Меню
Поиск



рефераты скачать Проблемы реформирования системы оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономике

        В России тем же целям призваны служить фонды социального страхования (ФСС) и обязательного медицинского страхования (ФОМС), которые фактически формируются из отложенных заработков трудящихся. При этом средства того и другого, не включаемые в бюджет государства, объявлены его собственностью.

         Главное значение ФСС - обеспечить социальные гарантии работающим по найму, но, устанавливая единый для всех обязательный страховой взнос (5,4 % оплаты труда), закон не определяет страхуемые риски (кроме временной нетрудоспособности по болезни), а также, в строгом смысле слова, застрахованных и страховщиков. Подавляющая часть средств ФСС (70%) как резерв «страхователя» хранится на расчетных счетах предприятий и выплаты с них носят характер социальных пособий, фактически незащищенных от произвола работодателей, которые являются их распорядителями.

         Закон регулирует нормативы и порядок выплат только пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком до 1,5 лет и на погребение, тогда как в среднем около 25% средств фонда затрачивается на санаторно-курортное обслуживание. Отсюда неоправданные привилегии для меньшинства – для администрации и профсоюзных лидеров. Вдобавок при потере работы человек не может востребовать свои деньги, отложенные под риски и не использованные им.

        Ситуация отягощена тем, что закон не предусматривает увеличение выплат из фонда за счет доходов от капитализации его временно свободных средств. «Страхуемым» система ФСС практически не подконтрольна. При этом около 8% средств фонда (в отношении к средней заработной плате) прямо расходуются на нужды его администрации, а еще примерно 27% (в аналогичном исчислении) образуют резерв, который доступен для нелегальной капитализации его распорядителями.

       Медицинское страхование в стране и деятельность ФОМС регулируется законом, принятым в 1991 году, и поправками к нему. Официально провозглашенная цель – обеспечить всем гражданам равные возможности получения медицинской и лекарственной помощи  по ограниченному кругу услуг, который должен расширяться  благодаря системе  добровольного страхования для наиболее обеспеченных слоёв населения. Однако, юридически не определены понятия объекта и случая (риска) обязательного страхования.  Средства  обязательного страхового взноса  в ФОМС всеми работающими (3,6%  зарплаты) дополняются очень скудными государственными субсидиями для неработающих (в 1993 году – 1% доходов фонда)

      Из общих доходов ФОМС на оплату медицинских услуг для населения и финансовую помощь оказывающим их учреждениям направляется лишь четверть, более трети растворяются в «прочих расходах», основные элементы которых – содержание  аппарата управления и капитальное обустройство  фонда, а остальное  образует «резерв», открытый для такого же использования, как «резерв» ФФС. Обеспечить дееспособность системы и в данном случае нельзя без отлаженного и подконтрольного страхуемым механизма управления финансовой стороной этого дела.


6.2. Инвалидность и старость.


       В США существуют  два типа пенсионных программ: с фиксированным размером выплат пенсий и с фиксированными взносами предпринимателей. В первом случае  человеку, по достижении соответствующего возраста обеспечивается пенсия в размере конкретной части зарплаты, средней за несколько лет. От работодателя это требует регулярных взносов в инвестиционный доверительный фонд переменных сумм, не связанных с результатами деятельности его предприятия, но зависящих от размера прибыли, которую дают вложения фонда в ценные бумаги и недвижимость, использование им наличности, и гарантирующих величину дохода, необходимую для фиксированных выплат участникам программы. Как правило, для надежности размеры выплат по такого рода программе страхуются Корпорацией гарантий пенсионных выплат при федеральном правительстве, а весь остальной риск, кроме страховки, оплачиваемой налогоплательщиками, приходится на предпринимателя. Во втором случае, имеющем множество вариантов, предприниматель ежегодно вносит твердую денежную сумму в доверительный инвестиционный фонд, а размер пенсионных выплат в дальнейшем определяется этим вкладом и возможными взносами самих работников, приростом курсовой стоимости соответствующих ценных бумаг и доходом по ним. Этот доход не облагается налогом и накапливается до выхода работника на пенсию и выбытия из программы. Весь риск при этом принимает на себя сам будущий пенсионер.

        Европейские страны также сочетают обязательное страхование по старости, финансируемое за счет работников и работодателей, с добровольным или личным. Во Франции работник получает пенсию по старости, основанную на обязательных страховых взносах, если он платил их не менее 37,5 лет. По достижении 60 лет пенсионер получает 50% средней заработной платы за 10 наиболее благоприятных лет, а по достижении 65 лет – в полном размере.

       Пенсионное обеспечение всех работающих по найму (женщин по достижении 60 лет, мужчин – 65) предусмотрено и в Италии. Пенсия, если уплачены страховые взносы не менее, чем за 15 лет, а трудовой стаж составляет 40 лет, достигает 80% среднего дохода, исчисленного за последние 10 лет. Каждые полгода пенсия индексируется. Страховые взносы с заработной платой выше определенного минимума и до некоторого максимума выплачиваются работниками и нанимателями солидарно. В Испании пенсия, предоставляемая примерно на таких же условиях, при стаже страхования 35 лет приближается к 100% средней зарплаты за последние 8 лет, пересчитанной с учетом индекса потребительских цен.

      Действующий в России Фонд обязательного пенсионного страхования образован в 1990 году и функционирует как самостоятельное подотчетное лишь правительству учреждение с основной задачей – обеспечить финансирование расходов органов социального обеспечения на выплату пенсий за счет аккумуляции страховых взносов работодателей в форме обезличенных налогов, являющихся на самом деле отложенным заработком в основном наемных работников. Фонд, регистрируя и учитывая взносы только юридических лиц, а не индивидуальных страхователей, имеет жесткую вертикальную организацию, по закону исключающую вмешательство в его дела региональных и местных властей.

       Возникли в России и негосударственные добровольные пенсионные фонды. При общей правовой неупорядоченности, которая пока сохраняется в финансовых делах страны, а в сфере операций с ценными бумагами – особенно, риск вложений в такие фонды велик.


7. Малообеспеченность.


         Бедность лишает людей стимулов к труду и к жизни вообще, разрушает семьи, потворствует развитию алкоголизма, бродяжничества, преступности, интеллектуальной, духовной деградации человека.

         «Страховщиками от бедности» могут выступать предприниматели и добившиеся своего работники, уплачивая налоги, которые бы расходовались на возмещение потерь неудачников на рынке труда, создание недостающих для них рабочих мест и т.п. Это предполагает осуществление государством адекватной фискальной и денежной политики.

         Налоговые льготы предпринимателям, увеличивающим численность работников, могут служить хорошим стимулом. Их расчет требует сравнения предельных издержек общества на рост занятости с предельными издержками, от которых, сокращая безработицу, ему удается избавиться, или с его предельной выгодой от этого. Источником необходимой информации может послужить сама практика при использовании экспериментальных налоговых скидок, т.е. совокупность наблюдений, как ведут себя работодатели и что происходит, когда им предоставляются различные скидки за создание дополнительных рабочих мест. Произвольное назначение налоговых льгот по дополнительному трудоустройству может нарушить права предпринимателей. Во избежание этого следует допустить рыночный обмен их правами, связанными с наращиванием занятости (по аналогии с западным рынком «квот на загрязнение»), который способен уменьшить совместные издержки и увеличить взаимные выгоды работодателей.

         Права стимулирования и обмен  ими должны быть оформлены соответствующими нормативными актами. При этом не обойтись без страховых взносов предпринимателей и наемных работников, которые бы компенсировали издержки дополнительной занятости. Именно по такому пути идет практика страхования от бедности в странах с рыночной экономикой. В США  на таком принципе фактически основаны программа помощи неполным семьям с детьми  и Закон 1998 года о помощи семьям. Главный упор в борьбе с бедностью сделан на создание «неудачникам» условий перехода к трудовой деятельности, приносящей достойные доходы.

       Во Франции принята Общая программа по обеспечению минимального дохода для постоянных жителей. Она предусматривает для малообеспеченных семей с детьми моложе 25 лет пособие, предоставляемое по контракту о подготовке к активной жизни, которым обеспечиваются профессиональная подготовка или ученичество на рабочих местах, получение оплачиваемой работы, лечение от алкоголизма и т.п. В Германии подобное пособие выплачивается семьям с одним родителем (независимо от размера его дохода), если он содержит родного или опекаемого ребенка в возрасте до 16 лет, а учащегося – до 27 лет, а в некоторых случаях и старше. В Италии любая семья, если ее среднедушевой доход не превышает определенного минимума, имеет право на пособие  в денежной форме, выделяемое Национальным институтом социального страхования и ежегодно индексируемое по темпу инфляции.


 

8. Участие в прибылях.


             Заработная плата, не обладающая свойством самовозрастания, с усилением инфляции и ужесточением рыночной конкуренции всё менее устраивает работников (вследствие обесценения труда) и работодателей (из-за наращивания дефицита финансовых ресурсов). Именно этим, в первую очередь, объясняется приобретшая за последние десятилетия широкий размах реструктуризация доходов работников и, соответственно, издержек на оплату их труда, которые несут наниматели. Она проявилась в форме  вытеснения традиционных денежных элементов такой оплаты новыми. Это выплаты работникам акциями компании. Формально речь идет не о расчете акциями за труд, а о свободной их продаже. Однако, по существу, внутрифирменные программы продажи акций своим работникам, финансируемые за счет нераспределенных прибылей и банковских кредитов, входят в систему оплаты труда.

      В США реализуется серия программ превращения работников в акционеров. Крупнейшие среди них – планы ESOP,  финансируемые с помощью кредитов на срок от 5 до 10 лет, а также взносов самих работников. Их собственность создается приобретением акций в кредит с погашением задолженности из прибыли предприятия от текущей деятельности. По мере возврата кредита они распределяются по личным инвестиционным счетам работников, обычно пропорционально соотношению ставок их заработной платы. Сумма погашения предприятием кредита вычитается из его дохода, облагаемого налогом, а распределение акций между работниками рассматривается как отложенная выплата заработной платы, т.е. как расходы предприятия. Верхний предел освобождения прибыли предприятия от налога для ESOP равен 25% фонда заработной платы работников, участвующих в программе, а конкретный размер такого освобождения зависит от наличия у предприятия других программ подобного рода. Освобождаются от налога и дивиденды, либо выплачиваемые  работникам по акциям наличными, либо используемые для погашения кредита, который взят предприятием под программу.

         Реальная заработная плата в ее традиционной форме в США за последние  20 лет почти не выросла, но так как норма прибыли на акционерный капитал в среднем составляла 8,8% в год, стремительное замещение денежной заработной платы акциями и дивидендами по ним обеспечило существенный рост реальных доходов наемных работников.

Заключение.


         Развитие экономики и рост народного благосостояния предопределяются достижениями в труде, повышение его производительности, эффективности в единицу рабочего времени. Чем выше результаты труда, тем больше национальный доход и, соответственно, тем лучшие возможности создаются для систематического увеличения основного источника роста доходов – заработной платы. Вместе с тем, очевидно, значение усиления материальной и моральной заинтересованности в достижении более высоких показателей работы, конечных результатов производственной деятельности. В этих целях в свою очередь необходимо систематически улучшать основные элементы заработной платы и источники средств на оплату труда. Действенность мер по совершенствованию организации заработной платы и усилению ее стимулирующей роли непосредственно предопределяется результатами труда, показателями эффективности и качества, экономией живого и овеществленного труда, рациональном использовании  труда и материальных ресурсов на всех уровнях. Необходимо обеспечивать усиление зависимости оплаты труда от конечных результатов работы коллектива и каждого работника, повышение ее стимулирующей роли в подъеме производительности труда, в улучшении качества продукции и экономии всех видов ресурсов. В этих целях имеется ввиду последовательно улучшать тарифную систему и нормирование труда. Обеспечивать более тесную взаимосвязь премий от трудового вклада отдельных работников и коллективов, развивать прогрессивные формы организации и стимулирования труда. Наряду с мерами по увеличению доходов по труду направленных на проведение активной демографической политики, улучшение социального обеспечения – предусматривается увеличение размеров всех видов пенсий и вместе с тем осуществление постепенного повышения ранее назначенных в небольших размерах пенсий. Разносторонние меры по повышению и совершенствованию заработной платы должны всемерно способствовать последовательному выполнению ее экономической роли в области стимулирования, расширения и  повышения эффективности производства.

 Государство в условиях либерализации социально-трудовых отношений  уже не контролирует организацию оплаты труда, а рыночные регуляторы еще не вступили в силу. Явная ненормальность ситуации является свидетельством того, что во-первых, у нас формируется одна из самых жестких систем эксплуатации наемного труда; во-вторых, стоимость рабочей силы выведена из системы рыночных оценок, находится под строгим контролем – государственным и предпринимательским. Низкие доходы порождают низкие уровни спроса и предложений, ведущие в свою очередь к уменьшению капиталовложений и утрате основы для роста производства и производительности труда, процветание экономики, в результате чего доходы граждан еще больше уменьшаются. Кроме того низкооплачиваемый труд малопродуктивен и, как правило, плохого качества. Таким образом, нарушение социального равновесия в обществе, грозившее социальным взрывом, поставило перед нами ряд проблем, среди которых две имеют принципиальное значение и должны быть решены в первую очередь. Речь идет об обеспечении социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, пострадавших в ходе рыночных преобразований, и о гарантированных тарифных ставках, которые обеспечивали бы нормальное воспроизводство рабочей силы.

                Грамотная политика в области оплаты труда – в контексте государственного регулирования экономики – может сыграть важнейшую роль в стабилизации социально – трудовых отношений, что позволит оздоровить макроэкономическую ситуацию в стране.


Список  использованной  литературы.



1.     Булатов А.С. '' Экономика ''; учебник; М.; издательство БЕК; 97 г.

2.     Гиляровская Л.Т. ''Комплексный анализ материального стимулирования труда''; Воронеж; издательство Воронежского университета; 90 г.

3. Елизаров Е.; Литвин А. ''Методология построения тарифных систем предприятия ''; ''Человек и труд ''; №11; 98г.

4. Жуков Л.И.; Горшков В.В. '' Справочное пособие по труду и заработной     плате '';М.;  ''Финансы и статистика ''; 90г.

5.  Жуков А. '' Методы регулирования заработной платы ''; ''Человек и труд ''; 98г. № 6; 76 стр.

6.  Завельский М.Г. ''Экономика и социология труда'';М.; Catallaxy; 98г.

7.  '' Заработная плата''; учебник рабочего образования. Венгрия, МБТ.97г. ''Человек и труд ''; № 1; 91 стр.;     №2; 94 стр.;     №3; 82 стр.;    98г.;

8.  Кейнс Дж. М. '' Общая теория занятости, процента и денег''; М.; "Прогресс" ; 78г.

9.  Колосницына М.Г. '' Экономика труда ''; М.; '' Магистр '';98г.

10. Кунельский Л. Э.'' Заработная плата и стимулирование труда: социально-        экономический аспект '';М.; '' Экономика ''; 91г.

11. Лёвин И.Б. '' Анализ использования фонда заработной платы и эффективности систем оплаты труда ''; Минск; ''Вышейшая школа ''; 80г.

12. Федченко А. '' Моделирование гибкой системы материального стимулирования ''; ''Человек и труд ''; 97г. №5; 86 стр.

13. Хибовская Е.А. '' Динамика и фактор оплаты труда ''; ''Общество и экономика'' ; № 10-11; 95г.; 100-108 стр.

 14. Шадурская Г.И. ''Формирование фонда заработной платы ''; Минск; ''Наука и техника''; 88г.

15.  Яковлев Р. '' Реформирование заработной платы – процесс длительный '';  ''Человек и труд''; №10; 98г.; 84 стр.

16.     Яковец Ю. '' Социальная цена преобразований''; '' Общество и экономика ''; № 9-10; 96г.; 22 стр.

17.     Яковлев Р. ''Ситуация с оплатой труда соответствует типу экономики, сложившемуся в России ''; '' Человек и труд '';№6; 98г.; 81 стр.

 

    



1 Общая  теория денег и процента. Стр. 283


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.