Проблемы инвалидности и пути их решения в различных странах в XVIII-XIX вв.
СОДЕРЖАНИЕ:
1
|
Введение …………………………………………………………………
|
3
|
2.
|
Становление общественного и частного призрения в
Российском государстве в XVIII – XIX в.в.…………….………….…..
2.1. Государственно-административный подход к
общественному и
частному призрению и помощи
инвалидам…………………….....
2.2.
Основные
направления развития общественного призрения и
частной благотворительности в оказании помощи
инвалидам….
|
4
4
13
|
3.
|
Проблемы инвалидности и пути их решения в различных странах
в XVIII-XIX в.в………………………………………………..…………..
3.1. Гуманистический подход к призрению и помощи
инвалидам
в западных странах ………………………………….………….….
|
15
15
|
|
3.2. Обучение детей с
сенсорными нарушениями и признание права
аномальных детей на
образование………………..……….………
|
17
|
4
|
Заключение ……………………………………………………………...
|
21
|
5.
|
Литература ……………………………………………………………....
|
23
|
1.
Введение
Инвалиды или лица
с ограниченными возможностями нуждаются в специальной помощи со стороны
государства, так как их физические, психические или интеллектуальные
возможности препятствуют их нормальной жизни в этом обществе. Поэтому
необходимо приспосабливать архитектуру и транспорт для инвалидов с
ограничениями подвижности, создавать безопасные условия труда и проживания для
тех, кто не вполне контролирует свое поведение, обеспечивать надзор и уход для
тех, кто не в состоянии самостоятельно управлять своей жизнедеятельностью, и
прилагать всевозможные усилия, чтобы интегрировать инвалидов в общество.
Инвалиды
нуждаются в социальной защите. Калеки, слепые, глухие, немые, люди с нарушенной
координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются
инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния
человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от
обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в
разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди.
В данной работе
рассматривается исторический аспект проблем инвалидов в различных странах,
начиная с XVIII в. заканчивая XIX в. Большое внимание уделяется
становлению общественного и частного призрения в Российском государстве и
странах Западной Европы, а также основным направлениям развития общественного
призрения и частной благотворительности в оказании помощи инвалидам.
При написании работы
использовалась учебная и методическая литература авторов: Бадя Л. В., Готье Ю.
В., Григорьева В. А., А.М. Панова, Фирсова М. В., Замского
Х.С. и др.; журнальные статьи Ловчиновской И. и Микульского К.
2. Становление общественного и частного призрения в
Российском
государстве в XVIII – XIX в.в.
2.1.
Государственно-административный подход к общественному и частному призрению и
помощи инвалидам
Государственно-административное
общественное и частное призрение складывалось на протяжении почти двух
столетий. Его становление как системы происходит с XVIII по вторую половину XIX
в. Оформляется административная система помощи инвалидам, которая включала в
себя определенные территориальные институты помощи и поддержки, государственные
превентивные и защитные меры относительно различных слоев населения, усиление
законодательной базы, регулирующей отношения между различными субъектами,
группами и государством. В развитии административной системы поддержки
намечаются тенденции институциональной системы помощи, представляемой
различными ведомствами — общественными и частными институтами защиты и
призрения.
Административная
система помощи инвалидам начинает складывается в период разрушения старых
государственных связей и хозяйственных отношений. Ее образование осложняется
войнами, которые вела Россия, а также социальным реформированием общества и
структуры государственного управления, осуществляющихся под влиянием петровских
преобразований. В период правления Петра I государственное управление проходит три
главных этапа: приказную систему — 1682-1709 гг., губернскую —
1710-1718 гг., коллежскую — 1719-1725гг.
На первом этапе
(приказная система) проблемы призрения тесно связаны с секуляризацией
монастырских земель и реформированием деятельности Монастырского приказа.
Приказ взял на учет владения монастырей и духовных владык, поделил их на две
категории: доходы одних шли на нужды монастыря, других — в казну.
К 1700 г.
церковные вотчины становятся основными источниками денежных, хлебных и других
сборов государства. Социальное реформирование общества, таким образом,
предопределяет и решение тех проблем, которые возникали в результате проводимой
внутренней и внешней политики.
Только с 1706 г.
начинают призревать детей, вдов служилых людей, тогда как богадельным финансовая
помощь оказывается постоянно. Отсюда видна попытка и законодательно, и при
помощи финансовых средств «заставить» церковь выполнять свои прямые обязанности
по призрению людей церкви. Государство все больше и больше контролирует
деятельность церкви, направляя ее средства и на свои нужды.
Начавшаяся
Северная война приводит к резкому упадку приказной системы хозяйствования.
Перед государственной властью встает проблема реорганизации административного
пространства, что затрагивает и систему общественного призрения, поскольку
Монастырский приказ не может в полной мере соответствовать административному и
финансовому управлению в данный период.
Роль
Монастырского приказа, а позднее и Святейшего Синода, после разделения России
на губернии была в основном контролирующей, полицейско-административной. Таким
образом, духовенство приравнивалось к светским чиновникам, для которых указы и
распоряжения Сената являлись обязательными к исполнению.
Но если роль
духовенства в деле призрения становится все более подотчетной и
регламентируемой, то значение губерний возрастает. На них возлагается
организационная, финансовая и законодательная ответственность в деле общественного
призрения. Появляются первые указы о деятельности губерний в деле
призрения, где им ведено устраивать «гошпитали» в том числе и для
увечных. Причем губерниям надлежало самим финансировать свои социальные
программы «изъ неокладныхъ прибылыхъ доходовъ».
Петровские
преобразования в начале XVIII века существенно изменяют систему защиты и помощи
нуждающихся. В обществе изменяется подход к человеку. Ценность человека
рассматривается с позиций его трудовой стоимости. Правовые регламентации
изменяются с начала XVIII века. Политика секуляризации монастырских владений
была достаточно последовательной и предусматривала не только материальный, но и
организационный контроль над деятельностью церкви. В связи с чем появляется
Указ о регламентации жизни монастырей. Определены новые направления церкви в
деле общественного призрения, строительство при церквах странноприимниц
и лазаретов, где предписано было собирать «здравия весьма лишенных, кормиться
собою немогущих...».
В общественной
практике складываются государственные подходы к проблемам инвалидности
Государственное участие в решении проблем, связанных с инвалидностью участников
войн, поначалу связано с организацией приютов для увечных воинов. Помощь
раненым оказывалась в основном материальная либо — индивидуально — медицинская,
когда по особому распоряжению для родовитых людей назначался специально
выделенный лекарь.
В правление Петра
I создание регулярной массовой армии, военные действия, связанные с большими
людскими потерями, с более тяжелыми формами инвалидности, потребовали поиска
соответствующих форм помощи и поддержки.
Так, принимается
решение использовать монастыри для призрения офицеров и рядовых, не имеющих
своего дома, где бы отставные военные призревались, приняв постриг. С этой
целью принимаются Указы от 15 марта 1722 г. Для того чтобы закрепить вакансии
монахов за отставными и увечными военными, Указом от 28 января 1723 г. Петр I
запретил постригать в монахи из других сословий. Хлебное и денежное довольствие
для отставных военных производилось из монастырских доходов, которые
назначались на содержание монахов. Размер окладов мог колебаться в зависимости
от чина (к примеру, жалование полковника московского гарнизона в 1712 г. — 892
р. 73 1/4 к., а рядового прочих полков — 20 р. 38 1/4 к.).
Государство
начинает осознавать свою роль и миссию в создании системы защиты и помощи
инвалидам. Так, в регламенте, или уставе, Главного магистрата от 16 января 1721
г. определена роль полиции в деле общественного призрения как одного из
субъектов «социальной политики». В главе Х подчеркивалось, что «полиция
призирает … больных, убогих, увечных, … по заповедям Божьим». В
Регламенте указаны основные институты призрения, в том числе: «гошпитали»
для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола»;
«сиротские дома» — для убогих и оставшихся без родителей детей, где бы
их воспитывали и содержали; « другие домы от разных болезней бедных лечат».
Надлежало данные дома построить в каждой губернии за счет земских отчислений.
Дальнейшее развитие системы социальной защиты, которая включала в себя меры не
только оперативного и превентивного характера, находит в инструкциях о
внутренней регламентации монастырей и о магистрате.
Святейшему Синоду
было предписано: «Отставных солдат, которые не могут трудиться, направлять в
монастыри, их число определять, исходя из доходов монастыря, причем необходимо
устраивать «гошпитали по регламенту».
Таким образом,
при Петре I оформляется достаточно разветвленная система социальной защиты. В
нее входят:
«а) центральные
органы - вначале Патриарший и Монастырский приказы, с 1712 г. — Святейший
Синод, а с1724 г. Камер-контора;
б) Городские
магистраты;
в) помещики во
владельческих селениях;
г) старосты и
сотские в селениях со свободным населением».
Характерны в этом
отношении институты призрения, которые можно условно разделить на институты
социального контроля и социальной помощи. Ко вторым причисляли гошпитали. Они
предназначались для призрения сирот, убогих, больных, увечных,
престарелых, т. е. тех людей, которые не могли в силу разных обстоятельств
самостоятельно кормиться.
Помимо создания
государственных структур помощи и контроля, предпринимаются попытки организации
новых источников финансирования общественного призрения. Среди них:
• увеличение
сбора венечных денег;
• контроль за
продажей восковых свечей;
• «установление
вычетов» из жалованья на «гошпитали»;
• обучение монахинь
ремеслам, и обращение средств с них на общественные, а не на личные нужды;
• сбор подаяний
при церквах на «гошпитали»;
• сбор штрафных
денег с раскольников.
В период
правления Елизаветы Петровны с 1741 г. происходит дальнейшая реорганизация
общественного призрения. Финансирование монастырских богаделен осуществляется в
соответствии со штатами. Учитываются неиспользованные средства на содержание
нуждающихся, их предлагают передавать в инвалидные дома, а остаток
класть в банк под проценты.
Происходят изменения
и в деле управления призрения на местах. Статс-коллегия в 1741 г. сменяет
органы государственного контроля за общественным призрением. На основании
решения Сената она обязана содержать богадельни губернских, провинциальных и
воеводских канцелярий. В общем, меняется источник выплат, но не система
финансирования и отношение к общественному призрению.
В 1763 г.
общественное призрение, а точнее финансирование инвалидных домов вновь
переходит под юрисдикцию Коллегии экономии, где они находятся до образования
специального органа — приказов общественного призрения. Они организованы
Екатериной II 7 ноября 1775 г. в связи с принятием нового административного
уложения о губерниях. Согласно уложению, в каждой губернии учреждалось по
одному приказу общественного призрения под председательством гражданского
губернатора. Приказы общественного призрения включали в себя как институты
поддержки, так и институты контроля, в том числе и богадельни, дома для
неизлечимых больных, для душевнобольных.
Екатерина II
Указом от 26 февраля 1764 г. освободила монастыри от призрения в их стенах
военных, однако из церковных и монастырских доходов взимается 125 тыс. р. на
содержание инвалидов войны, их жен и детей. К эпохе царствования Екатерины II
относится становление системы общественного призрения. Так, указ от 7 ноября
1775 г. предписывал в каждой губернии открыть под “председательством
гражданских губернаторов особые приказы Общественного призрения”. На эти
приказы были возложены обязанности — устраивать и содержать также дома для
неизлечимо больных, для психически больных.
Нельзя сказать,
что эта система была совершенна. Но попытки государства охватить все слои
населения, нуждающиеся в социальной защите, были налицо. Вскоре же выяснилось,
что в стране полно калек (что было связано с войнами) и казенных средств на их
содержание не хватает. В российском правительстве вызревала мысль о том, чтобы
попечение о нищих и калеках сделать общественным, а не только государственным,
и что нет ничего зазорного в привлечении милосердных людей к посильной помощи в
решении данной проблемы.
В период
правления Александра I расширилась сеть инвалидных домов для отставных военных
были открыты в Москве и Санкт-Петербурге еще при правлении Екатерины II.
Если до XIX в.
благотворительность связана с организацией медицинской помощи, то в XIX в. — с
попечением о больных и раненых воинах. П. П. Помиан-Пезавориус из прибыли,
получаемой от издания газеты «Русский Инвалид», выдавал постоянные пособия 1
200 инвалидам войны 1812 г., благотворительной целью сестер милосердия
Крестовоздвиженской общины «являлось позднее служение во время войны раненым
воинам».
18 августа 1814
г. были созданы Патриотическое общество, в задачи которого входило попечение о
больных и раненых защитниках отечества, и специальный Комитет, который
занимался попечением о раненых генералах, офицерах (и их семейств). Если они
были в состоянии нести гражданскую службу, то им предоставлялись места
полицмейстеров, городничих, смотрителей богоугодных заведений, комиссаров при
пограничных карантинах, земских исправников. При определении к должности
офицеры не лишались пенсии. Увечным штаб-офицерам и обер-офицерам разрешалось
бесплатно из аптек отпускать лекарство. Нижним чинам «по смерть» клался оклад
жалованья, «который получали в своих полках по мирному положению». Таким
образом, государство ищет самостоятельные формы и способы помощи и поддержки не
за счет разрушения монастырской системы призрения, а на основе законодательных,
правовых регламентации.
Примечателен и
другой факт: предпринимаются попытки на основе военной системы управления
использовать частичный труд призреваемых военных инвалидов. В 1796 г. сделаны
первые попытки создания инвалидных рот. При сохранении воинского
регламента инвалидные роты предполагалось использовать на посыльных работах, но
«военные трудовые формирования» такого образца оказались неэффективными, и в
1823 г. их расформировали.
Проблемы
инвалидности касались не только военных. Их спектр более широк и разнообразен.
Еще в правление Петра Великого организуются дома для душевнобольных, входящие в
период правления Екатерины II в качестве обязательных в институт призрения в
губерниях (тем самым происходит разрушение древнейшего православного института
юродивых). В начале XIX в. положено начало призрению слепых и глухонемых.
В 1806 г.
Александр I пригласил в Санкт-Петербург французского исследователя, автора
методики обучения слепых В. Гаюи, который основал в том же году первый институт
слепых. В 1819 г. институт перешел в ведение Императорского Человеколюбивого
Общества, а в 1846 г. в Москве была открыта богадельня для незрячих женщин.
Призревать глухонемых стали с 1806 г. (первоначально по инициативе
ограниченного круга людей работа велась самостоятельно). Только к концу XIX в.
эта деятельность приобретает систему и оформляется в определенное направление
общественного призрения.
Страницы: 1, 2
|