По общему объему поступления инвестиций из-за рубежа в 2001 году
сохраняется лидерство Москвы – 39,7% от общего объема иностранных инвестиций.
Объемы поступления иностранных инвестиций в 23 регионах России не
достигли уровня 2000года; в 15 регионов России иностранные инвестиции не
поступили.
В 2001 году по сравнению с 2000 г. в общем объеме поступлений
иностранного капитала возросла доля таких регионов, как Республика Татарстан –
с 1,3 до 4,6%, Свердловская область – с 1,5 до 5,2%, Москва – с 36,8 до 39,7%;
ее снижение имело место в Краснодарском крае – с 9 до 5,6%, Омской области – с
7,2 до 6,5%, Санкт-Петербурге – с 10,6 до 8,2%.
Рост иностранных инвестиций более чем в два раза отмечен в Республике
Башкортостан, Тамбовской и камчатской областях; более чем втрое – в Курской,
Тверской, Пензенской областях и Ханты-Мансийском автономном округе. Более чем в
четыре раза выросли объемы поступления иностранных инвестиций в Республику Татарстан,
в Свердловскую, Липецкую, Кемеровскую области и Чувашскую Республику.
Снижение поступления иностранных инвестиций в три и более раза отмечено
в Нижегородской, Мурманской, Кировской областях и Алтайском крае.
Поступление в 2001 году прямых и портфельных иностранных инвестиций в
различные регионы Российской Федерации отличалось от прошлого года. Так
портфельные инвестиции в 2001 году поступили в 36 регионов РФ. Наиболее
привлекательными для иностранных инвесторов были Москва, Республика Татарстан,
Липецкая и Иркутская области. Объем поступления портфельных иностранных
инвестиций в эти регионы составил 373 млн.долларов США, или 82,8% от их общего
объема.
Что касается регионального распределения иностранных инвестиций в 2002
году, то они направляются в регионы с высокодиверсифицированной структурой
экономики, наличием институтов, обеспечивающих международные экономические
связи. В первую очередь инвесторов интересует наличие развитой банковской
инфраструктуры, крупных страховых фирм и инвестиционных фондов, консалтинговых
и маркетинговых компаний. И все же, несмотря на активную позицию многих
регионов в привлечении иностранных инвестиций, доминирующее положение среди
них в 2002 г. занимал Центральный федеральный округ, на который приходилось
48,1% всех иностранных инвестиций (в том числе на Москву, которая представляет
собой огромный рынок с развитой транспортной системой и центром государственной
власти и торговли, а также сосредоточение крупнейших корпораций — 42,7%).
Доминирующее положение в I квартале 2003 г., как
и на протяжении всего 2002 г., занимал Центральный федеральный округ, в
котором было сосредоточено 68,5% всех иностранных инвестиций (в том числе в
Москве — 64,1 %). Среди других федеральных округов ведущее положение занимали
Уральский (13,2%) и Северо-Западный (5,8%) федеральные округа.
Доля России в общем объеме мировых инвестиций весьма низка и не
соответствует ее потенциальным возможностям. Это объясняется неразвитостью
конкурентных преимуществ страны. По производительности труда, эффективности
использования естественных основных ресурсов страна отстает в 4—6 раз от развитых
государств и в 3—4 раза — от новых индустриальных стран. За последнее десятилетие
произошло снижение этого показателя — падение производительности труда и
сокращение доли готовых изделий в промышленном экспорте (исключение составляют
оборонные отрасли и космическая промышленность, однако в экспорте страны в
целом их удельный вес невелик).
Лидирующее положение по некоторым природным ресурсам,
высокообразованная рабочая сила, сильная академическая наука, ряд пионерных
научно-исследовательских разработок до настоящего времени не нашли отражения в
повышении конкурентоспособности страны и пока что являются скорее
потенциальными, чем реальными преимуществами. Отсутствуют интегрированные
«кластеры» родственных и поддерживающих отраслей, что снижает
конкурентоспособность (даже в космической отрасли компонентная база электроники
— иностранного производства), в ряде ключевых отраслей по-прежнему сохраняется
монополия одного-двух производителей, защищаемых протекционистскими мерами.
Конкурентоспособность отечественных производителей на внутреннем рынке и в
ограниченном объеме на зарубежном базируется на низкой цене продукции, а не
на высоком ее качестве. Многие иностранные инвесторы считают инвестиционный
климат в России неблагоприятным из-за политической и экономической
нестабильности, неотработанности законодательства, обременительной налоговой
системы, неразвитости инфраструктуры. Так, они отмечают наличие в России
противоречащих друг другу и быстро изменяющихся законодательных актов и
постановлений, касающихся иностранных инвестиций, различное толкование или даже
игнорирование их отдельными организациями и местными властями. На такие
принципиальные вопросы, как право собственности на землю, механизмы реализации
залоговых форм, иностранные инвесторы не получат однозначных ответов. Налоговая
система не стимулирует инвестиционную активность.
Прежде всего можно выделить в общем виде две существенные проблемы,
связанные с недостатками действующей системы привлечения иностранного капитала
в экономику России:
1) «количественная» проблема, заключающаяся в недостаточном
объеме поступающих в страну инвестиций;
2) «качественная» проблема, обусловленная весомыми
недостатками самой структуры привлекаемых инвестиций:
—
резким преобладанием в общем объеме ввозимого
капитала его ссудной составляющей при значительно меньшей доле портфельных
инвестиций;
—
концентрацией привлеченных инвестиций в сырьевых и
импортозамещающих отраслях;
—
крайне неравномерным распределением зарубежных
капиталов между регионами страны;
—
ориентацией на очень ограниченный круг
стран-инвесторов.
Задача привлечения иностранного капитала
для повышения эффективности экономики России была поставлена в самом начале
процесса перестройки — с 1987 г. стали создаваться совместные предприятия, с 1991
г. разрешено создание компаний со 100-процентным иностранным участием. Требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование
в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и
специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения
иностранных инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных:
- достижения
национального согласия между различными властными структурами, социальными
группами, политическими партиями и прочими общественными организациями по
поводу приоритетности решения общенациональной проблемы выхода России из
экономического кризиса;
- ускорение работы
Государственной думы над общехозяйственным (в том числе Гражданским кодексом) и
уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного
некриминального рынка;
- радикализация борьбы с
преступностью;
- торможение инфляции всеми
известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся
зарплаты;
- пересмотр налогового
законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
- мобилизация свободных средств
предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных
ставок по депозитам и вкладам;
- внедрение в строительстве
системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
- запуск предусмотренного
законодательством механизма банкротства;
- предоставление налоговых льгот
банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные
инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного
оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
- формирование общего рынка
республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей
силы.
Результаты принятых решений скромные — более 2/3 привлекаемого
иностранного капитала приходится на ссудные средства, по абсолютным объемам
ПИИ Россия многократно уступает другим развивающимся рынкам, по показателям
ПИИ на душу населения — уступает даже другим республикам бывшего СССР (в 10
раз — Эстонии, в 3,5 раза — Казахстану). За последние 5 лет произошло
полуторократное сокращение иностранных капиталовложений в уставной капитал, т.
е. притока новых инвестиций. С учетом российской специфики контроля над
объектами инвестиций (эффективный контроль при пакете не менее 51%) и
репатриации российского капитала (до половины инвестиций направляются из
офшорных зон) реальный объем ПИИ в экономику России можно оценить в размере не
более 1 млрд долл. ежегодно, что составляет 0,1 —0,3 % мировых прямых инвестиций
в объеме 300—900 млрд долл. ежегодно.
Серьезной проблемой является несоответствующая мировой практике
структура привлечения иностранных инвестиций: 40% приходится на торговлю,
общественное питание и пищевую промышленность, 30% — на транспорт и связь, еще
15% — на добывающие отрасли, в то время как на машиностроение — только 5%.
Сложилась также чрезмерная концентрация иностранных инвестиций в регионах
«двух столиц» — Москвы и Санкт-Петербурга.
В отраслях, привлекших ПИИ, наблюдается активизация детерминант
конкурентоспособности: производимая новая продукция и предоставляемые услуги
международного уровня способствуют развитию и диверсификации потребительского
спроса. Постепенно идет процесс создания «кластеров». Присутствие крупных
международных производителей привлекает в страну их поставщиков. Имеет место
процесс продления «стоимостных цепочек» производства за счет перехода к выпуску
продукции с более высокой добавленной стоимостью, развитие конкуренции
способствует повышению качества и снижению цены выпускаемых этими отраслями
товаров.
Давая оценку роли зарубежных капиталовложений в развитии экономического
потенциала России и эффективной структурной перестройке хозяйственного
комплекса страны, нельзя не отметить тот позитовный вклад, который был ими
внесен в решение этой проблемы. Данные таблицы 4 достаточно четко показывают,
что эффективность производства на предприятиях с иностранными инвестициями
заметно выше, чем в целом по экономике — такой вывод напрашивается при
сопоставлении относительных показателей, которые, с одной стороны,
характеризуют численность этих предприятий, задействованный на них
инвестиционный и трудовой фонд, и с другой — объем произведенной на
предприятиях с иностранным присутствием продукции. Однако масштаб этого вклада
совершенно не соответствует масштабу тех задач, которые стоят перед нашей
экономикой.
Таблица
4
ПОКАЗАТЕЛИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В ЭКОНОМИКЕ
РОССИИ
|
Удельный вес
предприятий и организаций с участием иностранного капитала в общем числе
предприятий и организаций, %
|
Удельный вес
инвестиций предприятий и организаций с участием иностранного капитала в общем
объеме инвестиций в основной капитал, %
|
Удельный вес
занятых на предприятиях и организациях с участием иностранного капитала в
общем числе занятых, %
|
Удельный вес
объема произведенной продукции предприятиями и организациями с участием
иностранного капитала в общем объеме производства, %
|
1995г.
|
0,75 (0,2)
|
2,7(1,8)
|
0,6 (0,3)
|
3,0(1,7)
|
1997г.
|
0,6(0,1)
|
4,0 (2,0)
|
0,7 (0,4)
|
4,6(2,1)
|
1998г.
|
0,3(0,1)
|
10,3(5,8)
|
1,5(1,1)
|
7,9 (4,4)
|
1999г.
|
0,3(0,1)
|
9,9(5,1)
|
1,6(1,1)
|
10,6(6,2)
|
2000г.
|
0,3(0,1)
|
11,3(5,5)
|
2,1 (1,5)
|
12,6(8,5)
|
Первая цифра — по экономике в целом, в скобках — по промышленности в
целом.
Оценивая инвестиционный ресурс повышения эффективности российской
экономики за счет привлечения зарубежных капиталовложений, необходимо
оценивать и перспективы его развития. Пока в стране не будут созданы
благоприятные, реальные условия для вложения иностранных инвестиций в приоритетные
перспективные отрасли экономики, прежде всего в промышленность, зарубежный
капитал по-прежнему не будет иметь стимула для расширения своей экспансии и
структурной отраслевой переориентировки. По-прежнему наиболее привлекательными
для него будут отрасли с быстрой окупаемостью инвестиций — торговля, сфера
услуг и отрасли промышленности, в лучшем случае обеспечивающие импортозамещение
(пищевая промышленность), а также добывающая промышленность, продукция которой
экспортируется в силу ее востребованности за рубежом. Кроме того, в дальнейшем
все более привлекательными станут производства, дающие максимальную нагрузку
на окружающую среду (металлургия, химическая промышленность), поскольку
требования охраны этой среды в странах — донорах инвестиционных ресурсов
гораздо жестче, чем в России, что значительно удорожает затраты на национальное
производство такой продукции. Что касается отраслей, производящих продукцию
высокой степени обработки, не говоря уже о высокотехнологических отраслях, то
иностранному капиталу пока нет никакого экономического смысла приходить в
секторы промышленности, продукция которых будет составлять конкуренцию их
«собственным» товарам как на внешнем, так и на внутреннем рынке России.
Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в
российскую экономику преследует долговременные стратегические цели
создания в России цивилизованного, социально ориентированного
общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе
которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только эффективное
совместное функционирование различных форм собственности, но и
интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Либерализация внешнеэкономических связей, в том числе в отношении ввоза
и вывоза инвестиций, оказавшаяся в итоге непоследовательной и до конца не
просчитанной по своим последствиям, стимулировала масштабный отток ресурсов из
страны не только в товарной форме, но и в форме финансового капитала, в том
числе по нелегальным каналам. Даже по официальным данным, вывоз капитала из
страны во всех его формах в 1992—2001 гг. многократно превышал не только объем
накопленных прямых иностранных инвестиций, поступивших в Россию за этот
период, но и общую сумму накопленных капиталовложений, пришедших в страну
из-за рубежа. Россия вывозит капитал намного интенсивнее, чем страны с
развивающейся и переходной экономикой. Подобная ситуация является ненормальной
для страны, испытывающей острую нехватку в инвестиционных ресурсах.
Как и в случае внешней торговли товарами, участие России в
международном обмене капиталом по сути дела способствует растрачиванию
национальных (потенциальных и реальных) производственных ресурсов, снижает
возможности роста эффективности производства и его структурной перестройки, решая
эти проблемы в пользу зарубежных стран. Тем самым Россия сама укрепляет
конкурентную мощь своих иностранных партнеров в ущерб своим глобальным
экономическим интересам.
Элементы повышения международной конкурентоспособности России
благодаря привлечению ПИИ уже нашли проявление в следующих показателях:
— производительность труда на предприятиях с иностранным
капиталом в 5 раз выше, чем по стране в целом, т. е. практически находится на
мировом уровне; при этом иностранные фирмы, в отличие от большинства
отечественных, проявляют готовность решать проблему избыточной рабочей силы;
— наблюдается тенденция импортозамещения в отраслях,
привлекших наиболее значительный объем ПИИ: из почти 5 млрд долл. сокращения
российского импорта за последние 6 лет 70% пришлось на продовольственные
товары и сельскохозяйственное сырье;
— отрасли с максимальным объемом привлеченных ПИИ
демонстрируют высокий темп роста (например, увеличение производства пива в 1,5
раза за последние 7 лет);
— в отдельных случаях экспортируется продукция
предприятий, созданных на базе ПИИ (например, табачные изделия); пока что
такая продукция поставляется в основном в СНГ, однако со временем, видимо,
будет поставляться и на более требовательные западные рынки.
В то же время следует отметить, что на сегодняшний день Россия
интересует ТНК в основном как крупный рынок сбыта продукции и в определенной
степени — как источник природных ресурсов; сложная стратегия повышения
международной конкурентоспособности ими пока не осуществляется. Более того,
основная масса международных корпораций присутствует в России, но не ведет
производственной деятельности.
Главной причиной неадекватных потенциалу экономики России и
неудовлетворительных по структуре ПИИ является отсутствие в стране стратегии
привлечения таких инвестиций и государственной политики ее реализации. До
настоящего времени политика в этой области была чрезвычайно противоречивой —
от поощрения иностранных инвестиций до их сдерживания.
Элементы стратегии и политики привлечения ПИИ должны включать
следующее.
1. Признание роли ПИИ как потенциального конкурентного преимущества для
развития страны (а не вынужденного источника финансирования), в частности,
предоставление потенциальным иностранным инвесторам государственных гарантий
неизменности условий и компенсации риска потерь при осуществлении ПИИ. Отказ
от излишнего и многоступенчатого их регулирования.
2. Сосредоточение внимания на привлечении с ПИИ современных факторов
производства. Главным приоритетом должны стать новые производственные и
управленческие технологии, передача которых возможна только по каналам ПИИ.
3. Открытие для привлечения ПИИ отраслей экономики, в которых имеются
предпосылки развитых конкурентных преимуществ, например, гражданского
авиастроения, автомобилестроения, энергетического машиностроения, а также
передовых областей научно-технических исследований (например, био- и
компьютерные и технологии).
4. Пересмотр отраслевых приоритетов ПИИ: при всей важности сырьевого
сектора в целом и энергоресурсов в частности для экономики страны привлечение
инвестиций в объеме до 200 млрд долл. в этот сектор нереально — суммарный объем
накопленных инвестиций в сырьевом секторе всех развивающихся рынков сейчас
составляет 55 млрд долл.
5. Отказ от расширительного толкования «экономической безопасности»:
государственная защита (протекционизм) только в отношении отраслей,
определяющих политическую независимость страны, а также демонстрирующих
международную конкурентоспособность или хотя бы стабильный рост внутренней
конкурентоспособности; настоящее понятие экономической безопасности как раз и
предполагает наличие международных конкурентных преимуществ страны, т. к.
«чувствовать себя безопасной» может только сильная в экономическом отношении
страна.
6. Активизация производственной деятельности, учет и задействование
конкурентных стратегий ТНК, пока только присутствующих на российском рынке, но
не открывших свои филиалы. Главной целью должно стать соединение принадлежащих
им технологий, менеджмента и контроля над глобальными рынками с российскими
сырьевыми и интеллектуальными ресурсами, высокообразованной рабочей силой и
пилотными научно-техническими разработками для создания более
конкурентоспособных на мировом рынке производств. При этом, учитывая реализуемую
ТНК конкурентную стратегию, в случае прорыва в этой области одной из компаний
следует ожидать прихода ее конкурентов, как это доказывает пример корпораций «Pepsico» и «Coca-Cola».
7. Отказ от схемы, при которой приоритетом пользуются крупномасштабные
капиталовложения. Мировая практика показывает, что сотрудничество в сложных
технологических областях, которые могут привнести в экономику России развитые
факторы конкурентоспособности, предварительно проходит коммерческую проверку
на относительно небольших проектах.
8. Реальное обеспечение равных условий экономической деятельности, как
для российских, так и для иностранных инвесторов. При этом на первых порах —
льготные условия для инвесторов, вкладывающих средства в приоритетные отрасли
экономики.
9. Твердое выполнение государством взятых на себя обязательств перед
иностранными инвесторами (при более высокой, чем в России, степени «непрозрачности»
национальной экономики Китай, например, смог привлечь несравненно более весомые
инвестиции, во многом именно благодаря выполнению условий инвестиционных
соглашений).
При отсутствии общегосударственной стратегии и политики в области ПИИ
ее элементы реализуются в ряде случаев на региональном уровне. В частности,
удачным примером может служить действующее законодательство и
правоприменительная практика Ленинградской области. Представляется, что
наблюдаемая там «кластеризация» иностранных производств, включая создание
технически передовых машиностроительных предприятий (заводы фирм «Caterpiller» и «Ford» полного цикла) лишний раз указывает на
необходимость общегосударственной стратегии и политики в области ПИИ.
Прямые иностранные инвестиции не могут и не должны заменить внутренние
источники развития экономики России. В то же время многолетний международный
опыт показывает, что встраивание национальной экономики в систему
«международного производства» невозможно без значительного объема привлеченных
ПИИ.
С началом нового тысячелетия правительство страны и Государственная
Дума явно активизировали усилия в сфере государственного урегулирования
иностранных инвестиций. Проект новой налоговой главы, внесенный депутатами,
дает инвестору возможность изменить в свою пользу соглашение о разделе
продукции, если ему удастся убедить государство, что из-за налоговых
нововведений условия его работы в России ухудшились. Такие потери будут ему
компенсированы.
Таким образом, есть основания полагать, что процесс улучшения
российской деловой среды хотя и с трудом, но идет. Хотелось бы надеяться, что в
России, уже через несколько лет если и не будет снято полностью бремя ненужных
затрат предпринимателей, то хотя бы уровень этих затрат можно будет признать
вполне терпимым по мировым меркам. Это позволит бизнесменам в полной мере
сосредоточить свое внимание на рисках непосредственно инвестиционных проектов.
Для России проблема защиты от чрезмерных иностранных инвестиций
является не актуальной.
Следует отметить, что на сегодняшний день Россия интересует ТНК в
основном как крупный рынок сбыта продукции и в определенной степени — как
источник природных ресурсов.
Участие России в международном обмене капиталом по сути дела, в
современных условиях, способствует растрачиванию национальных (потенциальных и
реальных) производственных ресурсов, снижает возможности роста эффективности
производства и его структурной перестройки, решая эти проблемы в пользу
зарубежных стран. Тем самым Россия сама укрепляет конкурентную мощь своих
иностранных партнеров в ущерб своим глобальным экономическим интересам.
Пока в стране не будут созданы
благоприятные, реальные условия для вложения иностранных инвестиций в приоритетные
перспективные отрасли экономики, прежде всего в промышленность, зарубежный
капитал по-прежнему не будет иметь стимула для расширения своей экспансии и
структурной отраслевой переориентировки. По-прежнему наиболее привлекательными
для него будут отрасли с быстрой окупаемостью инвестиций — торговля, сфера
услуг и отрасли промышленности, в лучшем случае обеспечивающие импортозамещение
(пищевая промышленность), а также добывающая промышленность, продукция которой
экспортируется в силу ее востребованности за рубежом. Кроме того, в дальнейшем
все более привлекательными станут производства, дающие максимальную нагрузку
на окружающую среду (металлургия, химическая промышленность), поскольку
требования охраны этой среды в странах — донорах инвестиционных ресурсов
гораздо жестче, чем в России, что значительно удорожает затраты на национальное
производство такой продукции. Что касается отраслей, производящих продукцию
высокой степени обработки, не говоря уже о высокотехнологических отраслях, то
иностранному капиталу пока нет никакого экономического смысла приходить в
секторы промышленности, продукция которых будет составлять конкуренцию их
«собственным» товарам как на внешнем, так и на внутреннем рынке России.
Таким образом для России проблемой является урегулирование и
перераспределение иностранных инвестиций направленных в непроизведственные
отрасли, а так же в добывающие отрасли.
Таким образом, одним из приоритетных направлений государственной
инвестиционной политики по-прежнему остается активное привлечение в Россию
иностранных инвестиций.
В целях более активного привлечения иностранного капитала в российскую
экономику необходимо ускорить формирование благоприятного инвестиционного
климата, завершить формирование нормативно-правовой базы регулирования
инвестиций для обеспечения иностранным инвесторам условий стабильности, гарантий,
включая личную безопасность, защиту вкладываемых средств от некоммерческих
рисков, и не дискриминации.
На развитие стимулирования иностранных инвесторов направлен проект
постановления Правительства Российской Федерации "0 перечне приоритетных
отраслей и производств, в которых предоставляется льготный режим
инвесторам", которое также будет способствовать формированию прогрессивной
структуры экономики России.
Будет также рассмотрен вопрос о возможностях и условиях конкурсного
привлечения иностранных партнеров к финансированию и строительству "под
ключ" конкретных объектов, прежде всего производственной и социальной
инфраструктуры. Для повышения привлекательности осуществления такого рода
проектов возможно предоставление им права последующей эксплуатации объекта на
определенный срок с дальнейшей передачей его в собственность России.
Серьезным стимулом усиления притока зарубежного капитала в Россию будет
совершенствование информационной деятельности и статотчетности в сфере
иностранных инвестиций.
Приток иностранных инвестиций в российскую экономику должен
содействовать решению таких проблем социально-экономического развития страны,
как продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок; содействие в
расширении и диверсификации экспортного потенциала, развитии импортозамещающих
производств; содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы; освоение
современных рыночных отношений в сфере предпринимательства.
Инвестиционное сотрудничество со странами ближнего зарубежья будет на
основе согласованной экономической политики, учитывающей специализацию,
кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам.
Основные формы такого сотрудничества:
совместное государственно-коммерческое финансирование инвестиционных
проектов;
· создание
международных финансово-промышленных групп с участием российских предприятий и
финансовых институтов, а также - предприятий стран СНГ, в особенности тех из
них, которые являются особо важными поставщиками для российской экономики;
· международный
финансовый лизинг;
· создание
договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления
инвестиционной деятельности.
В результате реализации инвестиционной политики и осуществления мер по
улучшению инвестиционного климата и стимулированию инвестиционной активности,
по мнению специалистов, повысится эффективность инвестиционной деятельности и,
возможно, произойдет рост объемов привлечения в инвестиционную сферу средств
частных инвесторов, и, прежде всего, крупного корпоративного национального капитала.
1.
Международные экономические отношения. Под
ред.профессора В.Е. Рыбалкина ЮНИТИ М – 1999.
2.
«Инвестиции в России» №6,2003.
3.
«Инвестиции в России» №10, 2002. Иностранные
инвестиции в России как фактор экономического развития: реалии, проблемы,
перспективы. В. Орешкин.
4.
«Вопросы статистики» №7, 2002. Иностранные
инвестиции в экономику России в 2001 году.
5.
«Инвестиции в России» №5,2003.
6.
«Инвестиции в России» №9, 2003. Б. Сафронов, Б.
Мельников, А. Шкуренко, В. Марковская.
7.
«Инвестиции в России» №11, 2002.
8.
«Инвестиции в России» №7, 2002.
9.
«Инвестиции в России» №8, 2002. Либерализация инвестиционного
режима. В. Москвин.
10.
Таможенная политика в условиях трансформации
российской экономики: реалии, проблемы, противоречия. Межвузовский сборник
научных трудов студентов, слушателей и молодых ученых. 2002.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|