Проблемы управления персоналом
Санкт-Петербургский
институт внешнеэкономическихсвязей,экономики и права.
Экономический факультет.
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»
НА ТЕМУ
«ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.»
Выполнил: Андрей Рево
Преподаватель: Шалковская
Е.И.
Рига 2002
Содержание.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Персонал как объект управления………………………………………..3
2. Управление персоналом как функция процесса
управления………..5
2.1. Определение понятия
управления и функции управления……………..5
2.2. Методы управления
персоналом…………………………………………5
2.3. Психофизиология
трудовых процессов
и социология
труда……………………………………..…………………7
3. Обучение и развитие
персонала………………………………………....9
3.1. Обучение,
переподготовка
и повышение
квалификации персонала………………………………....9
3.2. Организация системы обучения персонала…………………………….10
4. Мотивация и стимулирование труда
персонала……………………...13
4.1. Мотивация
рационального поведения
и трудовой
деятельности персонала…………………………………….13
4.2. Классификация и
характеристика теорий управления………………...15
5. Конфликты в
организации……………………………………………....17
5.1. Сущность конфликта и
его типы………………………………………..17
5.2. Методы разрешения
конфликтов………………………………………..18
6. Специфика управления на фирме «Дверь в будущее»………………21
Заключение.…………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………………………….26
Введение.
Тема, курсовой работы – «Проблемы
управления персоналом», выбрана автором не случайно. Сегодня, в изменившейся
политической и экономической ситуации, рынок ставит организацию в принципиально
новые условия: жесткость конкуренции, быстро меняющиеся потребности
потребителей, достаточно высокая нестабильность внешней среды (по крайней мере
в нашей маленькой, непредсказуемой и удивительной стране). Персонал
действительно стал силой и наиважнейшим ресурсом в сложившихся условиях
деятельности фирм, предприятий, заводов.
Перечисленные
факторы лишь подтверждают важность, актуальность самой науки об управлении.
Поэтому, по нашему мнению, было бы вполне уместно и злободневно посвятить свою
работу проблемам, связанным с процессом управления персоналом организации.
Целью
автора, выполнившего данную работу, а,следовательно, и самой курсовой работы,
является детальный анализ выбраной темы, исследование и характеристика
теоретических оспектов проблемы управления персоналом и связанных с этим
вопросов, а также на основе анализа вторичной информации рассмотрение проблемы
управления персоналом на примере конкретной компании.
Для
достижения этих целей автором были поставлены следующие задачи:
-
Подбор материалов из различных источников с целью
получения максимально
разнообразной
информации, способствующей наиболее широкому взгляду на поставленную тему.
-
Изучение специализированной литературы, которая
наиболее полно и чётко описывает необходимые нам вопросы.
-
Оценить, выбрать подходящие материалы и на их базе
построить курсовую работу, наилучшим образом раскрывающую свою тему.
Задачами,
непосредственно относящимися к содержанию работы являются следущие:
-
Характеристика концепции нового отношения к
персоналу.
-
Характеристика управления, методов управления
персоналом, а также психофизиологии и социологии труда.
-
Исследование потребности организации в обучении и
переподготовке персонала.
-
Изучение процесса мотивации персонала на предмет
необходимости в менеджменте.
-
Проанализировать проблему конфликтов в организации
и методы их разрешения.
-
Рассмотреть выбраную тему на примере деятельности
конкретной организации.
Следует
дать оценку проработанности темы курсовой работы в литературе. Как выяснилось
при изучении выбранной нами литературы, проблемам управления персоналом, как
таковым, выделено крайне скромное место, единственное исключение составляет
тема конфликтов в организации. Однако при более тщательном исследовании, как
оказалось, к проблемам управления персоналом можно отнести множество различных
задач, с которыми менеджеры сталкиваются практически каждый день. В связи с
тем, что объем курсовой работы ограничен и не способен вместить в себя анализ
всех проблем, возникающих в процессе управления, автором работы были отобраны
некоторые из них по критерию значимости, важности, а также актуальности
проблемы в условиях окружащей нас внешней среды. Кроме того, во внимание
принимался такой критерий как распространенность проблемы, что имеет большое
значение в свете возможности рассмотрения темы курсовой работы на примере
конкретной компании, и возможности ее практического применения.
На
этом мы хотели бы закончить предварительные заметки и перейти собственно к
изложению материала.
1. Персонал как объект управления.
Продвижение к цивилизованному рынку
имеет целью экономическую стабилизацию, появление совершенного законодательства, норм конкурентной среды,
изобилие материальных факторов производства, доступность продуктов потребления.
По опыту стран с развитым рынком, основным фактором конкурентноспособности
фирмы, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его
отношение к труду, т.е. уровень профессионализма и творчества работников [3,
5]. Таким образом можно отметить, что одним из главных результатов современного
этапа научно-технической революции стало превращение человека в главную
движущую силу производства, поэтому сегодня для организации ее персонал
является основным богатсвом. За последние годы работник превратился «из
досадной, но необходимой статьи расходов», в основной источник прибыли. В рамках этого подхода человек стал
рассматриваться в качестве важнейшего элемента капитала организации, а затраты
на оплату его труда, подготовку и переподготовку, повышение квалификации,
создание благоприятных условий деятельности – как особый вид инвестиций. Именно
персонал играет решающую роль в процветании, когда материальные ресурсы
изобильны, общедоступны, а технология и методы управления ими не представляют
особо сложной проблемы. Решающее значение персонал имеет и в ситуации
нестабильности, когда рыночные отношения еще формируются. Ведь профессионализм,
прогностические качества, интуиция работника в условиях зыбкой внешней среды
определяют ценность и результативность принимаемых решений. Роль персонала как
решающего фактора производства уже понимают многие менеджеры и руководители на
Западе; это понимание формируется в колледжах и университетах, где преподают
гуманитарные дисциплины; гуманное отношение к персоналу является предметом
общественного внимания, формирует имидж фирмы, способствует росту продаж.
Помимо этого на отношение к человеку в условиях современного производства
повлияли и такие обстоятельства как:
-
сосредоточение в руках одного, ничем не
выдающегося, «рядового» работника огромной мощи – энергетической, военной,
экологической, экономической и т.п., что является неизбежным следствием
научно-технического прогресса;
-
практически доказанная наиболее высокая в
конкурентной экономике эффективность инвестиций в персонал;
-
решающая роль персонала в принятии и реализации
решений, в генерации инновационных идей;
-
развитие гражданского общества, установление
реальных целей повышения благосостояния и развития человека в качестве основной
цели развития цивилизации, рост самосознания персонала как субъекта
организации, рост качества рабочей силы, правовой подготовки персонала и
возможностей защиты своих интересов;
-
повышение уровня общественного развития, что
определило пристальное внимание общественности к вопросам этики бизнеса, к его
поведению по отношению к клиентам, акционерам, сотрудникам, обществу в целом;
-
восприятие обществом отношения к персоналу как
индикатора внутренней этики предприятия, сущности и глубины моральных принципов
поведения в бизнесе, что влияет на имидж организации [4, 7].
Формирование и развитие персонала – процесс
длительный и сложный. Усилия сторон в этом направлении только тогда будут
эффективны в современном мире, когда будут иметь научную основу. Прошло то
время, когда привелигированные партийные функционеры тасовали кадры по своему
усмотрению, а на должности назначались малообразованные, профессионально слабые
работники. Инновационный характер производства, его высокая наукоёмкость,
приоритетность вопросов качества продукции изменили требования к работнику,
повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма.
Главный стратегический курс – на высокий уровень образования, квалификации и
этики работников, непрерывное повышение профессионального мастерства и
самовыражения.
Безграничность потенциала,
непрогнозируемость пределов развития, уникальность, исключительная сложность и
невозможность модулировать поведение как отдельной личности (даже самого себя)
так и группы, требует перехода к качественно новой системе подходов к
персоналу, из которых наиболее адекватным роли человека на производстве, и его
самоощущению представляется подход «Персонал – главное достояние организации»
[4, 7].
В.А. Спивак в своей книге «Основы управления
персоналом» приводит следующие принципиальные моменты, связанные с применением
подхода «Персонал – главное достояние организации»:
-
субъективный фактор –
глубокое осознание руководством организации решающей роли персонала в
обеспечении процветания фирмы, понимание руководством социальной сущности и
социальной ответственности организации, настроенность руководства на длительный
и честный бизнес, т.е. достаточно высокий нравственный потенциал производства;
-
опора на достижения всех
научных школ и течений в области управления персоналом, их творческое
применение;
-
глубокое осознанное
восприятие работников организации как системного явления, знание свойств систем
вообще и свойств личностей и групп в частности, методологии системного подхода;
-
знание и умение
использовать факторы привлекательности труда и т.д.;
-
организация управления
персоналом с ориентацией на жизненный цикл работников;
-
выявление потенциала,
индивидуальных и груповых факторов поведения, потребностей и мотивации,
отношения к труду и рациональная увязка полученных данных со стимулированием за
индивидуальные и груповые достижения;
-
целевое прозрачное
управление организацией, выявление и чёткая постановка целей организации,
забота о понимании и разрешении целей организации её персоналом и сочетании с
целями работноков;
-
разработка и реализация
индивидуальных программ развития работников;
-
опора на право,
существующее законодательство о труде, объяснение социальной справедливости в
отношениях между субъектами организации – личностями и
профессионально-квалификационными и социальными группами;
-
включение в состав
качеств, определяющих профессионализм любого руководителя, отношения к
подчинённым и подчинённых к нему, умения формировать команду, обеспечивать
сотрудничество, разрабатывать научно обоснованные требования рабочих мест к
работникам по профессиональным и личным параметрам, положения о подразделениях,
должностные инструкции;
-
разработка и реализация
многообразных социальных программ: развития работников, поощрения творческого
отношения к труду, удовлетворение их потребностей и т.п.;
-
формирование
профессиональной службы управления персоналом, обеспечение ей статуса ведущего
подразделения организации [4, 9].
Все нижеизложенные проблемы будут
рассматриваться нами с позиции этого подхода.
Переход к рыночной экономике требует
резкого поворота к интенсификации производства, переориентации предприятий на
первоочередное и полное использование качественных факторов экономического
роста. Это может обеспечить только рациональная система управления.
2. Управление
персоналом как функция процесса управления.
2.1. Определение понятия управления
и функции управления.
Термин «управление» –
это всеоемлющее понятие, включающее в себя все действия и всех лиц, принимающих
решения, в которые входят процессы планирования, оценки, реализации проекта и
контроля.
Управление персоналом – это комплексная
прикладная наука об организационно-экономических,
административно-управленческих, технико-технологических, правовых, групповых и
личностных факторах, способах и методах воздействия на персонал предприятия для
повышения эффективности в достижении целей организации. Объектом этой науки
являются личности и общности (формальные и неформальные группы,
профессионально-квалификационные и социальные группы, коллективы и организация
в целом) на производстве, находящиеся в системном взаимодейсвии. Предметом
науки об управлении персоналом являются основные закономерности и движущие
силы, определяющие поведение людей и общностей в условиях совместного труда.
Задачей является познание закономерностей и факторов поведения и их применение
в достижении целей организации с учетом личных и групповых интересов персонала.
В идеале – это создание организации, работающей на принципе сотрудничества, в
которой оптимально сочетается движение к общеорганизационным, групповым и
индивидуальным целям [4, 10].
Управление персонала
занимает ведущее место в системе управления предприятием. Методологически эта
сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет
отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и
методы – аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления
анализа содержания труда различных категорий персонала [7].
2.2. Методы управления персоналом.
Методами управления персоналом называют
способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления
координации и деятельности в процессе производства. Все методы делятся на три
группы: административные, экономические и социально-психологические (рис.2.1).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|