Проблемы и функции закупочной логистики
Министерство Образования.
Кемеровский Технологический Институт Пищевой
Промышленности.
Курсовая работа
по логистике на тему:
«Проблемы и функции закупочной логистики».
Выполнила: ст. гр. ЭУ-63 .
Уткина Г.Ю.
Проверил: Харлампенков Е.И.
Кемерово 2000 г.
Содержание.
Введение . . . . . . . . . . 3
Глава 1
Задачи и функции логистики. . . . . . . . 4
Глава 2
Планирование закупок. . . . . . . . . 8
2.1 Служба закупок. . . . . . . . . 8
2.2 Анализ, определение потребностей и расчет
закупаемых материалов.9 2.3 Определение метода закупок. . . . . . . 11
Глава 3
Оформление и получение заказа. . . . . . . 13
3.1 Выбор поставщика. . . . . . . . . 13
3.2 Основные требования предъявляемые к поставщику. . . 14
3.3 Документальное оформление заказа. . . . . . 14
3.4 Получение и кодирование поставленной продукции. . . 15
3.5 проверка качества и количества полученной
продукции. . . 16
Заключение. . . . . . . . . . 17
Список использованной литературы. . . . . . 18
Введение.
С библейских времен несчастные человеческие существа
обременены множеством потребностей. Им нужны пища и кров, одежда и оружие,
жизненные удобства и материальные блага, общественное признание и любовь.
Человек живет в постоянной борьбе за «лучшую жизнь», более теплое и достойное
место од солнцем. В этом соперничестве с себе подобными за право удовлетворения
бесконечных материальных потребностей, ему мешает только одно – на вид
необозримые ресурсы Земли на самом деле являются ограниченными. Но как велико
желание «объять необъятное», найти заветную формулу успеха, решить проблему
эффективного использования ресурсов для достижения максимального удовлетворения
потребностей. В погоне за материальными благами человек создал не только машины
для производства этих благ, но и придумал способы, как получать доход не только
от самого производства, но и от правильной организации производства,
обеспечения его сырьем, транспортировки товаров т.п.
Возникла наука об управлении запасами, складированием,
транспортированием сырья и полуфабрикатов, доведением этого сырья до
производителя, внутризаводской переработки сырья, доведением готовой продукции
до потребителя в соответствующей с его интересами, а также собор, хранение и
обработка соответствующей информации. И эта наука получила название логистика.
Все эти функции существовали на предприятии и до
возникновения логистики, но существует ряд отличий логистического подхода от традиционного:
логистика выступает за оптимизацию размеров запасов, за производства продукции
малыми партиями, за дешевой оформление запасов, за минимизацию издержек на
транспорте, за создание разветвленной складской системы.
Логистика включает в себя следующие функциональные
области: сбытовая логистика, транспортная, информационная, кадровая,
производственная и закупочная логистика. Именно о закупочной логистике и
пойдет речь в этой курсовой работе.
Глава 1
Задачи и функции закупочной логистики.
В странах с рыночной экономикой основной целью
закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства
материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Однако ее
достижение зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи
можно сгруппировать следующим образом.
1.
Выдерживание обоснованных
сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее
намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды
предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу
или привести к ее изменению).
2.
Обеспечение точного
соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или
недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также
негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и,
кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового
оптимума).
3.
Соблюдение требований
производства по качеству сырья и комплектующих изделий.
Основу экономической эффективности закупочной
логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного
качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится
соответствующими отделами фирм, вопрос цен – главный, но существенную роль
также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических
расходов и сроков поставок.
Для оптового покупателя такое положение дел требует
точного расчета издержек. Хотя степень влияния снабженческих издержек на
уровень общих производственных затрат в трудоемких и капиталоемких отраслях не
столь велика по сравнению с другими отраслями экономики, особенно
материалоемкими, расчет затрат на приобретение сырья и материалов во многом
определяет дальнейшую стратегию производства и сбыта конечной продукции.
В западной практике закупочной деятельности выработан
ряд «общих правил» или рекомендаций, которые не только существенно облегчают
отношения с поставщиками и банковской сферой, но и упрочивают положение
производства. Этот своеобразный кодекс характеризует этические нормы
партнерства. Он может быть кратко сформулирован следующим образом: в основе
успешной подготовки и производства продукции, при прочих равных условиях, лежат
хорошие отношения между предпринимателем, с одной стороны, и кредиторами и
поставщиками, с другой. Особое внимание следует уделять отношениям с
кредиторами, поскольку их доверие и готовность помочь особенно важны.
В отношениях с
поставщиками рекомендуется держаться нескольких основных принципов:
1.
Обращаться с поставщиками
так же, как с клиентами фирмы.
2.
Не забывать
демонстрировать на деле общность интересов.
3.
Знакомить поставщика со
своими задачами и быть в курсе его деловых операций.
4.
Проявлять готовность
помочь в случае возникновения проблем у поставщика.
5.
Соблюдать принятые на себя
обязательства.
6.
Учитывать в деловой
практике интересы поставщика.
7.
Поддерживать по
возможности стабильные контакты в деловой сфере.
На оптимизацию звена логистической цепи «закупка»
влияют не только внешние факторы, перечисленные выше, но и внутренние
приоритеты, связанные с различным пониманием оптимальной деятельности и целями
других звеньев, что вызывает необходимость поиска экономических компромиссов
между различными структурными подразделениями фирм.
Развитие новых отраслей экономики и все более
разнообразные предложения товаров на рынках промышленно развитых стран Запада
усложняют функции сферы закупок сырья и материалов. Успешное осуществление
закупок предполагает наличие обширной информации о рынках, где они
осуществляются. Что же касается задач исследования рынка закупок, то они
заключаются в регулярном сборе и оценке подробно информации в целях определения
емкости рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок.
Исходным пунктом исследования рынка должна быть точно
сформулированная постановка проблемы. Толчком к проведению исследования могут
стать соображения относительного размера издержек, изменений в собственной
программе сбыта, использование технического прогресса, повышения удельного веса
фирмы на рынке, конкуренции, ненадежности поставщиков, неясности размеров
предложения в будущем и многое другое. Простейший алгоритм решения задачи
исследования рынка может быть представлен в виде структуры его информационного
обеспечения, перечня типов рынка и приведенных ниже вопросов относительно их.
Рис. 1.1
Цель проведения исследований рынка закупок сырья и
материалов определяет одновременно и тип рынков, которые должны быть
исследованы. Это:
·
Непосредственные рынки
(обеспечивающие в настоящее время потребности в сырье и материалах);
·
Опосредованные рынки
(рынки, используемые поставщиками);
·
Рынки заменителей
(полностью или частично заменяемых продуктов);
·
Новые рынки.
Полученная информация должна отражать такие рыночные
категории, как предложения, спрос и рыночный баланс. На базе полученной информации,
как правило, дается ответ на следующие вопросы:
ü Какова структура исследуемого рынка ? (Какая
форма рынка имеет место ?);
ü Как организован исследуемый рынок? (Как
протекает балансирование спроса и предложения?);
ü Каким образом будут развиваться структура и
организация рынка?
Для того чтобы можно было глубже уяснить смысл
перечисленных вопросов и получить на них достоверные ответы, информация часто
подается в трех аспектах:
ü Современный анализ рынка («моментальный
снимок»);
ü Динамика изменения конъюнктуры рынка;
ü Прогнозы изменения рынка.
При проведении анализа важным инструментом
исследования рынка закупок товаров производственного назначения являются
запросы потенциальных потребителей. Используя запросы, рынок можно
сориентировать на потенциальный спрос.
Исследования рынка закупок сырья и материалов могут
рассматриваться внутри предприятия и как средство решения проблем возникающих в
научных исследованиях и конструкторских разработках, которые связаны с
характеристиками нового сырья и комплектующих. Кроме того, необходимо иметь в
виду, что важная информация об изменениях и тенденциях развития рынка закупок
сырья и материалов может быть получена на основе внутризаводской или
внутрифирменной отчетности.
Изучение рынка с целью закупок сырья и комплектующих
изделий, как правило, проводится параллельно с разработкой новой продукции.
Например, в машиностроении оно начинается и осуществляется на стадии
конструирования изделий. Задача органов снабжения – обеспечить конструкторов
необходимыми каталогами, описаниями, проспектами по профилю проводимой работы с
целью их полной и объективной ориентации в соответствующих вопросах. Однако
каталоги и описания обычно не содержат информации о ценах, без чего трудно
добиться экономически выгодных решений по материалам и конструкции будущих
изделий. Поэтому прямой задачей снабжающих органов является сбор информации о
ценах, возможных сроках поставок, транспортных расходах и поиск их оптимального
сочетания.
Количество материалов, дата начала поставок, и продолжительность
периода их поступления зависят от производственных программ компании, которые,
в свою очередь, определяются результатами изучения рынка сбыта. Общей проблемой
для большинства компаний является следующая дилемма. Как осуществить
производственную программу: путем прочного, но не всегда экономически
эффективного обеспечения материалами либо задерживая выпуск продукции в связи с
затратами дополнительного времени на закупку экономически выгодных материалов?
Изучив рынок и остановившись на каких-либо конкретных
поставщиках, отдел закупок обязан определить потребности предприятия или фирмы
в конкретных поставках.
Определение потребностей на основе заказов, происходит
путем разложения спецификации на отдельные комплектующие с учетом уже имеющихся
складских запасов.
Если потребности на основе заказов не могут быть определены, тогда
используют метод определения потребностей на основе расходов или прошлого
опыта. Прогнозируемая потребность в этом случае определяется при помощи
простейших расчетных методов. В дополнение к ним на практике часто пользуются
интуитивными методами прогноза – прежде всего в тех случаях, когда расходы не
подвержены сезонным колебаниям и не испытывают воздействия каких-либо внешних
факторов.
Способы поставки закупаемых материалов весьма разнообразны. Товары,
потребность в которых возникает непредвиденно и не требующее длительного
хранения, закупаются, как правило, в сроки, близкие к их потреблению. Материалы
разового и постоянного потребления, требуемые к определенному моменту, закупаются
на условиях договорной поставки, оговаривающей точное время подвоза. При таком
способе поставки объем запасов материалов на фирме уменьшается, а связанные с
ним издержки сокращаются. Способствуют резкому снижению производственных
запасов регулярные поставки таких материалов, которые доставляются потребителю
через определенные интервалы времени в соответствии с графиком потребности в
них производства на тот или иной период. Фирмы осуществляют также конъюнктурные
и спекулятивные закупки товаров.
Важнейший элемент в политике закупок – анализ цены приобретаемых
товаров. Для анализа цены закупок, так же, как и анализа стоимости собственного
производства используются различные виды расчетов:
1.
Простой метод калькуляции (показатель общих
издержек делится на показатель производственной продукции);
2.
Калькуляция по эквивалентным показателям (издержки
дробятся по отдельным статьям и берутся усреднено);
3.
Постоянная калькуляция (точный учет издержек по
каждой операции на базе АСУ).
Транспортные расходы также находятся в поле зрения органов МТС.
Принимаются во внимание не только дальность перевозок, но и вид транспорта,
скорость доставки, партионность грузов, способ их упаковки, методы разгрузки в
случае смешанных сообщений.
Помимо транспортных расходов значительные затраты вызывает хранение
материалов. Снабженческая деятельность имеет однозначную цель – обеспечить
эффективное выполнение производственной задачи за счет сведения, по возможности
до минимума, объема запасов. Тем не менее было бы неправильно считать, что
отсутствуют побудительные причины создавать излишние запасы. Конъюнктурные и
сезонные колебания цен, инфляция, изменение политико-экономической обстановки в
производящих сырье регионах мира и другие факторы могут быть такими стимулами.
Глава 2.
Планирование закупок.
2.1 Служба закупок.
В соответствии с компетенцией логистики в процессе обеспечения
предприятия предметами труда должны иметь место мероприятия по реализации
системного подхода к управлению материальными потока в пределах самой службы
снабжения.
Для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решить задачи:
·
Что купить;
·
Сколько купить;
·
У кого купить;
·
На каких условиях закупать.
Кроме того,
необходимо выполнить работы:
·
Заключить договор;
Страницы: 1, 2
|