Профилактика распространения ВИЧ-инфекции в учебных заведениях
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
РЕФЕРАТ
Профилактика распространения ВИЧ-инфекции в
образовательных учреждениях
Выполнил: студент
Научный руководитель:
к.м.н., доцент
ВОЛГОГРАД 2007
Содержание
Молодежь и ВИЧ-инфекция: проблема и пути решения 3
Основы профилактической деятельности_ 3
Концепция превентивного обучения по профилактике СПИДа 4
Методические подходы к профилактике ВИЧ-инфекции в
наркологии_ 5
Вопросы профилактики ВИЧ-инфекции в образовательных
учреждениях 11
Проблема эффективности программ профилактики_ 13
Литература 15
Юность - это время постоянного поиска и экспериментов. К
сожалению, эти эксперименты зачастую включают в себя опасный секс и
употребление наркотиков. Наиболее сильно эпидемия СПИДа коснулась молодых
людей, не достигших 25 лет. Каждый четвертый из людей, живущих с ВИЧ, моложе 21
года. Большинство инфекций, передаваемых половым путем, встречаются у
подростков чаще, чем у взрослых. Молодые люди нуждаются в информации, которая
помогла бы им защитить себя.
Родители и учителя часто не знают, что, как и когда говорить
подросткам. Само по себе упоминание о сексуальности и средствах защиты
табуируется в обществе, в особенности в отношении молодежи. При этом сами
молодые люди, не имея доступа к достоверной информации, полагаются на слухи и
стереотипы, усвоенные от сверстников и СМИ. Задачей профилактики должно стать
предоставление подросткам знаний, необходимых для принятия решений о своем здоровье,
а также то, чтобы взрослые смогли оказать молодым людям необходимую поддержку в
подобных вопросах.
Задача профилактики - убедить людей добровольно и на
длительный срок изменить свое поведение, сделав его более безопасным. Как этого
достичь?
Существует ряд психологических закономерностей изменения
поведения.
Добровольный отказ от устойчивых привычек, как правило, не
происходит сразу, а представляет собой более или менее длительный процесс, на
протяжении которого человек проходит несколько этапов. На каждом из этапов
человеку, меняющему свое поведение, требуется соответствующая информация и
поддержка.
1.
Даже не задумывается о том, что привычное поведение может быть
опасным. (Необходимо: привлечь внимание, шокировать, привести к осознанию
собственного риска).
2.
Начинает задумываться. (Необходимо: сообщить конкретную информацию
о степени риска, помочь проанализировать "за" и "против"
изменения привычного поведения).
3.
Готов действовать. (Необходимо: обучить новым навыкам и техникам
самоконтроля, поощрять успехи, помочь изменить привычную обстановку, избегать
рискованных ситуаций)
4.
Действует. (Необходимо: создать систему самоподдержки,
взаимоподдержки, профессиональной поддержки).
5.
Устойчивый результат. (Необходимо: выработать чувство гордости
достигнутым, постоянно ощущать поддержку близкого человека).
Социальная реклама, плакаты, видеоклипы действуют в основном на
первой стадии, помогая человеку задуматься о проблеме. Затем для изменения
поведения требуется более конкретная информация - печатные материалы, телефон
доверия, консультации специалистов. Для достижения стабильных результатов нужны
группы поддержки, социально-психологические службы, целенаправленная работа с
окружением, родными и близкими.
Без учета этих психологических особенностей профилактическая
работа с населением по изменению поведения рискует остаться на уровне 1-го и
2-го этапов, когда часть людей даже не задумывается о том, что подвергает себя
опасности, а другая часть, хотя и задумывается, но не предпринимает никаких
шагов для изменения такого положения.
P. S.
Данную модель изменения поведения разработали американские ученые Джеймс
Прочаска и Карло Ди Клементе, которые изучили накопленные психологией данные об
отвыкании от различных зависимостей (курение, алкоголь, переедание и другие) и
выявили общие закономерности, характерные для всех случаев успешного изменения
поведения.
Министерство образования и науки РФ совместно с Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор) разработали Концепцию превентивного обучения в области
профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде, сообщил директор Департамента по
государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей
Минобрнауки РФ Сергей Апатенко.
"Для эффективной борьбы со СПИДом очень важно просвещение
обучающихся и необходимо обеспечить комплексный подход по борьбе с ВИЧ. Наше
министерство совместно с Роспотребнадзором разработало Концепцию превентивного
обучения в области профилактики СПИДа в образовательной среде. В этой концепции
ярко описывается пропаганда семейных ценностей, активное взаимодействие детей с
родителями, отсрочка от ранней половой жизни", - сказал Апатенко, выступая
на заседании круглого стола, посвященного пропаганде здорового образа жизни,
профилактики наркомании и СПИДа среди детей и молодежи.
"До
последнего времени в РФ доминировал шприцевой путь заражения ВИЧ-инфекцией при
введении наркотиков, но сейчас он сравнялся по своей значимости с заражением
половым путем. Это свидетельство того, что эпидемия выходит за пределы групп,
имеющих факторы риска ВИЧ-инфицирования, распространяясь на самые широкие слои
населения", - говорится в тексте Концепции превентивного обучения в
области профилактики СПИДа в образовательной среде, имеющемся в распоряжении
РИА Новости.
Целью
данной концепции является выработка согласованной позиции Минобрнауки РФ,
Минздравсоцразвития РФ и других заинтересованных министерств и ведомств по
развитию систему превентивного обучения в области профилактики СПИДа. Такое
обучение должно быть направлено на снижение темпов распространения эпидемии ВИЧ
в РФ среди детей и молодежи.
Задачами
концепции являются, в частности, формирование приоритетных направлений
превентивного обучения в области ВИЧ в образовательной среде, выработка единой
стратегии организаций такого обучения в рамках межведомственного взаимодействия
профильных министерств и ведомств, создание платформы для организации
превентивного обучения в области ВИЧ органами госвласти, местного
самоуправления, международными организациями, общественными объединениями;
создание системы мониторинга профилактики СПИДа в РФ и в субъектах РФ.
Для
осуществления эффективной реализации данных задач необходима целенаправленная
подготовка высокопрофессиональных специалистов с высшим педагогическим,
медицинским или психологическим образование, которые способны заниматься
превентивным обучением, отмечается в Концепции.
"Для
детей и молодежи, воспитывающихся в асоциальных семьях, находящихся в детских
садах, приютах и местах ограничения свободы, склонных к асоциальному поведению,
необходима разработка специальных профилактических программ", -
подчеркивается в документе.
Основными
направлениями превентивного обучения в области профилактики СПИДа в
образовательной среде, согласно концепции являются: просвещение и
информирование в области ВИЧ, обучение ответственному поведению детей и
молодежи, формирование условий поддерживающих профилактическую деятельность.
В
России в 2005 году было зарегистрировано более 340 тысяч ВИЧ-инфицированных
людей, более 14 тысяч из них - дети в возрасти до 14 лет.
Большинство ВИЧ-инфицированных людей в России от общего количества зараженных
СПИДом - это молодые люди от 18 до 25 лет.
Эффективная профилактика ВИЧ-инфекции среди наркологических
контингентов невозможна без учета комплекса социальных, медицинских, поведенческих
и психологических факторов, влияющих на потребление психоактивных веществ
(ПАВ).
Это положение послужило основанием для проведения социологического
исследования лиц, употребляющих наркотики. Всего обследовано в 1995-1996 гг. по
специально разработанной программе 116 человек - 52 мужчины и 64 женщины,
находившихся на стационарном лечении в двух московских наркологических
клиниках. Возраст обследованных не превышал 40 лет, средний возраст мужчин
составлял 21,4 и женщин - 22,7 года; при этом 73% мужчин были в возрасте от 15
до 24-х лет, 86% женщин - от 16 до 30 лет. Состояли в браке 10 (19,2%) мужчин и
19 (30,6 %) женщин; жили в семье родителей 38 (73,08%) мужчин и 37 (59,7%)
женщин; одинокими оказались 4 (7,7%) мужчины и 9 (14,5%) женщин. Подавляющее большинство
обследованных имели среднее или незаконченное среднее образование; только 10
(19,2%) мужчин и 4 (6,5%) женщины имели постоянную работу, а 28 (53,9%) мужчин
и 38 (61,3%) женщин считались безработными. Более трети опрошенных указали на
отсутствие профессии.
Одной из кардинальных проблем профилактики наркологических
заболеваний является поиск истоков вовлечения в наркотизацию и выявление
факторов, приводящих к началу и систематическому потреблению ПАВ. В ответах на
вопросы о причинах начала наркотизации можно выделить несколько наиболее часто
встречающихся объяснений: "любопытство", "случайность",
"давление компании", "для улучшения настроения", "под
воздействием различных ситуаций" и т.д. Следует заметить, что у женщин
спектр причин, приводящих их к наркотикам, оказался шире, чем у мужчин, и чаще
затрагивал сферу личных отношений (например, "под давлением друга"
или "из-за боязни потерять любимого"). Женщины гораздо чаще, чем
мужчины вовлекались в наркотизацию "случайно" или "под давлением
компании". В то же время свыше 1/3 женщин стали употреблять наркотики
"сознательно". Мужчины в основном начали употреблять наркотики
"из любопытства".
В качестве первого наркотического вещества как мужчины, так и
женщины чаще всего использовали препараты опия (29%; 45%), "первитин"
(17%; 21%), гашиш (7,7%; 4,8%) и др. Кроме этого, спектр веществ "первых
проб" у женщин был представлен еще и циклодолом, "экстази",
снотворными препаратами и др.
У всех обследованных нами больных выявлялась сформировавшаяся
наркоманическая зависимость. Поэтому особый интерес представляли сведения о
длительности периода времени между первыми пробами наркотических веществ и
возрастом начала систематической наркотизации. Обнаружено, что у мужчин самые
первые пробы психоактивных веществ происходили в период с 12 до 23 лет,
наиболее часто - в интервале с 14 до 16 лет, а пик начала систематической
наркотизации пришелся на 15-20 лет. Среди женщин первые пробы были отмечены уже
в 11 лет, и с этого же возраста у некоторых началось систематическое употребление
наркотиков, но основная масса опрошенных "пробовала" наркотики в
возрасте от 13 до 20 лет, а на систематическое потребление вышли в 15-20 лет
(рисунки 2, 3). В целом средний возраст начала приобщения к наркотических
веществам составил 16 лет. Мужчины впервые пробовали наркотики в среднем в 14
лет, а женщины - в 17,6 лет. Возраст начала систематической наркотизации в
среднем по всем опрошенным соответствовал 16,5 годам; по группе мужчин - 14,7
годам и по группе женщин - 18 годам.
26 (51,9%) мужчин и 46 (77,4%) женщин первое наркотическое
вещество вводили с помощью шприца внутримышечно или внутривенно. Изучение
возраста начала инъекций показало, что по группе в среднем он составил 16,3
лет; при этом средний возраст мужчин 14,7 лет, а женщин 17,6 лет. Около 56%
мужчин начинали систематически пользоваться шприцами в интервале с 11 до 20
лет, а 78% женщин - в период с 15 лет до 21 года.
Большое прогностическое значение для распространения ВИЧ-инфекции
имеют различные социальные формы употребления наркотиков (таблица 1*).
|