По
мере укрепления уверенности в том, что интеллектуальная собственность и
интеллектуальный капитал не менее важны для постиндустриальной эпохи, нежели
частная собственность и денежный капитал для буржуазного общества, отношение к
личным свойствам человека и к создаваемом им индивидуализированным благам как к
личной собственности становится все более однозначным. Отмечая, что личная
собственность неотчуждаема и служит более мощным побудительным мотивом, чем
любой иной вид собственности, современные социологи признают ее истоком
естественную принадлежность человеку его личных качеств и продуктов его
деятельности, а результатом - преодоление свойственного рыночной эпохе
отчуждения человека от общества" [7].
Обретение
личной собственностью новой ипостаси стало предметом серьезных исследований еще
в 70-е годы. Выдающуюся роль в этом сыграла книга Г. Беккера о
"человеческом капитале", позже отмеченная Нобелевской премией. Вслед
за ней появилось множество работ о человеческом, интеллектуальном и других видах
капитала, не воплощенных в материальных объектах, а лишь персонифицированных в
конкретных личностях.
Информационная
революция закладывает основы модернизации отношений собственности. Новые
собственники предлагают крупным компаниям и корпорациям не свой труд, а его
результат, не рабочую силу, а потребительную стоимость, воплощенную в том или
ином информационном продукте или новой производственной технологии. В то же
время и руководители производства, в исключительно редких случаях являющиеся
формальными владельцами соответствующего предприятия или компании, становятся
собственниками производственного процесса - в той его части, в которой они
могут его контролировать, а также собственниками технологий и способов
выживания компании в жесткой рыночной борьбе со своими конкурентами. Наиболее
серьезной собственностью менеджеров оказывается созданная и взращенная ими
организация, причем под этим термином скрывается исключительно многообразное и
сложное явление, включающее в себя не только внутренние производственные технологии,
но также управление персоналом и концепцию поведения компании во внешней
конкурентной среде. Противостояние между капиталистом и наемным работником как
владельцами средств производства и рабочей силы, характерное для
индустриального общества, заменяется взаимодействием между работниками,
способными самостоятельно развивать собственное производство, и менеджерами
крупных промышленных и сервисных компаний как владельцами разных, но одинаково
необходимых для осуществления и совершенствования хозяйственного процесса
условий. Как отмечает П. Дракер, сегодня "ни одна из сторон (корпорации:
ни работники, ни предприниматели) не является ни "зависимой", ни
"независимой"; они взаимозависимы".
Возможность
самостоятельной деятельности, высокий уровень независимости от собственников
средства производства формирует новую степень свободы современного работника.
Еще в начале 90-х годов социологи стали отмечать, что "контроль над
средствами производства жестко ограничен тем, в какой мере они являются
информационными, а не физическими по своему характеру. Там, где роль интеллекта
очень высока, контроль над орудиями труда оказывается рассредоточенным среди
работников". Осознание человеком своей новой роли в производственном
процессе, потенциальных возможностей выхода за пределы существующей структуры,
а также решенная в целом проблема удовлетворения основных материальных
потребностей приводят к тому, что творческие личности не могут более
управляться традиционными методами.
При
этом как собственность работников на знания и средства информационного
производства, так и собственность менеджеров на инфраструктуру производства не
являются частной собственностью в традиционном смысле данного термина. По сути
дела, и те и другие способны сегодня в рамках товарного обмена предлагать своим
контрагентам не столько собственно деятельность или способность к ней, сколько
интеллектуальный продукт, возникающий в ходе сложного взаимодействия творческих
личностей. Мы полагаем, что именно эти типы собственности представляют собой
те, не реализовавшиеся еще окончательно формы личного владения условиями и
средствами производства, которые и подрывают, в конечном счете, традиционные
способы хозяйствования [7].
Экспансия
личной собственности проявляется в последние десятилетия все более отчетливо. В
последние годы идея "электронного коттеджа", выдвинутая в начале 80-х
годов О. Тоффлером, получает зримое подтверждение: если в 1990 году в
Соединенных Штатах 3 млн. работников были связаны со своим рабочим местом
главным образом телекоммуникационными сетями, то в 1995 году их насчитывалось
уже 10 млн., причем, как ожидалось, это число должно вырасти до 25 млн. к 2000
году. В 1995 году 65 процентов работников в компьютерной индустрии было занято
в мелких и индивидуальных фирмах, и лишь 35 процентов - в крупных компаниях. В
таких условиях человек вынужден общаться с гораздо большим числом контрагентов,
нежели прежде, усваивать и перерабатывать гораздо большее количество
информации. Расширяется круг людей, живущих и работающих вполне самостоятельно,
осваивающих новый тип поведения, в значительной мере не определяемый
традиционными экономическими ценностями и не предполагающий частной
собственности на средства производства как условия хозяйственной деятельности,
а стоимости - как его главной цели.
Модифицированные
разнообразными факторами, отношения частной собственности утратили в условиях
становления постиндустриального общества то фундаментальное значение, которое
они имели в рамках общества индустриального. Частная собственность в ее
"дезинтегрированных" формах выступает в настоящее время скорее как
символ владения средствами производства и условие получения определенных
доходов, чем как воплощение возможности действовать в качестве субъекта,
обладающего реальной хозяйственной властью, переходящей к собственникам знаний,
процессов и технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполнив данную курсовую
работу можно сделать следующие выводы.
Производственными отношениями
называются отношения между людьми в процессе общественного производства. Они
выражают отношения людей через их отношения к средствам производства, т.е.
отношения собственности. Производственные отношения бывают различных видов, а
также имеют переходные формы. Производственные отношения и производительные
силы составляют две стороны каждого способа производства и связаны друг с
другом по закону соответствия ПО характеру и уровню развития ПС. По этому
закону ПО и ПС взаимозависимы друг от друга, и изменение одних из них влечет за
собой изменение других. Система производственных отношений образует
общественно-экономический уклад. Именно поэтому, что понятие
общественно-экономического уклада характеризует исключительно производственные
отношения, оно и является важнейшим инструментом анализа экономического строя
того или иного конкретного общества. Некоторые производственные отношения не
образуют системы, а существуют в виде придатка к ней. Эта форма ПО называется
неукладной. Таким образом, производственные отношения
могут выступать в социальном организме как в качестве
общественно-экономического уклада, так и в неукладкой форме, в частности в
качестве общественно-экономического подуклада. Вполне понятно, что укладные и
неукладные (в частности, подукладные) производственные отношения играют далеко
не одинаковую роль в экономической структуре общества. Значение первых несравненно
более велико, чем вторых. И нельзя при этом не вспомнить, что сама идея
неравноценности разных производственных отношений была выдвинута еще К.
Марксом, писавшим в одной из своих работ о вторичных, третичных, вообще
непервичных производственных отношениях.
В движении общественного
продукта выделяют четыре стадии: производство, распределение, обмен,
потребление.
Распределение – такой отрезок кругооборота, который
начинается в производстве. Чтобы создавать все многообразие полезных вещей,
требуется разместить работников и орудия труда по разным видам хозяйственной
деятельности. Такое разделение труда со временем все более углубляется и
расширяется. Когда распределяется доход, полученный от хозяйственной
деятельности, то определяется доля каждого человека в созданном богатстве. Она
зависит от количества изготовленных благ.
Обмен глубоко вторгается в
производство. Ведь разделение
труда вынуждает работников совершенствовать свои способности в разных
направлениях. Из-за этого возникает необходимость
обмениваться знаниями и деятельностью в целях получения
общего хозяйственного результата. Такое сотрудничество можно наблюдать,
положим, на автомобильном заводе, продукция
которого — плод совместного труда конструкторов, инженеров, технологов, рабочих разных профессий и многих других людей, включая управленческий персонал.
Доставшиеся от распределения блага
зачастую не нужны людям для личного потребления.
Но в то же время они нуждаются в совершенно других вещах. Тогда происходит обмен продуктами труда.
Потребление составляет
заключительный этап движения продукта, когда он идет на удовлетворение личных нужд людей. В
это время полезные вещи известным образом исчезают в процессе непроизводительного
потребления, после чего их требуется заново создавать.
В процессе отношений
людей производственные отношения постоянно претерпевают изменения.
Традиционная корпорация эпохи индустриализма представляла
собой организацию, которая объединяла предпринимателей и наемных работников,
действующих в рыночных условиях по весьма унифицированным правилам, что
позволяло ей выживать в конкурентной борьбе. На протяжении XX столетия
корпоративная структура прошла в своем развитии несколько существенно отличных
друг от друга этапов.
Толчком для поистине масштабных перемен стал радикальный
сдвиг от производства материальных благ к производству услуг и далее, к
доминированию информационного сектора, под знаком которого прошли 70-е и 80-е
годы.
Проследив
путь развития корпорации на протяжении последнего столетия, следует сделать
вывод, что как форма организации общественного производства она достигла
состояния, которое может рассматриваться в качестве последней ступени,
предшествующей переходу к производственным общностям, не являющимся
корпорациями в собственном смысле этого слова.
Модифицированные
разнообразными факторами, отношения частной собственности утратили в условиях
становления постиндустриального общества то фундаментальное значение, которое
они имели в рамках общества индустриального. Частная собственность в ее
"дезинтегрированных" формах выступает в настоящее время скорее как
символ владения средствами производства и условие получения определенных
доходов, чем как воплощение возможности действовать в качестве субъекта,
обладающего реальной хозяйственной властью, переходящей к собственникам знаний,
процессов и технологий.
Представляет ли собой рыночная система
наилучший способ нахождения ответов на поставленные в данной работе
фундаментальные вопросы? Это тоже сложный вопрос: любой полный ответ на него
неизбежно выходит за пределы фактов и вступает в царство ценностных суждений.
Но отсюда следует, что научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по
себе факт, что имеется много альтернативных способов распределения редких
ресурсов, то есть много разных систем производственных отношений, служит ярким
свидетельством расхождения в оценках эффективности рыночной системы.
Переход к рыночным отношениям хозяйствования обостряет
проблему поиска путей стабильной работы предприятий. Наиболее важным
стабилизирующим и одновременно с этим мало изученным фактором является создание
эффективных производственных отношений, отвечающей современным требованиям,
которые выдвигаются к условиям и характеру труда, взаимосвязи интересов
отдельных работников и коллективов, социально- психологической обстановке.
Недостаточное уделение внимания этим требованиям как при создании новых, так и
в процессе организации функционирования действующих предприятий приводит к
тому, что обеспечение предприятий высокопроизводительным оборудованием часто
характеризуется низкой экономической эффективностью.
Переход к постиндустриальной стадии развития стал возможен
и необходим благодаря накоплению в развитых индустриальных странах огромного
материального и нематериального богатства, развитию науки, техники и
технологии, росту производительности труда, развитию человеческой личности. Активизация
человеческого фактора предполагает применение новых форм материального и
морального поощрения инициативного и творческого отношения работника к труду,
изменение его организации.
Список литературы
1.
Башков В.З. Общая экономическая теория. – М:
«Издательство ПРИОР» Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002.
2.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М:
Юристъ, 2003.
3.
Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху
в новом тысячелетии. – СПб: Изд-во СПбГТУ, 2005.
4.
БулатовА.С. Экономика-М.:‹‹Издательство БЕК››,
1996.
5.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек,
стратегия, организация, процесс: 2-е изд., учебник. – М: «Фирма Гардарика»,
2005.
6.
Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. – М: ЮНИТИ,
2000.
7.
Иноземцев В. Трансформация производственных отношений.// Экономика и жизнь, 2004, №2
8.
Интеллектуальный капитал – стратегический потенциал
организации: Учеб. пособие. / Под ред. А.Л. Гапоненко, Т.М. Орловой. – М.: ИД
«Социальные отношения», 2003.
9.
Камаев В.Д. и др. Экономическая теория: Учебник для
студентов вузов / 4е изд., перер. и доп. – М: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС,
1999.
10.
Киперман Г.Я., Сурганов Б.С. Популярный
экономический словыарь.М:‹‹Экономика›› 1993.
11.
Ленин В. И.,
Государство и революция, Полное собрание соч., 5 изд., т. 33.
12.
Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная
экономика. – М: «ИНФРА-М», 2001.
13.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. – Соч., 2
изд., т. 6
14.
Маркс К., Энгельс Ф. – Соч., 2 изд., т.12.
15.
Медведев В.А. Политическая экономия: Учебник для
вузов-М: Издательство политической литературы, 1988.
16.
Основы предпринимательства. Серия «Учебники,
учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 512 с.
17.
Румянцев А.М.Политическая экономия: Учебник для
экон. вузов.Т.1.- М.:Политиздат, 1980.
18.
Семенов Ю. Л. Теория
общественно-экономических формаций и всемирная история. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
19.
Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное
пособие. – М: Финансы и статистика. 2002.
20.
Социально-экономические проблемы переходного
общества: из практики стран СНГ. – М.: Наука, 2002.
21.
Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное
пособие для вузов.2-е изд.: Кн.1-М: Гумманит. Изд. Центр ВЛАДОС,1996.
22.
Экономика предприятия: Учебник./ Под ред. проф. О.И
Волкова. - М.: ИНФРА-М, 1998.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|