Конкретным
примером может служить требование ряда стран-членов рабочей группы по
присоединению России к ВТО привести уровень тарифов на продукцию и услуги
естественных монополий в соответствие со среднемировым, поскольку низкие тарифы
рассматриваются нашими партнерами на переговорах в качестве скрытого
субсидирования экономики. Для цен на природный газ основанием служит то, что
цена на внутреннем рынке ниже себестоимости, для электроэнергетики - наличие
перекрестного субсидирования промышленных потребителей и населения.
Относительно низкие цены на услуги естественных монополий (в сопоставлении с
уровнем цен в развитых странах) являются важным конкурентным преимуществом
российской экономики и масштабное повышение цен на товары (услуги) естественных
монополий является нецелесообразным по следующим причинам.
Энергоемкая
структура и география расположения регионального производства определяют
высокую степень влияния естественных монополий на экономику. Вместе РАО
"ЕЭС России", Газпром и МПС обеспечивают 13.5 % ВВП, в них занято 4 %
от общего числа занятых в экономике. В тоже время, большая часть продукции и
услуг естественных монополий формирует значительную часть промежуточного
потребления многих отраслей российской экономики и существенным образом
оказывает влияние на издержки производителей. В структуре материальных затрат
предприятий промышленности 10 % приходится на энергию, для отдельных отраслей
(черная и цветная металлургия) этот показатель находится на уровне 15 %.
Увеличение относительных цен на продукцию естественных монополий снизит
инвестиционные возможности отраслей, обеспечивающих более 85% ВВП. Вместе с тем
низкая прозрачность и отсутствие достаточных стимулов для снижения издержек
ставят под сомнение эффективность использования средств внутри монополий [17].
Утверждение о
заниженности цен (тарифов) на продукцию российских естественных монополий по
сравнению с мировым уровнем стало общепринятым. Однако тезис этот не
однозначен. Да, в отношении цен на газ можно говорить о том, что существующий
уровень цен является несколько заниженным. Однако вывод о том, что цена на
российский газ должна быть повышена, не должен следовать из формального
сопоставления с ценами на газ, например, в Европе. Здесь главным фактором
должен стать ценовой паритет между различными видами топлива, обуславливаемый
потребительскими свойствами энергоресурсов, такими как, например, экологическая
чистота.
Чтобы более или
менее объективно сопоставлять внутренние цены на энергоресурсы в разных
странах, надо пользоваться паритетами покупательной способности (ППС)
национальных валют с долларом США. Расчет внутреннего тарифа на электроэнергию
по паритету рубля к доллару свидетельствует о том, что внутренние цены на
электроэнергию в России отнюдь не завышены. В 2001 г. среднероссийский тариф на
электроэнергию, отпускаемую промышленным потребителям, был на уровне Германии и
превышал уровень Франции [17].
Даже если удастся
избежать прямого включения обязательств существенного повышения тарифов как
условия присоединения (а это необходимо сделать), нынешняя система
регулирования может дать повод для введения санкций и претензий к России со
стороны практически любой страны - члена ВТО даже после присоединения.
Механизмы
защиты внутренних производителей
ВТО позволяет
странам-участницам эффективно защищать и продвигать на мировых рынках продукцию
и услуги наиболее перспективных отраслей. Для этого существуют два основных
инструмента: тарифные и нетарифные меры защиты внутренних производителей. На
фоне общего роста протекционизма в мире, в особенности, со стороны развитых
стран, полезно оценить российскую ситуацию.
Россия
существенно снизила уровень таможенных тарифов и провела их унификацию вне
переговоров с ВТО. В настоящее время средневзвешенный уровень тарифов - 10,92
%, действуют 5 тарифных уровней от 5 до 25 %. Тем самым она не только ослабила
свою переговорную позицию, но и сократила возможности для дальнейшей
стратегической защиты и развития отдельных товарных групп. Необходимость
унификации тарифов объяснялась, прежде всего, неэффективным таможенным
администрированием. Вместе с тем, наиболее экономически развитые страны-члены
ВТО максимально используют возможности тарифной защиты своих рынков путем
использования механизмов дифференциации и эскалации тарифов, когда таможенный
тариф повышается соответственно степени обработки товара, что, в конечном
итоге, стимулирует производство товаров с высокой степенью переработки [14].
Другим
эффективным механизмом защиты рынка являются нетарифные методы, включающие
технические барьеры, антидемпинговые расследования, расследования о применении
субсидий и др. Практика показывает, что частота их применения странами ВТО год
от года только растет. Примером использования технических барьеров являются,
например, введенные Европейским Союзом ограничения на выхлопы автомобилей или
на "шумность" авиатехники. В России ни законодательство, ни практика
такого регулирования далеко не совершенны.
Ускорение
процессов самоорганизации производителей - важнейшая предпосылка для
эффективной защиты экономики после присоединения к ВТО. Именно ассоциации
производителей, охватывающие большую часть рынка соответствующих товаров, могут
и должны выступать по нормам ВТО в качестве инициаторов антидемпинговых и иных
защитных мер по отношению к зарубежным конкурентам. Создание ассоциаций -
элемент той инфраструктуры, которая, с одной стороны, необходима для работы в
рамках ВТО, а с другой - в России крайне слаба и неразвита. К
"инфраструктурным" элементам относятся также наличие опытных юристов
и юридических фирм, способных защищать интересы российских производителей в
международных судах и органах ВТО. Поиск, подготовка таких специалистов должны
стать элементом политики по подготовке страны к вступлению. На все это явно потребуется
не один год.
Неоднородность
развития российских регионов
Присоединение
России к ВТО может, с одной стороны, существенно обострить диспропорции в
развитии российских регионов, а с другой стороны, ограничить возможности
государства по компенсации региональных диспаритетов. Наиболее драматичных
последствий от присоединения России к ВТО можно ожидать в обрабатывающих
отраслях промышленности, в частности, в химической и нефтехимической, а также в
машиностроении. В тоже время, структура промышленного производства многих
российских регионов слабо диверсифицирована. Например, в Нижегородской и
Самарской областях продукция машиностроения составляет, соответственно, 47 и
56,5 % промышленного производства, при этом вклад налоговых поступлений от
машиностроительных предприятий в общий объем уплаченных налогов достиг в данных
регионах 19 и 34%, соответственно. Аналогичная картина наблюдается в ряде
других регионов со слабо диверсифицированной отраслевой структурой производства
[18].
Таким образом,
присоединение России к ВТО может привести к существенному сокращению налоговой
базы отдельных "моноотраслевых" регионов. В тоже время мала
вероятность того, что выпадающие доходы в бюджетах и потери в занятости в этих
регионах будут возмещены за счет развертывания других производств, например
благодаря иностранным инвестициям. Как показывает статистика, прямые
иностранные инвестиции концентрируются в Москве и Московской области, куда в
первом полугодии 2002 г. поступило 50% их общего объема. В этом связи
присоединение к ВТО может привести к развитию еще больших региональных
диспропорций.
Региональные
торговые соглашения
Еще один аспект
присоединения России к ВТО, о котором говорят мало и вскользь, но который с
точки зрения национальных интересов страны может оказаться более серьезным, чем
прямые экономические последствия. Речь идет об обязательствах России в рамках
СНГ, а, говоря шире, о будущем всей экономической интеграции на постсоветском
пространстве.
Несмотря на то,
что экономика России по своим масштабам несопоставима с экономиками стран СНГ,
формирование интегрированного экономического пространства с ними играет
принципиально важную роль для развития российской экономики в долгосрочной
перспективе. Такая зависимость прослеживается по нескольким направлениям [18].
Во-первых, Россия
устойчиво занимает лидирующие позиции во внешнеторговом обороте отдельных стран
СНГ. Украина, Казахстан и Беларусь импортируют из России от 42 до 64 % от всего
объема своего экспорта. А такие страны как Таджикистан, Молдова и та же Беларусь
экспортируют в Россию от 33 до 51 % своих товаров.
Во-вторых, Россия
в значительной мере субсидирует экономики стран СНГ за счет заниженных цен на
энергоресурсы, по оценкам, до 5 млрд. долл. в год.
В-третьих,
экономики стран СНГ, особенно Белоруссии, Украины и Казахстана, входящие в
ЕврАзЭС, критически необходимы как рынки сбыта российской продукции высокой
степени переработки и как механизм для отработки стратегии продвижения
российских товаров на рынки третьих стран. Нельзя не учитывать, что уровень
насыщения российского экспорта, направляемого в СНГ, продукцией высокой степени
переработки почти втрое выше, чем в страны дальнего зарубежья. Если в страны
дальнего зарубежья Россия экспортирует 7-8 % всего экспорта гражданской
машинотехнической продукции, то в страны СНГ - 20 %. Для ряда отраслей
машиностроения (энергетическое, железнодорожное, станкостроение и др.) экспорт
в СНГ является важнейшим каналом реализации продукции. С другой стороны,
качество продукции металлургии и машиностроения России критически зависят от
импорта из стран СНГ ряда полезных ископаемых.
От кооперации со
странами СНГ критически зависит конкурентоспособность российского
машиностроения вообще и выход его продукции на мировые рынки. Отраслями, где
кооперация способна дать наибольший эффект, являются: авиа- и
автомобилестроение, электротехника и приборостроение, военно-техническая
продукция и др.
В случае
присоединения России к ВТО вся система отмеченных выше факторов подвергнется
значительным корректировкам в первую очередь потому, что двусторонние
соглашения, являющиеся организационно-правовым механизмом согласования
интересов и принятия решений в СНГ, не только не позволят скоординировать
позиции стран СНГ, но и не признаются ВТО в качестве основы преференциальных
торговых отношений. Одним из первых кризисных последствий может стать резкое
понижение конкурентоспособности товаров из стран СНГ на российском рынке и
наоборот, а также снижение взаимного торгового оборота.
2.4.
Современный этап переговоров о вступлении России в ВТО
Координация
процесса присоединения возложена на Комиссию Правительства Российской Федерации
по вопросам ВТО, которую возглавляет заместитель Председателя Правительства
России А.Л. Кудрин. В ее состав входят представители всех ветвей
государственной власти и общественных организаций. Руководителем Российской
правительственной делегации на переговорах по присоединению к ВТО назначен
заместитель Министра экономического развития и торговли М.Ю.Медведков.
В марте 2003 г.
прошло 13-ое заседание Комиссии по ВТО, где были рассмотрены вопросы о
состоянии и основных задачах по продвижению переговорного процесса, приняты
решения о продолжении работы по приведению российского законодательства и
ведомственных нормативных актов в соответствие с нормами и правилами ВТО. Также
проблемы присоединения были рассмотрены Советом Безопасности. 16 июля проведена
Коллегия Министерства по итогам переговорного процесса по присоединению к ВТО.
22 июля 2003 г.
состоялось заседание Правительства Российской Федерации, посвященное рассмотрению
вопроса “О результатах очередного раунда переговоров по присоединению России к
ВТО и перспективах переговорного процесса”. С конца июля Рабочая группа
Государственного Совета Российской Федерации по вопросу присоединения России к
ВТО ведет подготовку Доклада с участием регионов для его рассмотрения на
заседании Госсовета.
Ключевым
элементом внутренней работы является приведение российского законодательства в
соответствие с нормами и правилами ВТО.
С 2000 года в
Государственной думе при Комитете по экономической политике и
предпринимательству работает Экспертный совет по законодательству во внешней
торговле и иностранным инвестициям с целью выяснения мнений органов,
общественных организаций, научных и деловых кругов в этой сфере с учетом требований
ВТО, а также координации законотворческой деятельности, связанной с
присоединением России к ВТО.
Распоряжением
Правительства России от 08.08.01 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения от
21.06.02 г. № 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства
Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО,
предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в
целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы положениям ВТО. В их
числе – новая редакция Таможенного кодекса, проекты новых законов “О валютном
регулировании и валютном контроле”, “Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности”, “О специальных защитных, антидемпинговых и
компенсационных мерах при импорте товаров”, “О таможенном тарифе”, а также
внесение поправок к законам по производству и обороту алкоголя, а также ряду
других проблем.
Проводится
экспертиза регионального законодательства и ведомственных актов на предмет их
соответствия нормам ВТО, разрабатываются новые международные соглашения,
регулирующие вопросы, вытекающие из присоединения России к ВТО.
В 2000-2003 гг.
Минэкономразвития провел около 500 встреч по обсуждению российской позиции на
переговорах с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями
товаропроизводителей. Регулярно проводятся консультативные встречи с Российским
союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой и
другими объединениями деловых кругов, представителями научных и общественных
организаций.
В итоге только за
2002-2003 гг. проведено свыше 90 региональных конференций "Россия, ВТО и
интересы российского бизнеса" во всех федеральных округах и более чем в 30
субъектах Федерации, организованные Минэкономразвития при участии Комитетов
Госдумы, РСПП, ТПП и региональных Администраций и законодательных органов.
За последние два
года при участии научных и деловых кругов подготовлено более десяти
коллективных исследований, посвященных оценке социально-экономических
последствий присоединения России к ВТО. На их основе в настоящее время
готовятся рекомендации для Правительства Российской Федерации по минимизации
возможных негативных последствий присоединения и совершенствованию
взаимодействия с ВТО с целью наиболее эффективного использования преимуществ
членства в этой организации.
В результате
интенсификации переговорного процесса в 2003 г. Российская делегация вышла на
завершающую стадию присоединения. Необходимо подчеркнуть, что Россия не готова
присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем
параметрам присоединения (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства,
доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут основываться на реальном
положении в экономике и перспективах ее развития, обеспечивать необходимую
защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной
среды. Основные направления подготовки к присоединению к ВТО объективно
совпадают с проводимыми в стране реформами, что предусмотрено среднесрочной
Программой социально-экономического развития России на 2003-2005 годы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Строительство
Большой Европы - единой и свободной, - несомненно, является одним из самых
амбициозных проектов XXI века. От того, как он будет реализован,
непосредственно зависит не только будущая архитектура европейского пространства,
но и формирование нового мирового порядка.
В рамках этого
проекта особое место занимают отношения между Россией и Европейским Союзом.
Россия является
самостоятельным игроком на международной арене, имеющим свои геополитические
интересы. Наделенная в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН
особой ответственностью за поддержание международного мира и безопасности, наша
страна проводит открытую, предсказуемую, многовекторную внешнюю политику,
направленную на укрепление многостороннего сотрудничества в решении мировых
проблем на основе уважения всеми Устава ООН и международного права. В рамках
этой политики европейское направление является одним из наших приоритетов.
В свою очередь,
Европейский союз, который достиг высокой степени интеграции в политической и
экономической областях, представляет собой один из самых влиятельных центров
мировой политики. Россия заинтересована в том, чтобы процессы расширения и
конституционных реформ ЕС прошли без издержек и завершились консолидацией Союза
и укреплением его позиций на международной арене.
В силу
объективных причин исторического, географического, военно-политического,
экономического, культурного и духовного характера государства-члены ЕС и
Россия, избавившись от барьеров "холодной войны", открыли для себя
новую перспективу, ориентированную на развитие равноправного взаимовыгодного
сотрудничества. Соответствующее соглашение о партнерстве и сотрудничестве,
фиксирующее это обоюдное понимание и политическую волю, было подписано 24 июня
1994 года и вступило в силу в 1997 году.
С того времени
Россия и ЕС прошли большой путь. Он не был простым и гладким. Иначе и быть не
могло. Давали и еще порой дают о себе знать стереотипы прошлого. Непросто идет
притирка экономических механизмов сотрудничества. Сказываются трудности
внутреннего развития в России и ЕС. Наконец, происходит столкновение реальных
экономических интересов.
Все эти проблемы
во многом являются естественным следствием движения наших государств и обществ
навстречу друг другу. В то же время мы не закрываем глаза на эти проблемы и с
большим или меньшим успехом стремимся находить взаимоприемлемые решения.
Главное
заключается в том, что, несмотря на все временные трудности, мы на протяжении
этих лет не отступали от стратегической цели всестороннего развития
сотрудничества и взаимодействия между Россией и ЕС, прекрасно осознавая, что в
современном мире глобализации это в полной мере отвечает нашим общим интересам.
Встреча на высшем
уровне Россия-ЕС, состоявшаяся в Санкт-Петербурге 31 мая 2003 г., положила
начало новому этапу в наших отношениях. Участники встречи договорились
"укреплять сотрудничество с целью создания в долгосрочной перспективе
общего экономического пространства, общего пространства свободы, безопасности и
правосудия, пространства сотрудничества в области внешней безопасности, а также
пространства научных исследований и образования, включая культурные
аспекты".
Таким образом,
поставлена задача совместного формирования подлинно стратегического партнерства
на основе позитивной взаимозависимости. Для ее достижения потребуются огромные
усилия, умение понимать и учитывать интересы друг друга, способность
преодолевать сиюминутные трудности и разногласия, ставя во главу угла
стратегические цели.
При решении столь
амбициозных задач, конечно, найдутся и уже находятся скептики. В силу разных
причин они пытаются утверждать, что субстантивный прогресс в отношениях между
Россией и ЕС на самом деле незначителен. В оправдание такой позиции на первый
план выносятся вопросы, по которым имеются в силу тех или иных причин
разногласия: ВТО, Киотский протокол, права человека в Чечне, свобода СМИ, сборы
за транссибирские пролеты, морская и ядерная безопасность и т.д.
Сами по себе эти
и некоторые другие вопросы, например, положение русскоязычного населения в Латвии
и Эстонии, квотные ограничения, антидемпинговые процедуры, сертификация
сельхозпродукции, визовые барьеры и т.д., несомненно, важны. Россия
заинтересована в их рассмотрении в интересах выработки совместных подходов. В
то же время иногда может сложиться впечатление, что те, кто пытаются
сфокусировать все внимание только на этих проблемах, сознательно или
несознательно уводят нас от тех стратегических долгосрочных задач, на
достижение которых и должны быть нацелены наши основные усилия.
Что касается России,
то она остается приверженной основополагающим универсальным и европейским
ценностям. Главной из них, как подчеркнул недавно Президент В.В.Путин, является
ее "окончательный и бесповоротный выбор в пользу свободы". На этой
основе наша страна будет и дальше с учетом своих национальных интересов
последовательно реализовывать курс на построение подлинно стратегического
партнерства с ЕС.
Список
использованной литературы
1. Данилова Е.В. ВТО:
регулирование торговли услугами. - М.: Академкнига, 2003.
2. Дюмулен И.И. Всемирная
торговая организация. - М.: Экономика, 2003.
3. Зенкин И.В. Право Всемирной
торговой организации/ Учебное пособие по праву ВТО. - М.: Международные
отношения, 2002.
4. Новиков Р.А., Никитина Е.Н.
Природоохранительные аспекты деятельности ВТО. - М.: ИМЭМО РАН, 2003.
5. Ситников В.О. Интеграция
России в глобальную систему ВТО. - М.: Канонъ, 2003.
6. Скурко Е.В. ВТО: введение в
правовую систему. - М.: Финансы и статистика, 2003.
7. Васильев И. Россия и
Всемирная торговая организация: проблемы и перспективы присоединения, 2002.
8. Ремчуков К.В. Россия и ВТО.
Правда и вымыслы. - М.: Международные отношения, 2002. - 320 с.
9. Фролов В.Ф. Всемирная
торговая организация: краткая информация / С.-Пб. ТПП, 2002.
10. Ливенцев Н.Н., Лисоволик
Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. - М.: Экономика, 2002. -
383 с.
11. Тишков В.Н. Внешнеторговая
политика: тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли/ Учебное
пособие. - СПб.: С-Птб. Гос. университет экономики и финансов, 2001.
Статьи в научной
периодике
12. Портанский А. В
многосторонней торговой системе назревают серьезные перемены,
Внешнеэкономический бюллетень № 2, 2004.
13. Портанский А. Уроки Канкуна,
Внешнеэкономический бюллетень, № 11, 2003.
14. Щебарова Н. Государственное
регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма, МЭиМО №3, 2003.
15. Крылатых Э., Строкова О.
Региональные торговые соглашения в рамках ВТО и аграрный рынок СНГ, МЭиМО №3,
2003.
16. Михневич С. Либерализация
мировой торговли сельхозпродукцией и проблема продовольственной безопасности,
МЭиМО №1, 2003.
17. Оболенский В. Россия и ВТО:
возможности повышения конкурентоспособности отечественной продукции, МЭиМО №5,
2002.
18. Ливенцев Н., Лисоволик Я.
Региональные аспекты присоединения России к ВТО, МЭиМО №5, 2002.
Страницы: 1, 2, 3
|