Меню
Поиск



рефераты скачать Правовые принципы адвокатуры

Правовые принципы адвокатуры

Введение


Происходящая в России демократизация политической и экономической системы,  провозглашение создания основ правового государства  вызывает необходимость коренной реорганизации форм и методов деятельности всех правовых институтов и добровольных объединений, связанных с защитой прав и законных интересов граждан. Важнейшее место в этом процессе занимает совершенствование российской адвокатуры - института, который как никакой другой, теснейшим образом связан с отправлением правосудия.

Актуальность темы исследования исходит из того, что в современный этап реформирования государственной правовой системы и государственного механизма обеспечения реализации правовых норм характеризуется принятием реальных мер для совершенствования правового государства и переосмыслением содержания и сущности правовых, экономических, социальных и морально-этических ценностей, в том числе исследования принципов права.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся и действующие в процессе правоприменительной и правозащитной деятельности адвокатуры по поводу реализации гражданами и организациями права на судебную защиту и оказания им квалифицированной юридической помощи, основанные на применении принципов деятельности адвокатуры.

В последние годы в нашей стране активно формируется рынок предоставления квалифицированной правовой помощи. Адвокаты ежегодно оказывают помощь большому числу граждан и множеству организаций, принимают участие в рассмотрении 90% уголовных дел и более 10% гражданских дел. Однако того количества профессиональных юристов, которое действует сегодня на территории Российской Федерации, явно недостаточно для обеспечения граждан и организаций юридической помощью. Так, если в России на 145 млн. населения имеется 17 тыс. 200 адвокатов., то в ФРГ на 91 млн. - более 60 тыс. адвокатов, в Англии - на 60 млн. населения 67,5 тыс., а в США на 252 млн. человек приходится 400 тыс. адвокатов и юрисконсультов.[1]

Сама организация адвокатуры, принципы ее деятельности также во много устарели и не отвечают современным требованиям.

В представленной работе дается общая характеристика российской адвокатуры, дается определение правового принципа, рассматриваются основные правовые принципы деятельности адвокатуры.

Целью данной курсовой работы является изучение правовых принципов деятельности адвокатуры, их взаимосвязь, характеристика каждого из принципов.

Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:

-   исследование сущности правового принципа и адвокатуры;

-   проведение анализа правовых принципов деятельности адвокатуры;

-   изучение вопросов деятельности адвокатуры;

Научная новизна работы заключается, прежде всего в том, что в курсовой работе проведено исследование российского законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре применительно к условиям правовой реформы в России.


Глава I. Исторический очерк адвокатуры, ее  определение и понятие правового принципа.

1.1 Исторический очерк


В России становление профессиональной адвокатуры связано с реформами 1864 г.: рождавшийся #M12291 841500471суд присяжных#S не мог функционировать без обеспечения профессиональной защиты, к чему частные ходатаи и стряпчие - предшественники адвокатов - готовы не были. Так же были приняты основные принципы адвокатуры.

Октябрьская революция 1917 г. разрушила и сложившуюся в России #M12291 841500476судебную систему#S и адвокатуру. Вплоть до утверждения первого Положения об адвокатуре 26 мая 1922 г. #M12291 841500241правовую помощь#S в суде по гражданским и #M12291 841501677уголовным делам#S оказывали в соответствии с #M12291 841502058декретами#S о суде - «неопороченные граждане обоего пола», а затем - члены коллегий правозаступников, осуществлявших функции и защиты и #M12291 841502671обвинения#S и #M12291 841500143представительства#S в гражданском судопроизводстве.

С 1922 г. адвокатура советской России, а затем Союза ССР прошла значительный путь и в организационном формировании (создание республиканских, областных, краевых коллегий адвокатов с их юридическими консультациями на местах) и в кадровом обеспечении. Постепенно «неопороченные граждане» и иные правозащитники - энтузиасты были вытеснены профессионалами с высшим, как правило, юридическим образованием.

К началу 90-х годов, с которыми мы связываем первые шаги нынешней судебно-правовой реформы, адвокатура России представляла собой чисто советское #M12291 841501719учреждение#S. Об этом свидетельствовала неопределенность ее правового статуса, позволявшая предъявлять к ней требования с учетом идеологических установок КПСС; характер поставленных перед ней задач, особенности взаимоотношений адвокатуры с государственными органами и #M12291 841502696общественными организациями#S.

Важнейшие #M12291 841502660нормативные акты#S об адвокатуре не дают ее правовой характеристики как института #M12291 841501644государства#S или общества. Сказано лишь, что задачей адвокатуры является оказание юридической помощи гражданам и организациям и что «коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью»#S.

В последние годы существенно увеличилась численность адвокатов в России - их стало на 7 тыс. больше, чем было в Союзе (более 20 тыс. адвокатов на конец 1995 г.).

Принципиальным изменениям подвергнута и система оплаты труда адвокатов. Она всегда на протяжении советского периода строилась по жесткой таксе, именуемой «Инструкцией об оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям», утверждаемой Министерством юстиции СССР. Каждый вид юридической помощи имел строго фиксированную оценку в рублях, подобно оценке услуг парикмахерской.

И только Инструкция, введенная в действие 10 апреля 1991 г., предусмотрела новшество, отразившее многолетние чаяния адвокатов, удовлетворявшиеся ранее нелегально (значит - противозаконно) за счет так называемого микста (Аббревиатура, расшифровывающаяся адвокатами как «максимальное использование клиента сверх таксы»). В ст. 1 этой инструкции записано: «Основным принципом оплаты труда за юридическую помощь, оказанную адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и кооперативам, является соглашение между адвокатом и лицом, обратившимся за помощью».

Соглашение об оплате между адвокатом и клиентом - принцип не новый, но если ранее соглашение было ориентировано на предельные ставки таксы, то теперь - на материальные возможности клиента и притязания конкретного адвоката. Это тоже нашло отражение в Инструкции: «При оплате по соглашению гражданину принадлежит право #M12291 841501527выбора#S конкретного адвоката» (из ст. 1).

Сама же такса сохраняется, но для тех случаев, когда соглашение не достигнуто и вопрос об оплате решается заведующим юридической консультацией или взыскивается судом при выполнении обязательных поручений. Предусмотрена и возможность оплаты поручений в #M12291 841501376валюте#S.

Таким образом, основа для процветания «именитых» адвокатов заложена и она широко используется в условиях рыночных отношений.


1.2 Понятие адвокатуры и сфера ее деятельности.

Адвокатура - совокупность юристов-профессионалов, объединенных чаще всего в адвокатов с целью оказания юридической помощи населению, включающую участие в различных видах судопроизводства в качестве защитников либо представителей истца, ответчика и др. лиц, отстаивающих свои интересы.

Функционирование адвокатуры является основным способом обеспечения ст. 48 Конституции РФ, часть I которой гласит: «Каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Принятый в порядке, предусмотренном Федеральным законом, кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.

Адвокатура занимает важное место в системе правоохранительных органов и организаций. Однако она не является правоохранительным органом, т.к. у адвоката нет полномочий по принуждению за соблюдением чьих-либо прав, он действует на принципиально иной основе: он - защитник, т.е. защищает. Защита нужна для того, чтобы не допустить следственных и судебных ошибок особого рода: привлечения к уголовной ответственности, предания суду и осуждения невинного либо осуждения виновного по закону, предусматривающему ответственность за более тяжкое преступление, чем в действительности им совершенное или назначения чрезмерно сурового наказания, а также в других случаях.

Устранение таких ошибок является прерогативой должностных лиц и органов, ответственных за производство по уголовному делу либо осуществляющих надзорные полномочия. Задача же защитника состоит в том, чтобы своими ходатайствами, жалобами, возражениями, объяснениями обращать внимание компетентных должностных лиц на допущенные следственные и судебные ошибки и требовать их устранения.

Обращая внимание в своих ходатайствах на грубые нарушения законности, допущенные сотрудниками милиции или следователями, адвокаты способствуют не только устранению ошибок по конкретному делу, но и улучшению стиля работы правоохранительных органов.

Успешный выбор и реализация защиты обвиняемого во многом зависит от профессионального мастерства адвоката, от его умения анализировать материалы дела, вести допрос, формулировать вопросы к экспертам. В распоряжении защитника находятся различные средства, с помощью которых он спорит с обвинением. Он может, в частности:

- обращать внимание суда на недостаточность доказательств, положенных в основу обвинения;

- указывать на не исследованность версии, опровергающей или ставящей под сомнение версию обвинения;

- опровергать обвинение путем критики лежащих в его основе доказательств;

- доказывать факты, несовместимые с теми, которыми обосновано обвинение.

Выбор способа действий зависит от защитника, который должен учитывать доказательственную ситуацию по делу.

Однако следует подчеркнуть, что защита обвиняемого ни при каких обстоятельствах не может превращаться в защиту преступления. Адвокат не может по просьбе обвиняемого прибегать к незаконным методам защиты, несоответствующим правилам процесса. Из деятельности адвоката совершенно исключены подтасовка фактов, их искажения, подговор свидетелей или постановка им наводящих вопросов.

Адвокат, выступая в качестве представителя или защитника, правомочен защищать права и представлять законные интересы лиц, обратившихся за юридической помощью, запрашивать через юридическую консультацию справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи, из государственных и общественных организаций, которые обязаны выдавать эти документы или их копии.

Адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя.

Адвокат обязан использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обратившихся к нему за помощью. Но он не вправе принять поручение об оказании юридической помощи в случаях, если в расследовании или разрешении дела участвует должностное лицо, являющееся родственником адвоката или если адвокат ранее участвовал в этом деле в качестве судьи, следователя, лица, производившего дознание, прокурора, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, понятого. Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи.

1.3  Понятие правового принципа.


Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.

Отражаясь прежде всего в нормах права, принципы пронизывают всю правовую жизнь общества, всю правовую систему страны. Они характеризуют не только сущность, но и содержание права, отражают не только его внутреннее строение, статику, но и весь процесс его применения, его динамику. Принципы права оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки нормативных актов, их издания, установления гарантий соблюдения правовых требований.

Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на которой покоятся и реализуются не только его нормы, институты или отрасли, но и вся его система. Принципы служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы. Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных его отраслей и институтов, правовых норм и правовых отношений, субъективного и объективного права.

Вполне очевидно различие принципов, например, современного романо-германского права, охватывающего собой страны, в которых юридическая наука и практика сложились исключительно на основе римского права и мусульманского права, сложившегося на основе мусульманской религии.

Принципы права не всегда лежат на поверхности. Однако они присущи праву любой страны. Как правило, они или же закрепляются прямо в законодательных актах (статьях, преамбулах конституционных и обычных законов) или же вытекают из содержания конкретных правовых норм.

Принципы права не являются произвольными по своему характеру, а объективно обусловлены экономическим, социальным, политическим строем общества, существующим в той или иной стране, социально-классовой природой государства и права, характером господствующего в стране политического и государственного режимов, основными принципами построения и функционирования политической системы того или иного общества.


Глава II. Правовые принципы деятельности адвокатуры.

2.1 Принцип независимости.

Независимость — сущность юридической профессии.

Свободное общество и свободные люди не могут существовать без компетентных и независимых юристов. Без независимых юристов не может быть беспристрастных судей.

Независимость является наиболее характерной стороной деятельности адвокатов. Независимость является одновременно сильной стороной, обязанностью ив целом сущностью адвоката.

Адвокат обязан действовать абсолютно независимо, он должен быть свободен от любого давления извне, особенно со стороны государства и от других внешних воздействий и особенно от своих личных интересов.

Правительства должны обеспечить адвокатам возможность исполнять свои профессиональные функции без принуждения, домогательства или ненадлежащего вмешательства.

Адвокат должен, таким образом, избегать любых посягательств на свою независимость и следить за тем, чтобы не поступаться своими профессиональными стандартами в отношениях с клиентами, судом или третьими лицами.

Независимость в положениях нормативных актов. Все нормативные акты, регулирующие деятельность юристов, признают независимость как абсолютный принцип такой деятельности.

По данному принципу приведем пример из  зарубежной практики. Обратимся к Кодексу Поведения Совета Коллегий Адвокатов и Юридических Обществ Европейского Сообщества.

Совет коллегий адвокатов и юридических обществ Европейского Сообщества (ССВЕ) является в ЕС официально признанной организацией профессиональных адвокатов. ССВЕ состоит из 17 делегаций, члены которых назначаются коллегиями адвокатов и юридическими обществами 15 стран — членов ЕС, двумя экономическими территориями и 7 наблюдателями (Кипр, Венгрия, Республика Словакия, Чехия, Словения, Швейцария и Турция). Основной задачей ССВЕ является изучение всех вопросов, оказывающих влияние на юридическую профессию в странах-членах ЕС и в Европейской Экономической Зоне и выработка предложений, направленных на координацию и гармонизацию международной профессиональной практики.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.