понижение в должности, временное отстранение от должности без оплаты труда до 14 дней, отпуск без содержания до 30 дней, понижение в должностной квали­фикации, сокращение должностного оклада, увольнение со службы. При этом, разумеется, все дисциплинарные меры могут быть обжалованы слу­жащим в Совете по защите системы заслуг.

Права государственных служащих. Права госслужащих по сравне­нию с работниками частного сектора несколько ущемлены. Это выражает­ся в том, что в ряде стран имеются ограничения на забастовки, хотя в Дек­ларации в ст. 27 госслужащий имеет право на забастовку. К основным правам госслужащих относятся: равенство доступа на госслужбу; право на жалование; право на отпуск и пенсию; право на профессиональное образо­вание; право на свободу взглядов; право на создание профсоюзов и объе­динений; право на специальную социальную защиту; право на стабиль­ность и гарантию работы.

Право на стабильность и гарантию работы характерно для всех зару­бежных стран. Именно это право отличает в первую очередь госслужащих от чиновников, принятых на работу по контракту на определенный срок. В принципе, человек, поступивший на госслужбу, становится госслужащим «пожизненно», до пенсии, за исключением добровольной отставки или увольнения за дисциплинарный проступок. В случае сокращения по какой-либо причине рабочего места государство обязано предоставить служаще­му другую должность, соответствующую его чину. (6, стр. 36-40)


2. Подготовка кадров для государственной службы


Построение демократического правового федеративного государства требует создания адекватной системы органов государственной власти и соответствующей её целостности системы государственной службы, обеспечивающей реализацию функций государства, повышение качества оказываемых гражданам публичных услуг, повышение эффективности экономики и развитие гражданского общества. Это делает актуальным изменение к важнейшему национальному достоянию общества – его кадровому потенциалу, в том числе профессиональному корпусу государственных служащих.

Основу таких механизмов должны составить современные кадровые технологии, такие как: назначение на должность государственной гражданской службы по итогам проведения конкурса; содействие должностному росту государственных служащих на конкурсной основе; формирование и использование кадрового резерва для замещения должностей государственной гражданской службы; оценка результатов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих посредством проведения аттестации и квалификационного экзамена; ротация служащих и другие. (12, стр. 62-63)

Исследуя международный опыт под­готовки кадров для государственной службы, можно выделить ряд общих для всех стран параметров. Статус госслужащего, как правило, закреп­лен в соответствующих правовых документах. Обязательным услови­ем для поступления на государственную службу является наличие базо­вого образования и специальной профильной подготовки. Кроме то­го, для повышения профессиональ­ных навыков в процессе карьерного роста государственный служащий регулярно должен посещать различ­ные курсы переподготовки, повышения квалификации, проходить ста­жировки и т.д.

К концу прошлого века во мно­гих развитых европейских и амери­канских странах были созданы спе­циальные программы подготовки кадров для государственной служ­бы, которые укладываются в еди­ный стандарт, получивший назва­ние МРА — Master of Public Administration. Несмотря на несомненное сходство основных образовательных программ в разных стра­нах, имеются существенные отли­чия, позволяющие говорить о не­скольких различных подходах к подготовке государственных служа­щих.

В первую очередь выделяют за­падноевропейскую и американ­скую системы подготовки специали­стов. Безусловно, американские стандарты основывались на евро­пейской традиции образования, од­нако исторические особенности раз­вития североамериканских стран обусловили значительные отличия в американских стандартах профес­сионального высшего образования. Следует отметить, что западноевропейские традиции образования также имеют свои особенности, привнесенные адаптацией образо­вательных программ под местные политические и социально-экономи­ческие, а также культурные усло­вия. В целом можно говорить о двух основных западноевропейских под­ходах к подготовке специалистов для государственной службы — анг­лосаксонском и французском. Для выстраивания целостной картины системы подготовки кадров для государственной службы за рубежом необходимо рассмотреть все три подхода: англосаксонский, французский и американский. (9, стр. 140)


2.1. Англосаксонский подход.


Основоположником этого достаточно традиционного подхода к подготовке кадров для государственной службы является Великобритания. Программы подготовки кадров для государственной службы в Великобритании ориентированы на реализацию концепции государственного управления, основной целью которого является повышение качества услуг, что требует развития у госслужащих навыков управления переменами и лидерского потенциала.

Существует в стране ведущее учебное заведение, где обучается основная масса служащих среднего и высшего звена, - Колледж государственной службы, образованный в 1970 г. Занятия проводятся по программам подготовки будущих руководителей. Успешное завершение подобной программы позволяет получить квалификацию, необходимую для продвижения вплоть до 3 класса включительно (всего существует 7 классов, высший из которых 1-й класс). Существуют также специальные программы повышения квалификации для руководителей 4-7 классов. Специалисты, занимающие высшие руководящие посты 1-2 класса, посещают специально разработанные для них «мастер-классы», посвященные тем проектам, которые они курируют в настоящий момент.

Следует подчеркнуть, что в Великобритании подготовка кадров считается одним из приоритетных направлений. Поэтому наряду с централизованной подготовкой госслужащих существует широкая система курсов, которые несут ответственность за подготовку кадрового резерва для выдвижения на более высокие должности и профессиональное развитие высших руководителей. Содержание обучения и программы профессионального роста госслужащих формируется с учетом специфики функций и должности, занимаемой чиновником. При всем многообразии форм и методов обучения общими для них являются: подготовка выпускной работы по проекту, теоретическая подготовка в учебном заведении, приобретение практического опыта. (12, стр. 57)

На протяжении довольно долгого времени Германия являлась законодательницей мод в области развития государственного управления как академической дисциплины. В настоящее время в немецких университетах возрождается традиция подготовки высококвалифицированных специалистов на базе широкого междисциплинарного подхода. Преобладание юридических дисциплин, что являлось отличительной чертой англосаксонского подхода, постепенно уступает место более сбалансированному варианту учебных программ. Правовые и экономические дисциплины находятся примерно в равном соотношении и подкрепляются необходимыми гуманитарными и математическими теориями. (9, стр. 140)

Основные требования, предъявляемые к госслужащим в Германии, - это профессиональное образование и специальная предварительная подготовка (вид и длительность которой дифференцируются в зависимости от уровня служебного положения). Непрерывное образование – обязательное условие продвижения в системе государственной службы. Широкий спектр обучающих программ позволяет сопровождать чиновника на протяжении всей его карьеры. Образовательные программы построены по модульному принципу, что делает их гибкими, отвечающими потребностям общества.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.