Проблема пропаганды наркомании на страницах печатных и виртуальных молодежных изданий
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ГУМАНИТАРНЫЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Дипломная работа
Проблема пропаганды наркомании на страницах
печатных и виртуальных молодежных изданий
Допустить к защите:
_______________
Заведующий кафедрой
Выполнила
Студентка V курса
Нарыжная Марина Викторовна
Научный руководитель:
Александрова Н. Н.,
к.и.н., доцент
МОСКВА 2006
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….С.1
Глава
I Современное состояние
проблемы пропаганды наркомании в молодежных печатных и виртуальных СМИ……………………...С.5
1.1. Общие характеристики современных молодежных
СМИ……...…..С.7
1.2. Цель CМИ при освещении проблемы наркомании………...……….С.8
1.3. Причины актуальности проблемы пропаганды в молодежной
прессе…………..……………………………………………………………С.9
1.4.
Влияние идеологии Запада…….……………………………………..С.14
1.5.
Законодательство РФ о понятии «пропаганды наркотических
веществ»…………………………………………………………………...С.17
1.6.
Ситуация с пропагандой наркомании в Интернете...………………С.20
1.7.
Правила освещения журналистом проблемы наркомании……...…С.22
Глава
II Практические рекомендации по
созданию установки на неприятие наркотиков в печатных и виртуальных молодежных
СМИ…………...…………………………………………………………..С.25
2.1.
Темы, от освещения которых следует отказаться..………………...С.26
2.2.
Выбор источника информации………………………………………С.35
2.3.
Безграмотное построение материала………………………………..С.37
2.4.
Ошибки при обращении со словом………...……………………….С.39
2.5.
Использование статистических данных…………………...………..С.41
2.6.
Значение выбора заголовка……………………………………….…С.41
Заключение……………………………………………………….…….….С.43
Литература…………………………………………………………………С.46
Введение
Современное общество всерьез обеспокоено эпидемией
наркомании, ежегодно уносящей сотни тысяч человеческих жизней.
Федеральная служба наркоконтроля оценивает количество
наркоманов в России в миллионы человек (от трех до восьми миллионов).
Средства массовой информации являются основным источником
информации в современном обществе, играют важную роль в формировании
общественного мнения и молодежной культуры. Именно СМИ могут создать в обществе
отрицательную установку на употребление наркотических средств. Поэтому СМИ
отведена главная роль в борьбе с наркоманией, в профилактике наркомании и
пропаганде здорового образа жизни среди населения России.
В то же время, несмотря на запрещение законом пропаганды
наркотиков, открыто продолжают выходить в свет материалы, пропагандирующие
наркоманию и сводящие на нет всю профилактическую деятельность СМИ. Без
преувеличения можно сказать, что каждый материал, каждое неосторожное слово
способно подтолкнуть человека к употреблению наркотиков (особенно подростка,
более подверженному влиянию средств массовой информации).
Проблема пропаганды наркомании в
средствах массовой информации всерьез беспокоит журналистское сообщество.
Именно сейчас, чтобы препятствовать пропаганде наркомании в СМИ, известными журналистами
все чаще ставятся вопросы о создании специальной экспертной комиссии, для
отслеживания фактов пропаганды в СМИ; о создании единой концепции для СМИ при
освещении проблемы наркомании; об обучении журналистов, пишущих по проблеме; о
создании специализированного профессионально-этического кодекса для
журналистов; о регулировании законодательной базы и др.
Вопрос об устранении пропаганды наркомании в прессе требует
скорейшего разрешения, так как регулярная пропаганда наркомании в прессе
приведет к тому, что через несколько лет употребление наркотиков будет
рассматриваться обществом как допустимое, пусть и нежелательное, поведение, так
же, как употребление алкоголя и никотина. А это абсолютно недопустимо, учитывая
разрушительное влияние наркотиков на организм человека (наркоман с момента
начала употребления живет, в среднем, от трех до пяти лет).
Можно сделать вывод, что промедление решения проблемы
пропаганды наркомании в СМИ через несколько десятилетий поставит под вопрос
существование человеческого сообщества.
Для начинающих
журналистов очень важно не только понять значение проблемы пропаганды
наркомании, но и построить свою журналистскую деятельность таким образом, чтобы
избежать в материалах пропаганды наркомании и вести в СМИ борьбу с пропагандой
наркомании.
Именно по этой причине целью данного исследования
является анализ современного состояния проблемы пропаганды наркомании в
средствах массовой информации.
Задачи исследования – рассмотреть современное состояние проблемы
пропаганды наркомании в молодежных печатных и виртуальных СМИ; разработать
практические рекомендации по созданию установки на неприятие наркотиков в
печатных и виртуальных СМИ.
Объект исследования – пропаганда наркомании в современных российских
молодежных СМИ.
Предмет
исследования – технологические приемы, методы усиления эффективности
пропаганды отрицательного отношения к наркотикам.
В
качестве источников мы определили молодежные печатные и виртуальные
издания, т.к. именно молодежные газеты и журналы часто становятся объектом
обвинений в пропаганде наркотиков. Материалы молодежных виртуальных изданий по
проблеме наркомании имеют ряд общих черт с материалами молодежных печатных СМИ,
как по тематике, так и по содержанию. Это дает нам возможность объединить для
исследования проблемы пропаганды наркомании в данной работе как печатные, так и
виртуальные молодежные СМИ.
Хронологические рамки исследования – 2001 – 2006 год.
Критерием отбора печатных изданий стали результаты рейтинга
популярности печатных СМИ в молодежной аудитории1. Таким образом, в
процессе данного исследования нами были проанализированы молодежные журналы
«Молоток», «Ровесник», «Кул» (Cool),
«Кул-гел» (Cool girl), «Штучка», «Неон».
Критерием
отбора виртуальных изданий стали результаты рейтинга антинаркотических ресурсов Narcotop2, определяющего самые посещаемые
сайты, посвященные проблеме наркомании. Так, нами были проанализированы
виртуальные молодежные издания «Без наркотиков» и «Наркозона».
Структура
работы. Дипломное сочинение состоит из введения, двух глав, посвященных
теоретическому и практическому разбору проблемы пропаганды наркомании, и
заключения.
В
первой части рассматривается современное состояние проблемы пропаганды
наркомании в молодежных печатных и виртуальных СМИ:
-
приводятся
общие характеристики современных молодежных СМИ;
-
рассматривается
теория о влиянии идеологии Запада на современные СМИ;
-
определяется
цель СМИ при освещении проблемы наркомании;
-
освещаются
причины актуальности проблемы пропаганды наркомании в молодежной прессе;
-
выявляются
противоречия в российском законодательстве относительно пропаганды наркомании в
СМИ;
-
оценивается
ситуация с пропагандой наркомании в сети Интернет;
Вторая часть посвящена попытке разработать практические
рекомендации по созданию установки на неприятие наркотиков.
На основе виртуальных и печатных молодежных материалов,
посвященных проблеме наркомании, мы рассмотрели:
-
наиболее
часто освещаемые журналистами аспекты проблемы наркомании;
-
используемые
журналистами источники информации;
-
способы
построения материалов о наркомании;
-
выбираемые
для описания проблемы слова;
-
примеры
использования в материалах статистических данных по наркомании;
-
примеры
заголовков материалов по проблеме.
На основе изученных материалов мы постарались определить,
где чаще всего журналисты допускают неосторожные высказывания по отношению к
наркотикам, которые можно расценивать как пропагандирующие наркоманию, и
разработать требования для работы журналиста над материалами по проблеме, чтобы
свести к минимуму возможность пропаганды наркомании.
Данная работа носит, прежде всего, практическое значение. Мы
постарались объяснить начинающим журналистам, пишущим материалы по проблеме
наркомании, необходимость борьбы с пропагандой наркомании на страницах
молодежных изданий; составить рекомендации, при использовании которых материал
будет способствовать возникновению у читателей отрицательного отношения к
наркотикам.
Глава I Современное состояние проблемы
пропаганды наркомании в молодежных печатных и виртуальных СМИ
О масштабах
распространения наркомании (от греч. «наркозис» - сон, оцепенение; «мания» -
страсть, безумие) в России говорит официальная статистика на 2005 год.
По данным Федеральной службы РФ по
наркоконтролю сейчас в стране около 500 тысяч явных наркоманов (состоящих под
диспансерным наблюдением) - это, по самым оптимистичным подсчетам, одна десятая
от общего числа злоупотребляющих1.
«Наркомания
– не только серьезная болезнь, но и проблема, распространение которой кому-то
выгодно»2. С точки зрения маркетинга, наркотики
являются идеальным товаром, потому что формируют психологическую и физическую
зависимость потребителя от продукта и вынуждают к его постоянной покупке3.
В сочетании с бешеной стоимостью и с быстро возрастающим спросом (один наркоман
за свою жизнь привлекает к употреблению около 20ти человек4)
наркотик приносит огромный доход нелегальному бизнесу (стоимость 1т. сырья
после переработки в кокаин возрастает более чем в 12 тыс. раз5).
Основными потребителями наркотиков является молодежь в
возрасте 12-25 лет6. По информации Минздрава России, в 2005
году средний возраст приобщения к наркотикам в РФ составляет 15-17 лет,
участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 9-13 лет и детьми
6-7 лет7.
Это связано с
укоренившимся в сознании молодежи представлением о том, что употребление
наркотиков:
- необходимо, причем во всех сферах жизнедеятельности
человека (наука - «наука и наркотики всегда идут рука об руку»1,
творчество - помогает «пофантазировать»2 и др.);
- приятно («находящимся под их воздействием кажется, что все
отлично»3);
- способно приносить пользу («все наркотические средства в
первую очередь обезболивающие»4, «каннабис…признали полезным при астме,
невралгии, эпилепсии, запое»5);
- способно решить проблемы («на какое-то время ликвидируют
чувство тревоги и неуверенности в своих силах»6;
- исторически оправдано («Наркотики знакомы людям уже
несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во
время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для
снятия боли и неприятных ощущений»7.
«Есть
только 3 причины чтобы не употреблять наркотики: страх смерти, воспитание… и
когда это не нужно… И миллиарды причин, чтобы употреблять»8.
В распространении информации о наркотиках средства массовой
информации играют главную роль - 56,6 % подростков первые сведения о наркотиках
получают именно из СМИ, 31,1% - от сверстников, которые, в свою очередь,
получают информацию из СМИ9.
Молодежные печатные и виртуальные СМИ часто обвиняются
общественностью в пропаганде наркомании. Причины и обоснованность подобных
обвинений, законодательно-правовые аспекты пропаганды наркомании, общие
характеристики современных молодежных СМИ, профессионально-этические качества,
необходимые журналистам для работы над проблемой наркомании будут подробно
рассмотрены в данной главе.
1.1.
Общие характеристики современных молодежных СМИ
За последние десять лет в Российской Федерации структура
средств массовой информации для молодежи претерпела существенные изменения, как
в тематическом, так и в количественном плане1. С одной стороны,
значительно выросло общее количество СМИ, ориентированных на молодого читателя.
С другой – такой количественный рост, не подкрепленный кадровым потенциалом на
фоне существовавшей политической и социально-экономической ситуации, привел к
остро негативным последствиям в информационной среде.
В Российской Федерации зарегистрировано свыше 350
периодических изданий для молодежи. Суммарный тираж этих изданий составляет до
3 млн. экземпляров ежемесячно2.
На
современном российском рынке печатных СМИ для молодежи доминируют издания
развлекательного характера (их совокупный ежемесячный тираж составляет до 75
процентов от тиража всех типов юношеских и молодежных изданий)3.
Во всем спектре юношеской и молодежной прессы слабо
представлены издания обучающего и познавательного характера4.
Говоря о современной молодежной прессе России и Казахстана,
Сагымбай Козыбаев, профессор, д.и.н., президент Академии журналистики
Казахстана, совершенно справедливо отмечает: «В настоящее время с сожалением
приходится констатировать, что на рынке прессы для молодежи безраздельно
властвуют российские или западные издания, адаптированные для молодежи СНГ,
такие как «Cool», «Птюч», «YES», «Ровесник» и др., что еще раз
наглядно подтверждает глобализацию информационного рынка. Подобные издания
делают упор на развлекательную информацию. Издания идут на поводу у аудитории
(которая предпочитает читать о музыке, шоу-бизнесе, сексе, сплетнях), не
стремятся поднимать её культурный и образовательный уровень. Огромный крен в
молодежных СМИ в сторону музыки, развлечений, моды, анекдотов, приколов»1.
1.2. Цель СМИ при освещении проблемы наркомании
Соглашаясь с тем, что
основным назначением современных молодежных изданий является развлечение
читателя, определим, в чем заключается их цель при освещении проблемы
наркомании.
СМИ, несомненно, могут влиять на
уровень потребления наркотических веществ в обществе2.
Являясь основным источником информации о наркотических веществах, каждый
материал способствует формированию общественного мнения по отношению к проблеме
наркомании. И хотя один конкретный материал в СМИ
вряд ли сможет кардинально изменить ситуацию, каждый материал вносит свою лепту
в то, чтобы склонить общественное мнение в ту или иную сторону3.
Цель СМИ при освещении
проблемы наркомании - способствовать возникновению у аудитории отрицательного
отношения к наркотикам.
«СМИ могут давать
необходимые знания о вреде наркотиков, способствовать формированию установки на
здоровый образ жизни и неприятие наркотиков. Но СМИ могут способствовать и
обратным процессам. Это особенно важно предусмотреть и предупредить при
освещении проблемы наркомании, чтобы не получить не планируемого обратного
эффекта (пропаганды наркотических средств)»1.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|