Меню
Поиск



рефераты скачать Проблемы государственного регулирования отечественной экономики

7. Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма: рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство).

Таким образом, государство приходит на помощь рынку в тех сферах, где рынок терпит фиаско.


1.3. Модели взаимоотношения экономики и государства


Рассмотрим исторические аспекты государственного регулирования экономики:

Россия, как и ряд других стран Европы и Азии, находится в начале пути реформирования экономических структур. Она не имеет достаточного собственного опыта формирования и использования рыночной системы, поэтому целесообразно изучение и использование практики государственного регулирования развитых стран. Изучение опыта позволит избежать повторения многих ошибок в развитии экономики.[5]

Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и синтез неокейнсианских, подчас консервативных, доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества.

Оба эти теоретические течения имеют общие основы. Они рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики, направленной на достижение стратегических целей общества.

Дж.М.Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства). Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегмент рынка.

Следует отметить, что в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство неоднородно. Оно распадается на три основных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклассическое.

Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство и т. д., а также создания условий для роста доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих.

Консервативное направление кейнсианства делает ставку на государственное регулирование экономики, главным образом путем максимизации прибылей и сохранения консервативной структуры экономики.

Неоклассическая школа и ее представители полагают, что путем эффективной кредитно-денежной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро- и макровмешательства государства в определение уровня доходов различных слоев населения, координацию инвестиционной политики, стимулирование прогрессивных отраслевых структур и т. д.

Субъектами ГРЭ выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления. Различают следующие типы государственного регулирования:

-          полный государственный монополизм в управлении хозяйством. Он был характерен для СССР и стран социалистического содружества, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистических государствах;

-          различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в «японской», «шведской» моделях, в модели социально ориентированного рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития;

-          крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Главным образом присущ США.

Эффективность госрегулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.

Выделяются две главные модели государственного регулирования через определенные органы государства.

1. Реактивная (адаптационная) модель, характерная для США. Она позволяет четко реагировать на изменения и «осечки» рынка. Это обеспечивается подвижностью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро- и микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.

2. Проактивная модель госрегулирования (Япония) предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем «точной» дозировки объемов государственного вмешательства, использования планирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей.

В первой главе работы рассмотрены основные вопросы, затрагивающих тему государственного регулирования экономики, выделена несостоятельность  рынка и роль государства в экономике.

2. Проблемы государственного регулирования

 

2.1 Общие проблемы


Рыночная экономическая система в России сформирована лишь в самых общих чертах. Можно констатировать наличие основных институциональных условий для её функционирования. Однако дальнейшее прогрессивное развитие рыночных отношений в российской экономике наталкивается на несоответствие институтов государственного регулирования его институциональной среде. Результаты воздействия государства на экономику России пока слабо соответствуют правительственным прогнозам. Поэтому существует острая необходимость исследования институциональной среды и структуры государственного регулирования экономики, формирования целостной системы экономических институтов рыночного хозяйствования, модернизации институциональной среды государственного регулирования российской экономики, с учётом влияния глобальных социально-экономических факторов.

Следует отметить не только влияние государства на экономику, но и влияние экономики на государство, что отчетливо видно из анализа современной российской политики. Кризисы, «черные вторники», дефолты приводят к смене правительств, государственных деятелей, изменениям институциональной структуры.

Государственное регулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной экономической политики. Представляется неверным утверждение о том, что термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.

Государственная экономическая политика представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики, в то время как государственное регулирование экономики - деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и инструментов.

Отсутствие четко сформулированной, надлежащим образом оформленной, стабильной и предсказуемой государственной экономической политики является существенным недостатком, препятствующим эффективному государственному регулированию рынка.

В настоящее время отсутствует правовая база, обеспечивающая применение средств, инструментов государственного регулирования экономики, создание которой следует рассматривать в качестве приоритетного направления развития законодательства (в широком смысле слова), регулирующего отношения в экономике. Так, например, остро необходимо создание нормативной основы для эффективного применения таких средств как ценообразование, планирование, в том числе программно-целевое планирование и т. д.

Только после того, как будет создана правовая основа для эффективного применения отдельных средств государственного регулирования, после того как будет обобщен опыт их применения на практике, следует вернуться к вопросу о создании стержневого законодательного акта, определяющего основы государственного регулирования экономики. Вполне возможно, что в качестве такого стержневого акта будет выступать Предпринимательский кодекс России, в котором будет содержаться раздел, посвященный государственному регулированию рынка.

Анализ отношений, возникающих в рамках исследования проблемы государственного регулирования экономики, в том числе и регулирования отношений в рамках государственного сектора, позволяет говорить о наличии особенностей, специфики предпринимательских отношений, что проявляется в их комплексном характере. Предпринимательские отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными, также административные, финансовые и иные отношения.

Таким образом, система государственного регулирования экономики хотя и претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях все еще не сформирована.

Наиболее важными из нерешенных задач являются:

- преодоление кризиса неплатежей и ликвидация массовой просроченной задолженности;

- оздоровление экономического положения предприятий, в том числе оставшихся в собственности государства и находящихся под его контролем, включая улучшение управления принадлежащими государству пакетами акций акционерных предприятий;

- активизация инвестиционной деятельности, проведение структурной перестройки экономики, повышение ее технического уровня, эффективности и конкурентоспособности;

- поддержка потенциально жизнеспособных отечественных предприятий, в первую очередь в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, развитие которых имеет важное значение для обеспечения экономической независимости и безопасности страны;

- перекрытие каналов нелегальной утечки капитала за рубеж, улучшение контроля за экспортом и возвратом валюты в страну;

- создание условий, препятствующих расширению теневой экономики и способствующих возврату отвлеченных в нее финансовых и материальных ресурсов в рамки нормальной, разрешенной законами экономической деятельности.

Таким образом, существующая в настоящее время система государственного регулирования носит переходный и незавершенный характер. Ход реформ уже показал невозможность эффективного развития экономики в режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его недостатки там, где он не срабатывает или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего общества. Поэтому дальнейшее развитие реформ будет происходить путем определенных компромиссов между либерализацией и восстановлением инструментов государственного регулирования рынка и социальной сферы.

 

2.2. Функциональные экономические системы – объекты государственного регулирования


В любом национальном образовании рыночная экономика развивается как определенная функциональная экономическая система (ФЭС) со сложившимися количественными и качественными характеристиками. Поддержанием их или приведением в соответствие наряду с саморегуляцией занимается государство (правительство) через определенные функции.

Под функциональными экономическими системами (ФЭС) в рамках целостной экономики понимаются динамические саморегулирующиеся подсистемы, деятельность всех структурных элементов которых направлена на поддержание макроэкономического равновесия на национальном рынке и создание оптимальных условий для обмена информацией, товарами, услугами, технологией, ноу-хау, различными формами капитала и др.

Функциональные экономические системы отличаются от целенаправленных систем (банковской, налоговой, страхования, социальной защиты и др.) прежде всего тем, что они представляют собой саморегулирующиеся организации. В них всякое отклонение от определенных заданий устойчивости служит толчком к немедленной мобилизации государством многочисленных механизмов, восстанавливающих равновесие на макро- или микроэкономическом уровне.

Функциональные экономические системы поддерживают равновесие вокруг определенных заданных макроэкономических параметров. Так, например, уровень дефицита государственного бюджета не должен превышать 5 % от ВВП; объем золотовалютных резервов должен быть достаточен для покрытия расходов по импорту товаров, как минимум в течение трех месяцев; отношение текущих платежей по обслуживанию внешнего долга не должно превышать 20 % от годовых доходов от экспорта; критический уровень безработицы не должен превышать 15-20% от общего числа трудоспособного населения и т. д.

Несмотря на относительность приведенных выше параметров, их поддержание на определенных уровнях с помощью государственного регулирования в экономических системах сохраняет равновесие на внутреннем рынке и обеспечивает устойчивость и динамизм экономического роста.

Типичными примерами ФЭС могут служить: система формирования конкурентной среды; система, регулирующая уровень денежной массы в обращении; система поддержания уровня внутренних цен; система стимулирования совокупного спроса; система поддержания платежного и внешнеторгового баланса и другие. Все они в совокупности образуют функции государства по регулированию рыночной экономики, по поддержанию устойчивого роста.

Одной из основных ФЭС в рыночной экономике является система формирования конкурентной среды, которая создает и поддерживает оптимальные условия для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Эта же система обеспечивает защиту мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, а также регулирует деятельность естественных монополий.

Формальными показателями, которые характеризуют уровень развития и эффективность функционирования этой системы, являются показатели конкурентоспособности страны на мировом рынке, степень экономической свободы, степень финансового риска и риска для иностранных инвестиций. От успешного функционирования регуляторов ФЭС во многом зависит и инвестиционный климат. Одним из основных регулирующих механизмов, стимулирующих потребительский и инвестиционный спрос в рыночной экономике, является функциональная подсистема, регулирующая размеры денежной массы в обращении. Ее структурообразующими элементами являются: кредитно-денежная политика центральных банков, регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, операции на открытом рынке.

К разряду важнейших макроэкономических показателей, характеризующих устойчивость экономической системы, относится дефицит государственного бюджета. В тех странах, где удалось создать функциональные экономические системы поддержания определенного уровня дефицита государственного бюджета, регулирования соотношения доходов и расходов государства, как правило, имеет место положительное сальдо или незначительный по размерам дефицит.

Функциональная экономическая система защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции начинает действовать при наплыве дешевых импортных товаров, которые захватывают значительную долю на определенном товарном рынке и тем самым нарушают сложившееся равновесие. В такой ситуации государству необходимо принимать ограничительные меры, такие как повышение ввозных пошлин, изменение импортных квот, введение различных видов нетарифных барьеров и др. Это приводит к ограничению импорта определенных товаров и, в конечном итоге восстанавливает оптимальные условия конкуренции на внутреннем рынке.

Функциональные экономические системы посредством саморегулирования и государственного вмешательства избирательно объединяют различные элементы рыночной инфраструктуры для результативной деятельности всего хозяйственного организма. В состав функционального регулирования включаются различные институциональные организации, такие как органы законодательной и исполнительной власти, государственные организации, ассоциации товаропроизводителей и др.

Таким образом, в саморегулирующей экономической системе принципиально меняется роль государства, которое превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную работу функциональных экономических систем, способствующий расширению их сети и совершенствованию структуры.

3. Государственное регулирование экономики

 

3.1 Основные цели и инструменты


Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.