Во времена Канта
господствовала идея неизменяемости и постоянства видов. Несомненно, знакомый с
имеющимися точками зрения на эту проблему Кант не мог без должного обоснования
говорить о возникновении новых видов. В то же время он не мог отрицать и тех
изменений в органическом мире, которые нельзя было не заметить, изучая историю
природы. Следствием этого явилась постановка Кантом вопроса о видоизменении и
создании новых видов. Он выступает против идеи неизменности видов, против
неизменности человека. Не принимая механистического толкования встречающихся в
живой природе многочисленных фактов самого разнообразного сочетания признаков,
он считал, что “случай или всеобщие механические законы не в состоянии породить
такие сочетания”.
Возможность доказательства
общности происхождения “великого множества” видов живых организмов, населяющих
Землю, Кант видел в создании естественной истории как самостоятельной науки.
Высказываясь в защиту исторического подхода, Кант горячо выступает против идеи
множества локальных актов творения.
В этот же период немецкий
естествоиспытатель К. Ф. Вольф (1734—1794) опубликовал свою диссертацию “Теория
зарождения”, в которой опроверг учение о преформации и научно обосновал теорию
эпигенеза.
Смелую попытку распространить
идеи развития на человеческую историю предпринял ученик Канта И. Г. Гердер. В
его теории органических сил идея развития приобретает всеобщий характер. Из
области поэзии, языка, мышления Гердер переносит ее на всю природу. В труде “О
переселении душ” он излагает взгляды на развитие животного мира, которые затем
в его основном труде “Идеи к философии истории человечества” выражаются в форме
всеобщего закона природы.
Большой вклад в развитие
эволюционных представлений внесли Эр. Дарвин, К.Ф. Кильмейер и в особенности
французский натуралист Ж. Б. Ламарк (1744-1829).
В 1809 г. Ламарк опубликовал
“Философию зоологии”, которая содержала его основные возражения против
метафизической идеи вечности и неизменности видов. Впервые в истории науки в
этом труде была последовательно изложена идея о постепенном развитии всех
организмов из простейших форм жизни, сделана первая попытка объяснить это
развитие действием естественных сил, влияющих на организацию растений и
животных. Согласно Ламарку, развитие органического мира осуществляется путем
естественной “градации”, как постепенный переход от простейших форм
биологической организации к усложняющимся и совершенствующимся. Движущей силой
такого развития выступает “постоянное стремление природы” к усложнению строения
организмов. Это — первый принцип эволюции. Здесь не учитывается влияние условий
существования. Наоборот, в постоянной, неизменной среде градация должна
обнаруживаться в чистом виде. Но в реальной природе не существует таких
условий. Поэтому организмы под действием самых разнообразных фактов вынуждены
изменять свои привычки, что влечет за собой изменение строения, нарушающее
правильность “градации”. Это— второй принцип исторического развития организмов.
Заметим, что в дальнейшем в аргументах ламаркистов он занял главное место.
Идеей эволюции Ламарк нанес
ощутимый удар телеологии (учение о наличии в природе, обществе объективных,
внечеловеческих целей). Некоторые противоречия, присущие ламаркизму, послужили
впоследствии поводом для дискредитации со стороны антиэволюционистов самой идеи
эволюции. Они также явились одной из причин того, что многие материалистически
мыслящие естествоиспытатели не приняли идей Ламарка.
Особенно ожесточенные нападки
на теорию Ламарка были предприняты французским биологом Ж. Кювье (1769—1832),
игравшим исключительную роль в науке в первой половине XIX в. Исследования
Кювье способствовали внедрению сравнительного метода в анатомию и
палеонтологию. Широкое распространение получили сформулированные им принципы
приспособленности организма к условиям среды и взаимозависимости отдельных
частей и органов внутри организма. В его работах креационизм приобрел свою
наиболее завершенную форму. Защищая идею неизменности видов, внутри которых
возможны лишь отдельные изменения в рамках индивидуальных различий, Кювье
отстаивает телеологические принципы, сущность которых сводится к следующему:
всякое “организованное существо” образует целое, представляющее единую
замкнутую систему, взаимодействие и соответствие частей которой подчинено одной
конечной цели.
Против воззрений Кювье резко
выступил Э.Ж. Сент-Илер. Выражая несогласие с положением о четырех типах
животных, выдвинутым Кювье, Сент-Илер развил идею о единстве плана строения
животных. Эта идея не удержалась в науке. Но ее обоснование привело к концепции
трансформации живых форм, то есть укрепило идею развития органической природы.
Вместе с тем, хотя Сент-Илер отбросил телеологические положения, содержащиеся в
концепции эволюции Ламарка, он придал ей более механистический характер.
Разработка эволюционной идеи
была продолжена И.В. Гете, русскими учеными И.Е. Дядьковским (1784—1841) и
особенно К.Ф. Рулье (1814—1858), которые подчеркивали определяющую роль внешних
условий в существовании живых организмов. Наряду с развитием эволюционного
учения в этом направлении шел процесс разработки идей, придававших
первостепенное, а иногда и решающее значение внутренним факторам. Существенную
роль здесь сыграл Карл Бэр. Ему принадлежит заслуга установления связи между
онтогенезом и филогенезом, подтвердившей идею исторического единства
органических форм.
Накопленный длительным
развитием биологической науки фактический и теоретический материал требовал
своего объяснения в рамках общей концепции, диалектически отражающей
противоречивые процессы развития в живой природе. Такое объяснение было дано Ч.
Дарвином, который вскрыл и объяснил источники и движущие силы этой эволюции. В
основу теории эволюции им были положены следующие материальные факторы:
наследственность, изменчивость и естественный отбор. Его учение о естественном
отборе стало ключевым в решении многих проблем эволюции органического мира. В
1859 г. был выпущен главный труд всей жизни Ч. Дарвина — “Происхождение видов
путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за
жизнь”. Первое издание книги в количестве 1250 экземпляров было распродано за
один день. С тех пор вышли тысячи экземпляров труда Дарвина.
В чем же состоял революционный
переворот в естествознании и мировоззрении, совершенный Ч. Дарвиным?
Глава 2. Естественнонаучные
представления о жизни и ее эволюции.
Дарвин вскрыл движущие силы
эволюции живой природы. Он попытался понять и объяснить действительную природу
внутренних противоречий органического мира. Его теория не только объясняет
характер этих противоречий, но и указывает пути, по которым они разрешаются в
мире животных и растений.
Значительное место во всех
трудах Дарвина, и в частности, в “Происхождении видов”, занимают доказательства
самого факта органической эволюции.
Сейчас общепризнанно, что в
основе всего живого лежат сходные химические соединения группы белков, среди
которых особое положение имеют нуклеопротеиды. Это — соединения белковых тел и
нуклеиновых кислот. Нуклеопротеиды составляют основной компонент клеточного
ядра растений и животных. Исследования в области молекулярной биологии
показали, что нуклеиновые кислоты ответственны за многие важные процессы
жизнедеятельности организмов. При этом особую роль играют макромолекулы
дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) и рибонуклеиновой кислоты. (РНК). Молекула
ДНК во взаимодействии с другими субстанциями клетки определяет синтез белка и
ферментов, регулирующих обмен веществ в организме. Белки и нуклеопротеиды (в
особенности ДНК и РНК) являются обязательной составной частью всех
биологических организмов. Следовательно, с точки зрения химической эволюции они
лежат в основе жизни всех известных на Земле биологических форм.
Помимо этого между неживой и
живой природой существует извечная, непрерывная связь. “Между косным и живым
веществом есть — непрерывная, никогда не прекращающаяся связь, которая может
быть выражена как непрерывный биогенный ток атомов из живого вещества в косное
вещество биосферы, и обратно. Этот биогенный ток атомов вызывается живым
веществом. Он выражается в непрекращающемся никогда дыхании, питании,
размножении и т. п.”.
На единство живой природы
указывает и дифференцированность тела животных и растений. Таким образом, единство
мира организмов проявляется как в их химическом составе, так и в строении, и
функционировании. Этот факт не мог ускользнуть от внимания естествоиспытателей.
Идея сходства живых организмов привела Ж. Кювье к учению о типах животного
царства. В дальнейшем она получила разработку в трудах К. Бэра, Э. Геккеля, А.
О. Ковалевского, И. И. Мечникова, которые доказывали, что сходство животных не
может быть объяснено иначе, как общностью их происхождения.
На единство органического
мира указывает и существование так называемых промежуточных форм, к которым
относятся животные и растения, занимающие переходное, промежуточное положение
между крупными таксонами.
В органическом мире нет
жестких границ между его подразделениями. В то же время границы между видами
всегда реальны. Дарвин уделяет большое место проблеме вида и видообразования.
Не случайно в заглавие его труда вынесены слова “происхождение видов”. Как
важнейшая единица систематизации вид занимает центральное место в эволюционной
теории. Задачей эволюционной теории является объяснение механизма возникновения
жизни и изменения реальных видов животных и растений, населяющих Землю.
Доказательством эволюции
служит и сходство органов животных, выражающееся в их положении, соотношении в
общем плане строения и в развитии из сходного зачатка зародыша. Сходные органы
называются гомологичными органами. Эволюционная теория объясняет сходство
органов общностью происхождения сравниваемых форм, тогда как сторонники
креационистских концепций истолковывали это сходство как волю творца,
создававшего группы животных по определенному плану.
Подтверждением идеи эволюции
является отражение истории развития организмов на их строении и на процессах
зародышевого развития, а также географическое распространение организмов.
Особое место в разработке и
углублении эволюционных представлений занимает генетика. Представления о
неизменности генов начинают преодолеваться в 20—30-е годы XX в. в связи с
возникновением популяционной, эволюционной генетики. Выяснение структуры
популяций позволило по-новому посмотреть на эволюционные процессы,
разыгрывающиеся на популяционном уровне. Генетика дала возможность проследить
основные этапы эволюционного процесса от появления нового признака в популяции
до возникновения нового вида. Она принесла в исследование внутривидового,
микроэволюционного уровня точные экспериментальные методы.
Элементарная единица
наследственности — ген, представляющий собой участок молекулы ДНК, который
определяет развитие элементарных признаков особи. Элементарная эволюционная
единица должна отвечать следующим требованиям: конечности деления: способности
наследственного изменения в смене биологических поколений; реальности и
конкретности существования в естественных условиях. Такой единицей эволюции
считается популяция — элементарная единица эволюционного процесса, а
наследственное изменение популяции представляет собой элементарное эволюционное
явление. Оно отражает изменение генотипической структуры популяции. Ген
подвержен мутациям — наследственным изменениям отдельных особей. Мутация —
дискретное изменение кода наследственной информации особи. Различают генные,
хромосомные, геномные, а также внеядерные типы мутаций.
Процесс возникновения мутаций
поддерживает очень высокую степень генетической разнородности природных
популяций. Но, выполняя роль “поставщика” элементарного материала, сам
мутационный процесс не направляет ход эволюционных изменений, он обладает
вероятностным, статистическим характером.
Закономерности эволюции
находят свое выражение в жизни отдельного индивида, но движущие силы эволюции
содержатся внутри системы индивидов, в данном случае популяции. Разрешение
противоречий популяции служит основой всей эволюции и при этом определяет
преобразование организма как составной части популяции. Отношения между
организмами в популяции носят сложный характер. Их изучение затрудняется тем,
что помимо внутрипопуляционных взаимодействий организмы испытывают влияние со
стороны других популяций, других видов и еще шире — условий окружающей среды.
Глава 3. Теория самопроизвольного зарождения.
Религиозные учения всех
времен и всех народов приписывали обычно появление жизни тому или другому
творческому акту божества. Весьма наивно решали этот вопрос и первые
исследователи природы. Даже для такого выдающегося ума древности, каким являлся
Аристотель, принять представление о том, что животные — черви, насекомые и даже
рыбы — могли возникнуть из ила, не представляло особых затруднений. Напротив,
этот философ утверждал, что всякое сухое тело, становясь влажным, и, наоборот,
всякое мокрое тело, становясь сухим, родят животных.
Авторитет Аристотеля имел
исключительное влияние на воззрения средневековых ученых. Мнение этого философа
в их умах причудливо переплеталось с учением отцов церкви, зачастую давая
нелепые и даже смешные на современный взгляд представления. Приготовление
живого человека или его подобия, “гомункулуса”, в колбе, при помощи смешения и
перегонки различных химических веществ, считалось в средние века хотя и весьма
трудным и беззаконным, но, без сомнения, выполнимым делом. Получение же
животных из неживых материалов представлялось ученым того времени настолько
простым и обычным, что известный алхимик и врач Ван-Гельмонт прямо дает рецепт,
следуя которому можно искусственно приготовить мышей, покрывая сосуд с зерном
мокрыми и грязными тряпками.
Ряд сочинений, принадлежащих
к XVI и XVII вв., подробно описывает превращение воды, камней и других
неодушевленных предметов в пресмыкающихся, птиц и зверей. Гриндель фон Ах даже
приводит изображение лягушек, образующихся из майской росы, а Альдрованд дает
рисунки, показывающие, каким образом птицы и насекомые родятся из веток и
плодов деревьев.
Чем дальше развивалось
естествознание, чем большее значение в деле познания природы приобретали точное
наблюдение и опыт, а не одни только рассуждения и мудрствования, тем более
сужалась область применения теории самопроизвольного зарождения. Уже в половине
XVII в. доктор Реди простыми опытами доказал неосновательность мнений о
самозарождении червей в гниющем мясе. Он покрывал мясо легкой кисеей и таким
образом преграждал доступ к нему мухам, из яиц которых развиваются черви. При
этом мясо загнивало, но образования червей никогда не происходило. Так же
просто было опровергнуто мнение о самозарождении насекомых.
Таким образом, относительно
живых существ, видимых простым глазом, предположение о самозарождении оказалось
несостоятельным. Но в конце XVII в. Кирхером и Левенгуком был открыт мир
мельчайших существ, невидимых простым глазом и различимых только в микроскоп.
Этих “мельчайших живых зверьков” (так Левенгук называл открытые им бактерии и
инфузории) можно было обнаружить всюду, где только происходило гниение, в долго
стоявших отварах и Застоях растений, в гниющем мясе, бульоне, в кислом молоке,
в испражнениях, в зубном налете. “В моем рту,— писал Левенгук,— их (микробов)
больше, чем людей в соединенном королевстве”. Стоит только поставить на
некоторое время в теплое место скоропортящиеся и легко загнивающие вещества,
как в них сейчас же развиваются микроскопические живые существа, которых раньше
там не было. Откуда же эти существа берутся? Неужели же они произошли из
зародышей, случайно попавших в гниющую жидкость? Сколько, значит, должно быть
повсюду этих зародышей! Невольно являлась мысль, что именно здесь, в гниющих
отварах и настоях и происходит самозарождение живых микробов из неживой
материи. Это мнение в середине XVIII в. получило сильное подтверждение в опытах
шотландского священника Нидхэма. Нидхэм брал мясной бульон или отвары
растительных веществ, помещал их в плотно закрывающиеся сосуды и короткое время
кипятил. При этом, по мнению Нидхэма, должны были погибнуть все зародыши, новые
же не могли попасть извне, так как сосуды были плотно закрыты. Тем не менее,
спустя некоторое время в жидкостях появлялись микробы. Отсюда указанный ученый
делал вывод, что он присутствует при явлении самозарождения.
Однако против этого мнения
выступил другой ученый, итальянец Спалланцани. Повторяя опыты Нидхэма, он
убедился, что более продолжительное нагревание сосудов, содержащих органические
жидкости, совершенно их обеспложивает. Между представителями двух
противоположных взглядов разгорелся ожесточенный спор. Спалланцани доказывал,
что жидкости в опытах Нидхэма не были достаточно прогреты и там оставались
зародыши живых существ. На это Нидхэм возражал, что не он нагревал жидкости
слишком мало, а, наоборот, Спалланцани нагревал их слишком много и таким грубым
приемом разрушал “зарождающую силу” органических настоев, которая очень
капризна и непостоянна.
Страницы: 1, 2, 3
|