Прокурорская этика
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Гласность,
нравственные начала в деятельности прокуратуры. Прокурорская этика
2.
Участие
прокурора в заседании суда надзорной инстанции, его заключение. Участие
прокурора в пересмотре судом дел по вновь открывшимся обстоятельствам
Список использованных источников
1. Гласность, нравственные начала в
деятельности прокуратуры. Прокурорская этика
Принцип
демократии и гласности в деятельности органов прокуратуры стал действовать с
1987 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 г. в ст. 4
Закона «О прокуратуре СССР», посвященную принципам организации и деятельности
органов прокуратуры, было внесено важное дополнение, касающееся внедрения в
деятельность органов прокуратуры принципа демократии и гласности. «Принцип
гласности в действующем Законе о прокуратуре закреплен следующим образом: Прокурорский
работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит
требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и
организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной
охраняемой законом тайны» [4. с. 4].
Важность
принципа гласности определяется тем, что его реализация способствует
информированности органов государственной власти и общества о состоянии
законности и правопорядка в стране, повышению правосознания населения и, в
конечном счете, укреплению законности. Последнее имеет важное значение для
самой прокуратуры. Отчетность прокуратуры о проделанной работе по укреплению
законности в целом, доступность информации о работе прокуратуры по конкретным
уголовным и гражданским делам, разрешению материалов о преступлениях и правонарушениях
для средств массовой информации способствуют недопущению нарушений законности
в работе самой прокуратуры. Реализация принципа гласности обеспечивается
созданием в республиканской прокуратуре структурного подразделения -
пресс-центра, отвечающего за связь со средствами массовой информации,
организующего эту работу на местах. Анализ деятельности органов прокуратуры в
прошлые годы подтверждает, какой вред приносила «засекреченность» в
деятельности следователей и прокуроров во всех направлениях, а в особенности в
раскрытии и расследовании преступлений. Отсутствие гласности вело к изоляции
правоохранительных органов от органов государственной власти и управления,
различного рода общественных формирований, населения.
Принцип
гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для
граждан, средств массовой информации Посредством его реализации общество
осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной
связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения
законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан,
недостатках в этой работе и, как одно из следствий, позволяет им обращаться в
органы прокуратуры. При этом и граждане, и средства массовой информации
сообщают органам прокуратуры об известных им фактах правонарушений. В
результате этого последовательное соблюдение принципа гласности активно
работает на процесс укрепления законности. Однако не вся информация о работе
прокуратуры может быть предана гласности. Нормативное ограничение принципа
гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными
требованиями, а также нормами законодательства. Согласно ст. 28 Конституции
Республики Беларусь каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства
в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции,
телефонных и иных сообщений, па его честь и достоинство.
Указом
Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2004 г. № 186 утвержден Перечень
сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь в области
внешних сношений, экономики и финансов, науки и техники, в военной области, в
области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности, в области национальной безопасности.
Приказом
Генерального прокурора Республики Беларусь от 21 апреля 1999 г. № 14 утвержден
Перечень сведений, относящихся к служебной информации ограниченного
распространения, которым должны руководствоваться в своей деятельности все
работники органов прокуратуры Республики Беларусь.
Этот
Перечень должен применяться совместно с Республиканским перечнем сведений
ограниченного распространения, утвержденным постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 15 февраля 1999 г. № 237 «О служебной информации
ограниченного распространения». Приказом Генерального прокурора Республики
Беларусь от 30 ноября 1998 г. № 61 утверждено Положение о порядке обращения с
документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения в
прокуратуре Республики Беларусь. Согласно п. 1.2 этого Положения служебная
информация ограниченного распространения — сведения, распространение которых
прокуратура Республики Беларусь считает нежелательным в интересах обеспечения
своей деятельности.
Не
могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения: - описание
структуры, прокуратуры республики, ее функций, направлений и форм
деятельности, а также адреса нижестоящих прокуратур; - порядок рассмотрения и
разрешения обращений граждан и юридических лиц; - решения по обращениям
граждан и юридических лиц, рассмотренные в установленном порядке; - сведения о
нарушениях законности, неправомерности действий или бездействии государственных
органов и должностных лиц, криминогенной ситуации, правонарушениях; - сведения,
сокрытие которых искажает реальную ситуацию в области правоохранительной
деятельности.
Практика
подтверждает, что нередко на «волне гласности» средства массовой информации
разглашают обстоятельства совершенного преступления, имеющие важное
доказательственное значение, в связи, с чем этих доказательств впоследствии
органы предварительного следствия лишаются. С принятием Закона от 12 ноября
1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Республике Беларусь» была
легализирована деятельность органов внутренних дел и общественной безопасности
и снят покров таинственности с этой деятельности органов внутренних дел.
Возникает проблема о возможной информации публичного характера о ходе и
результатах применения различного рода оперативно-розыскных мероприятий. В
этой связи прокурорам и следователям, использующим результаты оперативно-розыскной
деятельности, необходимо руководствоваться приказом Генерального прокурора
Республики Беларусь «Об организации надзора за исполнением Закона "Об
оперативно-розыскной деятельности"», согласно которому прокурор при
санкционировании указанных мероприятий принимает меры по сохранению
государственной и служебной тайны и несет установленную законом
ответственность за разглашение известных ему сведений. На практике в каждой
прокуратуре персонально определены должностные лица, осуществляющие надзор за
законностью производимых оперативно-розыскных мероприятий. Этим должностным
лицам оформлен допуск к работе с секретными и совершенно секретными
документами. Такое исключение из общего правила одного из важнейших принципов
преследует цель способствовать успешному и быстрому раскрытию и расследованию
преступлений, установлению истины по делу и сохранению в неизменности
установленных по уголовным делам доказательств. Следует отметить, что в
производстве органов расследования находится определенная категория уголовных
дел, так или иначе связанных с государственной тайной. Расследование по таким
делам осуществляется в порядке секретного производства, а их рассмотрение
происходит в закрытых судебных заседаниях. Согласно ч. 2 ст. 23
Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь разбирательство уголовного
дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в интересах обеспечения
охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны, а также по
делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими шестнадцатилетнего
возраста, по делам о половых преступлениях и другим делам в целях
предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в
деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство, и в случае, когда этого
требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иных
участников уголовного процесса, а также членов их семей или близких
родственников и других лиц, которым они обоснованно считаются близкими. В
соответствии с ч. 4 ст. 23 УПК по делам, рассмотренным в закрытом судебном
заседании, публично оглашается только резолютивная часть приговора,
определения, постановления суда [3. с. 45].
Сведения,
составляющие государственную тайну и государственные секреты, могут быть также
в сфере гражданского судопроизводства. Согласно ст. 17 Гражданского
процессуального кодекса Республики Беларусь в целях охраны сведений,
содержащих государственную тайну или тайну усыновления либо других сведений,
разглашение которых запрещено законом, проводится закрытое судебное заседание.
Для предотвращения разглашения информации, которая касается интимных сторон
жизни граждан или порочит их честь, достоинство или деловую репутацию, суд
может слушать дело в целом или совершать отдельные процессуальные действия в
закрытом судебном заседании. По просьбе сторон или одной из них при отсутствии
возражении юридически заинтересованных в исходе дела лиц суд может рассмотреть
в закрытом судебном заседании любое дело. При рассмотрении дела или совершении
отдельных процессуальных действий в закрытом судебном заседании присутствуют
только юридически заинтересованные в исходе дела лица, а в необходимых случаях
- свидетели, эксперты, специалисты, переводчики. Закрытое судебное заседание
проводится с соблюдением всех процессуальных правил, установленных ГПК.
Резолютивная часть решения суда в любом случае оглашается публично. О
рассмотрении дела в закрытом судебном заседании суд выносит определение. Генеральный
прокурор периодически докладывает Президенту Республики Беларусь о работе
органов прокуратуры по главным направлениям ее деятельности, о состоянии
законности по отраслям надзора, о проведенных и проводимых прокурорских
проверках в различных отраслях экономики, министерствах, на конкретных предприятиях
республиканского значения, о ходе расследования уголовных дел особой категории,
имеющих широкий резонанс в стране и за рубежом. Доклады Генерального прокурора
Президенту страны каждый раз транслируются по первому каналу национального
телевидения. Положительный опыт работы Генерального прокурора был распространен
на нижестоящих прокуроров, что полностью отвечает требованиям Закона о
прокуратуре.
В
настоящее время прокуроры выступают с докладами и сообщениями на собраниях трудящихся
об очном и единообразном исполнении законов на предприятиях, стройках, в
органах государственной власти и управления. Распространены выступления
следователей в трудовых коллективах с докладами о результатах расследования
уголовных дел и по обсуждению причин и условий, способствовавших совершению
преступлений членами указанных коллективов. Проводя в жизнь принцип гласности,
работники прокуратуры Республики Беларусь тем самым способствуют воспитанию у
граждан честного отношения к труду, уважения к законам и правилам общежития,
соблюдению норм морали и нравственности [8. с. 114].
Нравственность
определяет духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а
также выполнение этих правил поведения. Нравственные начала, нравственные
основы в жизни и деятельности человека вообще — это тот фундамент, основа,
стержень, на котором держится все. Результаты аттестаций работников районных,
городских прокуратур показали, что они обладают не только профессиональными
качествами, которые соотносятся с общими требованиями, предъявляемыми к прокурорским
работникам, но и нравственными качествами. Это: добросовестность,
дисциплинированность, принципиальность, внимательное и уважительное отношение к
гражданам, корректность, вежливость и тактичность скромность, трудолюбие,
требовательность к себе и самокритичность, исполнительность, прилежность и
аккуратность, объективность и отзывчивость. Кроме того, при установлении
соответствия прокурорского работника определенной должности оцениваются
профессиональные качества, определяемые функциональными задачами, особенностями
профессиональной деятельности, с учетом уровня органа прокуратуры в прокурорской
системе.
В
Законе «О прокуратуре Республики Беларусь» законодательно закреплены требования
как профессионального, так и нравственно-этического характера относительно лиц,
назначаемых на должности следователя или прокурора. Согласно Закону на
должности прокурорских работников могут назначаться граждане Республики
Беларусь, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми
личными деловыми и моральными качествами.
В
приказе Генерального прокурора Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г. № 19 «О
работе с кадрами в органах прокуратуры Республики Беларусь» указано, что работа
по подбору профессионально подготовленных, инициативных прокуроров и
следователей рассматривается как эффективное средство повышения авторитета
органов прокуратуры, их роли в борьбе с преступностью, укреплении законности. В
целях повышения личной ответственности каждого прокурорского работника за
порученное дело лицо, впервые назначаемое на должность прокурорского работника,
принимает присягу работника Прокуратуры Республики Беларусь. В присяге
содержатся требования к должностным лицам, которые берут на себя обязанность по
осуществлению надзора заточным и единообразным исполнением законов,
бескомпромиссно вести борьбу с преступностью. Принятие присяги происходит в
торжественной обстановке, в условиях широкой гласности. Присяга с подписью
поступающего в прокуратуру работника хранится в его личном деле, в котором
будет отражена вся его последующая деятельность. Высокая профессиональная
подготовка работников прокуратуры должна сочетаться с их гражданским мужеством,
непримиримостью к нарушениям закона, честностью и справедливостью. Следователи
и прокуроры должны быть способными по состоянию здоровья выполнять физически
трудные обязанности, в особенности в борьбе с уголовной преступностью. Следует
отметить, что подавляющее большинство прокуроров и следователей, проявляя
необходимые профессиональные и личные качества, добросовестно трудятся на
порученном участке.
Президент
Республики Беларусь и Генеральный прокурор Республики Беларусь, определяя
программу подбора, расстановки и воспитания кадров органов прокуратуры, ставят
задачу, чтобы все участки прокурорского надзора, предварительного следствия
были укомплектованы политически зрелыми, принципиальными, неподкупными,
компетентными и добросовестными работниками, способными творчески и целеустремленно
проводить в жизнь требования по укреплению законности и правопорядка,
государственной и трудовой дисциплины. В то же время среди работников
прокуратуры имеются и недобросовестные работники, которые становятся на путь
нарушения законности, невыполнения своего служебного долга, нарушения
государственной и служебной дисциплины, злоупотребления своим служебным
положением. К таким лицам применяются дисциплинарные взыскания, вплоть до
увольнения из органов прокуратуры. При поступлении на работу в органы прокуратуры
у отдельных следователей и прокуроров возникает вопрос, почему к ним
предъявляются такие высокие требования. А.Ф. Кони говорил: «Как для врача нет
и не может быть болезней и больных хороших и плохих, а есть человек, который
от этой болезни страдает и нуждается в помощи, и долг врача помочь ему,
облегчить его страдания, так и для юриста, в том числе прокурора и следователя,
не говоря уже об адвокатах, нет «хороших» и «плохих» дел, простых и сложных, а
есть конкретный случай, конфликт, ситуация, в которых надо разобраться и
решить по закону и справедливости!»
Закон
наделил прокуроров и следователей широкими полномочиями
властно-распорядительного характера: возбудить уголовное дело; предъявить
подозреваемому обвинение в совершенном преступлении; избрать в отношении
обвиняемого меру пресечения, в том числе содержание под стражей; произвести в
его жилище обыск, осмотр или выемку; наложить арест на почтово-телеграфную
корреспонденцию и их выемку; отстранить обвиняемого от занимаемой должности;
производить прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим
каналам связи, и иных переговоров и др. Неправильное пользование такими
полномочиями, а тем более злоупотребление служебным положением могут повлечь и
влекут за собой последствия. В качестве примера можно привести случаи, когда по
вине прокурорских и следственных работников были привлечены к уголовной
ответственности невиновные лица и осуждены к исключительной мере наказания. Трагические
последствия повлекли за собой грубейшие нарушения законности, злоупотребления
служебными полномочиями прокурорами, следователями, судьями в период культа
личности. Тысячи невиновных граждан незаконно были привлечены к уголовной
ответственности и осуждены к высшей мере наказания — расстрелу, пожизненному
заключению и длительным срокам лишения свободы. В прошлые годы в погоне за показателями
среди работников прокуратуры и других правоохранительных органов бытовало
мнение, что для раскрытия преступления применимы любые средства и методы и
отступления от норм уголовно-процессуального закона, и допущенные нарушения
закона при расследовании уголовных дел оправдывались достигнутой целью —
раскрытием преступления путем «выбивания» от подозреваемых признательных
показаний в отношении преступлений, которые они не совершали. Злоупотребление
прокурорами и следователями своими властно-распорядительными полномочиями
отрицательно влияет на формирование личности этих лиц: они перестают видеть
исключительность и тяжелые последствия процессуальных действий, у них
появляется черствость, формализм, невнимание к людям, к их горю и страданиям,
чрезмерная суровость, уверенность в своей непогрешимости. Наступает
перерождение не только как специалиста, прокурора или следователя, но и как
человека. Чтобы этого не случилось, необходим повседневный строгий контроль со
стороны руководителя прокуратуры и вышестоящего прокурора за каждым
процессуальным действием. Каждый работник прокуратуры призван действовать не
только в рамках закона, но и руководствоваться в своей работе нормами гуманизма,
проявлять доброжелательность, чуткость, заботу и внимание к людям. Граждане
нашей страны каждый день обращаются в прокуратуру за защитой своих прав и
свобод, увязывая должности прокурора и следователя с понятием справедливости.
Зачастую обращение их к прокурору — это последняя надежда на законное
разрешение вопроса. Поэтому от прокуроров и следователей требуется в их работе
проявлять объективность, непредвзятость и справедливость, своим отношением к
исполнению должностных обязанностей ежедневно утверждать верховенство закона.
Страницы: 1, 2
|