Проблемы реформы электроэнергетики в России
Введение
Реформирование
электроэнергетической отрасли России, свидетелями которого являются наши
современники, обусловлено достаточно серьезными предпосылками. Важно отметить,
что еще в 80-х годах прошлого века в электроэнергетике страны начали
проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно
медленнее, чем росло потребление электроэнергии. Позже, в 90-е годы в период
общеэкономического кризиса в России объем потребления электроэнергии
существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически
остановился [1].
К началу
последней четверти 90-х годов прошлого столетия общая ситуация в отрасли
характеризовалась следующими фактами:
1.
По
технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент
полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские
энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах.
2.
Отсутствовали
стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов
производства и потребления электроэнергии, энергосбережению.
3.
В
отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался
энергетический кризис, существовала высокая вероятность крупных аварий.
4.
Отсутствовала
платежная дисциплина, были распространены неплатежи.
5.
Предприятия
отрасли были информационно и финансово непрозрачными.
6.
Доступ на
рынок был закрыт для новых, независимых игроков.
Все это вызвало
необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы
для повышения эффективности энергокомпаний и позволили существенно увеличить
объем инвестиций в отрасли. В противном случае, при дальнейшем расширении
внешнеэкономического сотрудничества, российские предприятия проиграли бы
экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем
рынке страны.
С назначением на
должность председателя правления РАО «ЕЭС России» А.Чубайса в 1998 г. был
продекларирован курс на рыночные изменения в отрасли, были провозглашены цели и
задачи реформы в электроэнергетике. Основная цель реформирования
электроэнергетики России – повышение эффективности предприятий отрасли,
создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций,
обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. В связи с
этим в электроэнергетике России происходят радикальные изменения: меняется
система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок
электроэнергии, создаются новые компании.
В ходе реформы
меняется структура отрасли: осуществляется разделение естественномонопольных функций
(передача электроэнергии по магистральным ЛЭП, распределение электроэнергии по
низковольтным ЛЭП и оперативно-диспетчерское управление) и потенциально
конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис), и вместо
прежних вертикально-интегрированных компаний (их принято называть «АО-энерго»),
выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на
отдельных видах деятельности.
Предполагается,
что генерирующие, сбытовые и ремонтные компании в перспективе станут,
преимущественно, частными и будут конкурировать друг с другом. В
естественномонопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного
контроля. Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка
электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на
основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.
Формируемые в
ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на
определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и
контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной
деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального
уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов,
либо являются общероссийскими.
Так,
магистральные сети переходят под контроль Федеральной сетевой компании,
распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные
распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных
диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору. Активы
генерации также объединяются в межрегиональные компании, причем двух видов:
генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК) и
территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции,
специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В
ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как
электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе
тепловых электростанций, а одна («Гидро-ОГК») – на основе гидрогенерирующих
активов страны. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то
время как ТГК объединяют станции соседних регионов.
Таким образом, в
основе принятого варианта реформирования лежит принцип «горизонтального»
разделения электроэнергетики, при котором на месте «классических»
вертикально-интегрированных компаний – АО-энерго - образуются генерирующие,
сбытовые, сетевые, сервисные и др. компании. При этом на начальной стадии
авторами реформы рассматривался и альтернативный вариант «вертикального»
разделения электроэнергетики, предусматривающий создание порядка восьми крупных
вертикально-интегрированных компаний. Однако этот вариант так и остался на
бумаге.
Несомненным
остается тот факт, что результаты реформы для страны, ее экономические и социальные
последствия еще не наступили, о них можно говорить лишь предположительно. Это
обусловлено тем, что в электроэнергетике пока еще сохраняются механизмы
государственного регулирования и РАО «ЕЭС России» как координатор и гарант
проведения реформ просуществует еще до середины 2008 г. Вместе с тем ряд
бизнесменов, исследователей и профессиональных энергетиков, например, А.Бранис,
М.Гельман, В.Кудрявый и др., в разное время критически оценивали идеологию
реформы, обращали внимание государства, акционеров и общественности на
негативные корпоративные, экономические и социальные последствия. И
действительно, проблемы энергоснабжения, возникшие в 2003 г. в США - в
государстве, где много лет функционирует рынок электроэнергии и где сильна роль
государственных регуляторов, являются сигналом, что электроэнергетика – это
сложный механизм, и рынок – это не всеобщая панацея.
В связи с
изложенным выше рассматривать ключевые аспекты реформы электроэнергетики в
нашей стране целесообразно в разрезе прогнозов и выводов как авторов реформы,
так и ее оппонентов.
Глава 1. Современные
системы электроэнергетики
1.1. Мировые
тенденции в электроэнергетике
В последние годы
в электроэнергетике России происходят радикальные преобразования: формируется
новая нормативно-правовая база и система регулирования, меняется структура
отрасли, постепенно формируется конкурентный рынок электроэнергии. Тем самым
Россия становится на путь большинства развитых государств, которые проводят в
настоящее время или уже провели реформы в электроэнергетике, стремясь
приспособить ее к условиям современной экономики.
Необходимость
перемен в электроэнергетике стала очевидной в конце прошедшего столетия. До
1990-х гг. в большинстве стран мира эта отрасль относилась к естественным
монополиям. Вертикально-интегрированные компании (совмещающие производство,
передачу и сбыт электроэнергии) имели узаконенную монополию в национальных
масштабах или в масштабах отдельных регионов. Тарифы на их услуги обычно
устанавливались или ограничивались государством. Такая система долгое время
вполне удовлетворительно обеспечивала нужды экономики. Однако в условиях
значительного удорожания углеводородного топлива (с 1970-х гг.) и опережающего
роста потребления электроэнергии прежние монополии оказались недостаточно эффективными.
Они часто не успевали реагировать на изменение спроса, им слишком дорого
обходилось поддержание существующих мощностей и ввод новых. При этом любые
дополнительные расходы таких компаний включались в их тарифы и автоматически
ложились на потребителей. Положение осложнялось тем, что во многих странах было
ужесточено экологическое законодательство, что требовало ускоренной
модернизации энергетических мощностей - едва ли не главных загрязнителей
окружающей среды.
Либерализации
электроэнергетики способствовали различные процессы, в том числе, происходящие
вне этой отрасли:
1.
Развитие
газотурбинных технологий, наряду с увеличением объема добычи природного газа и
снятием в некоторых странах ограничений на его использование для производства
электричества, привело к распространению высокоэффективных и относительно
недорогих технологий генерации.
2.
Возросшие
требования к энергоэффективности и «экологической чистоте» производства
подталкивали к модернизации энергетических мощностей и развитию сетей.
3.
Развитие
сетей, и, прежде всего межсистемных связей (магистральных линий высокого
напряжения между ранее замкнутыми энергосистемами), а также информационных
технологий, средств учета и контроля, способствовало увеличению и усложнению
энергопотоков, создавало новые возможности для конкуренции между оптовыми
поставщиками энергии.
4.
Все
большая экономическая и политическая интеграция регионов и соседних стран (в
частности, государств Евросоюза, Северной Америки) также способствовала
развитию оптовых рынков электроэнергии.
В результате
некоторые государства начали пересматривать свое отношение к естественной
монополии в электроэнергетике, стали допускать в этой отрасли элементы
конкуренции. Это достигалось либо разделением монополий, с выделением из них
конкурирующих компаний, либо допуском в отрасль новых участников - независимых
производителей электроэнергии, либо и тем и другим. Новая структура отрасли
требовала и новых правил игры. Чтобы независимый производитель был
действительно независимым и имел возможность продавать свою электроэнергию, ему
был необходим доступ к инфраструктуре транспортировки электроэнергии,
возможность самостоятельно устанавливать цены. Необходимые для этого нормы были
предусмотрены в законодательстве ряда государств. В результате в некоторых
странах появился свободный рынок электроэнергии, цены на котором
устанавливались на основе спроса и предложения. Впервые конкурентный рынок
заработал в 1990 г. в Англии и Уэльсе, а режим неограниченной конкуренции на
оптовом рынке электроэнергии впервые в истории был введен в 1991 г. в Норвегии
[2].
При всем различии
моделей отрасли и путей ее реформирования в Европе, США и ряде других регионов
мира осуществляются схожие шаги по либерализации электроэнергетики:
разграничение естественно монопольных (передача электроэнергии,
оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (генерация,
сбыт) видов деятельности, демонополизация отрасли с параллельным развитием
антимонопольного регулирования, введение для независимых поставщиков электроэнергии
недискриминационного доступа к инфраструктуре, либерализация рынков
электроэнергии. Тем не менее, государств, полностью открывших рынок для
конкуренции, не так много, к ним относятся Швеция, Норвегия, Финляндия,
Великобритания, Новая Зеландия и ряд других. К подобным же стандартам стремится
Европейский Союз в целом, законодательство которого требует полного открытия к 1
июля 2007 г. национальных рынков электроэнергии большинства стран членов этой
организации [9]. Развитие конкурентных оптовых рынков на всей территории страны
также является одним из приоритетов энергетической стратегии США. В ряде
регионов этой страны уже действует конкурентный оптовый рынок электроэнергии,
во многих штатах осуществляется либерализация розничной торговли электроэнергией.
Таким образом, в
большей или меньшей степени, преобразования в электроэнергетике стали мировой
тенденцией, затронувшей большинство развитых и ряд развивающихся государств
мира. Либерализация отрасли и ее технологическое развитие приводят к
качественному расширению рынков: в Европе и Северной Америке они уже
перешагнули границы отдельных энергосистем и даже национальные границы и
приобретают межрегиональный и международный масштаб. В связи с этим,
преобразования, происходящие в российской электроэнергетике, несомненно,
укладываются в общемировую тенденцию.
1.2. Единая
энергетическая система России и ее кризис
Единая
энергетическая система (ЕЭС) России является одной из старейших в Европе, она изначально
создавалась в качестве общего источника электроснабжения для значительной части
регионов Советского Союза. Россия размещена в восьми часовых поясах, поэтому
одни и те же электростанции могут последовательно обслуживать различные регионы
в нескольких поясах по мере смены в них дня и ночи. Такая возможность и была
реализована благодаря созданию ЕЭС. Исследователи отмечают, что 1956 г., в
котором была введена в эксплуатацию крупная гидроэлектростанция - Куйбышевская
ГЭС, принято считать годом начала функционирования ЕЭС в Советском Союзе.
ЕЭС представляет
собой своеобразную систему энергетических бассейнов двух уровней. Первый
уровень - общероссийский - образуют шесть больших сообщающихся между собой
бассейнов, размещенных в европейской части страны, Сибири и Забайкалье, то есть,
в границах шести часовых поясов. Именуются эти бассейны «объединенные
энергосистемы», которые сегодня пока еще являются подразделениями РАО «ЕЭС
России». Наполняются они электроэнергией расположенных внутри них крупных
электростанций, работающих в параллельном режиме, то есть, как единый
генератор. Каждый из этих бассейнов размещен примерно в границах того или иного
федерального округа и питает электроэнергией группу более мелких региональных
бассейнов, которые представляют собой соответствующие региональные
энергосистемы. В большинстве из них также есть свои параллельно работающие
электростанции, но менее мощные, чем в больших бассейнах, - в основном это
теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), вырабатывающие одновременно тепло и электроэнергию.
Причем лишь несколько региональных бассейнов могут собственными источниками
полностью обеспечивать своих потребителей, а остальные в той или иной мере
подпитываются из соответствующих больших бассейнов.
В основу
построения ЕЭС были заложены принципы, обеспечивающие высокую надежность
электроснабжения всех потребителей при максимально возможном снижении его
общесистемной себестоимости. Надежность достигалась бассейновым принципом и
параллельной работой всех электростанций. Благодаря перетокам электроэнергии
внутри бассейнов и между ними одновременно создавался и общий резерв мощностей.
Поэтому выход из строя какой-либо станции, как правило, не приводил к
отключению потребителей.
Минимизации
себестоимости электроэнергии достигалась комплексным снижением всех затрат в
системе:
1.
Этому
способствовал сам принцип сообщающихся бассейнов, благодаря которому одни и те
же электростанции поочередно снабжают электроэнергией регионы, расположенные в
разных часовых поясах - она перетекает между бассейнами по мере изменения в них
нагрузки. При этом выбирался такой экономически эффективный режим загруженности
каждой станции, когда удельный расход топлива минимален. Кроме того, общий
бассейн позволяет в нем снизить максимум требуемой мощности, так как пиковые
нагрузки отдельных потребителей, в общем случае, не совпадают во времени и
усредняются. Тем самым удалось сэкономить примерно 20 млн. кВт генерирующих
мощностей, которые понадобились бы дополнительно при самообеспечении регионов,
включая резервные мощности.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|